> Журнал > Публикации > Мода, стиль, тенденции > Королева Виктория, лапки куропатки и колибри на шляпках

Королева Виктория, лапки куропатки и колибри на шляпках

Шитье > Кройка и шитье
Королева Виктория, лапки куропатки и колибри на шляпках | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Очень люблю всякие исторические «бантики» — так я называю увлекательные и непременно правдивые рассказы из далекой и не очень истории. А потому у меня есть не только коллекция винтажных украшений, но и коллекция историй их о них.

Одна из самых моих любимых — о королеве Виктории и килтпинах. Последние переводятся на русский как «брошь для килта».

Однажды Королева Виктория посещала шотландский замок Балморал, нынешнюю резиденцию королевской семьи в Шотландии, в котором располагалась пехота шотландской армии, известные Douglas Highlanders.

королева виктория, английская мода

Так называемый свадебный портрет королевы Виктории

Во время смотра подул сильный ветер, и один молодой солдат с трудом остался стоять прямо: килт, как известно, носили без нижнего белья, а от ветра он грозил распахнуться прямо перед Королевой. Виктория заметила замешательство солдата и заколола раздуваемый ветром килт своей собственной брошью. С тех пор, как гласит легенда, шотландцы и носят килт. Конечно, это всего лишь сказка — но все равно забавно!

викторианская эпоха

Это серебряная брошь для килта в виде копытца. 1890-е годы

 английские украшения

А это - килтпин начала 20 века из шотландского агата и серебра в виде заздравного рога 

Одним из самых любимых уже в наше время килтпинов стала лапка куропатки в серебряной оправе, которая, как считалось, приносит удачу.

таксодермические

Но, поскольку убивать несчастных птичек негоже, то сейчас такие лапки, в основном, антикварные. И носят их многие знаменитости — например, Шэрон Стоун, которая купила себе такую брошь, когда узнала, что это настоящий талисман удачи.

украшения

Килтпины стали популярны в Европе (как оригинальные броши для дам) именно благодаря королеве Виктории, которая вообще любила всё шотландское — и прежде всего, саму прекрасную Шотландию. 

Надо сказать, что королева Виктория вообще отличалась решительностью и неожиданными поступками. С ней связано великое множество историй, которые никак не назовешь «королевскими», а скорее уж они, как не удивительно это звучит, совершенно «феминистские».

И еще она очень любила охоту. Поэтому нет ничего удивительно, что именно в ее время появилась довольно жутковатая для нас мода на таксидермические украшения, то есть украшения, в которых использовались не просто перья, а высушенные птички — например, колибри и попугайчики:

шляпы  

Жутковатая шляпка с попугайчиками. 1890-е годы

На шляпках использовались и другие «высушенные трупики» птичек, например, добытые во время охоты, которая была любимым занятием в те времена. Вот как на этих картинках из модных журналов тех лет:

 шляпки

страусиные перья

При этом нельзя сказать, что все окружение королевы и ее народ были в восторге от такого «украшательства» — и в 1880-х годах уже вовсю велась борьба против массового уничтожения птиц, чьи перья были просто необходимы модницам для шляпок и вееров.

колибри

серьги

Шляпа со страусными перьями. Фотография. 1900-е годы 

В прессе регулярно появлялись довольно злые карикатуры на таких кокеток, за которыми, в частности, гонялись несчастные страусы:

парюра

Тем не менее птичек как истребляли, так и продолжали истреблять — в одном только 1911 году в Лондоне было продано более 40 тысяч убитых крошек. Лишь в 1921 году импорт перьев любых птиц кроме африканских страусов и обыкновенных гаг, был запрещен.

странная мода

 Брошь. Золото, жемчуг. головка убиенной колибри. 1890-е

пряжка

 Серьги. Золото, головки колибри. 1890-е годы. Музей принца Альберта и королевы Виктории, Лондон

Викторианская мода была поистине удивительной во всех смыслах — огромной популярностью пользовались, например, колье и серьги из жуков.

 лапка куропатки

Брошь. Золото, жук, рубины. 1880-е годы

Ювелирные изделия из жуков вошли в моду в 1880-х, когда дамы были весьма экстраваганты. "Приезжали" жуки из  Индии и Южной Америки, но, поскольку Англия тогда была больна Египтом (Victorian Egyptian Revival) — а болезнь эта началась после открытия Суэцкого канала в 1869 году, — то жуков "маскировали" под скарабеев.

