Как из уставшей мамы превратиться в энергичную и счастливую?

Как из уставшей мамы превратиться в энергичную и счастливую? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Когда в семье появляется малыш, жизнь женщины меняется. К прибавившимся домашним хлопотам добавляется ежеминутная забота о ребенке.

Хочу поделиться своим опытом преодоления усталости. Сразу оговорюсь, что все мы индивидуальны, поэтому не претендую на истину во всех инстанциях, тем более, что я мама всего 10 месяцев (не учитывая внутриутробной жизни малыша). Но, может, кому-то из мам помогут мои рекомендации.

Усталость складывается, на мой взгляд, из двух составляющих: эмоциональной и физической. Именно эмоциональный аспект мы и рассмотрим, в первую очередь.

Организуйте совместное времяпрепровождение с малышом так, чтобы интересно было обоим.

Как мне кажется, чувство усталости нам часто, как ни странно это звучит, приносит сосредоточенность не на ребенке, а на второстепенных вещах, являющихся важными для женщины. Раньше она сама контролировала всю свою жизнь, решала, чем заняться здесь и сейчас. Теперь все по-другому. Например, она мечтает именно сейчас посмотреть любимый фильм, порисовать, сделать маникюр, сходить к подруге или что-то еще, но не может из-за того, что на руках у нее маленький ребенок. Выходит, хочет, а не может. Возникает неудовлетворенность, а отсюда – усталость, обида на жизнь, близких, Бога и т. д., может даже появиться обида на малыша.

Наоборот, когда мама растет вместе с малышом, учится познавать вместе с ним мир, открывать новые грани жизни, если она вовлечена в общие игры и занятия не только физически, но и на уровне ума, ей становится намного интереснее проживать каждую минуту. А когда тебе интересно, то не устаешь – это закон!

Это не значит, что нужно быть полностью поглощенной заботами малыша, у мамы обязательно должно быть что-то еще в жизни, но не в ущерб ребенку. Нужно найти разумное соотношение, где на первом месте стоит, конечно, дитя.

Иными словами, чтобы не уставать, надо так организовать совместное времяпрепровождение с малышом, чтобы интересно было обоим. Мама, воодушевленная занятиями с ребенком, заряжается позитивной энергией, а дитя, счастливое от того, что ему достается столько внимания и любви, берет с мамы пример эмоционального энтузиазма, учится радоваться и быть счастливым от простых, но важных вещей.

материнство, дети, советы

Здесь важно помнить два момента:

1. Нужно постоянно напоминать себе о своем высоком предназначении именно в первые годы жизни малыша. Бог послал нам на воспитание живую душу, это великий дар и большое благо, и в то же время – серьезная ответственность. В это время – первые месяцы и годы жизни, у ребенка закладывается около 80% информации о мире. И не только информации познавательного характера, но и его ключевые ощущения, чувства, представления о своем месте в мире. Важно, насколько это возможно, окружить малыша любовью, заботой, привить ему правильное восприятие действительности. От этого зависит его будущий путь.

Есть такой пример. Однажды одна женщина, будучи матерью, сгоряча сказала в детстве своим сыновьям, что оба они закончат дни в психиатрической больнице. Прошли годы, а материнские слова сбылись. Один из них умер, будучи врачом-психиатром, другой – будучи психически больным. Слова матери для детей пророческие. Они на уровне подсознания закладывают в ребенка программу действия, которую он будет неосознанно выполнять всю свою жизнь! Поэтому будьте внимательны и аккуратны.

2. Помните, что ребенок берет с нас пример. И если мы относимся к нему с невнимательностью, т.е. купаем, кормим, играем, но делаем это механически, потому что так надо, а сами мечтам только о том, чтобы он поскорее вырос и делал все сам, то впоследствии он так же будет относиться и к нам, и к другим людям. Невнимательность – это корень всех оскорблений (Бхакти Вигьяна Госвами). Поэтому очень важно любить своего ребенка и показывать ему эту любовь в действии.

Найдите себе хобби – это восстановит эмоциональные силы и придаст энергии.

Очень полезно маме найти себе «отдушину», чтобы она могла отвлечься. Дело в том, что наш мозг устает, если регулярно выполняет одну и ту же деятельность. И даже короткое переключение внимания в течение дня, способно восстановить эмоциональные силы и придать энергии. Это может быть что угодно, но главное – это время нужно уделить себе. Попробуйте выделять полчаса каждый день. Можно начать разводить комнатные цветы, заняться дизайном и обустройством квартиры, научиться шить, вязать, плести, вспомнить о школьных увлечениях: рисовании, вышивании, чтении, музыке, коллекционировании чего-нибудь, почтовой переписке с интересными людьми и т.п. Можно начать учиться чему-то новому и интересному: астрологии, массажу, английскому языку, психологии, аюрведе, скрапбукингу... – список велик. Начните вести дневник или пройдите какой-нибудь тренинг онлайн. Сейчас обучение доступно в формате аудио- и видео-. Стоит только захотеть!

Такое переключение внимания выполняет две функции:

Во-первых, мама концентрируется на чем-то еще, кроме дома, и реализует себя, как личность, что немаловажно для ее психологического комфорта (вспомните триаду женского счастья: мама, женщина, личность).

Во-вторых, ребенок, подрастая, будет видеть маму не только на кухне, но и за каким-то интересным занятием, что будет прививать ему вкус к увлеченности и трудолюбию.

усталость, счастье

Когда этим всем заниматься? Если есть желание, время найдется! Кто-то творит ночами, кто-то – ранним утром, кто-то – во время сна малыша, а кто-то умудряется – и вместе с ним!

