Цены "для Москвы", или О трудностях провинциального ценообразования

Цены

Тут, на Ярмарке Мастеров, много статей посвящено ценообразованию. Но есть тема, которую стараются обойти стороной, больно уж она... некрасивая, что ли. Но я рискну. 

 "Уж сколько раз твердили миру", что для хороших продаж цена работы должна указываться сразу и на видном месте, но зайдите в любую социальную сеть: большая часть рукодельниц (по моим ощущениям — 70%, а то и больше) цену под фотографией работы не ставит. И даже на вопрос в комментариях "Сколько стоит?" пишут "Ответила в личку". Особенно это касается молодых, начинающих хэнд-мейдеров. Мастистые профи цен своих не стесняются и цену себе знают. Я пришла в соцсети позже многих и долго не могла понять, почему так. Может, прячутся от налоговой? Ну, мало ли... Ответ оказался простым и слегка шокировал: прежде, чем назвать цену, мастера смотрели, откуда их покупатель. Людям из своего города, области, цена называлась ниже, часто — на уровне себестоимости, а "москвичам", жителям больших городов, можно было и подороже цену сказать. Для них, мол, все равно это дешево. И ведь правда — дешево, чего скрывать.

Можно кричать о равенстве и братстве, но мы знаем: хорошая работа с адекватной наценкой в Москве продастся, а у себя дома, в 200-500-1000 км от столицы (и неважно, российская это периферия, украинский небольшой город или где-то еще) — может ждать покупателя годами. И не потому, что люди жадные или не ценят прекрасное — просто психологически у каждой категории вещей есть потолок цены. И отдать сумму, в разы превышающую этот потолок, мало кто сможет. Для этого в вещь нужно влюбиться — раз, ну, и иметь эту самую сумму на руках — два. А про разницу зарплат мы тут  все в курсе. Ну, вот так выходит...

Тут мне скажут, что и в Москве не все на Мазератти ездят — и будут правы. Но я вам скажу, кое-где и слова "Мазератти" не слышали, ну что делать :)

Я начинала продажи своих работ даже не с соцсетей, а с городских выставок. "Бизнес-хватки" хватало поставить цену "материал плюс на шоколадку", а потом еще скидку сделать. Кстати, и не раскаиваюсь: опыта тогда было немного, проданные вещи давали возможность делать новое, а качество работ — оно сильно зависит от "попочасов", времени, потраченного на наработку опыта. И все равно тогда находились те, которые говорили: "Боже, как дорого!"

А потом меня занесло на Ярмарку. Сделала магазин, почитала статьи и только потом стала смотреть работы. От цен хотелось упасть в обморок. Статьи о ценообразовании выводили мне такую сумму, что страшно было произнести вслух. Когда я сказала маме, сколько должно стоить мое колье, реакция была из серии "в уме ли ты, доча?". Цена почти равнялась ее пенсии — а я еще считала по-скромному :)

Конечно, таких цен, как выходило по рассчетам, я ставить не стала. Как раньше, затраты плюс чуть-чуть. Ну, "чуть-чуть" стало побольше. Ну, как бы вам объяснить. На последней работе я получала завидную для своего круга зарплату — 300 долларов. Просить за колье треть зарплаты было психологическим садизмом.

А потом я "засветилась" на Ярмарке с первой статьей, в магазинчик пошли мастера и началось промывание мозгов. Я очень благодарна тем, первым, которые писали: поднимай цены, немедленно, эти вещи не могут стоить столько. Самая большая благодарность — тем мастерам, именно мастерам, со своими прекрасными магазинами, которые покупали мои первые шарики-кулоны и писали: "Да я счастлива, что так дешево получаю такую вещь!"

Да, потом я подняла цены. Меня до сих пор иногда "пинают" — подними еще, но тут уже — баста. Есть понятие психологического комфорта, и решать все-таки продавцу. То есть мне. 

Думаете, ценообразование приходит само собой? Да я перечитала сотню статей на Ярмарке Мстеров и вне ее, высчитывала цену кучей способов и в итоге пришла к выводу: стоимость материалов знать надо, потраченное время надо знать хотя бы приблизительно, но вот поставить цену на только что сделанную новую вещь — ооо, давайте я лучше еще одну сделаю!

Ярмарка все-таки очень помогает в этом вопросе, как ни крути. Смотришь работы схожего типа у мастеров, и "цены для Москвы" помогают поставить наценку "не только на шоколадку", а понимание цен в своем регионе помогает не задрать нос цену до потолка. Мне часто рассказывают, что основные покупатели Ярмарки — столица. Не знаю, у меня год назад был смешной период — все работы уходили за Урал. От Урала до Дальнего Востока жили десятки покупательниц, и раз им, "не москвичкам", цена была комфортна — значит, где-то что-то я сделала правильно. Но чисто интуитивно. 

Как говорил "Квартет И", если поставят к стенке и скажут: отвечай правду, как ты рассчитываешь цену?! — я скажу, лучше расстреляйте! Не знаю я!

Недавно встретила достаточно забавную формулу: себестоимость, умноженная на 2 — это оптовая цена. Плюс еще одна себестоимость — розница. Сначала обрадовалась: вот она, волшебная формула! Потом думаю, ну здрасьте! Полимерки в моем шарике — четверть упаковки, полдоллара. Работы — 8 часов. Где-то я сама себя дурю...

Это была последняя попытка выставить стоимость работы по формуле. 

Дальше я все делала интуитивно. Провинция, что с нее взять :)

Хотя, нет! Формула все-таки есть. Цена должна быть такой, чтобы подруга-москвичка сказала "Ты че, так дешево!", мама задумчиво спросила "А так дорого кто-нибудь купит?", а покупатель — нашелся. Если какой-то пункт выпал — значит, опять натупила с ценой. И надо ее редактировать — методом научного тыка :) И искать свою формулу. Хотя, знаете, я лучше еще что-нибудь слеплю. Честное слово! :)

Комментарии (526)

Любимая тема - как живут и зарабатывают москвичи.... Девочки я жила в разных городах, есть с чем сравнить. Последнее время живу в Москве, в столице я зарабатываю меньше, чем на переферии... а на жизнь нужно больше -стоимость жилья, образование для детей, транспорт, развлечения(если есть такая возможность) -он же отдых, просто необходим, здесь больше устаешь от суеты и движения, хотя я всегда была мобильной. У меня здесь много друзей хенд-мейдовцев, они не просто работают -они здесь пашут и не расслабишься -чуть остановился передохнуть -все - конкуренты место заняли.

Давайте реально смотреть на вещи. Возьмите бумажку и посчитайте -сколько стоит жизнь в Москве для простого человека с бюджетной зарплатой, которая кстати такая же как по все стране. В северных районах нашей страны им платят северные проценты, о которых они почему -то молчат, а в Москве не платят. Да, здесь есть возможности для молодых, сильных, разумных и хватких, но не все ж такие ...

Насчет прижимистости - это простая экономия и прагматичность, весь цивилизованный мир так живет - не тратят деньги на пустяки.

У кого-то хенд-мейд - лишь средство зарабатывать хорошие деньги( кстати не все из Москвы), они хорошо умеют себя рекламировать, а кто-то занимается прикладным творчеством потому что не видит себя без этого -душа просит.

Короче, не надо завидовать, нужно понимать.....

Алена (Alenchev) 21.11.2014

Хорошо, что москвичи покупают хенд-мейд, вот если перестанут, тогда .....

Я улыбнулась потому что тоже пользуюсь вот этой формулой из статьи. Цена должна быть такой, чтобы подруга-москвичка сказала "Ты че, так дешево!", мама задумчиво спросила "А так дорого кто-нибудь купит?", а покупатель — нашелся. Если какой-то пункт выпал — значит, опять натупила с ценой.эта формула деяствительно из жизни. ... Родственники когда узнают по какой цене продаю мишек делают круглые глаза и говорят ТАК ДОРОГО кто то покупает!!!??? ... Покупатели на ЯМе спрашивают -с ценой ничего не напутано мишка действительно ТАК ДЕШЕВО? Вот и найди золотую середину .....))
Не про ярмарку скажу, а про торговлю в Москве в супермаркете ,например(где сама работала и наблюдала долго). Москвичи ( приезжие ли, родные ли) очень скряжные, прижимистые в массе. Причём жадность тем выше, чем толще кошель и шикарнее машина.Исключений почти нет.А ещё был у меня художник знакомый, дедок. Торговал на улице. Часто говорил мне про парадокс :поставишь дёшево - ходят, нравится и не берут. То же, но дороже - купят тут же. И так всегда. Помните, у квартета "И" с картиной тоже было? Дорого,значит что-то в ней есть!))

это не жадность...

все состоятельные люди. в большей части во всяком случае прижимисты.

Na-talia 21.11.2014

"Причём жадность тем выше, чем толще кошель и шикарнее машина..." А Вы думаете машина добавляет? Она же ЖРЕТ деньги , как пылесос!

значит надо продать "пылесос", расслабиться и перестать жадничать {#}

не, ну дурдом..... А на самом деле всё логично: барахло не прибавляет свободы, оно её отнимает.

Jam.ilia (Джамиля) 21.11.2014
Лучше буду меньше есть, но ездить на пылесосе ))) я серьезно...
Na-talia 21.11.2014

есть хорошее выражение: Лучше плохо ездить, чем хорошо ходить ))))

А при нашей-то сидячей работе хорошо ходить тоже необходимо)))

Джамиля, уже не проехать{#}, пробки трёхчасовые!

Jam.ilia (Джамиля) 21.11.2014
Так это правильный, разумных подход к распределения своих доходов. Без этого, сколько ни зарабатывай, шикарную машину не купишь...
Jam.ilia (Джамиля) 20.11.2014

Два дня читала комменты))) Решила поделиться своим видением проблемы.

Я на самом деле поняла, что хотел сказать автор. Что не нужно при установлении цены на свои изделия руководствоваться тем, купят ли за эту цену в моем городе.

Интернет вообще и ЯМ в частности дает возможность найти покупателей из разных уголков как нашей страны, так и всего мира.

Я московский мастер (хотя в самое ближайшее время переезжаю жить в провинцию)

Большинство моих покупателей - москвичи (и я очень переживаю теперь, в связи с переездом). И причин для этого много - и высокий уровень жизни, даже я бы сказала, что высокий уровень потребления. Все говорят - у нас зарплаты высокие, но жизнь дорогая - полностью согласна. Но не стоит забывать о том, что у нас и возможностей больше - и в культурном плане, и в материальном. И я опять не про доходы. А про то, что все новые веяния, тенденции, техники, материалы - сначала приходят в Москву, а потом медленно отправляются в провинцию.

Вот такой небольшой пример - буквально на днях занимались с мужем поиском съемной квартиры в Пензе - центр города, самые дорогие ЖК - с дорогим ремонтом - а по московским меркам - это тренды 5-ти летней давности, а туда вот только добралось... Такое возможно и в нашей сфере - мы творим , вдохновляясь новыми тенденциями, а покупатель, который живет рядом с нами - пока не готов еще, потому что вокруг этого мало, или нет вообще.... а желающих быть белой вороной не так уж и много, особенно если придется отдать за это ползарплаты.

Ну что тут поделать - таковы особенности нашей страны...

Я вот например привыкла к тому, что у меня есть несколько поставщиков материалов в Москве (любимых), и я сегодня делаю заказ, а завтра уже забираю все, что мне нужно. А живя в провинции - нет такой возможности. Это же касается и покупателей - большинству моих московских покупателей - надо было вчера)))

Справедливости ради надо сказать, что у меня были и есть покупатели из многих уголков нашей страны - от Калининград и до Владивостока (вот уж что удивительно, учитывая и стоимость пересылки и соседство с Китаем), так что в любом городе есть ценители и любители ручной работы, которые при этом еще и могут ее себе позволить)))) Для них и работаем...

А в Москве да - очень много людей живет, и это финансовый центр - тут не поспоришь совсем))))

как хорошо написали!{#}

хтелось бы дополнить

что у нас и возможностей больше - и в культурном плане, и в материальном.

информации тут гораздо больше! информационный момент самый значимый

Второй день читаю тему, и просто балдеюimage Асенька, какой же нарыв Вы всковырнули, просто АХ!!!

Мои мысли:

1. Неужели на Украине нынче всё так плохо? Возможно, когда перестанете кивать на столицу ДРУГОГО государства, а будете сравнивать Киев и ... Чикаго к примеру, вопрос цены уладится сам собой. Тем более, что в Ваших размышлениях так много цен в американских деньгах, будет проще!

2. Цены в соцсетях я не указываю. И отзывы на ЯМ прошу не оставлять. Деньги любят тишину!!!! И оповещать общественность о своих доходах я не очень хочу. Вы любите обсуждать свои доходы? Ваше право)))

3. Если кто-то завидует москвичам или землекопам, велком!!!! и в Москву и в землекопы!!! А то получается как обычно - СВОЙ труд мы ценим, мысль же, порывы души, сделано с любовью, и прочий бред, а вот строители, рабочие - это так, чернь. Ну так велком!!! лопату в зубы и впередimage

Тоже самое касается и москвичей. Дождь в столице золотой льется? так приезжайте!! руки подставляйте, ловите!! кто мешает то?

4. Считать чужие деньги - дурной тон!!! Точка.

ПС сидеть, пыхтеть и завидовать жителям столицы - не продуктивное занятие. Мечтать, что украшения по разумным ценам купят жители провинциального города - не продуктивное занятие.

Решение - сделать что-то такое, что цена будет не важна!!! что-то такое, что купят за любую цену и жители мегаполиса и уездного городка. А пока этого видимо нет, чтож, обсуждать других оно, конечно, проще, ага)))

Na-talia 20.11.2014

"А то получается как обычно - СВОЙ труд мы ценим, мысль же, порывы души, сделано с любовью, и прочий бред, а вот строители, рабочие - это так, чернь. Ну так велком!!! лопату в зубы и вперед"

А к чему это? У некоторых отправная точка цены - "за сколько купила бы сама", я же просто сравнила средний доход Мастеров с чернорабочими, и получилось меньше. Где про чернь? не забывайтесь....и не фантазируйте

Вот и я сравнила. Значит такие Мастера, что их доход сравним с чернорабочим. Значит у кого-то из Мастеров получается меньше. Но это точно не проблемы чернорабочих, что Мастера зарабатывают меньше их. image

Не забывайтесь....

Статья успешная, 5000 просмотров, наверняка каждый второй зашел в магазин, посмотрел работы. Ну почему я не умею писать статьи!!???!!! Думаю это и было основным посылом - самореклама. Только бурно очень получилось для жителей мегаполисов. Типа: вам то хорошо..... На самом деле цена на изделие зависит только от качества изделия и идеи, а не от возможностей покупателей, кому надо - купят обязательно. ! Время работает на вас- вы станете лучше, а непроданный товар- самый лучший, ведь на него можно еще поднять цену!

Еле добралась до конца комментариев image

Не поняла, честно говоря, посыла статьи. Что хотел до нас донести автор? Что в Москве быть хенд-мейдером лучшЕе? Или уважаемый автор просто хотел поплакаться на тяжелую жизнь хенд-мейдера в Днепропетровске? Так и не поняла, думаю, что и сам автор не очень понял, что хотел сказать, или постеснялся идти до конца...

Любовь 20.11.2014

Постою, послушаю что умные люди говорят. Научусь чему- то полезному. Одно знаю точно- делить никого не буду, для меня все люди ценные покупатели, я новичок, готовый учиться.