килтпин

Колье и брошь. Золото, жуки. 1880-е годы

Словом, о времена, о нравы! Но у каждой эпохи есть свое лицо и свои особые приметы — в том числе, и в области моды.

А завершить этот рассказ об удивительных украшениях викторинаского времени мне хочется на мажорной ноте и показать, какие действительно роскошные "безделюшки" и истинные шедевры ювелирного искусства были те годы:

 брошь

Брошь, свадебный подарок Виктории от принца Альберта. Сапфиры, бриллианты, золото

колье

Парюра, тоже подарок Альберта. Флёрдоранж

 принц альберт

 Колье. Золото, эмали, жемчуг, аметисты. 1870-е годы

англия

Дамская пряжка. Золото, цитрин, аметист, лунный камень. 1900-е годы

Ключевые слова:  

Интересно конечно, это ж история....!!!НО...ЖУТКОВАТО... и птичек жаль{#}

Сёлье (Наталия)

Конечно жалко, а подумайте: это надо же такое носить, да еще слыть модницей!

Сёлье (Наталия)

Жалко!!!

Спасибо за интересные истории. Не знала про килтпины, не знала, что чучела птиц использовали в украшениях, думала, что только перья. Странно это. Вроде просвещенный народ, должны были понимать, но видимо мода глуха к доводам разума.

P.S. А вот жуков не жалко!

Сёлье (Наталия)

Да, они не только птичек и жуков "мочили", но даже обезьянок.

Мода на токседермию была просто удвительно-непонятной для современного человека. Устраивали специальные выставки, на которых представляли целые сценки из чучел животных - например, кошачье чаепитие.

Я думаю, тут дело в разнице менталитетов. Об этом много пишут историки культуры. Соверемнный человек - и человек столетней "давности" - совершенно разные представления о жизни.

ой я до сих пор не могу привыкнуть к охотничьим трофеям в отелях и ресторанах Европы {#} у нас здесь принято рога, чучела в интерьерах.. . а птичек да жалко

Сёлье (Наталия)

У королевы Виктории и принца Альберта в обноми из охотничьих замков была госиная, которой вся мебель сделана (она сохранилась до сей день) с ножками и подлокотниками из рогов, копыт и настоящих "ножек" убиенных на охоте зверей.

Очень интересно! Спасибо!
Сёлье (Наталия)

И вам спасибо! Всегда приятно читать добрые отклики!!!

Я, конечно, извиняюсь, но вот вопросик жалостливым девушкам - а кюшать не жалко?) Шашлычок там, или цыплёнка табака?

А червячка жалко, которого птички склёвывают? А муху?)

А когда тараканов травят - жалко?

Свободу тараканам!

ЗЫ,, Не вызывают жалкости у меня такие украшения. Но - неприятно.. Дохлые птахи на голове - бррр..))

студия Преображение (Jenny555)

Тараканы -вид не вымерающий,а вот сколько редких видов птиц,поставила на грань уничтожения подобная мода-это печальный и отдельный вопрос....

Сёлье (Наталия)

Да, согласна, хотя и тараканы - тоже живые существа...

Natalimarket

Протестую. У нас тараканов в красную книгу занесли - давно уже не видно, болезных. Вот про клопов зато стали активно говорить. И про вшей. А тараканов днем с огнем не сыщешь))

Сёлье (Наталия)

Вы еще забыли про шубы - вот уж прямая соверемнная паралелль к убиенным птичкам и жукам...

Мина

Павел, какой смысл ставить знак равенства между убийством ради еды и убийством ради забавы и украшательства?

Павел ZTAKAN (бокалы)

Не, Мина, я тараканов не ем..))

Анжелика Эффи (Москва) Украшения✔️

Павел! ))) А я не только тараканов НЕ ем {#} И так хорошо! )) Go vegan!

ps: мёртвые животные в украшениях это ужасно....

Павел ZTAKAN (бокалы)

Анжелика, страшно представить!) Как это - без тараканов..)

Я их хоть и не ем, но - хватает у меня этого добра..))

Анжелика Эффи (Москва) Украшения✔️

{#}Павел!)) Перестаёшь есть мясо и тараканы бегом разбегаются....{#} И нет уже этого "добра"

....от всей души рекомендую! Это кайф! Легко и хорошо!

