Как организовать и провести хороший мастер-класс: опыт мастера

авторская публикация 2014Здравствуйте, меня зовут Анастасия Данилова, я декоратор и педагог, успешно веду творческие мастер-классы с 2008 года. Сейчас занимаюсь собственным творческим проектом - LAVANDA shop.

Узнав о конкурсе публикаций решила принять участие и написать статью, которая давно просилась быть написанной, на мой взгляд, она будет очень полезна мастерам, которые думают о том, чтобы начать вести обучающие занятия. Мне бы такой материал точно пригодился в начале педагогического пути! Было бы совершено значительно меньше досадных ошибок.

Буду рада, если мой опыт вам пригодится.

Как организовать и провести хороший мастер-класс

Рано или поздно, почти каждый мастер задумывается о проведении мастер-классов.

Такая идея может посетить его сама по себе, или же мастер может получить предложение о проведении мастер-классов как от людей, желающих обучиться, так и от учебных и досуговых центров, школ, мастерских.

В этой статье я расскажу об обучающих платных мастер-классах, имеющих отношение к художественной среде. То есть под мастер-классом мы будем понимать обучающее занятие, рассчитанное на заинтересованного в получении знаний и навыков ученика.

Стоит сказать, что в данной статье я не буду разбирать особенности организации бесплатных мастер-классов, так как у них могут быть иные цели, также не буду говорить о развлекательных мастер-классах, столь популярных сегодня, ставших частью корпоративных и семейных торжеств. Они имеют свои особенности и заслуживают отдельной статьи.

С чего начать организацию мастер-класса?

Первое, что стоит сделать, после того, как вы получили предложение о проведении мастер-класса - это серьезно подумать и ответить себе на вопрос: хочу ли я делиться своими знаниями с окружающими людьми?

Почему это важно

Каждый мастер должен помнить, что как только он дает информацию в пространство, ей начинают пользоваться. Это касается не только мастер-классов с учениками, но и мастер-классов в журналах, блогах, на сайтах. Если это обычная справочная информация, которая и так находится в свободном доступе, а не авторская разработка - никаких рисков у мастера нет, так как получить подобную информацию ученик при желании может из другого источника. Но если мастер обладает уникальной технологией или приемами, то рассказав о них, он дает разрешение на использование учениками полученных знаний. То есть надо быть готовым к тому, что после того, как вы обучите других, в мире быстро появятся копии ваших работ, аналогичные мастер-классы и статьи на тему. Это риски и их надо осознавать.

мастер-класс

Выбор темы

Если вы приняли осознанное решение делиться с миром своими знаниями и опытом, то следующим шагом будет выбор темы мастер-класса. При выборе стоит определиться с тем, на кого ориентирован ваш мастер-класс. По опыту могу сказать, что основные посетители мастер-классов - это люди далекие от ручного творчества. Готовя мастер-класс для новичков, надо учитывать отсутствие у них, как правило, творческого опыта и художественных навыков. Говоря просто, выбранная вами тема должна быть им по силам. Заранее продумайте, сколько времени понадобится вам на проведение мастер-класса, реально смотрите на вещи, то, что вам кажется простым, человеку далекому от прикладного творчества может оказаться затруднительно. Не ставьте перед учениками сложных задач, таких как рисунок от руки, сложное смешение цветов, выбор композиции.

Если можно подготовьте заранее шаблоны и ограничьте выбор. Понимаю, что это звучит странно, ведь многие мастера хотят дать ученикам максимум, но это не всегда разумно. Представьте, что вы в первый раз пришли на занятие по йоге, и вам за полтора часа предлагают освоить с десяток йоговских поз – ничего себе нагрузочка, согласитесь!

