Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Старинные ножницы — настоящие сокровища

Старинные ножницы — настоящие сокровища

Виды творчества:   Разные виды творчества
Старинные ножницы — настоящие сокровища | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Хотелось бы немного рассказать про такой предмет быта как ножницы.

Как часто мы ими пользуемся в течение дня: открыть упаковку, отрезать нитку или ярлык, вырезать деталь, прорезать отверстие, удалить заусенец и т.п. Ножницы позволяют нам легко резать бумагу, картон, пластик,металл. В своем доме мы имеем не одни ножницы: маникюрные, портновские, кулинарные, садовые (список расширяется в зависимости от основного вида деятельности хозяина). Когда же человек додумался до создания столь необходимого в быту предмета?

История возникновения ножниц уходит корнями в глубокую древность. Самые первые ножницы появились у человека совсем не потому, что ему надо было как-то обслуживать себя, а потому, что ему надо было как-то стричь овец. Случилось это три с половиной тысячи лет назад, ножницы тогда представляли собой два лезвия, соединённых наподобие пинцета.

Изобретение это, хоть и функционировало, было не особенно удачным, (ведь лезвия «овечьих» ножниц, появившихся впервые в Древнем Риме, не поворачивались относительно центра, а просто сжимались рукой, как большая захватка для кусочка торта), и потому наши прадеды пользовались ими только перед «утеплительным шерстяным сезоном», а ноготочки на руках, думается, для удобства просто грызли. Но даже несмотря на то, что конструкция была очень неудобная — она просуществовала более двух тысяч лет без принципиальных изменений. 

ножницы

     Неоклассика. Италия (Франция), 1820 год

Так бы это безобразие и продолжалось, если бы в Древних Сиракузах не родился математик и механик Архимед. Великий грек сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» — и изобрёл рычаг.

Примерно около 8 века нашей эры на Ближнем Востоке какому-то ремесленнику пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами. Затем рукоятки ножниц стали украшать художественной ковкой и «автографами» кузнецов — клеймами. Возможно, в те времена и возникла нехитрая детская загадка: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик...»

В Европу ножницы пришли чуть позже, приблизительно в 10 веке. К этому же периоду времени относятся самые старые ножницы, найденные на территории России. Это произошло при археологических раскопках Гнездовских курганов в 12 километрах от Смоленска возле деревни Гнездово.

антиквариат

Делали ножниц из стали и железа (стальные лезвия наваривали на железную основу), серебра, покрывали позолотой, богато украшали. Фантазия мастеров-изготовителей не имела предела — то выходила диковинная птица, клюв которой резал ткань, то колечки для пальцев обвивали виноградные лозы с кистями винограда, то вдруг получались не ножницы, а сказочный дракон, весь в таких замысловатых украшениях, что они мешали пользоваться этим функциональным устройством.

Постепенно всё больше и больше как в восточном, так и в западном мирах наблюдается более пристальный интерес к форме и качеству ножниц. Начинают появляться модели с тонкими, плавными очертаниями, лезвиями, украшенные гравировкой и инкрустациями. Особенно способствовало этому искусство каллиграфии, распространившееся по всему исламскому миру.

Ножницы становятся всё привлекательнее с эстетической точки зрения. Они получали разнообразные формы в рамках общей идеи, были украшены ажурной резьбой. При этом они оставались функциональными и приносили толику эстетики в рутину.

В средние века ножницы становились свидетельством внимания мужчин к прекрасному полу. Так, в четырнадцатом веке, поклонник, отправлявший подарок своей даме, зачастую вкладывал в него пару ножниц в кожаном футляре. Именно в это столетие ножницы становятся истинно женским аксессуаром, каким они, за редкими исключениями, и остаются по сей день.

винтаж        Стальные ножницы, украшенные ажурной резьбой. Англия, 1875

искусство

                                                                        Ножницы для вышивания. Эпоха романтизма, Франция

сокровища

 Предметы быта 11-13 века 
(из материалов раскопок в Новгороде)

Scissors
18th–19th century
Turkey
Steel, bronze, and gold
The Metropolitan Museum of Art

Scissors
Gabriel de la Vega 
1733
Spanish (Albacete)
Steel
The Metropolitan Museum of Art

Russian silver sewing chatelaine, circa 1840

Немецкие ножницы, 1875г.

Ножницы закройщика, Италия, 1870г.

Набор начала 19 века — ножницы и наперсток. Сделаны из 18-тикаратного золота. Футляр из тисненой кожи, обит бархатом.

Футляр для ножниц в виде колчана. Янтарь, золото, эмаль; резьба, 
чеканка, полировка, пунцирование. Германия. Конец XVII - начало XVIII вв

19th century english ladies companion sewing case

A boxed, gilt silver six piece sewing kit in an engraved, ornate style with natural and a few (likely replacement) round cabochon cut turquoise. Most likely, late 18th century, of Northern European or Russian origin.

Позолоченные ножницы в двойном (хрустальном), а затем кожаном футляре. Франция, 17 век

Scissors (Sheffield), c.1840

Ножницы, Россия.
1820е гг. перламутр; сталь; бронза; резьба; чеканка
«Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село»

Шатлен с набором для рукоделия, Франция, 1830-ые годы, золото, серебро, жемчуг, эмаль, резьба, чеканка, золочение. Шатлен, который можно было носить на поясе, принадлежал тоже Александре Федоровне, эти вещи были завещаны ей свекровью.

Изящные ножницы из серебра Франция, 19 век

Ножницы с чехольчиком 19 век

Серебряные ножницы начала 20 века

Norwegian Enameled Sterling Sterling Scissors by David Anderson

Салемская ведьма фигуральные ножницы, изображающие ведьму на метле; серебряный металл тона; отмеченный "Salem 1692, Registered Germany."

Gilt Etui — Деревянное зерно в этом прекрасном овальном случае построено в красивой алмазной форме. И зерно леса на основании случая еще более симпатично, чем зерно на вершине. В центре алмазной формы невыгравированный медный медальон. Инструменты в футляре включают: позолоченная шпилька, шило, ножницы и игольник так же как золотой наперсток.

Я очень надеюсь, что вам понравилась небольшая публикация о таком прекрасном предмете, о настоящем сокровище! Спасибо за внимание. 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email