Nata-Li (Наталия)

Сравнительно недавно читала заметку от детского врача "Курицы, ешьте мясо!", суть в том что у ребенка анемия крайней стадии, куча назначений и дорогостоящее лечение, а мамашка увлекается веганством, бред, здоровье чада дороже!
Так что, Павел, я с вами! Лучше тараканы в друзьях и мясо на столе, чем анемия и лекарств полк на прикроватной тумбочке!

Marina Scrap

Не знала о таком, спасибо, что рассказали! А птичек, как не крути, все же жалко)

Сёлье (Наталия)

Конечно, жалко... Спасибо и Вам!

claYarn

спасибо за увлекательный экскурс в историю))) Носить трупы на голове - это, конечно, жесть... И была удивлена, что мода на жуков в украшениях настолько не нова)

Сёлье (Наталия)

Да, но самое удивительное лично для меня, что "жучиные" идеи востребованы в платьях и в наши дни. Правда, в кино.

Вспомним хотя бы "голубое" платье из тайских жуков Шарлиз Терон - она играет королеву Равенну в фильме "Белоснежка и Охотник". Дизайнер - Колин Этвуд.

izolda.listova

О-о это прекрасно и так по-викториански. Там помнится было ещё платье с вышивкой в виде червей и плащ-стая ворон.

Сёлье (Наталия)

Да!!! Платье украшено как рах головками колибри - по-моему, с рассказах о костюмах и фильме сразу оговаривалось, что это - "муляжи", а по корсажу были пущены черви.

Вот это платье или, правильнее, Шарлиз Терон в этом платье:

спасибо, с удовольствием и почитала, и фото поглядела, и комменты позабавили. да, всё нежнее становятся люди, и интересно, куда эта тенденция их заведёт.

Сёлье (Наталия)

Полностью согласна - никак не ожидала, что рассказ про виктрианские украшение приведет к таким дискуссиям{#}. Тем и замечательны обсуждалки....

Antiquite

Добрый вечер! Спасибо за статью и прекрасные фото! А у меня есть цветные птичьи крылышки тех лет, довольно большие, см по 15, прямо с высушенной кожей и косточками. Лежат в коробочке с остальными старинными перьями, попадаются на глаза, когда оттуда надо что-то достать. Посмотрю на них и обратно положу. Ощущения такие же, как у большинства комментировавших, не очень приятные. Не знаю, что с ними делать{#}

Сёлье (Наталия)

Доброе утро! Я думаю, что к перышкам надо относиться как к частичке истории - как к артефактам. И просто их бережно хранить.

Мне кажется. что к другим эпохам нельзя подходить с точки зрения совеременного человека. Очень может быть, что через лет сто пятьдесят наши норковые и епсцовые шубы будут вызывать у потомков не меньший гнев и содрогание.

Хотя, конечно, птичек жалко, тут и двух мнений быть не может - и лапки куропаток жутковатые.

Я специально не стала давать фотографии с мертвыми обязьянками - это вообще ужас-ужас.

Но тут уж ничего не поделаешь - что было, то было.

Прочитала публикацию, затем комментарии...

С точки зрения виртуального экскурса в частичку истории - очень интересно, спасибо Наталия{#}

А вот как человек, у которого жил попугайчик - классный парень и великий дружище, могу понять возмущение по поводу птичек.

Сёлье (Наталия)

Спасибо Вам за интерес и добрые слова.

Конечно, я тоже не могу представить себе такую шляпку на голову или в магазине. Это вообще совершенно другой какой-то взгляд на мир - нам точно непонятный.

Но это действительно история - и ее надо знать, я тут тоже с Вами согласна.

Салон Кукол ЭйнемЪ (Юлия Солнце)

Точно, другой взгляд на мир, причем у каждого он свой, индивидуальный.

Наташа, заглянула к Вам в магазин, очаровательные там живут вещицы{#} Необычное какое колье у Miracle, до сегодняшнего дня встречала, в основном, в кельтско-шотландском стиле, у меня есть подобный кулон. И рыбка Trifari очень понравилась, оригинальная вещица{#} А украшения от Florenza Вам нравятся?

Сёлье (Наталия)

Спасибо, всегда приятно услышать добрые слова!{#}

Mirаcle - действительно редкая "штучка", я тоже большую часть их викторианских украшений видела только на фоторафиях в Сети и в альбомах. Мне тоже очень нравятся их "национальные" украшения, тем более что там часто встречается "плетенка", которая есть и в викингских украшениях.

