Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Вяземский пряник

Вяземский пряник

Виды творчества:   Кулинарные сувениры
Вяземский пряник | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я живу в старинном русском городе Вязьма, что в Смоленской области. Чем же знаменит наш маленький провинциальный городок? Конечно, Вяземскими пряниками.

Раньше вся Россия знала знаменитый Вяземский пряник: "Вязьма в пряниках увязла".  А.С. Пушкин писал: "...Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками".  Л.Н. Толстой в своем романе "Война и мир" упоминает Вяземские пряники - именно их привозит юной Наташе Ростовой с ярмарки дядька.

Вяземский пряник — это не просто вкусное угощение, но и проявление российской культуры. Российский пряник являлся неизменной принадлежностью всех социальных слоев — от царского стола до бедной крестьянской избы.

В 1850 году в Вязьме действовало 8 пряничных фабрик, самые крупные из них принадлежали купеческим семьям Сабелышковых, Ечеистовых, Кустаревых. Годовое производство пряников на этих 8 фабриках за1850 год достигло 3170 пудов на сумму 120 тыс. рублей. Когда в 1913 году царствовавший дом Романовых отмечал свое трехсотлетие, вяземские купцы преподнесли царю пряник весом в один пуд (16 кг). Это явилось чудом кулинарного искусства. Поставлялись они и ко двору английской королевы до государственного переворота1917 года. Вот только во Франции они не пользовались спросом. Вязьмичи на этот счет острили, якобы это связано с тем, что во время бегства Наполеона из Вязьмы, «Вяземский пряник у него в зубах завяз». 

По технологии изготовления пряники делятся на три основных вида: лепные, вырезные и печатные. В Вязьме в основном пряники, вяземский пряник, сувенирный пряникбыли распространены печатные пряники.Они изготавливались при помощи особых пряничных досок, определявших их размер и нанесенный на лицевой стороне определенный орнамент. Для маленьких пряников на одной резной доске располагалось до 50-ти углубленных пряничных форм. 

Пряники выпекались разных размеров – от маленьких прямоугольных (и самых знаменитых!), размером около 4х2,5 см (1/8 тульского пряника), толщиной, как тульские, со сладкой малиновой или кисленькой сливовой прослойкой, на которых помещались только три небольших буквы «ВЯЗ», до больших подарочных с красивым орнаментом, наносившимся, зачастую, на обе стороны пряника.

«Маленький, золотистого цвета прямоугольничек, на один — два укуса, с нанесённым формой-печатью ободком и буквами ВЯЗЪ, подтверждающими благородное происхождение пряника. Он благоухал, начинённый орехами, мёдом и десятью видами пряностей…».  Вяземские пряники, изготавливаемые на меду, которого на Смоленщине было всегда с избытком , по своим вкусовым качествам и аромату несравненно превосходили и знаменитые «Тульские» пряники, и не уступающие тульским «Московские».

После революции долгое время рецепт Вяземских пряников считался утеряным. В 80-х годах Пищекомбинат  пытался выпускать «Вяземский пряник». Но в самой Вязьме их редко можно было встретить, хотя, я их вкус помню с детства. И желтенькие коробочки с птицей Феникс на крышке тоже помню.

В перестроечное и постперестроечное время Вяземские пряники опять прекратили производить.

пряник, кулинарный сувенир, сладкий подарокВ настоящее время «Вяземский Хлебокомбинат» выпускает «Вяземский пряник» по оригинальному рукописному рецепту Барышева Прокофия Ефимовича, который передала Хлебокомбинату внучка его приемной дочери, кстати работающая там же. В состав пряника входят исключительно натуральные продукты, технологический процесс производства «Вяземского пряника» максимально приближен к тому, который был в XIXв. Стоит заметить, что «Вяземский пряник» - это полностью ручная работа, что делает пряник эксклюзивным продуктом!

Вяземский битый пряник довольно крепок и вязок, кушать его лучше небольшими кусочками, отогревая их во рту или руках. Подавать Вяземские пряники нужно непременно к чаю! Именно чай раскрывает все богатство медового пряничного вкуса, подчеркивает нотки пряностей и орехов, содержащихся в нем.

Снова Вязьма богата пряниками, и они - лучший сувенир из нашего города. 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email