Так и тут, предлагая ученикам сразу несколько тем в одном мастер-классе, вы рискуете их перегрузить, запутать или даже напугать. Взрослые ученики очень требовательны к себе и часто болезненно переживают свои неудачи. Экономьте свое время и силы, и, конечно, время и силы ваших учеников. Помните, что вы работаете в группе, а значит, количество вопросов растет! Удобнее всего давать всем ученикам задачу одинаковой сложности. Ограниченный выбор не значит, что все должны делать одно и то же, хотя и такие мастер-классы есть. Кто-то рисует поле, а кто-то натюрморт - пожалуйста! Главное пусть это будут сюжеты, просчитанные вами, опробованные и не вызывающие у вас лично никаких сложностей и вопросов. Если вы не чувствуете в себе сил работать сразу над несколькими проектами в рамках одного мастер-класса, то установите единую тему для всех учеников.

Покупаем материалы

Когда тема выбрана, пора подумать о материалах: кистях, красках, заготовках для творчества. Посетитель мастер-класса сегодня готов платить за удобство, то есть не надо ставить его перед задачей докупать что-то к мастер-классу дополнительно, если только вы не проводите мастер-класс в художественном магазине, где все нужное есть под рукой.

Но и это в итоге может быть неудобно ученику. Ведь если вы не указали, что материалы нужно покупать отдельно, значит, вы ввели участников в заблуждение относительно конечной стоимости мастер-класса.

Обязательно предупреждайте учеников о необходимости покупки дополнительных материалов, если это предусмотрено мастер-классом. Или включите все материалы в стоимость мастер-класса, подняв цену. Может быть, это сделает его дороже, но однозначно увеличит привлекательность для ученика, ведь ему останется только придти в назначенное время, и никаких дополнительных покупок!

Где покупать материалы выгодно

Покупка материалов на группу может быть накладной, ведь понадобятся материалы на всех. Кисти разных форм и размеров, краски в большом объеме, клей, лак, декоративные материалы, а самое главное, что иметь одну банку краски на пять человек или одни ножницы просто неудобно! Необходимо, чтобы количество материалов и инструментов было рассчитано на количество участников. Помните, что мнение учеников о мастер-классе зависит от нескольких параметров, и один из них – комфорт. Если участники будут ждать своей очереди, чтобы воспользоваться тем или иным инструментом, то их эмоции могут быть самыми неприятными, ведь они пришли работать, учиться, а не сидеть без дела.

Чтобы сэкономить деньги закупайте материалы на оптовых базах, обычно для этого нужны документы юридического лица, если вы сами им не являетесь, то поспрашивайте знакомых, возможно, кто-то согласится оформить договор на свою компанию. Цены на оптовых базах в разы дешевле, чем в розничных магазинах. Вы точно сохраните не одну сотню рублей! Если документов не нашлось, попробуйте включиться коллективную закупку, их проводят такие же мастера как вы, только с оформленным юридическим лицом. Объявления о закупках можно найти на тематических сайтах и форумах для мастеров.

Еще один вариант сэкономить - постарайтесь закупаться в крупных магазинах. Где большой ассортимент, там и цены ниже.

Если такой вариант тоже не подходит, ищите интернет-магазины. Они не платят за аренду торговой площади, и их цены могут быть ниже, чем в обычных магазинах.

В любом случае если, вы не можете купить инструменты в нужном количестве, подумайте об их аренде у других мастеров или мастерских. В конце концов, за аренду тоже можно заплатить, но эта сумма в любом случае будет меньше, чем покупка всего инвентаря.

Сотрудничайте с производителями и продавцамикак провести мастер-класс

Для наиболее выгодных цен на материалы ищите варианты сотрудничества с производителями материалов для творчества и оптовыми продавцами.

Можете попробовать договориться с ними о частичном бартере: они вам материалы, вы им рекламу на мастер-классах, отчёты с фотографиями, которые они смогут использовать для продвижения своего товара. Мастер-классы на их выставочных стендах, фото мастер-классы для их сайтов и каталогов. Возможно, вы сможете предложить им и другие взаимовыгодные условия сотрудничества - подумайте об этом.

