Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Первая художественная авторская кукла

Первая художественная авторская кукла

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Куклы
Первая художественная авторская кукла | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Куклы авторские, художественные заставляют меня надолго замирать над каждой фотографией - столько деталей, такая тонкость работы, точность образа, нестандартность авторского взгляда...

Здесь, на Ярмарке Мастеров, огромное количество в той или иной степени индивидуальных, авторских работ. Но это словосочетание "авторская кукла" настолько часто употребляется, что, кажется, мы уже забыли о его первоначальном смысле.

Сегодня я хочу поделиться историей о кукле, которую принято считать первой авторской художественной. 

До эпохи фабричного производства куклы изготавливались вручную и в единственном экземпляре, что в целом соответствует понятию авторская кукла. Однако имена авторов этих произведений нам неизвестны.

Но и с началом фабричного производства кукол традиция авторской куклы не была утеряна. Так в 1672 году в Англии была выпущена партия кукол из папье-маше (автор неизвестен), тираж которой составил всего двенадцать экземпляров.  Единственная сохранившаяся из них в 1996 году «ушла» на аукционе Сотби за 68 тысяч фунтов стерлингов.  (Очень хотелось мне посмотреть фотографию этой куклы, но все мои усилия не увенчались успехом... думаю, где-то точно есть архив каталогов лотов аукционного дома Сотбис, но я его в сети не нашла. Поэтому, если у кого-то вдруг есть фотография той самой монахини, поделитесь пожалуйста! И я, и читатели будем очень Вам благодарны!)

А первая художественная авторская кукла была создана в единственном экземпляре во Франции в 1881 году. Она была представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже. Ее автором был художник Эдгар Дега. Это была восковая статуэтка «Petite Danseuse» («Маленькая танцовщица»), одетая в настоящее платье из ткани.

Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов, и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин - танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца, а выставил за всю свою жизнь только одну - "Четырнадцатилетнюю танцовщицу". 

кукла, история куклы

Кукла на фото является одним из 28 экземпляров, отлитых уже после смерти автора. (Восковой оригинал был выполнен ок. 1879–1881, отлита в бронзе в 1922. Бронза, муслиновая юбка, сатиновая лента, деревянная подставка. Высота 105 см.)

 Оригинал «Танцовщицы» был первой и единственной скульптурой Дега, появившейся на выставке при жизни художника.

Тогда, в 1881 году, произведение шокировало публику — никто раньше не осмеливался изображать танцовщиц такими. Как пишет в своей книге The Spectacular Body («Показательное тело» ) профессор Антеа Кэллен (Anthea Callen), отвращение буржуазных критиков и зрителей было вызвано тем, что Дега не просто натуралистично изобразил девочку, он придал ее лицу «дегенеративные» черты, которые отсутствовали у модели — дочери прачки и портного Мари ван Гётем.

В то время была популярна теория Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso), который говорил о важности применения методов естествознания в криминологии: преступники, по его мнению, отличались от всех остальных людей «атавистическими» внешними признаками, свидетельствовавшими об отставании в развитии. Дега усилил эффект от своей скульптуры, выставив рядом с ней рисунки с изображением убийц, чьи лица были поразительно похожи на «преступные типажи» Ломброзо. 

Кроме того, он распорядился поместить «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» в стеклянную витрину, что для любителей искусства было в новинку. 

Материалы, которые использовал Дега, тоже были нетрадиционными: художник вылепил фигуру девочки из воска, надел на нее настоящие лиф, пачку и пуанты и даже сделал ей шевелюру из человеческих волос. Вышло возмутительно натуралистично — скульптура походила на восковую фигуру из Музея мадам Тюссо. 

Своей «инсталляцией» Дега предвосхитил многие открытия художников XX века, считавших, что контекст, в рамках которого зритель воспринимает произведение искусства, является его составным элементом. 

Юные балерины в творчестве Дега — это нераскрывшиеся бутоны, которые увядают, не успев расцвести. В XIX веке танцовщицами часто становились девочки из очень бедных семей, которые нередко становились содержанками богатых «любителей балета». 

авторская кукла

Бронзовая копия статуэтки Эдгара Дега "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" была продана на аукционе Sotheby's в Лондоне за 13257250 фунтов (около 19,2 миллиона долларов).

Предварительная оценка лота составила от 9 до 12 миллионов фунтов. Статуэтку выставил на торги британский коллекционер Джон Мадейски, который приобрел ее в 2004 году на том же аукционе за 5 миллионов фунтов. Новым владельцем произведения стал японский специалист по импрессионизму Ясуаки Исизака (Yasuaki Ishizaka).

Надеюсь, вам было интересно, спасибо за внимание!

И давайте повышать уровень своего мастерства, насколько хватит таланта, терпения и времени. Выходить за рамки привычного, осваивать новые техники, воплощать самые смелые и необычные свои идеи! Я уверена, что куклы и игрушки некоторых из замечательных мастеров и мастериц России тоже войдут в историю, и их имена будут вспоминать десятки и сотни лет спустя!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email