мне показалось, что статья была всё-таки про ценообразование.....

насколько это тяжко - поставить правильную цену.... что бы купили и выручка была...

а москвичи - так, лирическое отступление

А мне показалось, что эта плакательная статья о чем-то другом...

И почему украинскую периферию сравнивают с Москвой в статье - тоже не поняла... И москвичам досталось хоть и не прямым текстом, но между строк в статье читалось - зажрались "много кушать". Мне это одной показалось?

В принципе, как у Юлии Т (комодики) сказано, своеобразной "точкой отсчета" может быть такая цена, ниже которой вещь лучше оставить себе. В самом начале, когда я только начала "разрывать пуповину" со своими работами и училась продавать, у меня именно эта грань была определяющей при образовании цены. Вот меньше, чем за 100 евро, например, я лучше оставлю себе или подарю близким.

Thalie 20.11.2014

Голубушка, хорошо, что вы УЖЕ нашли выход из положения. Ведь в Италии никто по вашим ценам ваши изделия не покупает и покупать не будет. Вы это прекрасно знаете... Ни тем более в вашей родной Украине. Остается одна надежда - на московского покупателя (или на провинциального с высоким уровнем дохода). Но и это не гарантировано. Сегмент "щедрых" покупателей все сужается и сужается. С одной стороны кризис, а с другой само повышение цен сужает этот лакомый сегмент.

Julia T (komodiki) 20.11.2014

Ася, очень интересная статья!

Хотелось бы в связи со сказанным также упомянуть и о трудностях столичного ценообразования: действительно, в Москве в среднем цены и зарплаты выше, а значит, у меня как у москвички себестоимость товара выше. Вот и получается, что продать изделие кому-то не из Москвы или Петербурга мне вообще "не светит", потому что там цена, наверное, покажется заоблачной.

Я как-то читала очередную статью на тему ценообразования. Сама статья была очень толковая, предлагалось посчитать стоимость материалов, сопутствующие затраты и стоимость рабочего дня (ну и количество всего перечисленного), потом добавить какой-то процент, и вот она цена. Всё бы ничего, но за стоимость своего рабочего дня автор в качестве примера называл сумму примерно в 800 рублей! В месяце примерно 21 рабочий день (в среднем), то есть человек исходил из зарплаты в 16800 рублей в месяц. Видимо, в регионе его проживания это средняя зарплата. Для Москвы это слёзы на грани выживания (если содержать только себя) или за чертой бедности (если нужно кормить семью). Я попробовала рассчитать цену на свои работы, исходя из своей зарплаты на основной работе (а она как раз что-то около средней по Москве), получилось, что мне надо цены раза в 3 поднять. Поскольку комодики и шкатулочки у меня не основной источник дохода, а приятное времяпровождение, поднимать цены в 3 раза я, конечно, не стала, но и продавать по себестоимости не хочу, уж лучше себе оставлю или подарю кому-то.

Na-talia 20.11.2014
Отличный ход !))) 800 руб!!! Можно ещё где-нибудь руб. 200 "настрелять" и хватит на чернорабочего, который кустик старый выдернет и ямку засыпет... Или забор поправит часа за три.... Да чего там чернорабочий, возьмём КУРЬЕРА! Он явно больше нас всех получает )))))

Интересная тема. Цены в своём магазинчике подняла только с сентября и то немного, Высокие или нет? Думаю, что нет. Я большую наценку не делаю. Материалы ( конечно зависит от производителя, импортные или российсие)+ электричество( примерно)+ за работу. Для всех цены одинаковые. Но то, что к москвичам и петербуржцам относятся в провинции по другому, ощутили с мужем на себе. Мы когда переехали из Питера и люди узнавали,что мы не местные, особенно когда приезжаешь на какую-то лесопилку на машине с 98 регионом, у людей сразу начинается какой-то особый подсчет за услуги, материалы. Сейчас конечно, по прошествии времени всё встало на свои места. Видать "своими" стали))

И имя вам одно - Женщины! {#}

Вот ведь до чего в обсуждении статьи дошли - стали сравнивать цены-доходы-уровень жизни и обслуживания ...ща ещё размер пенсий "подтянется".{#}

Девочки, замечательные девочки - я понимаю, что есть и постарше, чем девочки, {#}но не мальчики же! - так вот...дорогие мои, давайте дружно пойдём и займёмся любимыми делами!{#}

Никто не хочет обидеть москвичей, которые почему-то обиделись.{#}

Никто не хочет унизить провинциалов, которые, как говорится, "начинаются сразу за МКАД". {#}

Как замечательно сказала Tatter (Плетёные украшения) "... у нас национальность и ориентация одна - рукодельная image"

Вот верю, что всем глубоко фиолетово, из каких краёв Мастер и их какого близка-далека Покупатель. Да пусть он/она будут ...хоть негром преклонных годов! {#}Главное, чтобы был хорошим Человеком.

Давайте поставим на этом точку, дорогие мои Женщины, и заглянувшие сюда, но затерявшиеся редкие Мужчины.

Лора (lakme) 20.11.2014

Хорошая публикация.Нужная.Всё прочитала, но "виднее" мне не стало!Не "прояснилось"....Одно я поняла давно, рукодельничать должны -рукодельники, а продавать -те, кто умеет это делать....Ну, не из того мы теста...Я ,лично, даже не пытаюсь высчитать стоимость материала, а сижу я со своими рукоделками столько, что вещи должны стоить больше в разы....
Вывод, таки , многие сделали правильный тут--продавать по той цене, по которой они продаются! Но!!!! Большое НО! Продаются кому? Тем, кто хочет за 5 копеек мой труд оценить?Нет! только тем, кто, действительно ценит и любит хендмейд. Я вообще удивлена. что на ЯрмаркуМ. заходят люди, которые не соображают, что такое ручная работа. Их путь -совсем в другие места....На китайский рынок...
И еще, все говорили о времязатратах, о стоимости сырья, энергии, но никто не говорит о главном! О том, сколько стоит Идея!??? А она то -самая дорогая. Вещи то единичные, штучные( ну , если вы не делаете повторов) А время на обучение ? Должна быть и аммортизация на мастерство!
Но. по факту .....совсем другие расчеты. У меня тоже каждый раз метания и терзания.
Живу в очень сложном городе,Сочи. Когда приехала жить сюда, местные совсем не признавали инд.пошив, копейки....Им нужна была лейбочка. Я была в шоке...Приехала из Риги, где все , уважающие дамы, одевались только в ателье, украшения и проч. -только из худ.салонов и магазинов с предметами прикладного творчества.
Мы, такие , как я , можно сказать, проводим в данном регионе "перестройку" разума, приоритетов....Тоже карма...Не подумайте. что серьезно! Это я с юмором.....

Спасибо большое за тему: вопрос ценообразования был, есть и будет всегда очень животрепещущим для любого Мастера на любом этапе его развития. Я новичок на ЯМ, и сегмент у меня люксовый - я вяжу из дорогих элитных видов кашемира, шелка и шерсти.

Так вот, мне тоже некоторые кивают, что, мол, дорого, и на ЯМ можно найти мастеров не хуже и намного дешевле.

БОГ В ПОМОЩЬ! Ищите!

Ручная работа в настоящее время - предмет роскоши!

Голым никто не ходит, чем помыться тоже есть, Слава Богу!

А роскошь по определению не может быть дешевой!

Удачи всем Творцам на ЯМе и вдохновения! И благодарных Клиентов полчища!!!

Спасибо еще раз автору темы

Олеся Панёва 20.11.2014

больной вопрос... до сих пор думу думаю. Ну и плюсую к городским ярмаркам, куда надо ходить с ценами, соответсвующим городским ярмаркам. А в интернете продавать то, что подороже...

в общем все не просто

Спасибоза статью) Было очень интересно)) Для меня, честно говоря тоже не понятно зачем нужен этот бред с тайной ценой в соц. сетях) по мне так человек который себя ценит никогда не будет варьировать ценой для разных регионов, да и вообще надо делать так чтоб не было соблазнов и возможностей копировать и подражать другим на твои работы!)

А форулы у меня тоже нет) и никогда ее не просчитывала. Всегда ставлю цену ту, за которую купила бы сама) Доступную по моему мнению для всех. Все равно для кого-то она будет выше, а для кого-то много! Всем не угодишь{#} Конечно я прикинываю примерную стоимость на метериал, но капитально никогда не разбирала по полочкам)

Там хорошо, где нас нет...
Первоисточник — комедия «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795— 1829):
Софья Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше?
Чацкий Где нас нет. {#}

Na-talia 20.11.2014

Автор, а как это выяснилось? "Ответ оказался простым и слегка шокировал: прежде, чем назвать цену, мастера смотрели, откуда их покупатель. Людям из своего города, области, цена называлась ниже, часто — на уровне себестоимости, а "москвичам", жителям больших городов, можно было и подороже цену сказать."

Это какой-то опрос? Или просто одна мастерица сказала и Вы приняли это за аксиому? Очень, мне кажется, сомнительное утверждение.

Ого, я даже не знала, что кто-то ставит цены отдельно для Москвы {#} Если там больше платежеспособных людей, то и пусть, значит выучу скоро все московские индексы, но только из-за этого задирать цену нечестно.

Я пока на той стадии, когда боишься все-таки ставить столько, чтобы реально окупить потраченное время. Окупаются материалы, немного сверху, я и рада пока. Но цены на материалы выросли сильно (я обалдела когда на 1 листик бумаги получила цену в 40р, про остальное вообще молчу),придется поднимать цены и боюсь что даже раньше НГ. Но не потому что в Москве больше покупателей, а только из-за себестоимости.

Na-talia 20.11.2014

А мне вообще не ясно, почему в провинции ХМ дешевле? Ведь пересылка на ВСЕ материалы, в столицах она тоже, конечно, есть (Китай-Москва) , но в других-то городах 2 конца (Китай-Москва-Ваш город). Значит Вы не цените СВОЙ труд, не материалы, а личный труд и душевные терзания....

Какой-то заколдованный круг: "Продаю за ту цену, за какую могла бы купить сама..." Если Мастер оценивает свой труд недорого, то и купить он может мало что, и в ЭТОМ ориентируется в ценообразовании??? Если Мастер оценивает себя реально, то его покупательная способность растёт и он уже может себе позволить )...

Да, с проблемой ценнобразования приходилось сталкиваться и мне. Долго сравнивала, пробовала, и рисковала. Но живя в провинции как и вы, понимаю, что поставь цену как для москвичей, здесь меня назовут явно нездоровым человеком. Цены онлайн и офлайн у меня практически одинаковые...

И вообще, когда мастер не скрывает цену, многих покупателей это отпугивает... Подозрения в голову лезут разные.

Я цену пишу, я открыта для покупателя. Всё прозрачно!

А если кого-то не устраивает моя цена - ничего, найдётся другой покупатель!

Na-talia 20.11.2014

какая странная авторская фраза "И вообще, когда мастер не скрывает цену, многих покупателей это отпугивает..." Мне всегда казалось, что с точностью до наоборот ). Я лично долго буду "култыхаться" прежде чем напишу мастеру вопрос о цене, мне проще видеть ценник и соизмерять свои возможности. И вообще есть что-то неприятное в этой переписке, спросил- ответили о высокой цене - ты отказался, и сидишь, чувствуя себя "альпийской нищенкой" ( Уж лучше б меня сразу отпугнули )))))

Предлагаю теперь написать серию статей: ценообразование для Хабаровского края, ценообразование для Нечерноземья, ценообразование для Урала... Потом пройтись по ценообразованию для ближнего и дальнего зарубежья, для непризнанных республик, везде же своя специфика!

Радужное Мыло 20.11.2014

Второй день читаю комментарии. Интересны рассуждения моквичей ( а у нас расходов больше) и провинции ( у нас доходы низкие). Разговор глухого с немым. Интересно бы узнать мнение того, кто жил и там и там ( не временно, а на постоянной основе). Проще всегда кивать головой на других.

Я жила и там и там. В обычных магазинах цены одинаковы, что в Москве, что у нас в Ярославской области. разница есть только в стоимости проезда на общественном транспорте. Жилье, конечно в Москве дороже, но мы его не покупаем каждый день))) а если есть в нем необходимость , так и в провинции его купить могут далеко не все местные. Поэтому я считаю, что разница только в запросах конкретного человека. Недавно случай был. Еду в автоусе с ребенком, а напротив женщина, уже не молодая, говорит: " Как же сейчас вам, молодым ,трудно детей растить". А я отвечаю: Так ведь Вам сложнее было нас вырастить, ни подгузников,ни машин стиральных и прочих удобств не было, еда по талонам, все приходилось где-то выискивать и доставалось с трудом" . А она отвечает:" Так ведь сейчас и запросы больше, а денег нет". Вот.

Ну не знаю, как в Ярославской области, а когда мой брат из Воронежа приезжает, у него поход в "Седьмой континент" вызывает ступор. Тоже самое бывает с новгородскими родственниками.

У меня тоже вызывают ступор {#} Просто некоторые вещи продаются только там. А так давно ушли от "Семёрки". Как говорится, зачем платить больше)

Не знаю, может , шок и вызывают, но каждый день в Москву приезжают тысячи на шопинг,а перед прошлым НГ перед торговыми центрами невозможно было протолкнуться и проехать из-за пробок.При этом большинство машин из регионов.Кстати об области.Мама покупает домашний творог (потому как в магазинах это нечто,сделанное из чего угодно,только не из молока) у женщины, которая 4 раза в неделю приезжает из Рязани! у нее свое молочное хозяйство,а еще она привозит овощи,печет блинчики, пирожки,делает соленья.Это к тому-что кто хочет заработать-тот заработает.

а я жила и тогда и сейчас - и тогда была Вятка, у меня - Электроника, полуавтомат, но стирала нормально! ну без памперсов хуже, конечно, но! дочь моя старшая на горшок с 11 мес ходила, а младшая с памперсами уже - к 2 годам...и талоны были года два, а такое впечатление, что мы 20 лет по талонам жили...товары пропадать начали к середине 80-х, (а в 90-х уже завалили нас барахлом)а до этого - были, просто модных особо не было, зато вязали, шили сами, а не в китайском ходили... а поколения мам-бабушек вышивали как! и в каждом доме были, и вышивки украшали многое в доме... поэтому многие и высоким ценам удивляются, тк еще не забыли, как сами шили-вязали-вышивали...и ценным это особо не считали, тк так жили все! а за границей гораздо раньше, чем у нас забыли ручную работу в связи с более высокими технологиями - вот и ценят ее больше, чем у нас...

Если взять среднее, то примерно одинаково жить. Смотря кому что нужно. Мне в Москве и области невыносимо, мне простор нужен ( буквально, чтоб горизонт виден был, генетическая память, видно)), опять же, если заниматься с/х по серьезному, как мы хотели, то в МО это очень трудно ( пробовали). По ценам - продукты какие дешевле, какие дороже, в целом чуть дешевле, но если все покупать в магазине, то не намного.

Пром.товары - выбора меньше и хорошие подороже, много совсем ерунды однодневной. Крупные товары и стройматериалы - под заказ в основном.

В пряже и тканях выбора очень мало, это главный минус, но есть сеть))

Скорость инета - пониже, но не смертельно.