Удобство и еще раз удобство

Не упускайте из виду такие, казалось бы, мелочи, как сухие и влажные салфетки, чтобы вытереть руки или рабочее место, защитные фартуки, если предстоит грязная работа, защитные перчатки, ведь некоторые дамы очень дорожат своим маникюром. Общее впечатление складывается из мелких, но очень важных деталей. Таких как питьевая вода в свободном доступе и туалетная бумага в туалетной комнате. И это не шутка! Поставьте себя на место учеников, и вы многое увидите иначе.

Еще одна очень важная деталь любого мастер-класса, о которой частой забывают – аптечка. В ней должно быть только самое необходимое, но оно должно быть у вас под рукой. Учтите, ваши ученики неопытны, они могут порезаться ножницами или макетными ножами, обжечься, занозить руку и т.д. Их безопасность на мастер-классе - ваша ответственность.

И берегите себя!

Стоит помнить, что мастер-класс оценивают все-таки двое его участников – ученик и учитель. Ошибочно считать, что мастер-класс хороший, если довольны только ученики. Конечно, важно, чтобы те люди, ради которых мастер-класс проводится, были им довольны, но не менее важно, чтобы были довольны вы.

Не перегружайте себя! Особенно если вы ведете мастер-классы впервые, и вы не педагог по профессии. Говорить и показывать в течение полутора и более часов сложно без подготовки, тем более, если у вас группа новичков. Определите для себя комфортное количество обучающихся. Их должно быть столько, чтобы вы могли каждому уделить внимание. Так что о группе в 20 человек можете забыть! 4-5 учеников для начинающего мастера-педагога – это предостаточно. С опытом вы сможете увеличить это количество, но не берите на себя слишком много. Преподавание – энергозатратный процесс. А ученики отлично чувствуют, когда вы не справляетесь.

Цените себя, свои знания и свое время. Настоящий мастер знает, сколько стоит его время. Если вы еще не определились, то момент настал! Не работайте за копейки, назначайте цену за мастер-класс адекватно вашим затратам. Все стоит денег: и материалы, и аренда, и то, что вы можете дать. Но при этом помните о самокритике. Увы, сегодня рынок обучающих занятий переполнен слабыми с точки зрения знаний и навыков мастер-классами. Громкое название, а за ним вчерашний ученик, который не может объяснить, показать, ответить на вопросы. Ученики разочаровываются и теряют интерес к теме. Будьте честны перед собой и самое главное перед учениками, не беритесь за то, что вы не сможете сделать качественно.

Помещение для мастер-класса

Если вы решили провести мастер-класс и уже определились с темой и приобретением материалов и инструментов, то самое время решить, где вы проведете этот мастер-класс. Конечно, если вы планируете проводить его в собственной квартире, то вопрос практически решен. НО, лично я рекомендую вам всерьёз подумать о целесообразности такого выбора. Во-первых, подумайте, будет ли вам комфортно, когда у вас дома появятся незнакомые люди, не будут ли вас отвлекать домашние дела и заботы (дети, мужья, жены, животные, городские звонки), во-вторых, будет ли удобно вашим ученикам. Не многие хотят оказаться на чужой территории, имейте это в виду. Хотя это и самый бюджетный вариант, но он же и самый неудачный, конечно, если вы не живете в отдельном доме с собственной мастерской. Но даже, если это так, подумайте о ее расположении. Многие ученики хотят обучаться недалеко от дома, работы или в центре города, там, куда легко добраться.

Другой вариант, и он самый подходящий - проведение мастер-класса на нейтральной территории.

Сейчас уже довольно много предложений на рынке аренды помещений, которые могут быть рассмотрены вами. Масса учебных, тренинговых центров, мастерских и офисных зданий, интерьерных лавок, художественных магазинов – выбирайте, что душе угодно! Конечно, наиболее дорогими будут предложения об аренде помещения в центре города, оно и понятно, ведь это удобно. Даже на очень интересный мастер-класс, если он будет на окраине поедут единицы, учитывайте это.