Черпайте вдохновение в обучении материнству

Еще один важный, на мой взгляд, пункт для обретения удовлетворенности – это постоянное обучение родительству. Мы можем пустить все на самотек и решить так: ну уж как-нибудь вырастим из ребенка человека, все же как-то растят. Здесь опять важно помнить, что вся дальнейшая жизнь маленького существа зависит от вас и только от вас – и не только здоровье, но и его будущие отношения с людьми. Поэтому узнавайте – о детях и про детей. Слушайте лекции психологов и вникайте в опыт других мам. Что это даст? Это даст вдохновение, желание воспитывать ребенка в благости и понимание многих законов мироздания. Меня воодушевляют лекции о детях и семейных отношениях монахини Нины Крыгиной, психологов Марины Таргаковой и Сергея Авакова, книги священника Павла Гумерова и семьи Никитиных. И много еще существует прекрасного обучающего материала, который не только полезен и дает маме знание, но и развивает ее, дарит новые идеи, делает жизнь более интересной.

Обеспечьте себе позитивное общение

Следующий пункт программы по преодолению усталости – это позитивное общение с другими людьми: мужем, родителями, подругами и единомышленниками. Иногда у мамы возникает желание отгородиться от внешнего мира, погрузиться в собственный домашний мир, уберечь дитя от влияния из вне. И, наверно, такие передышки тоже нужны, однако все хорошо в меру. Общение играет очень важную роль в нашей жизни. Через общение мы учимся, наполняемся определенной энергией и развиваем те или иные качества, именно поэтому важно обеспечить себе позитивное общение – на таком уровне, когда у вас есть удовлетворение, когда вы чувствуете подъем и радость. Это будет полезно и малышу – расширит его кругозор, покажет разнообразие мира, подарит новые впечатления.

Научитесь принимать все с благодарностью

Крайне важно для мамы мыслить правильно – с оптимизмом, радостью, благодарностью. Тут есть несколько рекомендаций.

1. Возьмите за привычку  просыпаться утром в хорошем настроении и мысленно желать всем счастья, а перед сном поблагодарить день и вспомнить 50 событий в нем, за которые нужно сказать «спасибо» Богу. Так рекомендуют духовные наставники.

2. Если вы человек религиозный, то начните слушать духовную музыку и лекции святых личностей вместе с ребенком. Это пойдет на благо и ему, и вам. Добрый настрой и душевное умиротворение гарантированы.

3. Сосредоточьтесь на приятных моментах, которые вам дарит материнство: например, не нужно работать от звонка до звонка, можно больше времени, чем раньше, гулять на открытом воздухе, есть возможность начать заниматься тем, что раньше откладывалось «на потом» и т.п.

энергия, женщина

Что касается физической усталости, то здесь у каждого своя «программа по облегчению домашнего труда». У кого-то часть забот берут на себя живущие рядом: мамы, тети, мужья, старшие дети, кто-то прибегает к механизмам-помощникам: пароваркам, мультиваркам, пылесосам-роботам и т.д.

Скажу несколько слов о нашей семье. Для меня облегчением домашнего труда являются следующие моменты.

Во-первых, дела по дому я стараюсь делать вместе с ребенком – это позволяет мне отдохнуть потом, когда он спит, а также приучает к труду его. Заметьте, что при таком образе жизни у мамы реже возникает вопрос – чем же заняться с малышом?

Во-вторых, мы практикуем не только совместный сон, но и совместное кормление. Ребенку ничего отдельно не готовится, и он кушает вместе со всеми за общим столом. До 6 месяцев мы кормились только грудью, после – начали прикармливать той пищей, что ели сами. Конечно, тут на первый план выходит качество и состав еды на столе. Для нашей семьи проблем здесь не возникало, так как в нашем доме вся еда вегетарианская, простая, с минимумом всяческих консервантов, красителей и т.п. – это овощи, фрукты, зернобобовые и молочное в сыром, вареном, тушеном виде с очень небольшим количеством приправ (поперчить может каждый себе в тарелку).

Ну и, в-третьих, ничего страшного не случится, если вы не успеете сделать все запланированные на сегодня домашние дела. Вашему мужу и детям важнее хорошее настроение мамы, чем идеальная чистота при раздраженной и вечно уставшей маме. Поэтому не паникуйте и делайте все по мере сил.

И последний важный совет. Осознайте, что быть мамой – это здорово, интересно и увлекательно. Перед вами открыт целый мир – новый и живой, поэтому никаких поводов для усталости и грусти нет!

Комментарии (3)

Спасибо за статью! Сама мама годовалой дочки и во многих взглядах с Вами согласна))

Хорошая статья! Откликнулось) Многое знакомо, пережито, переварено и найден мой собственный рецепт. У меня трое =) младшей всего 2,5 месяца. И только к третьему ребёнку ощущаю дзен. Уверенность, спокойствие и никаких внутренних конфликтов. Когда-то поняла тоже что усталость от несовместимости желаний моих и ребёнка. И я научила себя желать в рамках возможностей))) И тогда, когда возможности есть))) И оказалось возможно всё! Но почему-то с тремя. Чем было меньше детей, тем меньше было возможностей. До сих пор не могу понять почему так =)

Спасибо, Наталья! Жизнь - это школа. Мы учимся любить, понимать и принимать. И, наверно, детки нам даются свыше в том числе и для этого тоже. Преклоняюсь перед вами - тоже хочу еще детишек. Добра и мира вам!{#}