А в общем, было ощущение, что я попала в прошлое лет на 15 назад. В том числе и по отношению между людьми, тут проще и суматошности нет практически.

Транспорт дешевле, зато расстояния длиннее и периодичность хождения этого транспорта совсем мала, в 15 часов из райцентра - последний автобус. А многие вещи можно купить только там. Или документы оформить. Доставка, т.к. село, только почта, все, что крупнее, надо заказывать в магазине.

Пишу из села в Ростовской области, жила в ближнем Подмосковье.

тут есть еще один психологический момент... "нет пророков в своем отечестве".... или - что хорошего может сделать какая-то тетя из родного города? вот где-то там, далеко-далеко-далеко живут настоящие МАСТЕРА....

ведь даже публикации в журнале очень часто тоже про "ненаших"....

Сколько можно искать волшебную формулу цены? На ЯМ полно адекватных с экономической точки зрения статей на эту тему. Учите матчасть, экономисты давно разработали эту формулу

Цена=Себестоимость материалов+Стоимость работы+Стоимость других затрат+Прибыль.

Цены для Москвы есть только в головах некоторых мастеров и закомлексованных покупателей.

Только не всегда за эту цену вы можете продать.Я мишек начала шить самоучкой, потихоньку продавала их в салоне у подруги,а потом она за то,что я часто заменяла заболевших продавцов отблагодарила меня курсом занятий у извесного теддиста.Когда мы окончили курс,почуствовали себя такими крутыми мастерами и естественно, взрослые дамы ,опытные швеи на заказ, поинтересовались,за сколько можно продать мишку.И она очень мудро обьяснила нам "за столько,за сколько захотят купить.У вас будут работы,за котрых вы едва компенсируете материалы или вообще не компенсирует.И будут шедевры,на которые будет много желающих.Тогда вы сможете поставить любую цену"

Публикация носит явно провокационный и для кого-то в чём-то даже оскорбительный характер. Воздержусь от более жёстких оценок, потому что... мне очень нравится автор Асенька - человек незаурядный, талантливый, открытый, и как мне всегда казалось, очень добрый.
Желаю всем мастерам найти своих ценителей-почитателей-покупателей, а покупателям найти те творения-произведения-вещи, покупка которых оставит только положительные эмоции.

Мне кажется, дело не совсем в уровне доходов столичных/нестоличных жителей. Дело в спросе вообще,сюда можно отнести и модные тенденции, и окружение (чтобы было "как у людей"), и многое-многое другое. Если говорить об одежде, об оформлении интерьера, то наверное, можно сказать, что мода в столице и мода в провинции разная. А значит, и покупательский спрос будет разным. Если в твоём окружении принято носить дизайнерские вещи, а тебе на не наплевать на "мнение большинства", то и ты будешь их покупать, а значит, отдашь за них довольно большие деньги, даже если это ввергнет тебя во временный финансовый кризис. Если в твоём кругу принято обращать внимание на авторский замысел, ручную работу - ты изучаешь цены и знаешь, что сколько стоит, не ждёшь, что тебе их отдадут за бесценок.
Я это к чему? А как раз к тому, что в столичных городах потому и выше спрос, что другая среда, ценителей дизайнерских изделий больше. Жителей больше. Есть потребность выделиться из общей массы, и т.д. и т.п. Потому и покупают.
И вот ещё примеры. Лет 20 назад моя знакомая общалась через интернет с иностранцем. С целью создать семью. Когда она готовилась к встрече "вживую", долго думала, что бы такого ему подарить. Учитывая скромный бюджет (лихие 90-е годы) и полную неясность выбора подарка (ну, не матрёшку же дарить?) одинокими тёмными вечерами связала ему свитер. Наугад. Когда вручила - он был потрясён. Нет, ПОТРЯСЁН. Стоимостью подарка ручной работы. Самим фактом такого подарка. Они поженились и счастливы. А этот свитер он вспоминает до сих пор.
А сын другой моей знакомой уехал в Англию и там женился. Когда она поехала к ним в гости (знакомиться с народившимся внуком), она в подарок связала на всю их семью носки. Обычные шерстяные носки, в полосочку. Это произвело фурор среди друзей семьи (англичан, естесс-но). Теперь бабушка ездит в гости к сыну ежегодно. Весь год она вяжет носки. А по приезду - сдаёт в хэндмейд-магазинчик. И очень хорошо зарабатывает.
Так что главнее, наверное, - спрос вообще, а не цены в частности {#}

Пока мастер сам боится своих цен - этого мастера боятся покупатели!

...вот и весь "фен-шуй" {#} Подобное притягивает подобное!

У меня вот - чудесные покупатели! Чудесные! Умницы! Красавицы! Роскошные женщины! Любящие себя и понимающие цену "единственному экземпляру" и высокому качеству!

ВАША ЖИЗНЬ - Неповторима и Эксклюзивна!

Она заиграет всеми красками когда человек внутри себя поймет это и разрешит себе жить счастливо!

ВСЁ начинается - ВНУТРИ! Сами разрешите себе!

(а стоимость - это вопрос далеко вторичный!... и на самом деле это совершенно пустяшный вопрос... Кто не смотрел, посмотрите ради большого удовольствия фильм "Ангел - А"... да и вообще посмотрите на жизнь как-нибудь иначе, просто ради интереса и может быть что-то изменится???!.... )

Живите интересно и в своё удовольствие! Жизнь это великолепное приключение!

Поставьте (уже!) цены которые будут ВАС радовать {#}

Соглашусь с Анжеликой - не бойтесь! Это Ваш магазин, это Ваш труд, это Ваша жизнь!

Ведь большинство замужем, и детей по два-три, и каждый день Вы спокойно решаете куда более серьезные проблемы на работе и в семье.

А тут - ну, подумаешь,ошибетесь с ценами, по началу многие ошибаются, и незачем так терзаться. И рецептов готовых нет, только собственный опыт, а он - дело наживное

а еще написание цены в личку помогает избежать некорректных комментариев в адрес цены своей работы, причем как от незнакомых, так и от друзей. мне, как любому творческому человеку это обидно и сбивает с нужного настроя. на страницу соцсети может зайти любой человек, там очень много встречается людей, не понимающих ручную работу, называющих всё поделками. они любят ставить негативные комментарии по поводу цены, хотя ни за какую цену эту работу не купят, не нужна она им. и зачем же я буду портить себе настроение??? сюда же, на ЯМ, изначально приходят люди, ценящие и любящие ручную работу, понимающие её. такой человек никогда не станет возмущаться по поводу цены.

кстати, всё чаще мне пишут, что мои работы должны стоить дороже. особенно люди, сделавшие покупку. скидки постоянным покупателям предлагаю сама, но почти все отказываются, со словами "это ручная работа, она стоит того!"

не согласна я, что цены не пишут, потому что они для разных покупателей разные! может попался вам один такой человек, зачем же всех по нему равнять...

я в соц-сетях цены не ставлю, а пишу в личку, чтобы пообщаться с человеком! знаете сколько я хороших друзей так нашла! со сколькими замечательными людьми познакомилась! а когда времени совсем нет (сейчас недавно второй ребеночек родился, а первый тоже маленький), или ссылку в общих обсуждениях на магазин ЯМ даю или цену называю. никогда не смотрела откуда мой покупатель. сразу пишу "пересылка по России 250 руб", и если оказывается больше - доплачиваю сама (обычно суммы этой хватает, добавить приходится если очень далеко или несколько работ сразу покупают - вес побольше)

но всё равно стараюсь пообщаться с человеком. мне же для него работать, я должна его почувствовать, я когда куклу делаю - думаю об этом человеке или о том, для кого она в подарок предназначена. мысленно желаю здоровья, счастья, удачи, радости. а так как работа бывает и 10 дней занимает, куколка очень этим позитивом заряжается, особенно судя по откликам)

и еще - цены со временем могут меняться, это сколько же времени надо, чтобы в альбомах всех её поменять...у меня на это совсем нет времени) как и у многих других мастеров) лучше что-то сделать по любимой работе)

Жмаева Оксана 20.11.2014

ожнажды мама спросила, сколько стоит моя работа, в ответ- и покупают??????это дорого

потом приехада к нам и реально увидела сколько времени уходит на работу, сколько материала и сил и сказала - " Со стороны- дорого, но видишь как - и дешево выходит, в пересчете на нормочас" {#}

а в сетях про цены я отвечаю в личку

1, считаю не корректным писать в общее обсуждение цену, могу только дать ссылку на ЯМу

2, во время личного диалога порой устанавливается контакт, заинтересовались работой, ну может и дорого и в раздумьях, а есть шанс, что вернется человек. А в общем обсуждении порой диалог теряется

Слегка шокирована таким подходом к покупателям. Получается,что если ты москвич,то и карман резиновый?......глупости всё это....так нельзя даже думать,не то,что ориентироваться на это.Мне и вовсе кажется,что люди с очень большим достатком не покупают дистанционно ни вещи,ни украшения.

Каждый судит по себе! Я ставлю такую цену за которую купила бы сама.

Ох сколько вещей влияет на ценообразование!!! но никогда бы не подумала, что в соцсетях цену в личку сообщают по такой вот грустной причине - делят на города.. Честно - думала, что это просто из корректности какой-то, ну от налоговых еще (хотя по большому счету - до такой ли мелочи налоговым?!) Я вообще редко читаю откуда человек, потому что при регистрации можно указать что угодно! Лично не однажды сталкивалась, когда написано "Москва", а человек даже не в России живет, или в глухой деревне архангельской губернии...Думаю, все-таки правильнее оценивать свою работу, а не карман покупателя - независимо от места продажи.

Марина, золотые слова!

Думаю, все-таки правильнее оценивать свою работу, а не карман покупателя - независимо от места продажи.

ага, и я цены могу сфоткать в Азбуке вкуса, и морковкой я вот лично не питаюсь, а рыбку свежую съела бы, у нас только несвежая продается, а вот в названном магазине в 10 раз дороже, чем в Ашане, но свежая...но там только владельцы Мазератти как раз и закупаются! А как-то приехала из Рыбинска, отдыхали там в д/о, там рыбы - завались, цена - низкая, и вся свежая...да еще наловили... просто рай...

а по-поводу цен - много высоких... но, наверное, здорово, что люди себя так ценят - и если у них за эти цены берут, можно только порадоваться, что их творчество актуально! значит и цена стоит правильная/ а как-то на выставке люди стояли рядом из далекого города - говорят, мы сейчас в вашей Москве такие цены сделаем! и результат - продали на копейки и то в последние дни, существенно снизив цены(вещицы были неплохие, сразу скажу), но завышенные цены не дали им возможность заработать...

я бы ничего не купила ни за что, если бы узнала про дискриминацию по месту жительства...

Ну так это давняя история - москвичей недолюбливают многие (не скажу, что все), кто живет не в Москве, при этом также многие хотят стать москвичами.

Елена, про Ашан, говорю как человек, подрабатывавший там ( и муж тоже, в студенчестве), конечно, там есть дорогие товары, но вполне достаточно недорогих и с хорошим качеством. А идти туда только со списком и строго ему следовать. Запомнить расположение товаров, это нетрудно, можно схему набросать, при регулярных походах это уже вс в голове. Муж у меня со списком и зная, что где лежит, за час управлялся с продуктами на две недели для семьи из пяти человек. Не ходите туда вечером в четверг, пятницу и субботу, лучшее время - вечер воскресенья и вторник ( в пн тоже мало народа, но многие товары сметены и их еще подвозят и раскладывают). Раз в месяц или раз в две недели, а остальные небольшие затраты или очень скоропортящиеся продукты - местные магазины.

Насчет рыбы - сколько воды в замороженой рыбе добавлено? Ни разу не дешевле свежей из Ашана выходит. Нас в трудные в денежном плане времена Ашан очень выручал, главное, распределить и не набрасываться сразу на все. И не одну семью знаю в МО, которые с помощью Ашана укладываются в скромный бюджет, не экономя на еде( и здоровье). Если что, родилась и выросла в МО, и жила до лета прошлого года тамimage

Вадим 19.11.2014
И странно что никто не написал, что в Москве и расходы совсем другие))))

А знаете, статья-то не про ценообразование, а про "москвичей" и вообще "городских", которые...не все, но ездят на как их там мазератти (слова-то такого для Москвы не знаю). К слову, мазератти в маськве долго не живут - у них посадка низкая - два раза шмякнутся брюхом об асфальт - и баста{#}

Вам надо определиться, на какую аудиторию вы рассчитываете: дотягивают ли работы до уровня столиц или они остановились на уровне районного центра?

И цены устанавливать не в расчете на то, "кто купит?", а на то КТО будет покупать.

Это модная вещь? Сделана из хороших материалов? В чем-то уникальная, со своим лицом? Если да, столичные модницы ее схватят и за нормальную цену. Но честно, редко это бывает. Если нет - то смотримте сами, кому она может приглянутиься, кроме вас.

Кружева Кроше,+++++)) я бы даже, цитируя Горбачева, углУбила: не просто о москвичах, а о зажр..ой...богатых москвичах, делающих огромные наценки и давящих этим ценовую "политику" провинцииimage "провинция" тоже какой-то странный смысл приобретает, т.к. автор из чужой страны. Эх, ценовая политика..политика??..ах,ну да - политика)
Действительно, много статей на тему цен на ярмарке , в большинстве автор сомневается, прав ли он ставя высокую цену. Ярмарка не рынок, вещи в единственном экземпляре, во всяком случае говорю за себя, автор вкладывает душу , творчество. Но творческий подъем быстротечен, а без удовольствия не получается творить, и не важно сразу продалось или зависелось, важен процесс. И главное , у нас со стародавних времен ощущение виноватости наверное остается до сих пор, мы были виноватыми покупая билеты в кассе, или отвлекая продавца от телефонного трепа, , у них иммунитет продавца был, и виноватыми были мы, почему же мы сейчас, продавая свой труд, который неповторимый, ручной и уникальный опять виноваты, в чем, да потому что мы не продавцы, будем учиться, вырабатывать иммунитет продавца,
Асенька, спасибо за поднятую тему! Судя по количеству комментов (с трудом добралась до конца image ) - ценообразование есть для мастеров великой проблемой! И для меня тоже. Пыталась считать по разным формулам, с разных сторон подходила к проблеме, но результат моих расчётов меня неизменно не удовлетворял. Все приходит с опытом. Начиная свою деятельность, продавала в своём городе, цены были не большие, но ведь и материалы тогда брала простенькие и опыта было маловато. Сейчас в городе уже практически не продаю. Потому что материалы уже другого порядка и техника уже другая, и не могу я продать вышитые серьги за 100 грн. (300 руб.), над которыми сидела много часов. А дороже у меня их никто не купит. Хоть и город у нас крупный - миллионник, и средние зарплаты (по сравнению с более мелкими городами Украины) повыше, но не купят, я знаю, поэтому даже не пытаюсь!

И меня статья зацепила. Сижу теперь...считаю , чёй-то дебет с кредитом не сходится.{#}

Вообще, я даже и не думала, что в соцсетях мастера скрывают цену из за того, чтобы называть разную цену покупателям...

Даже в голову не приходило (хотя я из тех, кто пишет цену).

Я думала,что главная причина в том, что администрация сайта может забанить такую страницу. Ведь торговля запрещена...

Такая я наивная{#}.

С удовольствием прочитала.