Вариант «ближе к дому» может быть популярен, если вы подключаете рекламу в вашем районе и сотрудничаете с учебными и досуговыми центрами района, дворцами и домами культуры. Они, кстати, могут быть заинтересованы в предоставлении вам помещения на постоянной основе. Возможно, вам даже предложат открыть свою студию или мастерскую, или вы можете сами обратиться с таким предложением к администрации.

Арендуем помещение

При обсуждении вопроса аренды не стесняйтесь выяснять все интересующие вас детали:

- удаленность от метро или другого транспорта,

- возможность свободного подъезда на автомобиле,

- размер помещения,

- наличие мебели и электрических розеток,

- уровень освещения,

- состояние и наличие санузла и т.п.

Лучше задать все эти вопросы при первом же звонке.

А также попросите выслать фото сдаваемого помещения. Таким образом, вы сразу выявите неподходящие варианты, ведь ваше время не резиновое, осмотреть все помещения лично очень сложно. Помните, что все арендодатели очень любят приукрашивать собственное предложение, их задача, во что бы то ни стало сдать вам помещение. Но вы не обязаны соглашаться на первое же, ваше право выбрать лучшее. Будьте бдительны, если арендодатель начинает юлить, не отвечает конкретно, даёт размытые ответы, стоит задуматься, даже если он предлагает вам хорошую цену. Смотреть помещение перед мастер-классом необходимо, в том числе, если продавец легко отвечает на вопросы, и если вам понравились присланные фотографии.

Случай из моей практики: при переговорах арендодатель прислал фото помещения, которое мне подходило, на деле же оказалось, что это фото совсем другого помещения, и арендодатель просто взял его из интернета.

Оплачиваем помещение

К вопросу оплаты отнеситесь серьёзно, выясните детали: как и когда надо производить оплату. Заранее в форме аванса, прямо перед мастер-классом или после него. Некоторые арендодатель могут попросить аванс, чтобы забронировать за вами помещение, отнеситесь к этому с пониманием, ведь им тоже нужны гарантии.

Но чтобы вам не предложили всегда полезно заключить хоть какой-то письменный договор, пусть он будет составлен в произвольной форме, написан от руки, но в результате у вас должен оказаться подтверждающий оплату аренды документ.

Если арендодатель не готов вам дать расписку, уточните почему. Иногда люди просто бояться подписывать какие-либо документы. Однако это может быть и плохим знаком: в некоторых случаях помещение арендодателем сдаётся незаконно. Представьте возможные последствия такой сделки. Лично я бы не советовала вам на неё соглашаться.

Вопрос аренды лишь на первый взгляд кажется простым. Но решить его придётся, и лучше подойти к этому ответственно. Поспрашивайте знакомых мастеров или обратитесь к форумам, где мастера снимают и сдают помещения для мастер-классов, возможно, там вы найдете подходящий вам вариант.

Поделитесь ответственностью

Конечно, есть хороший и очень удобный способ избавить себя от подготовительной суеты - доверить организацию вашего мастер-класса специалистам. Это могут быть специальные учебные или досуговые центры, которые возьмут на себя всю подготовительную работу, если вы и ваш мастер-класс их заинтересуете.

Получив такую поддержку, можете быть уверены, что подготовка пройдет на совсем ином уровне!

Администратор будет принимать звонки, формировать группу, вести запись. Вам же останется только координировать его работу. Такое сотрудничество выгодно еще и потому, что большинство учебных центров уже имеют клиентскую базу, а стало быть, группы ваших учеников могут собираться быстро и регулярно. Конечно, придется поделиться заработком, но оно того стоит. Найдите приемлемый для себя вариант оплаты процентов учебному центру или частному администратору, и вы разгрузите себя, освободив время на творчество и общение с учениками.