А вот Florеnza мне не очень близка - там все-таки лично для меня много помпезного, хотя я прекарсно понимаю, как красивы многие их вещи. а многие мне кажутся просто "навороченными".

Я сама в жизни ношу много "хулиганских" брошей - например, скунса из карнавального стекла{#} - отлично подходит для переговоров{#}. И еще, в силу своей скандинавской направленности, украшения в стиле викингов. Обожаю сёлье - это национальные норвежские броши. Как раз такая брошка стоит вместо физиономии мастера {#}. Так что становится понятно - Florenza могу оценить, но не "мое"{#}.

И еще очень люблю безделюшки по назначению - например, рождественские украшения. ОООЧЧЧЧЕЕЕЕНННЬЬЬ поднимает настроение и себе, любимой, и окружающим. Жаль, что у нас еще пока нет такой "рождественской" культуры, как в Европе, но я уверена - всё впереди. Тем более что рождественские русские открытки - просто прелесть что такое{#}.

Сёлье (Наталия)

Юля, ВАУ и УПС, как говорят норвежцы!!! Какие потрясающие куклы!!! Какой мышик... вернее, мышка, да еще платьице попросила... Просто прелесть!!! Это "не кукушка хвалит петуха", а искреннее восхищение. Вообще надо сказать, что на ЯМ есть чему подивиться!!!

Салон Кукол ЭйнемЪ (Юлия Солнце)

Спасибо, Наташа{#}Добавляйтесь в мой круг, буду очень рада (без приглашения добавилась в Ваш))). Иной раз пишу о приобретенных украшениях здесь, в своем блоге на ЯМ или у себя на сайте, в разделе "Записная книжка"{#}

Сёлье (Наталия)

Спасибо, сейчас добавлюсь{#}, а в своем я всегда всем рада{#}.

Салон Кукол ЭйнемЪ (Юлия Солнце)

Мне у Mirаcle очень по вкусу броши с чертополохом, правда, у меня пока такой еще нет. Также нравятся броши для килта{#}

Про Florеnza. Действительно, есть среди украшений этой компании весьма помпезные, а есть весьма изысканные, например, как вот этот браслет (его надо видеть в реале, конечно).

И хулиганские броши люблю{#}Я - за хороший винтаж/антикварит, стильные дизайнерские украшения и за эксклюзив ручной работы (по последним посмотрите вот здесь, Ниночка - мой любимый Мастер по таким вещицам).

А, о сёлье, к своему стыду, узнала от Вас. Брошь на аватаре - классная{#}Потом внимательно почитаю информацию об этих украшениях.

Безделюшки - да! Солидарна, и не удержусь, чтобы не показать старинный бант, приобретенный не столь давно, планирую украсить им верхушку ёлки (идея бывшего владельца, смотрится чудесно).

Кстати, Наташа, а Вы читали книгу "Безделюшки. Предметы домашнего обихода в фотографиях и воспоминаниях конца XIX – начала XX века"? Просто роскошное издание{#}

Сёлье (Наталия)

Конечно, читала -ее написал моя университетская подруга{#}.

У нее есть продолжение - "Милые будни".

А банты всегда привешивали на верхушки елей - так что идея тоже не нова. Виылеемсякая шестиконечная звезда была далеко не всега. Наиболее популярны были, по мемуарным источникам, ангелы{#}.

Бант - шикарный и роскошный!!!

А украшения - конечно, у каждой фирмы есть своё изысканное и достойнейшее.

Самый типичный пример - Сара Ковентри: на фоне волне ширпотреба есть очень-очень красивые вещи.

В общем, рада знакомству с соратником!!!

Салон Кукол ЭйнемЪ (Юлия Солнце)

Интереснейшие книги пишет Ваша подруга{#}Да, и "Милые будни" и другие - потихонечку буду собирать эти чУдные издания в коллекцию.

Наташа, на обратной стороне банта есть специальное крепление, по имеющейся у меня информации подобные банты использовались для первого причастия{#} Вот они.

Взаимно рада, Наташа{#}

Сёлье (Наталия)

А вот про это я не знала. Наверное, это было у католиков, потому что у протестантов на кофирмации ничего подобного нет.

Век живи - век учись.

У Лены действительно хорошие книги, но их надо собирать сообразно потребностям. они очень дорогие - и частично повторяют друг друга. очень хорош был первый "Семейный альбом".

"Безделюшки" - моя любимая. Еще очень хороши "Путешественники". Ну и конечно, "Этикет пушкинской поры" - второе полное издание, которое выходило в Молодой гвардии. Это просто на все времена.