Мне тоже по началу на Ярмарке было страшновато цены выставлять... но сюда я пришла будучи в декрете, и работая так, себе в удовольствие,чтоб не закиснуть, не ставя задачи сильно заработать))) Ведь меня ждали - скучали мои постоянные клиенты, спасибо им большое)))

Na-talia 19.11.2014

ИНФЛЯЦИЯ! Нужно цены поднимать, а не демпинговать...

ирина 19.11.2014
Добрый вечер. Добавлю и свое мнение. Я обажаю платья и покупаю их последнее время только на ЯМ. Да это дороже чем в сетевых магазинах-но в разы качественнее и красивее. Столько комлиментов я собираю когда надеваю эти платья. В какой валюте это просчитать, как измерить ощущение себя как королевы в этих нарядах. Именно за этими эмоциями мы приходим сюда. Спасибо всем Мастерам за их труд. Всем вдохновения и благодарных покупателей.

К сожалению, вопрос ценообразования для меня тоже болезненный...

У меня видимо что-то не верно с ценообразованием, но среди покупателей (я сама из Москвы) 70% регионы и только 30% москвичи.
Почему так - до сих пор понять не могу: материалы для изготовления украшений на 70% закупаю тут (в Москве), по местным (порой заоблочным даже мне!) ценам. От его стоимости и пляшу при ценообразовании.

Нарекания, что маленькие цены ставлю слышу часто - по большей части от Московских коллег, но выше пока поставить не позволяет что-то внутри image

Как же вы правы! Вот у нас маленький городок и первые мои куклы, стоившие 600 рублей, вызывали у моих земляков вопрос : "Скока-скока???". за два года цены несколько раз поднимала. Пыталась подсчитать, куда ушли более 200 игрушек... Все туда же - Москва и ее область, немного - в Сибирь. А в городке своем продана небольшая доля, и всегда подешевле. Уровень жизни иной. Так и я ведь игрушку первую сама сшила потому, что купить на ЯМ не смогла. Дорого показалось. Спасибо за статью!

Всегда ставлю цены и никогда не оценивала покупателя по местуего жительства.

Честно говоря , сегодня впервые это прочитала и удивилась . Может быть я "тундра"

Но я согласна, что если что -то понравится и западет в душу ,то человек обязательно захочет сделать покупку.

У меня работу в три тысячи одна девушка ( не из Москвы) покупала в кредит в течении трех месяцев.

Видимо так приглянулась.

Читать статью и комментарии было интересно. Спасибо за статью.

Na-talia 19.11.2014

вот и получается, что многие мастера ориентируются на цены своих городов, тем самым, по сути, снижая общую стоимость хенд-мейда. Демпингуют ибо "совесть не позволяет"...

И я подтверждаю, что по Москве курьер стоит дороже, чем почта в другой город, а если сам привозишь - то вообще только благодарят, а ты меж тем полдня потерял, и это в лучшем случае

Ой.... Мастера ориентируются на те цены, по которым у них покупают. Всё. Точка. А дальше можно как угодно долго рассуждать о психологических борениях...

Вообще не поняла смысла и посыла статьи.... О чём она? О том, что автору сложно пришлось с ценообразованием? Так всем сложно по-началу))) Понимание цены приходит с оптытом (как и многое другое) О том, что в Москве больше платёжеспособных покупателей нежели в украинской глубинке? Так это вроде и так всем давно понятно..{#}

Марина 19.11.2014

Статья написана хорошим литературным словом. Дорогие мастера! Спасибо, что вы есть! Я из глубокой провинции делала на Ярмарке покупки - утилитарные - шуба, меховая куртка, шапка, сапоги, сейчас кошелек из Москвы жду. Ищу качественные и недорогие. Мастера, в том числе и из столицы и Питера замечательные - вещи высокого качества(особенно показательно по меху) - а цены "божеские" и мастера устраивают, и меня!

Да ладно, вам, Марина, не такая уж вы глубокая провинцияimage Всего-то 180 км. от Екатеринбургаimage Каких-то 3 часа-и вы в городе!

Марина 19.11.2014

Я живу в деревне от Алапаевска - 100 км по разбитой дороге " на север" - та еще провинция!!!

Спасибо за статью, очень волнительная тема, как всегда. Скажу про себя - в социальной сети у меня есть фото всех моих работ без цен. Просто потому, что через сеть я не торгую, там есть ссылка на мой магазин на ЯМ. Вот туда добро пожаловать! Но в магазине у меня определенное количество работ на продажу, а в сети так сказать портфолио. Цены у меня одинаковые для всех покупателей (по другому просто неприлично даже!). И в профиле написано: возможность скидок обсуждается индивидуально. Я не делаю большой наценки за свою работу, но материалы хочется использовать качественные - отсюда и цена, которая не всех устраивает. Но если покупатель загорелся, его не смутит цена. А если у покупателя доходы не очень, но все-таки хочется - обсуждаем скидку. Вот только халявщиков и жадин, извините, не люблю. Уж лучше пусть моя работа полежит, подождет свою хозяйку, или можно подарить близкому человеку, или оставить лично себе любимой.

Естественно из глухой деревни, где зарплата пять тысяч, у меня ничего не купят. А в городах уровень жизни выше, пропорционально размеру города. Но не надо забывать, что в крупных городах и конкуренции много!

Всем спасибо и удачи! Искренне верю, что каждый из нас дождется своих хороших покупателей!

С уважением, Валя.

Согласна с вами,Елена,абсолютно!В нашем городе планируется выставка в декабре,сижу и ломаю голову-участвовать или нет?Вот нравится людям мыло из основы,не хотят натуральное.Им подавай вкусно-красивое. А про цену-мне не то,что за маслами,даже за щелочью нужно в Питер съездить.В своем городе я купить ничего из материалов не могу.Если все по полной включать,то цена моего мыла будет ого-го.Хочешь-не хочешь,а поставишь такую,чтобы людей заинтересовать. Спасибо за статью,и никого автор не делил,все написано очень-очень корректно!

Согласна со статьёй и автором. Люди и их достаток разные ,что в регионах,что в Москве. Ценник у меня общий для всех. А вот на ярмарке в своём городе не хожу,на них не ходят те,кто может себе позволить купить мою работу. А вот хочу,да за 100рублей-это как девиз прям! Вот поэтому я лучше сделаю что-то ещё,чем потеряю время,потрачу нервы с нашими ярмарками)))

Ирина Шубина 19.11.2014

Я недавно продаю свои сумочки и здесь и в соцсети. Вот никогда не смотрю откуда потенциальный покупатель! Иногда только, чтобы представить про стоимость доставки. Про цену действительно почему-то большинство мастеров отвечают в личку. Я тоже так старалась делать, хотя и было не понятно, почем? А последнее время стала меньше стесняться отвечать в комментариях. Ну что за тайна?

Masha Izzz, каффы 19.11.2014

Асенька, спасибо за тему, за "попочасы" отдельное спасибо - вот уж в точку))

вконтакте цены только недавно выставила, но разницы в цене не делаю.

Знаю цену до копейки, до минуты (правда фото, выкладывание везде и цену упаковки пока вообще не считаю), но ещё и скидку в 30% делаю на украшения из меди, дороговата реальная стоимость, кмк..

Покупают 50/50 примерно из иоего города и других, скидок никто не просит, есть даже коллекционер у меня)) что дорого, кстати, только в моей голове сидит, цены других мастеров и всё такое, - семья и даже клиенты говорят, что дёшево очень image

"Думаете, ценообразование приходит само собой? Да я перечитала сотню статей на Ярмарке Мстеров и вне ее, высчитывала цену кучей способов и в итоге пришла к выводу: стоимость материалов знать надо, потраченное время надо знать хотя бы приблизительно, но вот поставить цену на только что сделанную новую вещь — ооо, давайте я лучше еще одну сделаю!"

Вот это точно про меня{#} Понравилась статья, спасибо {#}

Инна Шипунова 19.11.2014

Действительно, вопрос ценообразования зависит от многих факторов и какими-то стандартными формулами здесь не обойдешься. Взять живопись - материалов выйдет, к примеру, на 2000 руб, а картина стоит 200 000. И она действительно стоит этих денег - потому что шедевр, потому что душевные терзания, мысли, идеи... Тут наверное, следует различать искусство и ремесло. Талант дается свыше и действует на человеческое-бессознательное, а ремеслу можно научиться, его можно расчитать, в цифры перевести, так сказать...

Для моего города мои цены абсолютно приемлимые, но покупают редко. Дешево поставлю - и все равно не купят. Почему? дело не в цене. Не интересно мое мыло здесь, все покупают из основы. Поэтому мои Покупатели - со всех городов, из многих стран, из зарубежья... отовсюду кроме Саратова. {#}

AllaLu Design 19.11.2014

Согласна с Вами, Елена. Такой уж у нас город!{#}

Елена, мне кажется, что это из-за недоинформированности )) Я вот тоже до разговора с Вами пару лет назад на "Формуле творчества" считала, что "с нуля" - это когда Вы сами варите, а из основы - то же самое, только покупаете как полуфабрикат, чтоб самой время не тратить на варение ))) А из основы покупают по 50-100 руб. на подарки - дешево и прикольно. А для себя - только Ваше! ) На наших ярмарках возле Вашего столика всегда народ есть ) И мои картинки покупают в Саратове исключительно на ярмарках "в реале", будто саратовцы просто не знают о существовании таких интернет-ресурсов как ЯМ {#} Ну и есть ощущение, что провинциальные города как-бы "отстают в развитии"....

С интересом прочитала статью и комментарии к ней. Тоже не знаю по каким ценам выставлять работы {#} Тут в большинстве своём говорят о украшениях, одежде, косметике, игрушках... А вот как оценить картины ) у меня на некоторые работы уходит по месяцу. Если высчитывать затраченные часы, то картина выйдет золотой и её никто не купит (хотя и так не покупают {#}, ну да ладно). В родном городе почти ничего не продаю, так как считают дорого.

Все мои покупатели из Москвы и МО, спасибо им за то что они есть {#}

У Вас очень красивые работыimage

Ну что уж тут греха таить - Мастера из Украины всегда продавали свои работы дешевле. Только у маститых и именитых Мастеров цены на уровне не то что московских, а иногда и мировых {#} это же касается и Мастеров из наших глубинок, ну цены там другие, совсем...

Но так ли это дешево получается для покупателя, вопрос? - перевод денег, а главное и самое дорогое - загран. пересылка...может еще и поэтому работы ставят дешевле...

А сейчас на Украине стало еще трудней, работы нет, денег нет, покупатели в-основном из России...а они (покупатели) тоже люди - боятся и родной почты, ну а заграничной тем более - кто его знает, - закроют границу...или потрошить посылки начнут...в-общем страшно, конечно.

Мне с почтой везет, и с нашей, и с Украинской, и даже с Н.Зеландскойimage

Кстати, почта на Украине работает, недавно получила посылку от Марины "Зеленый слоник" - очень быстро все пришлоimage

Желаю всем нам хороших покупателей, веселых праздников, и мирного неба{#}

Р.S. соглавна с автором - ну нет этой формулы{#} пойду, повяжуimage

Очень интересня статья. Очень "живая" и актуальная. Читала с удовольствием .

ааа, убили, конечно - тем, что оказывается, в соцсетях цены так хитро провозглашаются.. Вот недавно хотела раритетный наборчик вышивальный купить и мне цену, наверное, тоже назвали исходя из этого принципа.. хнык, хнык...

Буду знать эту хитрость, честно вот не знала.. Это вот ничего, что у меня за два дня (вчера и сегодня) на работе (основной) заработала 919 руб - работа сдельная, а если не придёт клиент вообще ничего не будет.

Так что, как говорит моя сестра - люди с достатком есть в каждом городе. И не надо считать чужие деньги.

Ася, спасибо за статью, всё корректно)

Я тоже не знала про эти хитрости)))))

Не считаю, что "москвичам" живется легче. Все относительно. Возможно в Москве чуть больше возможностей. Но и этим "преимуществом" нужно уметь и хотеть пользоваться.

А ценообразование и правда "головная боль". Мы люди творческие - нам бы творить, летать вместе с музами{#}

Я по этому поводу очень сначала переживала. Потом успокоилась и стала получать удовольствие от процесса. Не берите если дорого. Недавно зашла в местный магазин пряжи, разговариваю с продавцом:

-А есть у Вас шерсть 100%?

- Нет, - говорит, - Не привозят. Дорого. Не покупают.

- А что покупают?

- Вот, акрил, 12 руб за моток.

- Но ведь изделие быстро вид потеряет. Столько времени и труда своего потратишь - а через месяц можно выбросить," - далее делюсь грустным опытом работы с такой пряжей и рассказываю про опыт работы с качественной пряжей, - Я покупала за 140 руб....

- Вы считаете, что 140 руб - это дешево? - искреннее удивление и недоумение у продавца. - На свитер нужно около 1000 плюс еще за работу еще 1000. Не все на это согласятся...

Я понимаю и ее и ее покупателей, но для себя отметила, что за 2000 свитер вязать не буду.

Уважаемые мастера, не стесняйтесь называть настоящую цену своей работы! Вместе - мы сила!{#}

Спасибо за статью, согласна с каждым пунктом.

Вот у нас приблизительно та же фигня. Хорошая, качественная пряжа среднего ценового диапазона по магазинам, конечно, есть, но "брендовой" начисто нет по причине не только ее малых "тиражей", но и высокой стоимости ("Да вы что, кто у нас купит моток за 600 рублей?") - ее приходится или покупать в паре магазинчиков в Москве, или выписывать через Интернет.

Как я боюсь ставить цену на свои изделия! И все время норовлю занизить, почему, не знаю, муж говорит, ты не ценишь свой труд, да, это так, но ничего не могу поделать. Мне даже покупатели на чай дают, может жалеют меня? Все покупатели из Москвы, но вот все равно цену не могу повысить и все тут! А еще кризисы всякие, будь они неладны!

ой, пишу с другого своего магазина, перепутала!

Так интересно, как раз сейчас разрабатываю инфо в блоге по стоимости заказа на фотоальбомы, а тут ваша статья) Очень сложно посчитать, так как очень много состаляющих: бумага, чипборд, высечки, деревянные, металлические украшения, братсы, анкеры, цветы , кружево, ткань и многое другое. А инструменты? Иногда думаю: ну почему меня вязание так не увлекло, а скрапбукинг)) горы материала для каждого стиля! Вообщем вы правы-лучше расстреляйте! Интересно было почитать ваше мнение! Мне понравилась ваша статья)

Все-таки провинция и крупные города разнятся очень сильно в плане наличия покупателей определенных вещей.

Расскажу про себя - мои картины покупали мои земляки, но все они давно не в Брянске живут. Кто в Москве, кто в Петербурге, в других крупных городах. Они брянцы, уехавшие из нашего города. Только одна моя брянская знакомая приобрела у меня картину. Да и то, сложно назвать ее брянским жителем, она практически все время в разъездах по всему миру, в Брянске бывает периодически.

А некоторые бывшие брянцы, находя мои работы случайно на просторах интернета, не скрывают своего удивления, часто задают вопросы - Неужели Вы из Брянска?Вы там и живете?

Ну вот почему? Почему все мои земляки-покупатели уехали из Брянска? А ответ прост - как это ни печально, в рамках провинциальных городов несколько иной общий культурный уровень и покупательские запросы большего числа граждан разного уровня благосостояния, нежели в городах крупных. Это от многих факторов зависит, но прежде всего от наличия определенных социально-культурных институтов в той или иной административной единице ( учебные заведения, музеи, театры, галереи, развитая и богатая культурная жизнь, все это важно, и по большей части все это группируется в городах больших, редко в провинциальных).