Сотрудничество с учебными центрами также решит вопросов уплаты налогов, если они заключат с вами трудовой договор и будут проводить мастер-классы через свою кассу. Иначе вы будете вести незаконную коммерческую деятельность. Для разовых мастер-классов это возможно и не страшно, вряд ли налоговая служба заинтересуется вами, если вы проводите один мастер-класс в месяц на пять человек. Но если вы хотите заниматься обучением регулярно, и количество учеников будет расти, то стоит подумать о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и оплате патента на обучение – специальный документ, который оплачивается раз в год и дает вам право вести репетиторскую деятельность законно.

Однако сотрудничество с учебным центром может оказаться более выгодным, учитывая то, что индивидуальный предприниматель обязан сам оплачивать свои страховые взносы. При заключении трудового договора это делает работодатель.

Ученики

Итак, вы все продумали и просчитали, вы готовы провести мастер-класс, но достаточно ли желающих его посетить? Если вы известный мастер или имеете договор с учебным центром, то, скорее всего, у вас будут ученики, и вам не придется ломать голову, откуда их взять. А если все-таки у вас нет очереди желающих и нет договоренности ни с одним учебным центром, то подумайте серьезно, а имеет ли смысл ваша затея? Ведь если нет учеников, то нет и дохода. Покупка материалов стоит денег, арендную плату вы заплатите в любом случае, даже если у вас будет 1, а не 10 учеников, ведь арендодателю все равно, он сдает вам все помещение, а не квадратный метр.

Так что я рекомендую вам заранее подумать о том, откуда придут ваши ученики.

Найдите свою работающую схему привлечения людей на занятия – реклама в интернете, периодических изданиях вашего профиля, на тематических выставках. Но помните, если нет спроса, то и предложение не нужно.

На финишной прямой

Итак, когда вы решили все вопросы с выбором темы, покупкой материалов, арендой помещения и учениками. Все организовано и работает как часы. Считаете, что это слишком сложно, и поэтому невозможно? Это не так! Да, процесс подготовки имеет сложности, и, безусловно, есть риски, но даже при очевидных минусах проведение мастер-классов для мастера – это возможность хорошо заработать. Много людей желает научиться делать красивые вещи своими руками, и их больше, чем тех, кто хочет ими просто обладать. Мастер-классы, особенно регулярные - это постоянный источник доходов, он может помочь мастеру зарабатывать в те месяцы, когда уменьшаются продажи. А в некоторых случаях постоянные мастер-классы могут обеспечить мастеру такой доход, что не будет необходимости выполнять штучную работу, разве что на заказ или для души.

В конце хочется сказать, что помимо чисто коммерческой выгоды мастер-классы могут обеспечить мастеру узнаваемость и определённый статус, а накопленный практический опыт со временем может лечь в основу книги, а может быть и не одной. К примеру, так было у меня. Ну, и общение ученика с учителем при правильной организации учебного процесса может доставить обоюдное удовольствие. С некоторыми своими учениками я общаюсь до сих пор, вижу их успехи и радуюсь им, ведь так приятно осознавать, что ты кому-то дал возможность творчески реализоваться.

Спасибо за внимание! Удачи в творчестве!

Анастасия Данилова

Комментарии (49)
Замечательная стать! Я к этим правилам пришла самостоятельно, ошибаясь и наступая на грабли. Если бы увидела Вашу статью тогда, не совершила бы тех ошибок)))

Анастасия, спасибо большое за статью!!!

Анна Ворт 05.08.2017
Спасибо большое за статью! А какой процент обычно идёт организаторам? Существуют какие-то стандартные расценки?

Спасибо большое за информацию! Это действительно очень ценно, спасибо, что поделились опытом)

Очень полезная статья! Спасибо!

Очень полезная статья пригодится! Спасибо!

Спасибо! Для меня так кстати очень актуально!

Спасибо, для меня очень кстати!

Светлана 15.02.2016

Очень интересная и полезная статья! Спасибо большое, Анастасия!

ELENA (ellvik) 19.08.2015

Очень дельная статья! И правда, всё ли мы успеваем обдумать прежде, чем замахнуться на такое ответственное дело? )) Помещение - отдельная проблема........

