Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Что за норвежский зверь такой «бюнад»?

Что за норвежский зверь такой «бюнад»?

Виды творчества:   Вышивка > Вышивка гладью
Шитье > Кройка и шитье

Каждый раз бывая в своей любимой Норвегии, я не устаю поражаться красоте норвежских национальных костюмов, которые продолжают носить в «современной», вернее, праздничной жизни. Если же вам посчастливится, и вы попадете на 17 мая в Норвегию (День Конституции), приготовьтесь — вас ждет незабываемое зрелище!

норвегия

Празднование 17 мая в Трондхнейме

Все улицы городов и поселков расцвечиваются национальными флагами, а по улицам идут настоящие демонстрации людей в национальных костюмах.  Вот только сами норвежцы никак не могут договориться, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма. Бюнад — неотъемлемая часть жизни современного норвежца, почти «обязательная» часть его, вернее, ее гардероба.

бюнад

сёлье

Что за зверь такой «бюнад»?

На разных сайтах и в разных статьях в прессе, посвященных этой теме, высказываются часто прямо противоположные точки зрения.

В одном месте вы можете прочитать, что бюнад — это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

национальный костюм

Другой историк будет утверждать, что бюнад — это праздничная одежда в национальном стиле, существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Он, бюнад, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в случаях, когда знаний старых традиций не хватало, и дизайнеры черпали вдохновение из отдельных элементов бюнада или росписи розами (rosemaling) и резьбы по дереву или вышивки. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» — фестдракт. В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad. Так, например, известен и очень популярен у покупателей очень красивый фестдракт Силье, который был придуман Дагни Бертельсен.

вышивка

Третий искусствовед скажет, что бюнад отличается от национального костюма, ибо под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду, а бюнад — одежда праздничная.

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад» произошло от древнесеверного bnar – «одежда для дома» и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она.

норвежский костюм

Подобные споры вряд ли интересны иностранцу, потому что и бюнад и фестдракт потрясающе красивы, и увидевший их в первый раз человек надолго замирает в восхищении, приоткрыв рот.

норвежский

Есть чему завидовать!

В Норвегии существует на сегодняшний день около 200 видов бюнадов (плюс еще множество вариаций). В полный комплект женского одеяния входят: украшенные вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, чулки (специальные, тоже иногда вышитые!), сумочка с серебряным замочком, шаль, варежки для зимы и ручной работы украшения из серебра или реже золота – особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (slje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса и особые туфли. 

серебряные украшения

Серебряные пуговицы к бюнаду

норвежская традиция

норвежский стиль

«Находка» последних пару лет — специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табликой с именем на ручке!

норвежский украшения

национальные украшения

Мужской костюм состоит из рубашки, жилета, жакета, брюк, чулок, шляпы, отлитых из серебра застежек, пряжки, запонок, пуговиц и специальных «бюнадных» туфель.

вышивка гладью

Практически в каждом селении (не говоря уже о городе!) есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.

серебряная фурнитура

Никаких подделок!

Большинство национальных костюмов сохранилось в более или менее первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована в начале XX века на основе исторических источников.

Интерес к национальному костюму возник в Норвегии во второй половине XIX века как одно из проявлений национального романтизма. Страна стремилась к независимости и самоопределению, жаждала обрести национальные символы. Одним из таких символов и стал национальный костюм. Многие женщины из привилегированных и интеллигентных семей стали не только носить бюнады, но еще и интересоваться их историей.

Постепенно возникло своего рода женское движение, которое сначала изучало историю национальных танцев, а потом стало заниматься и национальным костюмом. Возглавили это «движение» Хюльда Гарборг  (1862-1934), жена известного писателя Арне Гарборга, и Клара Семб (1884-1970). Они были первыми, кто обратил внимание, что костюм должен быть не просто красивым и похожим на настоящей национальным, но должен быть подлинно историческим – при этом необходимо учитывать цвет и качество ткани, узор вышивки, виды украшений и пуговиц.

Хюльда Гарборг

Восстановить бюнады в первоначальном виде было не столь уж и сложно — потому что, к счастью, в Норвегии в то время существовали замечательные «подручные» материалы в виде акварелей Юхана Ф.Л. Дрейера и литографии Юхана Х. Сеннса начала XIX века, на которых были изображены старинные национальные костюмы.

Строгие требования и «полиция бюнадов»

В 1947 году был основан специальный «Совет по бюнадам и национальному костюму Норвегии.

Исследователи бюнадов могут представить в Совет свои реконструкции старинных национальных костюмов и в дальнейшем начать их «производство», но при этом они должны соответствовать следующим требованиям:

- исследователь должен представить исторические документы (копии), на которые опирался в своей реконструкции, а также сам костюм или отдельные его части указанного в заявке времени;

- одежда, которая будет реконструирована и затем запущена в производство, должен строго соответствовать при производстве своим историческим параметрам – например, виду ткани, фасону, украшениям;

- помимо одежды, в Совет требуется предоставить и имеющиеся в наличии у исследователя художественные материалы – например,  старинные акварели или гравюры;

- при запуске производства нового бюнада в комплект непременно должны входить все части костюма старинного, начиная с одежды и кончая обувью и украшениями;

- бюнад должен производиться тем же способом, что и раньше – то есть. Должны учитываться нитки, способ вышивки, виды швов и т.д. Например, если воспроизводится бюнад XVIII века, то и шиться он должен вручную;

- Бюнад должен производиться в разных вариантах, как было в старые добрые времена, и не превращаться в униформу на все случае жизни.

bunad-girls

Лишь когда все требования удовлетворены, а исследователь присылает в Совет современный вариант бюнада, на который собирается получить лицензию, он может начинать его воспроизводить и продавать в специальных магазинах.

«Самыми» старинными, а потому истинно норвежскими, считаются бюнады из Бергена, Сетесдала, Телемарка, Нумедала, Халлингдала, Гюдбрандалена и Рёроса.

Серьги к бюнаду

Брошь к бюнаду - так называемая "сёлье"

Становится понятно, что благодаря Совету в Норвегии существует «полиция бюнадов» («bunadspolitiet»), которая отслеживает правильность изготовления и ношения национальных костюмов. Все дело в том, что надеть любой национальный костюм норвежцы не могут — существует негласное правило, что можно носить платье той области, где ты родился или (на крайний случай) где прожил большую часть жизни.

Если совет обнаружит, что какой-то магазин продает бюнад без лицензии, то это может быть поводом для судебного разбирательства. Также магазин с лицензированными национальными костюмами может подать в суд на магазин, который продает такие же костюмы без лицензии.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email