Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество >  >  > Вырезаем "Ложку рыбака"

Вырезаем "Ложку рыбака"

Сергей Апполонов

Форма "Ложки рыбака" родилась несколько лет назад при необычных обстоятельствах. Отправились мы с сыном на рыбалку с ночёвкой. Наловили рыбку, на обед решили сварить уху. Проверяю карман в рюкзаке, где обычно лежат ложки, нет их.

Что делать? Конечно же, вырезать ложку. А я всегда таскаю с собой изогнутую полукруглую стамеску и нож при мне, и наждачная бумага в кармане рюкзака лежит на всякий случай. Нашёл рядышком со стоянкой сухостойную иву, выпилил подходящий длины и толщины кусок дерева (небольшую ножовку и топорик тоже беру с собой в лес).

 А дальше всё как обычно, вырубил топориком грубую баклушу, и так дальше, по технологической цепочке. К вечеру ложка была готова. Конечно же, она не была идеально вышкурена, но есть такой ложкой было можно. В итоге, уже затемно, при свете фонарика, ели мы с сыном уху из котелка этой ложкой по очереди.

Та ложка до сих пор жива и исправно несёт свою службу... И что мне понравилось в "Ложке рыбака", это её удобная форма, относительно длинная ручка и изогнутое черпало, есть ей из котелка одно удовольствие. С тех пор так и повелось, что режу эту ложку своим друзьям и знакомым рыбакам.

Ложка рыбака

1 этап.

Выбираем материал. Для "Ложки рыбака" я предпочитаю пропаренную берёзу, так как это дерево довольно прочное и пропаренная берёза хорошо режется. Такой материал можно найти в тех местах, где есть производство фанеры.

 Перед тем, как "раскрутить" берёзовое бревно на фанеру, его сначала пропаривают, чтобы при срезании шпона дерево не ломалось. В качестве отходов фанерного производства остаются берёзовые скалки диаметром до 10 см. Вот этот материал я и использую для ложек. Впрочем, такую ложку можно вырезать из любого другого походящего дерева, например из липы, ольхи, осины, клёна и т.д.

 Для удобства именно для "Ложки рыбака" оптимально взять брусок длиной 25 см, шириной 6 см. и толщиной 3 см.

2 этап.

Рубим баклушу. Сначала опиливаем походящее полено до нужного размера.

И срубаем топориком лишнее, получая брусок с описанными выше размерами. Затем рубим грубую баклушу примерной формы.

3 этап

Прорисовываем контуры будущей ложки. Для точности нужно пользоваться лекалом. Я вырезал такое лекало из старого календарика. Чтобы лекало черпака ложки было симметричным, сначала складываем лист пополам, рисуем контур и аккуратно вырезаем. На начальном этапе контуры изделия прорисовываю маркером с тонким кончиком, на финише - карандашом.

4 этап

Срезаю полукруглой стамеской с коротким изгибом и косяком лишний массив дерева по прорисованному контуру. Если режем ложку из ровного бруска, то обрезать можно электрическим лобзиком. Очень важно на этом этапе оконтуривать ложку вертикально относительно плоскости ложки, особенно область черпака.

5 этап

Рисуем контуры ложки в "профиль" и срезаем всё лишнее, опять же пользуясь полукруглой стамеской и косяком.

Важно сразу же прорисовать изгиб черпака относительно черенка ложки; несоблюдение этого условия - самая распространённая ошибка начинающих резчиков.

6 этап

Прорисовываем контур ложки ещё раз.

Можно увидеть, что есть лишнее дерево, его нужно срезать.

Прорисовываем контур едала.

Выбираем едало черпака полукруглой стамеской и клюкарзой.

После того, как готово едало, округляем обратную сторону черпака косяком. Делать это нужно очень аккуратно, срезая понемногу, стараясь не "зарываться" резцом в массив дерева.

7 этап

Округляем черенок ложки косяком, обращая внимание на волокна. Так как форма черенка криволинейная, можно легко "зарыться" косяком поперёк волокон. Этого нужно избегать. Рисуем линию будущего витка на черенке ложки.

Вырезаем виток косяком по прорисованной линии.

8 этап

Вышкуриваем ложку сначала крупной, затем мелкой наждачной бумагой. Для грубого вышкуривания плоскостей я пользуюсь деревянным бруском с наклеенной на него наждачной бумагой.

9 этап

Пропитываем ложку растительным маслом. Я пользуюсь для пропитки именно этой ложки маслом собственного приготовления, настоянным на травах и сваренным с еловой живицей. Сначала наливаю немного масла в едало, и на какое то время оставляю, для того, чтобы масло впиталось в массив ложки. Оставшееся масло равномерно распределяю по всей поверхности ложки, втирая пальцами.

Правильно вырезанный крючок позволяет повесить ложку так, что она будет держаться на кончике иглы.

Использованный инструмент

Плотницкий топорик "Звонарь" - для вырубки баклуши Полукруглая стамеска с коротким изгибом Ramelson - для оконтуривания ложки и выборки едала. Полукруглая стамеска - клюкарза Pfeil 7a/18 - выборка едала Нож Kasumi - формирование облика ложки. Деревянный брусок с наждачной бумагой, наждачная бумага разной зернистости. Травно-живичное пропиточное масло Травоведа - отделка готовой работы

Интернет-журнал `Резьба по дереву`  www.rezbaderevo.ru  22.09.2007 

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email