Спасибо за хорошую спатью! По всем пунктам согласна!

здравствуйте я читала статью по проведению мастер классов, очень содержательно.....посоветуйте пожалуйста как провести мастер класс для деток...возрастом от 6 до 12 лет...по квиллингу к примеру...так чтоб было интересно...что б не потеряли интузиазм сразу...и что то на их уровень...с чего начать...ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА ЗА СОВЕТ )))жду ответа
GalinArt 12.07.2014

Спасибо за статью. Очень интересная и полезная информация.

Lavandashop 12.07.2014

И вам спасибо за то, что оценили image

Olyonushka 09.07.2014

Спасибо! интересно!{#}

Lavandashop 12.07.2014

Спасибо Вам! image

Чудесная статья!) Спасибо, очень своевременно!)

Lavandashop 04.07.2014

Юлия, спасибо вам за отклик image

Наташа (lepeshka) 02.07.2014

Отличная статья!

Lavandashop 04.07.2014

Наталья, спасибо! image

Спасибо за статью. Все четко и по делу{#} Организационные вопросы действительно очень важны в проведении мастер-класса. Про аптечку даже не задумывалась, хотя "боевые ранения" иногда сама получаю{#} Я бы добавила, что новичку нужно для себе прописать план занятия: что и сколько говорить, что, сколько и как показывать, когда сделать перерыв. Например, в узелковом батике есть 1,5-часовой период бездействия, когда красится ткань, в это время мы рассказываем об истории батика и его видах, попивая чай с печенькой. Совмещаем приятное с полезным{#}

Без опыта преподавания сложно в головой нырнуть в процесс, хотя бывает и удачный опыт. Желаю удачи в конкурсе!

Lavandashop 04.07.2014

Согласна image И стоит сказать, что именно такие "придумки", как чаепитие в процессе - могут сделать мастер-класс еще превлекательней для участников, нужно только правильно эту деталь осветить image Спасибо Вам!

Замечательная статья! Организация группы людей это уже титанический труд, а тут еще масса нюансов с организацией рабочего пространства. Спасибо,прочла с удовольствием!

Lavandashop 04.07.2014

Инна, спасибо вам image

Спасибо большое! Очень нужная статья, тем более, что основана она на собственном опыте! А это самое главное! В избранное и перечитывать "с карандашом в руках"! Голосую двумя руками!!

Lavandashop 04.07.2014

Ира, спасибо! Все так - проверено и опробовано на себе image

Анастасия, большое спасибо за вашу статью. Подписываюсь под каждым словом и удачи в конкурсе!

Lavandashop 04.07.2014

Ольга, большое вам спасибо! image

Анастасия, с интересом прочитала Вашу публикацию. Обратила внимание, что Вы называете себя "декоратор и педагог". Направления не связанные друг с другом и не знаю, какое из них является образованием, а какое - призванием, но не об этом речь. {#}

Хотелось бы к фразе "хочу ли я делиться своими знаниями с окружающими людьми" - добавить фразу "и умею ли я это делать".

Скорее всего Ваша педагогическая и ораторская подготовка помогает Вам в успешном проведении мастер-классов. Если взять некоторые другие примеры, то иногда до слез бывает жаль хорошего мастера, который является профи в своей области (будь то живопись, вязание, шитье, и проч.) , но при этом не обладает навыками ни преподавания, ни открытого общения с аудиторией, и его желание поделиться знаниями с другими заканчивается плачевно....

Надеюсь, Вы согласитесь, что при подготовке к любому виду обучения нужно прежде всего убедиться, насколько профессионально ты можешь работать с людьми.

пс. Лавандовый проект очень понравился, удачи Вам с супругом!

Lavandashop 02.07.2014

Ольга, конечно, я полностью с вами в этом согласна! И даже в комментариях выше я это отметила. Что есть барьер, и многие замечательные мастера, не могут стать столь замечательными педагогами. Но всему можно научиться, просто кому-то нужно больше времени и стараний.

