Обновление пароля

 >  >  >  > Скульптура "Мужик смотрит на раковины и рассуждает"

Скульптура "Мужик смотрит на раковины и рассуждает"

Виды творчества:   Декорирование > Инкрустирование
Дизайн и декор интерьера

"Мужик смотрит на раковины и рассуждает". Да, довольно странно, но именно так называется одна из декоративных скульптур, расположенных в павильоне "Грот" старинной усадьбы Кусково графа П.Б. Шереметьева.

скульптура

Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России.

ракушки

Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а так же единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.

В восточной части Кусковского парка, на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот.

интерьер

Постройка этого сооружения в «итальянской» части французского парка неслучайна («grotto» в переводе с итальянского – пещера). Именно в садах и парках Италии уже в XVI веке появились подобные сооружения и, в такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Гроты становятся популярны во многих странах Европы, и к XVIII веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов, как в Кускове.

Во французском регулярном парке, практически лишенном тени, подобные сооружения предназначались для наслаждения прохладой в жаркий летний день.

Стихия воды в камне – вот главная тема, которая звучит уже в архитектуре этого трехчастного барочного здания, построенного в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых - Федора Семеновича Аргунова. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды.

Несмотря на то, что история не сохранила имена русских скульпторов, работающих над статуями римских богов в нишах грота, нам известно имя резчика М.И.Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн Сохранившиеся золоченые кованые решетки в оконных и дверных проемах – работа крепостных мастеров Шереметевых села Павлово.

В настоящее время Кусковской Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

В павильоне фотографировать можно, но там было довольно темно и качество любительской съемки было бы удручающей. Поэтому все фотографии интерьера я насобирала на просторах Интернета.

Вот инструкция по сооружению таких построек.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение». (Левшин В.А. Необходимое и полное домоводство, 1795 г.)

Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах.  Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б.Шереметевым по «заключенному контракту».

Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Невольно погружаешься  в сказочный, экзотический мир: причудливые изгибы фантастических растений чередуются полосками рыбьей чешуи, изображениями диковинных животных, птиц и рыб, и узорами из 24 видов раковин моллюсков («тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза» и др.) на фоне белого, желтого и розового туфа.

Размещение в нишах деревянных и глиняных кукол в половину человеческого роста, убранных морскими и речными раковинами, купленными гр. П.Б.Шереметевым в 1775 году специально для Грота, «оживляет» нарядные кабинеты.

Они искусно отделаны перламутровыми раковинами и блестками слюды.Из 12-ти уникальных сульптур сохранились только 6.

Большая часть скульптуры деревянная - вырезанная из цельных дубовых стволов, покрытых слоем левкаса, в который вдавливались раковины.

Вот они.

Декоративная скульптура "Мужик смотрит на раковины и рассуждает".

Представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины ХVIII века и не имеет аналогов в нашей стране. Приобретена графом П.Б.Шереметевым у «чужестранного купца» Иоганна Георга Розенфельта .

Декоративная скульптура "Французская баба держит в руках корзину с яблоками".

Приобретена графом П.Б.Шереметевым у «чужестранного купца» Иоганна Георга Розенфельта.

Декоративная скульптура «Женщина – крестьянка держит в руках маленького ребенка». Приобретена графом П.Б.Шереметевым у «чужестранного купца» Иоганна Георга Розенфельта

Декоративная скульптура «Мужчина в шляпе». Приобретена графом П.Б.Шереметевым у «чужестранного купца» Иоганна Георга Розенфельта.

Декоративная скульптура «Женщина имеет трехнаугольник с кольцами». Приобретена графом П.Б.Шереметевым у «чужестранного купца» Иоганна Георга Розенфельта.

Декоративная скульптура «Сирена» для фонтана.

Изначально данная скульптура находилась в пейзажном парке, «над каскадою», а потом была помещена в Итальянском садике: «в этом садике для фонтана другой бассеин поменше выкладен из белого камня и выкладен же ноздреватым камнем посредине оного женщина, сидящая на дельфине и позади обезьяна убраны раковинами». На хвосте Сирены была закреплена фигурка маленькой обезьянки, которая не сохранилась.

Впечатление от посещения этого сооружения - незабываемое! И, если вы решите посвятить свой выходной прогулке по чудесной усадьбе Кусково графа Шереметьева - обязательно зайдите в этот павильон!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email