Анна Перова, абсолютно с вами согласна, написала как-то мне одна дама из Москвы, хотела поменяться, свою картину на мое платье, а мне ну совсем не до произведений искусства (причин предостаточно, банки пока к сожалению сей предмет на деньги не обменивают), написала ей, что не могу себе позволить такой обмен.

Совершенно верно. В моем городе тоже есть прослойка "дорогих" людей, но они не покупают подобные изделия, хотя запросто могут себе позволить цены. Это очень смешно, на самом деле, потому что из других провинциальных городов покупатели есть, поштучно, но есть, а из своего - как будто избегают{#} Сейчас у меня есть местная ценительница, но из обычного "трудового народа", т.е. покупает по возможности своего бюджета. Такие вот дела.

О! Вот эта цитата "но вот поставить цену на только что сделанную новую вещь — ооо, давайте я лучше еще одну сделаю!" просто в точности про меня! И так высчитываю, и эдак.... Ну дорого же получается для покупателей! Поэтому пользуюсь формулой: (стоимость материалов + стоимость работы) х 20%, хотя стоимость работы могу регулировать, если большая цена получается.

Для меня вообще катастрофически сложно называть цену.... Только-только учусь этому заоблачно нелегкому делу.

Миледи 19.11.2014

И еще я никогда не торгуюсь и не люблю тех, кто торгуется. Если нет денег купить, то лучше подкоплю

Галина 19.11.2014

Тут все зависит от менталитета. Я из Казахстана (Алма-Ата) и у нас принято торговаться. И если приходишь на рынок, в магазинчик, покупаешь машину или квартиру, то обязательно спрашиваешь: а подешевле.... Причем это нормально и для продавца и для покупателя. Не спросить - себя не уважать {#}

А менталитет переносится и сюда, на ярмарку. Поэтому не пугайтесь, дорогие Мастера, таких вопросов и не надо "не любить" таких покупателей.

PS: хотя лично я на ярмарке покупаю просто по цене Мастера.

Да...а я вот за последний заказ торговался-торговался, да и доторговался, что за 1800 рублей 4 дня из мастерской не вылазил, уточек резал...Была б жена - выгнала б из дома!{#}

Миледи 19.11.2014

А в Магадане черешня 4000 тысячи стоила как-то, но не об этом сейчас. Иногда попадались работы, на которые нет цены, никогда не связываюсь с таким продавцом. У меня такое ощущение, что этот человек несерьезный какой-то.

Еще считаю, что цена должна быть одинаковой для всех. А цену я расчитываю так, ставлю столько, за сколько сама бы купила.

В эпоху интернета ориентироваться на какой-то регион, как минимум не выгодно и в моральном и в материальном планах. Складывается такое ощущение, что автор относится к покупателю так, будто покупатель делает одолжение, приобретая Ваши уникальные, ручные, эксклюзивные, душевные изделия. Объяснять кому-то, что хэнд-мэйд это на несколько порядков выше, чем заводские штамповки - дело неблагодарное. Автор, чего Вы боитесь? Ставьте цены, которые комфортны именно ВАМ, а не москвичам, провинциалам или европейцам. Помните, что Вы МАСТЕР, ТВОРЕЦ!

Понравился слог - легко и с юморком написано {#}

А я вот постоянно слышу, что люди "пугаются" низких цен. То есть, изделие определенной категории, независимо от местоположения мастера, должно стоить в определенных пределах, если выше - не страшно, если ниже - попадает под подозрение якобы некачественности.{#} Причем парадокс: по высокой цене человек не может себе позволить купить, если видит почти тоже самое по низкой - не хочет, пугается. Вот бы еще действительно сразу писали, ниже какой цены нельзя {#}

А я наивная предполагала что в соцсетях не указывают цены, т.к. со временем они все равно изменяются и дабы не смущать покупателя ценой двухлетней давности.

Мне все родные наоборот говорят, что цены я слишком низкие ставлю. У меня чистая прибыль действительно небольшая получается, с учетом потраченного на работу времени. Хотя и так продаж не много.

Но я когда ставлю цену а первую очередь задаю себе вопрос - а за какую цену купила бы эту вещь я. Ну и конечно если уж цена выставлена - считаю некорректным увеличивать ее для отдельных покупателей.

Мария, ставить цену, ориентируясь на то, за какую купили бы вы - неправильно в корне!

Возможно, ваши работы вам и не по карману.

Верно!!!! Почти про меня,бывали периоды,когда мне не по карману были свои же работы.

горячая эмаль 19.11.2014

На ярмарке разные мастера. Для кого-то Ярмарка единственный доход, для кого-то это хобби, за которое можно получить деньги. Из-за этого в таких темах, часто возникают споры. Если Ярмарка — это работа, то ценообразование должно учитывать всё, нет смысла работать в убыток.

А если заниматься этим как хобби, в дополнение к основному зароботку, то можно и не заморачиваться на сложном ценообразовании и расчётах. Материалы окупил, небольшой профит бонусом получил и место дома готовые работы не занимают. А уж говорить кому-то "поднимай цены" это вообще как-то странно. В чужой монастырь со своим уставом...

Да, ручная работа стоит дороже, гораздо дороже фабричной.

Но ведь это и не предмет первой необходимости, без нее можно прожить.

И если покупатель обойтись без вашей вещи не может и готов платить за нее вашу цену, значит она правда столько стоитimage

Matryoshka-doll 19.11.2014

Попугаю вас немного. Ради расширения кругозора, думаю, будет интересно.

Вывод: на северо-востоке цены на любые рукодельные товары будут высокими. Хотя бы потому, что материалы надо тоже завести авиа почтой.

О!

Интересно, а зарплаты какие?

Matryoshka-doll 19.11.2014

Как и "на материке", бюджетники тысяч 20 (папа мой в муз. школе преподаватель с высшей категорией). Офис-менеджеры - 30 тыс. На 40 еще надо поискать. В общем, ниже московских.

прям не верится. с такими ценами и морковь как деликатес

Хобби Лаб, не верится, а правда. Есть у меня знакомая из Норильска, познакомились лет 10 тому назад, я жила в области (МО), она приехала "на материк". У нас тогда хлеб приближался к 10-рублевой отметке, помнится, она рассказывала про 30 или около того за батон. Картошка, кажется, около полтинника была. У нас я купила осенью по 8,5 мешок на зиму, по весне в магазинах была по 15-16 р. Это 2004-2005 год. На все остальные продукты цены звучали настолько фантастическо, что сразу не верилось, и я с испугу не запомнила как то, что все равно не смогу себе позволить. Про икру ложками что-то не рассказывала, про рыбу было упоминание, но больше все про картошку да лук с морковкой речь была, про крупы и фрукты по цене золота. Зато про сапоги практически за зарплату помню. А без сапог холдно, помню, звонила ее мама и говорила, у нас потеплело, -18, уже без шапки хожу.

Ее з/п тогда была 8 тысяч, около половины, насколько я помню, уходило на коммуналку. Мы с ней около полутора лет прожили в одной квартире, она мне очень помогла с основами "школы выживания", у меня тогда была грудная дочка на руках и минимум доходов.

Теперь я знаю, что варенье можно фасовать в пластиковые бутылки, это легче выходит, что в самолет по весу уложиться. Варенье от бабушки из Белгородской области.

{#}...

Дом у Моря 20.11.2014

Как же вы выживаете-то {#}

Елена, а зарплаты-то соответствуют ценам на продукты?

Но шок, да{#} С зарплатой нашего региона, например, всем пришлось бы садиться на жесткую диету))))

МироДрев 19.11.2014

...гумконвои говорите...хэх!

А-а-а! {#}

Морковь 270р.{#} какбачок - 313{#} это что за цены такие...бред..а неужели нет мест поближе чем Краснодарский край?..ужас...как Вы там живете...

Я в детсве жила в Синегорье, тоже дорого было, - картошка мороженная по праздникам, но тогда за ценами гос-вао следило все-таки хоть не много...

а сейчас...морковь примерно в 10 раз дороже чем на материке...ужас...

Зато у Вас рыбы многоimage и вероятно она дешевле кабачковimage и икру красную ложками кушаетеimage

меня в дтестве заставляли есть эту мерзкую копченую горбушу и икру, - ох и не любила же я ни то, ни другое.

Когда-то в детстве, в 80-е, жила в Мурманске...Рыба. В магазинах одна рыба. Разная рыба...Пельмени - только рыбные!.. Как-то с классом на экскурсию ездили в закрытый город Североморск, так по маминой просьбе, затарилась там колбасой. Эх, где та рыба?? какая я была глупая...))

....копчёный палтус......

мурманский палтус горячего копчения...нямка{#}

аппетит у всех разигрался{#}к ночи

{#}шойта???

Краснодар уже в обмороке от цен в Магадане. Морковь 26 рублей в магазине - вчера покупала.

♥Lid'oro♥ Lidiya 20.11.2014

Татьяна Крым в глубоком обмороке - вчера на рынке морковь была 7-10 руб{#}

Дом у Моря 20.11.2014

Владивосток - морковь 45руб (в Магадан почему-то уже не хочется)

В дешевом Ашане кабачки с плесенью 150 руб.

Я в шоке,никогда не видела,чтобы овощи столько стоили...

Ого, даже не подозревала, какие могут быть гигантские цены на овощи, а у нас кабаки почти бесплатные

A-bijoux 19.11.2014

Что-то не могу стоять в сторене сегодня...

1. По поводу ценообразования - фурнитура и для Москвы и не для Москвы стоит приблизительно одинаково. Разница только в цене для пересылки. На одну и ту-же вещь может уйти разное количество времени и средств (одни серьги можно изготовить как из латуни, так и из серебра и с другими камнями, например)

2. Ручная качественная работа стоит на порядок дороже, чем массовое производство! Вещь чаще всего вообще одна и повторов не будет, так как материалы только на эту вещь и всё.

3. По поводу распространенного мнения, что москвичи зажрались: В одном итом же месте может стоять Мазерати и рядом кто-то милостыню будет просить! Да, большинство денег в крупных городах, но и траты здесь значительно выше!

4. Оценивая свою вещь учитывайте стоимость материалов, время и качество исполнения. С точки зрения продаж Livemaster хорошая многонациональная площадка, позволяющая продавать не только в своем регионе.

Удачи всем!

Matryoshka-doll 19.11.2014

Я тут со своим городом совсем неформат. пересылка только авиа. Город дороже Москвы раза в полтора. Москвичи в магазинах ужасаются. Я б и рада что продать очень дешево, но тогда это будет просто стоимость пересылки. И смешно и просто это факт. Интересно , как себя чувствуют мастера из Билибино, самого дорогого города мира, где вялая картошка стоит 350 р кг, а бутылка минералки 400 р.

Ирина (kruna) 19.11.2014

Елена, есть Петропавловск-Камчатский. Картошка 400 руб, а килограмм айвы - 700. Ее покупают как заморский фрукт поштучно и режут ломтиками, по одному на нос, что бы хватило на всех. Вот только вчера по скайпу на эту тему с приятельницей общалась. Так что Билибино - это еще второй эшелон. Есть в России города подороже. {#}

Хотя, посмотрела, Вы из Магадана. Чего я Вам рассказываю? - Вы это лучше меня знаете. {#}

Зато красная икра практически даром.А айва-я ее в последний раз ела лет 30 назад в виде варенья,и то могла бы и не есть.

Ирина (kruna) 19.11.2014

Марина, ну где же даром, если за две с лишним тысячи килограмм? Разве это даром? И всякие нерки-кижучи копченые совсем не по бросовым ценам. Даже если абстрагироваться от магазинов и допустить, что рыбу можно наловить самим, то это все равно не даром - нужно покупать лицензию. А во время рыбалки еще и камчатские михи ходят рядом кругами и ждут. Они ( мишки) умные - все рыбные места рыбаков знают, потому сидят и ждут: зачем им самим в холодную воду лезть за рыбой, если для этого есть специально обученные люди?Эти мишки потом очень даже часто у рыбаков рыбу экспроприируют. Все не так просто и безопасно. У другой моей институтской приятельницы с Камчатки отец охотник инвалид без ноги - как-то медведь поломал во время промысла. Так что, я бы не идеализировала их условия. У них там тоже вовсе не икрой вокруг намазано. Там сложно жить. Потому многие пока работают живут там, а как выходят на пенсию - едут на материк. С пенсией там особо не пожируешь при тех ценах.

Даром -относительно кабачков.Сейчас не знаю,а пару лет назад с Камчатки предпрениматели привозили на Рождественскую ярмарку по 800 рублей ,с учетом авиаперелета и места на ярмарке.Причем очень качественную,в отличие от магазина.Думаю,себе не в убыток.А у мишки тоже кое-что можно экспроприировать.

Нужно проводить сигментирование рынка. Понятно, что ручная работа не может стоить дешево, но если в твоем городе средняя зарплата(по данным росстата) 20 000 руб, а в столице 60 000, то вполне естественно стремиться туда, где материальная история более благоприятная. Как ни крути, лично мои продажи (не берусь судить о других) зависят от людей с хорошим достатком. В провинции их процент невелик, к сожалению. Но, если ориентироваться на потребителей моего города, то, в большинстве случаев, им чистая себестоимость - это уже запределье........ Не спорю, у них свои приоритеты, но в убыток себе работать не будешь!

К счастью, для многих мастеров ЯМ открыла возможность "выпорхнуть" за пределы своих городов.

Я в своем городе даже не называю цены на свои игрушки. И даже в выставках перестала участвовать. Игрушка в ползарплаты? Да на меня как на сумашедшую посмотрят. При том, что я и так продаю по очень средним ценам относительно ЯМ. Очень сложный этот вопрос психологически)))

Инна я с Вами согласна абсолютна!!! Я в своём городе..даже и на Ярмарки не хожу и не пойду)) нет смысла может за 100р и купят))...обычно у нас на Ярмарках тусня мастеров и бла..бла ..бла)

Незнаю, как у других, но я лично цену ставлю расчитывая свои материалы, сложность работы и затрату времени на неё!....а ставить цены от потолка...по регионам..считаю вообще обманом и недалёкостью ума! Как так можно?...сделал работу и играй в рулетку..повезёт продать Москвичу за 1000р или купять в своём городе за 300р..

А в соц сетях я лично не ставлю цены..(я не новичок), так как вот такие зеваки ходят и спрашивают только цену...а ещё люди которые сами незнаю за сколько же им продать...и так достают..сколько у меня цену спрашивали..не один не купил...кто хочет купить цену никогда не спросит!!!! Дай бог таких заказчиков побольше)) Люди пишут "Хочу купить вот эту открытку, скажите где и когда забрать" им без разницы какую я скажу цену, а ещё конкуренты постоянно смотрять и спрашивают..это я знаю точно..не первый раз.

Спасибо, Ася, за статью! Очень животрепещущая тема, особенно для новичков!

Я сам мучаюсь с проблемой ценообразования, вплоть до шизофрении, когда сейчас поставил одну цену, через пол-часа другую, а на следующий день третью{#}

А по каким формулам ее не высчитывай, последнее слово все равно за покупателем - вещь либо продается по этой цене, либо не продается....Хотя, как показывает опыт, она все-равно когда-нибудь куда-нибудь да продастся.{#}

Не надо нам шизофрении.