Я по "корочкам" ни то и ни другое Я библиотекарь-педагог, такой интерсный профиль, потому что специализация моя - организация работы детских и юношеских библиотек.

Но безусловно, наличие опыта работы с детьми дает свои плоды

Но этот навык был бы ничем, если бы не большой прикладной творческий опыт.

Я училась преподавать в процессе, и наработала навыки "у станка", что абсолютно нормально. Педагогами не рождаются, ими становятся. Главное очень хотеть и знать свои сильные и слабые стороны

И спасибо, за добрые слова!

Замечательная статья! Желаю вам победить в конкурсе публикаций! Я бы вам точно отдала первое место!

Lavandashop 02.07.2014

Алевтина, спасибо большое! Я старалась ))) Если буду в победетелях - будет приятно, но даже если нет, тоже image Ведь главное, что материал создан, и будет служить людям image

Отличная статья! В нашем городе организована группа рукодельниц ,помещение дают,но именно организационные вопросы остановили меня от проведения мк, да и работа с людьми подходит не всем{#}

Lavandashop 02.07.2014

Оксана, спасибо! И очень верно подмечено, хотя я и не писала об этом в статье. Работать педагогом, учителем - это не для каждого. Я знаю много отличных, высокопрофессиональных мастеров, но они не могут обучать. И это нормально! Потому что все зависит от склонностей. Первый мастер-класс, как правило, сразу показывает это. И мастера сами делают выводы - продолжать обучать или все-таки отказаться от этого image

СОВа (Оксана) 02.07.2014

Очень подробно, спасибо большое!

Мой первый МК был на фестивале, 12 человек!!! 4 часа!!! Так что подписываюсь под каждым словом - небольшая группа, 1-2 часа, на первый раз довольно!

Еще добавлю - очень важно иметь обратную связь с мастером после МК. Начал делать дома - возник вопрос, приятно что Мастер может ответить по почте например. Так что добавлю еще: нужны визитки и обратная связь! Проверено :)

Lavandashop 02.07.2014

Оксана, отлично вас понимаю! Такой первый опыт - это очень тяжело. Но на ошибках мы учимся, и можем научить других image Спасибо вам за отклик!

Анастасия, спасибо за статью! Вы так все подробно расписали, просто алгоритм проведения МК)) Здорово{#} Тоже провожу МК и очень радуюсь успехам своих учениц!

Lavandashop 02.07.2014

Вот-вот, когда процесс организован правильно, то остается только радость и удовлетворение! Спасибо, очень приятно получить высокую оценку коллег! image

Какая великолепная статья! Спасибо, прочитаю ещё раз как буду посвободнее, вникая в каждое слово))

Lavandashop 02.07.2014

Ирина, спасибо! Пусть материал будет полезен, возникнут вопросы - пишите, всегда отвечу image

Sirma Root 02.07.2014

Настя, привет! Хорошая статья! Спасибо!!!)))

Lavandashop 02.07.2014

Марина, здравствуй! Сколько лет! Спасибо тебе, что написала, так приятно встречать знакомые лица )))

Вот спасибо так спасибо!!!!! Очень вовремя!!

Lavandashop 02.07.2014

Жанна, я очень рада! Спасибо вам за отклик image

Анастасия! Отличная статья! Очень информативно и точно! Пошаговая инструкция для начинающего педагога получилась{#}

Lavandashop 02.07.2014

Спасибо! Я старалась ))) Очень хочется уберечь начинающих от ошибок. Конечно, у каждого они свои, но есть и общие, так сказать технические, их легко избежать, если просто быть информированным image

Спасибо! Очень подробно и очень актуально)

Lavandashop 02.07.2014

Спасибо, Надежда, буду очень рада, если материал окажется полезным image

Лиля 02.07.2014

Спасибо, за вашу статью! В большая умница! Так все подробно, по делу, душевно!

Lavandashop 02.07.2014

Лиля, спасибо Вам большое! image