А к вопросу о бантах - конечно, на елках был совсем другой формы. Есть замечательная книга "Открытки на Новый год и Рождество" - именно книга, а не альбомы, которых было много. Вот там автор приводит статистику по открыткам и мемуарам, что именно "припендюривалось"{#} на макушку елку. Очень интересно!

Салон Кукол ЭйнемЪ (Юлия Солнце)

Да, действительно, у католиков{#}

"Безделюшки" я получила в подарок, и, если позволите, непременно обращусь к Вам за советом по поводу этих изданий в дальнейшем{#}

Наташа, книгу вот эту имели ввиду, что на фото ниже? Поискала в интернете, ничего похожего на Ваше описание больше не нашла...

Очень люблю книги, иной раз они служат вдохновением для создания новой работы

Сёлье (Наталия)

Она!!! Доброе утро!

Мы просто сейчас живем на даче, и я не смогла дать Вам точной ссылки на книгу.

Если не ошибаюсь, у Лены в "Семейном альбоме" есть отдельная глава посвященная Рождеству.

А вообще, если Вы таой же фанат Рожедства, как я, {#} то не могу не вспомнить еще одну чУдную книгу про елочные игрышки досоветского и советского периода. Автор -дама, там тоже есть картинки, но самое интерсное - текст. Это научгая монография.

Эта же книга про открытки - замечательная, единтвенно - она написано немногосуховато, что, на мой вкус - не самое тут главное.

И она - единственная в своем роде.Обчно даби открытки - и мало текста, а тут все наоборот, и открыток ного, и схемы, и статистика. В общем то, что нужно для "посвященных"{#}.

По поводу сёлье - я покопалась в своих архивах. У меня когда-то было стать про бюнад - это невероятной красоты норвежские национальные костюмы - и сёлье.

Я постараюсь отредактировать и опубликать в ближайшее время.

Это просто чудо, да и сама традиция до сих пор ходить в национальных костюмах -просто невроятная. Я всегда завидую до слез{#}, когда бываю в Норвегии и вижус своих подруг в таких кстюмах - конечно .в праздничные момента.

Салон Кукол ЭйнемЪ (Юлия Солнце)

Посмотрела книгу на в интернет-магазинах, нет пока в продаже, потом поищу, заинтриговала)))

Наташа, а что за чУдная книга про елочные игрушки, о которой Вы пишите выше?

Да, про традиции - согласна. Мне также более чем импонирует их соблюдение, особенно когда не по принуждению, а по велению души.

Сёлье (Наталия)

Юля, вот, нашла.

Книга прЭлестная, как говорила Раневская :

Радио ЭХО Москвы

А редкие книги я покупаю на букинистических сайтах.

Салон Кукол ЭйнемЪ (Юлия Солнце)

Наташа, большое спасибо, и, если, информация по букинисчтисеким сайтам не является секретной))), напишите, пожалуйста, в личку названия или ссылки на самые хорошие из них, на Ваш взгляд. Буду очень признательна{#}

Сёлье (Наталия)

Юля, простите, что сама не додумалась - уже написалаю

Салон Кукол ЭйнемЪ (Юлия Солнце)

Спасибо, большое-пребольшое{#}

Сёлье (Наталия)

ПОЖАЛУЙСТА!{#}

Интересная публикация, спасибо!

Рада, что понравилось! {#}

Очень интересная подборка!! да, на наш современный взгляд - варварство носить украшения из чучел птиц и других животных. Но есть своеобразная мрачная красота в серьгах и брошках с головками птиц((((

Сёлье (Наталия)

Да, сознание у разных эпох и представления разные. А историю просто надо знать - и всё.

Украшения от basilevsa (Basilevsa)

))Да, Наталия, я с вами абсолютно согласна. Я как раз историк, поэтому иногда меня даже раздражает (ну что поделать))), когда люди говорят о чем-то: оо..какой ужас (ну неважно, об украшениях с мертвыми птицами или моде на ношение кринолина). я бы никогда так не носила, не надела и так далее..Потому что все мы дети своего времени и, если бы мы жили тогда, то и поступали бы, как тогда было принято))

Сёлье (Наталия)

Совершенно верно! Собственно, об этом написано великое множество книг - да и совсем недавно была замечательная серия в "Молодой гвардии" - "Повседневная жизнь в разные эпохи".

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email