Говорят, хорошо ставить небольшую цену, и после первых продаж оченьт ихо ее поднимать. понемногу.

Na-talia 19.11.2014

Я летом "подремонтировала" дачу, на профессионалов денег не хватило, брала "из других регионов", тех, что на дорогах стоят и на рынках, предлагая свою работу. Так вот чернорабочий, именно чернорабочий (неквалифицированный труд), тот что копает, грунт ровняет, дорожку (недорогую) кладёт, стоит 1000 руб в день, и найти ещё его надо, они "мордочку кривят", а строитель, тот что с топором управляется и молотком, но инструментов своих не имеет, до 2500 руб. в день, вот и получается, что я что-то там "генерю", делаю эскизы, мотаюсь как оглашенная по Москве за материалами, а получаю МЕНЬШЕ, чем чернорабочий из других регионов (((. Хотя у обоих ручной труд ))))

полная дискредитация творческого рабочего труда, и кстати, возможна она именно из-за демпинга.

Добавлю, один из рабочих видел, как я делала сундук за 8 тыс, и удивился "Шо тэк дороГо?", на секундучку - я сундук делала неделю, не учитывая заготовку на заказ за 3 штуки, а ему это 3 дня заработка...

Этот рабочий так говорит потому, что сундук ему не нужен и за сотню.

Из этого следует, что на тех, кому "дороГо", не стоит ориентироваться вообще, это не ваша целевая аудитория. И не важно, рабочий или не рабочий, офисная дама в шикарном авто или скромная библиотекарша - достаток и место проживания здесь не при чем.

Na-talia 19.11.2014

Я говорю о субьективности "дорого-дёшево" и об оценке ручного творчества

МироДрев 19.11.2014

Na-talia помимо описанного Вами есть и второй "Закон Абсурда" - чем менее квалифицированы эти "старатели" в своём конкретном ремесле - тем больше амбиций и выше ценники...{#}

Na-talia, а между тем я ,работая на основной работе инженером-проектировщиком (как раз по строительству), получаю меньше этого копателя! А за свою вторую работу на ЯМ и еще меньше! Ужас! Но такая у нас жизнь! У нас кризис 2008 года хорошо развернулся - до сих пор зарплата ниже, чем 6 лет назад, (и та черная) и в моей сфере в городе везде так.

Еще обиднее, когда человек человек с ВО получает меньше "копателя". Я, конечно, понимаю - физический труд тоже тяжело, но и умственный тоже не легче

Na-talia 20.11.2014

в том-то и дело, получается, что идея не стоит НИЧЕГО, что отыскивание материалов не стоит НИЧЕГО, а чисто ручной труд у большинства из нас стоит меньше, чем у чернорабочего-гастарбайтера. Сужу по декупажу, если мастер сделает шкатулку, допустим за 1500 руб (500 - материалы, труд 1 тыс.), то чтобы иметь расценки чернорабочего, он должен либо:

1. сделать её за один день. Что есть нарушение технологии, либо слоёв лака мало, либо шкатулка не успевает просохнуть до следующего слоя

2. сделать несколько шкатулок. С, примерно, одним технологическим процессом (

Если же рассматривать вещи в реально единичном экземпляре, то она должна быть золотой, потому что сначала ты вынашиваешь идею, формируешь её в голове, ищешь материалы, делаешь эскиз (часто), готовишь картинки, и только тогда начинается само изготовление. И именно последний этап - оплачивается, обычно недорого, из-за демпинга цен повсеместно.

Вот от этого и обидно, потому что даже тупое рытье канавы оплачивается больше нашего труда, требующего определенной квалификации, таланта и многих лет оттачивания мастерства.

Поеду в Москву гастрабайтером работать!{#}

Adelina 19.11.2014

Ничего странного а этом нет, всё зависит от спроса на услугу. И скрипачей, например, во все времена нужно меньше, чем рабочих. Оркестры - не резиновые, а увеличивать их количество нет никакого смысла, так как посетители концертных залов, итак, обеспечены "под завязку", образно выражаячь (не говоря уж о том, что если ты захочешь послушать скрипача уровня Яши Хейфеца, в концертном зале ты его сейчас не услышишь - придётся довольствоваться записями из серии "выдающиеся исполнители"). Ну, и возвращаясь к нашим "баранам": если пару-тройку дней не вывезти мусор, то даже страшно представить, что будет на улицах. А если неделю или месяц?! Тоже самое можно применить и к строительству, и к ремонтным работам, и к засорившейся сантехнике...

Na-talia 19.11.2014

у нас обесценена ИДЕЯ, как суть, мы считаем только материалы и время (((((

Ну идей не так уж и много .Процентов 90-это тильды, сшитые почужой выкройке или нечто подобное.

Расчудесье 19.11.2014

Я со своими игрушками урабатываюсь...Только недавно открыла здесь свой магазинчик, и из-за ценообразования даже голова распухла.. Хотела поставить цены повыше, но мне сказали, что за такую цену никто не купит (а я живу в Санкт-Петербурге, где зарплаты все-таки повыше). И боевой настрой как ветром сдуло)

Отличную идею подали про ссылку на ЯМ для групп в соц.сетях - очень не хотела ставить там цены (для разных регионов цены я не разделяю).

Да! Цена-это очень сложный вопрос, а думать над этим некогда. Спасибо!
ас 19.11.2014

"Формула все-таки есть. Цена должна быть такой, чтобы подруга-москвичка сказала "Ты че, так дешево!", мама задумчиво спросила "А так дорого кто-нибудь купит?", а покупатель — нашелся"

Вот эту фразу можно взять за эталон, "москвичка" - не буквально, а человек с достатком выше среднего. Только я сама ему следую? Или нет...

Асенька, спасибо большое за публикацию!

Ялинка 19.11.2014

Браво! вся статья политкорректна, никого не обижает!image ИМХО. читаю, что Асенька прочитала мои мыслим и изложила их тут. Где-то даже вывернула душу наизнанку.

НУ НЕ ЗНАЮ я, как просчитать себестоммость, хотя сто раз и пыталась подогнать работы (особенно букеты из конфет) под общий стандарт расчета. а вот метод научного пальцетыка - самое оно! я много общаюсь с коллегами на других творческих сайтах, но... никак не осмелюсь на свой магазин на ЯМ. потому что многого не понимаю. цены - да, какие хочет мастер, такие и ставит, но я-то в технологии не новичок и вижу: часто уровень работ недотягивает до указанной цены, и сильно. а ценник есть, и поставь я свою, какая меня устроит, получится, как у Асеньки... в общем, мой вывод: для крупных городов (видите - не говорю столицы) тысячный букет мастер ставит за полторы и считает это решение верным. значит, так тому и бытьimage )

Потому пока в кустах. но хожу по ЯМ, смотрю, учусь, изучаю МК, свои вот разместила. А работы продаю у себя. Есть заказчики, есть реклама, сарафанное радио никто не отменял... Да и мое хобби - это кусок масла на хлебушек, который зарабатываю тоже руками и головой, но в штате учреждения. А вот если бы зарплаты не было - тогда не знаю, как бы я запела... Извините, если сумбурно. Но статья зацепила!!!

и я пять копеек вставлю{#}

1. мне очень нравятся ваши работы. (не по теме, но очень хотелось сказать)))

2. цены просто обязаны быть адекватными (ну это уже тут написало нсколько десятков людей, используя различные синонимы). если это дешевый материал и вид не очень - цена не высокая. Но если это материал дорогой, вещи стильная и аккуратная - как можно за нее брать мало? Оставьте себе, подарите близким (в конце концов сэкономите на подарке сестре - своеобразно окупите материал){#}

3. по началу все демпингуют. Редко кто сразу ставит адекватную цену, причем иногда эти "редкие" оказываются копиистами. Видела несколько магазинов где мастера наваяли по побщеизвестным мастер-классам - ну и как тут поставишь цену ниже чем у автора идеи. А вот по чьему МК сделано - писать-то не обязательно{#}а не мешало бы... а те кто демпингуют - потом адаптируются. Начинают ценить себя. Я, после нескольких обломов с фурнитурой, перешла на дорогой материал полностью. Лучше сделаю одну работы вместо трех - зато не придется переделывать.

4. Ручная работа - это наркотик{#}если покупатель доволен первой покупкой - он придет еще. Придет за оригинальной работой. И постепенно его цены перестанут пугать. Расскажу на примере закупки материалов. Три года назад купить на 3 тысячи мне казалось пределом мечты. Сейчас разовая закупка у меня от 5 до 15 тыс. И все чаще именно 15. И уже нет шока от потраченных денег. Кроме этого сама крепко подсела на Ярмарку и являюсь регулярным покупателем работ. Поэтому, думаю, можно сказать, что все дело времени. Покупатели были есть и будут. Главное, чтобы выбрали именно вас. Ну а на тему увеличения продаж уже и так написано много публикаций (по-моему слишком много{#}) как и на тему вдохновения

Анна 19.11.2014

В Москве уже давно не москвичи на мазерати разъезжают))_ а желающие заработать и зарабатывающие-приезжие из разных уголков нашей,да и не только нашей родины))_ так что не совсем уместно было делить покупателей на москвичей и пр. скорее по уровню достатка....

Елена (leflera) 19.11.2014

Цены ставлю одинаковые и для местных ярмарок и для ЯМ, стоимость рассчитываю исходя из стоимости материалов и средней часовой оплаты в нашем регионе. и все равно находятся люди, которые считают , что цены неоправданно высокие{#}

Я для себя вывела формулу ценообразования примерно такую:

30.000 рублей в месяц - нормальная зарплата. Не запредельная (для Москвы), а вполне себе.

8 часов рабочий день.

21 рабочий день в месяц = 168 часов, стало быть.

Делим 30 тысяч на 168, получаем 178 рублей\час.

Допустим, можно себе позволить округлить эту цифру в меньшую сторону, получается 150 рублей\час. Это - минимум. На самом деле округлять НУЖНО! в большую сторону и оценивать час работы в 200-250 рублей, а то и больше. При этом часом работы я считаю и время, затраченное на поиск\приобретение материалов, время переговоров с заказчиком, время на фотографирование и выставление работ в магазине, время, потраченное на отнесение работы на почту и выстаивание в очереди.

Плюс стоимость материалов.

За меньшую сумму просто не интересно работать.

Вот спасибо! Попробую так {#}

Замечательная формула! {#} Работаем вдвоем, если буду так считать, цены придется существенно увеличить. В нашем магазине цены для всех едины!

Наира! Соглашусь с Вашей формулой на 100%. Правда на этот уровень я сама не вышла. И стоимость часа у меня ниже, и дополнительные затраты не учитываю - только время самой работы, когда уже все куплено и придумано. И это неправильно! Но пока успокаиваю себя, что я еще оттачиваю квалификацию , что мне надо раскрутиться, найти своих клиентов и пр. ерундой. Но (как недавно на ЯМ где-то вычитала) такой альтруизм прекрасно лечится голоданием!

Я в соц. сети всегда даю ссылку на магазин или пишу в личке, и не потому, что смотрю из какого города (это я делаю лишь для того, чтобы если нужно написать стоимость доставки) а потому, что стоит написать цену изделия в какой-то группе, где опубликовали работы, так заклюют и не важно напишешь ты 1 000 000 или 100 рублей, найдутся такие, кто напишет гадость {#}

и цены я считаю для всех должны быть одинаковыми, какая разница откуда покупатель, хоть с Луны.

А мне все чаще помогает вопрос самой себе " Я хочу заработать или уработаться..."{#}

Турченко Анна 19.11.2014

ЦЕНА, СКОРЕЕ НЕ ЗА РАБОТУ, А ЗА ИДЕЮ.

Лада Москва 19.11.2014
Я ставлю минимальную цену ,за которую я готова продать свой выходной день,т.е.чуть меньше и я уже лучше проведу свое свободное время,как все нормальные люди,общаясь с близкими,отдыхая на даче или занимаясь домашними делами.Кстати,москвичи не только имеют зарплаты,но еще и запредельные цены в магазинах .

а я в соцсетях (вконтакте) ставлю под фото ссылку на ту же работу, но на ЯРМАРКЕ. если человеку надо, он сходит по ссылке, приценится. хотя там покупают редко{#}, 1:100 {#}

Блин. Вот знаете, я в контакте уже лет 7, а до такого не додумалась. Тормоз, чо... Спасибо за идею! Это, наверное, самый правильный вариант.

Это точно, я тоже сто лет в обед в контакте, а это и в голову не приходило!!! Спасибо, Марина, Вам ха идею)))

А у меня видимо цены для Уралаimage image image image image потому что основная масса покупателей моих живет за Ураломimage image image image учитывая продажи в обоих магазинах. А сама я живу в Москвеimage image image image

Давным-давно, когда я покупала обновку и говорила бабушке цену, она удивлялась и вскрикивала: "У денег глаз нету!" Хочется, чтобы у денег, которые отправляются к Мастеру, открывались глазки, они видели красоту и индивидуальность, за которую их отдают; а покупатель без сожаления получал взамен своих денег рукотворные шедевры.

Радужное Мыло 19.11.2014

Спасибо за тему ценообразования. Я тоже из провинции. В соцсети цены не ставлю, т.к. не вижу смысла повторяться. Кого заинтересуют мои работы - посмотрят везде. Раздаю визитки. Цена для всех регионов одна. Считаю, что по затратам ( учитывая все составляющие) совсем не дорого. Если считать по формулам( где-то попадались), то тогда делать только для себя, ставить на верхнюю полку шкафа и ни-ни... никогда не пользоваться. Цены ставлю такие, чтобы возможно было заниматься любимым делом. Когда вижу очень низкие цены на мыло, то возникают нехорошие подозрения - из чего делают? Ведь не в убыток же? Москвичам думаю, иногда, выгоднее покупать в других регионах т.к. пересылка стоит 250 рублей и затрата во времени- дойти до почты. А в Москве забрать свой заказ дороже, если не рядом живёшь, что очень редко бывает.

Спасибо за статью! Больная тема С ценами всегда трудно, особенно когда только начинаешь. Стараюсь прислушиваться к внутреннему голосу image ))

Недавно был случай.. Женщина хотела заказать вещь с вышивкой по ее рисунку. И по цене гораздо ниже той,что выставлена у меня в магазине ( там цены по моим рисункам,т.е. готовые уже дизайны) Мотивировала тем,что живет она не в Москве. И доставка у меня дорогая (300 руб) . Ей одна Мастер выслала вещь крупной вязки 1-м классом за 200 руб..... Возможно кто-то и бесплатно высылает{#}

Но! Я то живу и работаю в Москве и закупаюсь и детей кормлю и одеваю по московским ценам,а не по ценам других районов.

Нет у меня ценообразования по географии. Знаю сколько уходит материалов(включая свет, время,износ машинок и т.д) + свое ощущение сколько должна стоить моя работа.

Часто делаю скидку ,когда по разговору чувствую, что мне хочется сделать данному человку приятное) Но никогда,когда мне "тыкают" в нос))))))

Я многое не могу позволить себе купить на ЯМ , даже у Мастеров не из Москвы, но не считаю их цены завышенными!

Нет цен "для Москвы" и "не для Москвы" ....!!!!! Либо можешь себе позволить, либо нет и неважно в какой точке нашей страны ты живешь {#}

Вот именно, московский мастер зажат московской стоимостью жизни, он физически не может дешевле. Я с цен московских мастеров до сих пор иногда поражаюсь, но обвинять их... ну как?

Я делаю скидки, и подарки дарю, и москвичам, и не москвичам. Но знаю, что если повешу в контакте вещь с "честной" ценой, она никогда не останется в моем регионе))) Ну что делать? Сложно)

SeeL-style (Елена) 19.11.2014

Ну прям как с меня написано))))) Читала и кивала каждому вашему слову)))) все именно так, и про соц.сети, и про провинцию, да вообще все!

У меня заказчики из разных городов. Основная масса, конечно, Москва, Питер и Н.Новгород. Но есть и из маленьких городов, где зарплаты в разы ниже. Но если уж эти люди нашли меня через ЯМ, значит они видели мои цены и они с ними согласны, следовательно покупают без вопросов. А вот в своем родном городе из 20 человек у меня купит только 1, и то будет пытаться выклянчить хоть какую-то скидочку как "земляку"))) Остальные с возмущением "Почему так дорого?" убегают от меня сломя голову. Но ставить для местных более низкие цены я считаю не правильно. Работа выполняется одинаково качественно для всех клиентов, времени затрачивается ровно столько же. Поэтому здесь немного не согласна с теми, кто меняет свои цены в зависимости от географии заказчика. Я, например, просто напросто не работаю на заказ в своем городе. Благо сейчас интернет открывает огромные возможности находить клиентов из разных регионов нашей страны))))

Спасибо огромное за статью!!!! Оооочень понравилась))

Вот! Когда я продаю чуть дешевле в своем городе - чувствую себя непорядочной, что ли.. поэтому уже и не пытаюсь продать. Отдала только в свадебный салон - там легче воспринимаются большие цифры)))

Асенька, не обижайтесь, но дело не в "московских" ценах, а в Вашей голове - ну откуда чувство непорядочности? Вы же продаете свой труд, а не воруете и можете ставить цену какая Вам нравится. А если постоянно оглядываться кто что сказал да как посмотрел - это ж такие комплексы отрастут, как говорила моя бабушка - черт на печку не затащит!

Ну продать одинаковые вещи с разницей в цене в полтора раза - только потому, что "дома" дороже не купят - ну какие должны быть ощущения?

Знаете поговорку - за морем телушка полушка? Если Вам не жалко продать дешевле, потому, что хочется продать земляку, который не может купить дороже, при чем тут угрызения совести? Или Вы считаете, что Ваши изделия не стоят таких денег, а цены ставите просто "как в Москве"?

Мама Лена 19.11.2014

Замечательная статья, последний абзац меня просто подкупил. Тем более проблема разницы в доходах очень знакома, тем более сейчас. Цену можно псотавить только зделав изделие, отложив его на сутки и глянув на предмет свежим взглядом, вот насколько оно удалось. Ведь даже за 20 лет работы бывает что видиш да неплохо, но не болбше,а иногда понимаеш вот летала сегодня муза над горловой. Так что не стесняйтесь и удачи вам в бизнесе )))

Спасибо!)

Спасибо за статью!{#}

Я честно говоря, вообще не понимаю, как оценить свою работу, ну только стоимость материалов и знаю{#}. Вот смотрю на цены у других мастеров и думаю...{#} Да по такой цене у меня вообще никто ничего не купит! Основная часть моих изделий, не вся, конечно, разошлась по 500 рублей, когда такую акцию сделала "Всё по 500"{#}

Обидно, конечно. Но всё равно не могу поставить правильную цену, ну не знаю я, какую. Хочется, конечно, хоть окупить затраты{#}

В общем, для меня на ЯМ это ОЧЕНЬ сложный момент!

Вот сейчас близится ХТ 2014! Какие цены ставить, ума не приложу{#}

Я коренная москвичка, работы свои продаю всем по одинаковой цене, независимо от того, где живет покупатель. И мой муж, мама и друзья считают, что я отдаю свои работы за бесценок. А считают они так, потому что видят, как я делаю свои игрушки, сколько времени на это уходит. Если говорить о затраченном на работу времени (даже абстрагируясь от стоимости материалов), вот просто о времени, то, скажем, есть у меня работы, которые я делаю по неделе, а потом выставляю за 3500. Кто-то скажет — дорого! А вот интересно, согласится ли этот кто-то работать за такие деньги где-нибудь в офисе? Конечно же нет. Я задумываюсь об этом, понимаю, что это правильно, но чисто психологически не могу поднять цену.

Понимаете, вот живут две рукодельницы с одинаковыми запросами - ну там квартиру снять, одеться прилично, в кино сходить. Заработок - только игрушки. Только одна в Москве, а другая - в такой дыре, что квратиры сдаются за комуслуги (есть такие). И москвичка поставит намного выше цену, потому что ей с прибыли жить. И кто ее обвинит?

Nady GK 19.11.2014

Вы не правы! .допустим две работницы москвички пришли на одну должность, но... одной надо снимать квартиру , а другой нет! Вы думаете работодатель бдет оценивать по зарплатам исходя из этого?! НЕТ! Никого не волнует на какие нужды Вы тратите свой заработок, куда идут Ваши деньги и в чем Вы нуждаетесь! Туту вопрос в дургом, в оценке своих работ и в той же приславутой работоспособности и стремлениии. Я до сих пор не понимаю, как некоторые тратят всего 6 часов на одну работу.... У меня так не получается, и я не ленивая и не медлительная, просто трачу гораздо больше времени на одно изделие.. Не получается иначе(

Nady GK 19.11.2014

Асенька, Ну почему же Вы постоянно ВСЕ сводите к тому, что якобы у москвичей все дороже!!!! Это все только у Вас в мыслях, а в реальности, зачастую это НЕ ТАК!

Не знаю. У каждого свое ощущение.

Знаете, мне как-то понадобились специальные рамки, для плетения салфеток. Разместила заказ, откликнулись столяры. Один, из Подмосковья, сказал, что будет по 150 рублей и сам привезёт ещё за 100. Другой, из Астрахани, сказал, что рамки будут по 450 плюс почтовые расходы. Вот он тоже верит, что у нас тут вместо осадков золотые дожди идут, постарался подстроиться...

может это просто совпадение?

Это не ощущение, а навязанное Вам мнение.{#}

Если работа уникальна в своём роде, Вы её САМИ придумали и выстрадали - у Вас её купят за любые деньги, и в Вашем же Днепропетровске.

А в Европе живут люди намного богаче, чем москвичи, поверьте!{#}правда платить не любят

На меня обиделись все москвичи) Ну что делать, если они - основные покупатели?)

Возможно,это навязанное мнение. Я понимаю, что при больших зарплатах у тех же, скажем, реализаторов, в Москве и бОльшие расходы, гораздо большие.

У меня москвичи в основном солонки берут. А вещи побольше и подороже - Волгоград, Владивосток, Пермь... К нам кааак приедут люди из провинции, да как начнут кутить-клубиться - ЁПРСТ... я и не знала про такие затратные возможности столицы! А уж какое шмотьё покупают... Мои знакомые часто не могут себе позволить купить моих вещей, это для них дорого. Но они копят, иногда просто попросят вещь придержать, пока насобирают.

Давайте просто, как мазератти - везде одна цена. Кто хочет купить - будет искать возможности, а кто не хочет - найдёт причины не покупать.

Вот ещё мысль пришла: поскольку все знают, что в Москве жизнь дороже, может, для Москвы будут специальные скидки, а?

Вячеславовна! ))) ДА! {#} Продавать по "московским ценам", а вот пусть бы и пожили тогда по "московским ценам"... продукты, транспорт, бензин, коммуналки, детские садики и школы и прочее прочее.... А то продавать - по дорогим, а как жить - нет... Как то не справедливо {#}

Извините, но ::

продавать дорого - жить дешево и продавать дорого - жить дорого...

ЭТО 2 большие разницы! {#} Если московский мастер продает товар за сумму равную той за которою продает провинциальный мастер, то он в явном МИНУСЕ! - Потому что затраты (на жизнь) московских мастеров значительно выше.

Вячеславовна, а если скидки будут - начнёте покупать?..{#}
А я - не поверите - не люблю скидки.

Я в Ашане вещи только на распродажах стараюсь покупать. Для меня скидки необходимы.

Дом у Моря 20.11.2014

Конечно покупают! Но только потому, что это жутко дорогое "шмотье" из столицы соизмеримо с ценой у китайского торговца у нас на рынке. У нас как-то на работу с проверкой москвичи приехали, и первым делом на рынок, где все "десево-десево". Ушли в ужасе, ничего не купив.

И Вы теперь знаете уровень цен в бутиках на Манежной? Редкий москвич туда даже на экскурсию зайдет. Ваши гости сравнили одни рынки с другими, а не с бутиками! Но, конечно, из провинции оно и виднее, и дешевле. Так почему же автор темы предлагает именно для москвичей цены ставить высокие, если высокие цены, как оказалось, провинции-то привычнее? По всему видать, ошибается автор.

Вячеславовна, как Вы правы!!! Москвичи в Манеж не ходят, просто знают, что цены там в десять раз дороже! Зато приезжих моооре! {#}

У них на рынке цены такие же, оказывается. А мы на своих рынках покупаем, где дешевле... Почему же именно для Москвы цены на хендмейд надо повышать?

А мне кажется, что это абсолютно не так. Если кто-то вбил себе в голову, что он должен брать совсем смешную цену за работу на основании того, что он живет в небольшом городке где-то далеко от столицы, то это его проблемы, его личное решение. Впрочем, есть и москвичи, которые не ценят свой труд, свое здоровье. Надо уважать себя независимо от своего географического месторасположения. Если у вас хорошие работы, не стесняйтесь ставить на них соответсвующую цену. А формула себестоимость + себестоимость + себестоимость лично мне не подходит, так как в итоге будут лишь жалкие крохи.

Валерия Ульрих - я тоже так раньше думала {#} в сааамом начале своего творческого пути image

И потом, когда у меня пришел опыт и мастерство в изготовлении моих изделий, то я поняла, что включать время затраты в стоимость изделия НЕЛЬЗЯ!

И вот почему:

Есть две работницы: швея с соответствующим образованием и хорошим опытом работы, и любительница ручной работы, которая "вчера" начала шить. И вот им говорят - вставьте молнию (к примеру). Швея это делает за 10 минут, а начинающая рукодельница - за час! И к примеру, качество выполненной работы ОДИНАКОВОЕ! Должна ли начинающая рукодельница получить больше денег, за то что работала целый час? А швея справилась с этой задачей за 10 минут - ей нужно в 6 раз меньше заплатить? Думаю ответ тут очевидный {#}

То, что Вы сейчас шьете неделю, возможно через некоторое время будете делать за полнедели, а потом за пару дней {#} но вряд ли Вам от этого захочется снижать цену своего изделия!

И я о том же (только выше) от трудопроизводительности разных мастеров цена не должна отличаться, скорее от мастерства.

Я думаю, все гораздо проще. Обе работницы поставят цену, исходя из своих трудозатрат. Более дешевую вещь опытного мастера купят сразу, а более дорогая начинающей рукодельницы подзадержится. И кому-то придется призадуматься и приложить все усилия к повышению своего мастерства. Рынок-с!

Ирина (kruna) 19.11.2014

Юлия, в Вшем примере про швею и начинающую работницу есть средняя стоимость выполнения определенной операции - она и берется за основу не зависимо от того, вышивалась эта молния за час, или за полдня. Это стандартная операция, есть норматив на выполнение и норматив стоимости. Тут временные затраты не при чем.

Временные затраты считаются тогда, когда работа индивидуальная, уникальная и т.п. Но, и тут возможны разные толкования. Как Вы совершенно правильно заметили, если квалификация разная, соответственно и время выполнения будет разным. Но как раз для таких работ тоже есть примерные средние отраслевые расценки. Хотя, если работа очень индивидуальная, то по такой работе и договариваются индивидуально.

olga 19.11.2014

Это в СССР был единый прейскурант и то отличался по разряду ателье, в 90 х эти цены умножали на % , а сейчас каждое ателье, мастерская выставляет цену,в зависимости от цели: кто то хочет хорошо заработать, а кто то просто иметь работу остаться на плаву и этот вариант зачастую относится к провинции.

Ирина (kruna) 19.11.2014

Ольга, и сейчас есть средние расценки. Стоимость в ателье зависит не от того, хотят ли они хорошо жить, а от разряда выполняемых работ и уровня (разряда ателье). Я по Питеру говорю. Здесь не мало ателье, которые и при совке работали и сейчас находятся абсолютно на том же месте, и занимаются тем же, чем и раньше. Это и раньше, и сейчас абсолютно одинаково: стоимость пошива халата из ситца будет в разы отличаться от стоимости пошива мужского костюма. И про вариант на плаву еще... Если ателье заявляется как высококлассное, то и расценки будут выше, чем у остальных. Но, при этом, качество должно быть соответствующее, иначе действительно это ателье быстро превратится в едва держащееся на плаву. Клиенты будут голосовать рублем. Там, где нет надлежащего уровня, и качества выполнения, очень быстро поток состоятельных клиентов иссякнет.

Кстати, недавно была в гостях у родственников в Иванове - там цены на швейные услуги не отличаются от Питерских. Что молнию вшить, что костюм пошить, что шубу переделать или собрать. Абсолютно все соответствует что в Питере, что в Иваново. И магазины сейчас сетевые - все то же самое есть в любом торговом центре в любом городе. Разные отделы на разный кошелек. Если в то же Иваново завозят в магазины какие-то дорогие вещи, - стало быть и там есть разные покупатели с разным уровнем доходов. Кто-то может, а кто-то не может позволить себе это купить. Мне думается, что понятие столица-провинция в плане цен и стоимости больше надуманное. Зачастую сбыта нет не потому что стоит дорого. А потому что менее актуально. Например, в столице легче найти место где можно выгулять дорогое вечернее платье. В маленьком городке таких мест неизмеримо меньше. В этом и дело. Но это не значит что маленьких городах совсем не востребованы дорогие вечерние платья.

Полностью согласна. Я долгое время жила в Москве, теперь живу в провинции, цены одинаковы в магазинах и здесь и в столице, разве что общественный транспорт дороже в Москве. А, между прочим, кое - что приходится покупать там, потому что у нас либо нет, либо дороже.

Masha Izzz, каффы 19.11.2014

у меня до смешного - чем больше опыта и инструментов, тем больше времени уходит на работу))

A-bijoux 19.11.2014

А это потому, что каждый завиток хочется сделать идеальным!

аналогично

olga 19.11.2014

Я то же об этом думала. Шью давно, опыт большой,скорость соответственная и , что моя работа дешевле стоит? Не думаю. В этой скорости многое вложено: опыт, бессонные ночи, проведённые в праведных трудах и качество (пусть начинающая за это время так же качественно сделает) да и сроки выполнения заказа разные(заказчик всегда хочет быстро и качественно, но не многие желают платить за срочность). По этому поводу много можно найти аргументов, а можно просто вспомнить, что раньше у швей были разряды и оплата соответственная(не знаю как сейчас), поэтому думаю, что расчёт по затраченному времени не совсем коректен. А вообще тема очень интересная и Асенька во многом права. Я пока на Ярмарке в роли покупателя, но в планах есть открыть магазинчик, так какую цену выставлять то же будет трудным вопросом, может мы любим себя по разному и свой труд ценим по разному.

Извините, Юлия, что влезаю в Ваш разговор. Но включать стоимость рабочего времени в стоимость конечного изделия НУЖНО! Просто у опытной швеи стоимость часа - 100 рублей (это я к примеру), а у начинающей - 10 рублей! И тогда все будет нормально! Я в самом начале творческого пути ставила минимальную стоимость своего часа, и тоже возилась с каждой мелочью, делала все ооочень долго. Сейчас я делаю вещи сложнее, и тем не менее гораздо быстрее! И стоимость моего часа выросла.

Вот точно-точно подобные вещи я излагала своему мужу на высказывания типа "ты столько сидишь это делаешь, бери больше!"

Главное наработать опыт, а там уже начинаешь понимать какова цена.

Валерия, абсолютно согласна! Тоже на куклу уходит неделя в лучшем случае, и цену такую же выставляю, и такие же проблемы с поднятием.

Цену ставлю такую, какую считаю нужной.

Не смотрю сколько стоят подобные вещи у других, я сама себе - голова {#}

У меня с ценами было примерно также... страшно было ставить высокую. Но мне все мои родственники твердили - бери больше, это же ювелирная работа! Я и сама смотрела здесь же на ЯМ цены на портретных кукол и ужасалась. Потом набралась опыта и повалили клиенты... так повалили, что я сидела ночами... а очередь была не совру на год, НА ГОД вперед. Потом я выдохлась... И повысила цену. Поток не убавился. Отказывать приходилось примерно 80% завидным покупателям, именно из-за сроков. Было обидно, когда очередь была у клиента за цену N, а меня уговаривали взять заказ вне очереди за цену 2N. И я подняла цены и сроки до максимума, так, чтобы получать столько же, но творить не на износ. И вот, добилась))))) Поток сократился, работаю медленно, вдумчиво)))) и не до 3 ночи. Теперь даже немного переживаю, хотя и ближайшая запись только на февраль... Поэтому цена - это иногда своеобразная регулировка спроса.

Я согласна с вами на все 100. Сама так делаю. И творить есть время теперь и удовольствие вдвойне получаешь!

Я люблю всех своих покупателей и цены одинаковы для всех!!

За статью спасибо. - Больная тема для всех мастеров. Начитавшись подобных статей, я пришла к выводу, что нет рецептов для определения цены. У каждого мастера своя "печка", от которой он танцует.

Как??? - Все по-разному!

Да и невозможно найти одну методику, т.к. слишком разнообразно творчество мастеров. Как сравнить по затратам (материальным и трудовым) вязание; изделия из дерева, металла, фарфора, стекла; пошив одежлы, игрушек, обуви; бижутерию и картины художников; вышивку и т.д....???????????

Да. в общем-то, верно. С формулой, конечно, зря себя утруждали, - она существует, только в бесконечном копировании статей на ЯМ. Ваша площадка, не только Ваш город (хвала интернету!), поэтому, наверное, было бы правильно подойти к ценообразованию дифференцированно. Разброс цен, помог бы раздать "всем сестрам по серьгам", за свои деньги.

Но некрасиво же - дифференцировать цены? Ну просто некрасиво. Москва чем виновата, что ей цену выше поставят? А дома по московской цене и вовсе не купят

Читаю Вашу тему и удивляюсь... Асенька , а почему Вы не думаете совсем о Киеве - Вашей столице? О Вашингтоне - раз получаете зарплату в его валюте ?

Почему только о Москве??

Так Вы лепите только для Москвы и её провинциальных территорий ? и рассуждаете на тему - какую цену нам всем выставить за своё творчество?

Обидно, честное слово...{#}

Мне, кажется, это потому, что россияне особенные. Не знаю почему, но в первую очередь здесь все думают о России.

Про Россию думают ,потому что заголовок темы диктует. {#}

Да уж...о нас всегда все думают, когда им плохо...правда, когда хорошо станет - .....{#}

Нет! Просто привыкли "доить" Россию. Всегда! - Хоть бы в это время не плевали в колодец, из которого пьют!!!

Нина Михайлова! {#} Я согласна с вами на все 100!

Но, если об Асеньке говорить, то она не была замечена в том, что "плевала в колодец".

Есть, конечно, и такие на ЯМ. Я думаю, что им на продажи в России расчитывать не приходится.

Нина Михайловна {#}

ничего вы не поняли! другие цены москвичам - это санкции! )))
бедная-бедная выдоенная до дна россия.....ну ничего, вы нам газ отключите, вот мы и попляшем ))))
а тема веселая ))) спасибо)))

"Любимое дело", плюсуюююю ++++++ {#} первый ваш коммент - очень точный вопрос автору. Действительно, зачем озадачиваться ценами "для москвичей"?? - пора зондировать почву на предмет охэнмэйдивания западной стороны

Асенька, Вы изначально что хотите - продавать в провинции, продавать в провинции по московским ценам, просто продавать? Какое кому дело - где, кому и по какой цене Вы продаете свой труд?

Под дифференцированными ценами, подразумевались разные цены на разные линейки товара одной группы. Условно говоря от "попроще", до "эксклюзив". Ничего некрасивого.

Дом у Моря 19.11.2014

Продаю 99% работ в своем городе. Цену расчитываю - что бы и покупатель смог осилить, и что-бы мне не за спасибо работать. Короче - золотая середина.

Вам просто везет!

Я бы тоже хотела продавать в своем, чтобы человек мог примерять, потрогать... очень радуюсь, когда есть такая возможность. Но - у себя продается либо копеечное, либо ооочень редко. Я даже делать стала отдельную категорию простых вещей для местных ярмарок - в люди-то хочется, а с моими колье туда идти - это быть музеем. Не покупают, от цен шарахаются...

Непростую тему подняли. Я раньше (еще когда только думала выходить на уровень заказов, а не только себе и семье) тоже пыталась по разным формулам высчитывать, но никак получающиеся цифры не нравились. Все мои реальные знакомые говорят, что ооооочень дорого. А я в итоге тоже доверяюсь интуиции. Раз я мастер, придумала и сделала, то и цену могу сама назначать, без чужих формул.

Я сама этой темы боюсь.

Не забанят - и ладно)

Вот это точно, покупать никто не заставляет. Каждый в праве ставить столько, сколько желает.

Ольга (ollaa) 19.11.2014

Задумалась. У меня для не Москвы дороже выходит, т.к пересылка прибавляется., самовыза-то нет!

У меня Москва от "не Москвы" отличается только тем, что посылка в Москву идет дольше. Одновременно отправлю, уже и Красноярск получил, и Самара отписалась, а мы с московской покупательницей все мониторим сервисы - где наше сокровище шляется? И где, по Москве, по сортировочным... две недели.

Ставлю цену исходя из того, за сколько МНЕ приятно сделать работу. Эта цена конечно адекватна image и основывается на моем опыте продаж подобных моих же вещей (НЕ сравниваю цены у конкурентов).

Муж мне говорит, что у меня ВСЕ дорого {#} а многие мастера пишут - у Вас очень низкие цены!

В моем городе у меня достаточно мало покупателей, основные мои покупатели - Москва и Сибирь image Цена для все одинаковая image

И бывает что и Москвичи спрашивают - что так дорого? или удивляются - что так дешево? {#}У всех достаток разный...

А мне вот часто просто удивительно, когда вижу смешные цены на оч. достойные изделия. Не помню имени, например, девушка, откуда-то с северного Кавказа, здесь, на ЯМ, такие вещи из дерева режет - по цене блока сигарет. Главный вопрос - как прожить на это?! Не понимаю.. Зачем вообще тогда продавать? Дари!)
Ольга (ollaa) 19.11.2014

Может, на новую пилу копит {#}

Спасибо за тему! У меня цены одинаковы для всех. География покупателей от Краснодара до Владивостока. А несколько вещей уехали в Европу. Для европейских покупательниц мои цены показались ну оооочень недорогими. Поднимать не стала image Кстати, москвичи не всегда могут себе позволить то, что потом с легкостью покупают дамы из других городов. P.S. А вчера со мной произошел курьез. Покупательница (из Москвы) написала, что нужно украшение в русском стиле для подарка китайской девушке. И выбрала одно из украшений, собранное из китайской фурнитуры, упакованное в китайскую коробочку, но в русском стилеimage )) Теперь китайские товарищи смогут увидеть, что делают российские люди из их комплектующих image

На первых порах сдавала свои работы в магазинчик в родном городе, покупали хорошо, но цены приходилось занижать или отдавала совсем простые работы. Польза была в формировании уверенности в себе).

То же самое. Выставки, отдать за копейки - но знать, что людям нравится. Но это быстро "лечится", когда начинаешь записывать расходы.

Да, это особенно необходимо вначале, когда не знаешь, нужно ли это вообще кому-нибудь, потом уже не хочется почти отдавать).

Ольга (ollaa) 19.11.2014

Точно!

Неделю-две готовишься, выезжаешь ни свет-ни заря, ваесь день стоишь, возвращаешься еле живая, не попадая ключом в замочную скважину, а зарабатываешь меньше, чем на основной работе за спокойный день с обеденным перерывом!

И все равно ведь хочется, и снова участвуешь в выставках-ярмарках!!!!

Ольга (ollaa) 19.11.2014

Формула про маму, подругу и покупателя порадовала.

Надо взять на заметку! {#}

Начало статьи меня удивило... Можно я сразу отвечу, потому как будто "с меня списано". Но я не новичок. Не ставлю цену по двум причинам: Фотографий много и если цена меняется, то муторно править везде, это касаемо соц сетей (ЯМ к этому не относится, так как здесь у меня довольно ограниченный объем магазина). Вторая причина - все это незаконное предпринимательство и чтобы не нарваться, лучше не указывать цену в соцсетях. А чтобы называть разную цену для разных людей - первый раз такое слышу.

Я не слышала, чтоб были проблемы из-за соцсетей. Хотя времена меняются. С другой стороны - Ярмарка почти та же соцсеть, вот они все мы - с заработками.

мы здесь не указываем место работы, учебы, личные фото и т.д. и т.п. Поэтому соцсетью врятли можно назвать все-таки...

А кто заставляет вас в соцсетях указывать? Здесь я -это я, вот в соцсетях совсем другая

никто, просто мне так удобно. Причина№1 более весомая - не люблю править подписи к 1000 фотографиям, у меня нет на это ни времени, ни желания.

В последнее время приходится цены регулировать ( в основном поднимать) поскольку в своём городе работы продаю за евро и часто бывает что на ЯМ они немного отличаются от реальных. Но я никогда не поднимала цен для москвичей, У меня все равны{#}

МироДрев 19.11.2014

выскажусь {#}

буду говорить за себя. трудовременезатраты таковы, что низких цен быть не может.

низкие цены у фабричной штамповки.

покупательская способность граждан РФ такова, что позволить себе "предметы роскоши" ручной работы могут некоторые жители Москвы и нефтедобывающих регионов. даже Питер почти ничего не покупает. покупки из остальных городов-регионов единичны и не носят хоть сколько-нибудь системный характер.

время иллюзий закончилось. демпинг бесполезен - им не прожить. цена должна быть адекватна.

Кстати, вот удивительно - да, Питерских покупателей мало очень. Москва, Сибирь, Дальний восток. Покупателей из Украины - один из 20, наверное. Казахстан еще и Беларусь. Забавная география.

У нас в Питере просто мастеров очень много image И выставки проходят часто.

МироДрев 19.11.2014

Анна, причина всё же в уровне доходов скорее...)

Вы находите это удивительным, Асенька? Я вообще не понимаю, что это москвичи так разобиделись и прибедняться начали... Из общего количества продаж процентов 90- Москва и северные регионы. Продажи там, где людям платят деньги, и попробуйте меня переубедить.

А на меня тут только москвичи и обиделись. Не, ну они тоже не сыр в масле, но это же факт - одна и та же сумма денег одному мастеру позволяет безбедно существовать, а второму - не позволит даже сводить концы с концами, ибо - цены на жизнь другие

а кто ж еще на вас мог обидетьсяimage image прочтите название своей публикации.
За моим окном в старом московском переулке тихо падают $-€-и-другие-конвертируемые снежинки...лень выйти подставить ведро, чтобы нападали туда...но придется,- нужно помочь бедной такой провинции (?? Днепропетровск наша провинция??) реализовать спец.цены "для Москвы", чтобы не продешевили=поболе содрали со своим и так далеко не трехкопеечным товаром.
И, возвращаясь к мазератиimage image одна из счастливых обладательниц украинская певица Ани Лорак. Дело ведь предлагаю - пора удить на западных территорияхimage

Вот при одной и той же сумме денег, без подсобного хозяйства, когда на дорогу гарантированно 2000 рублей в месяц отдашь, начинаешь очень хорошо считать свои расходы, чтобы жить по доходам.

Что покупатели у Вас из Москвы, так не от доходов, а от культуры специфической. Лучше от чего-то другого отказаться, а вещь художественную купить. А в Тверской области женщина, простая, работящая, рассуждала: зачем нужна эта бижутерия? Лучше один раз купить золото - и носить его. Всегда красиво. При этом мы знали, что у неё доходы и по московским меркам ого-го (она работящая). Но ценности - другие.

Вячеславовна, у вас с неба сейчас сыплется? - подставляйте таруimage не рушьте на ночь провинциальных стереотипов..эх..тряхнем мошнойimage

Да уж, узнать как к тебе относятся просто по факту твоего рождения и потому проживания в Москве... Столько неприязни к поголовно зажравшимся москвичам... И мне больше не хочется иметь дело с провинциальными продавцами и покупателями, а уж украинских теперь просто буду избегать, если лучшие из них так думают, что уж говорить про остальных! Да после такого потрясения просто хочется закрыть магазин! Эх, люди вы или кто?

Елена Вячеславовна, спокойно. Какое потрясение ещё? Некотрое противостояние, Москва - провинция, ещё с советских времён тянется, с времён дефицита. Это же не новость. Когда Вы родились, это уже было.

Татьяна, я никогда не знала, что неприязнь настолько сильна. Это просто чудовищно! Я всегда думала, что это отдельные уроды из-за врождённой глупости так рассуждают. Но теперь... Моё мировоззрение перевернулось. Из-за местожительства мне приписали и доходы, и характер, и ценности - и осудили за них же! Не могу так.

Елена Вячеславовна, я прочитала большинство комментов и не поняла что вас так расстроило. Как и написала выше Таниа, это традиционное сравнение. Среди моих знакомых многие разделяют мнение, что в Москве средние доходы выше. Потому в часто это действительно так. Я не сравниваю бюджетников: врачей, учителей, работников почты и прочих людей с несправедливо низкими зп. Взять например мою специальность. В Москве зп выше процентов на 50 в среднем, а то и выше. И это не с потолка данные) Да, там и жилье дороже, но согласитесь если вам родители например с ним подсобили, то вот уже и доход который в Краснодаре видится заоблачным. А жилье и здесь недешевое, покупать-то его надо с местной зп. И таких примеров много можно найти.

Никто не говорит что в Москве все богачи, просто там ооочень много людей (мегаполис все-таки), головные офисы многих хороших фирм и соответственно рабочие места с зп, которая здесь не снилась. И отсюда покупатели, которые могут купить более дорогие из наших работ. Я говорю сейчас о наемном труде. Своего бизнеса у меня нет и о нем рассуждать не могу.

Но здесь нет никакого негатива к москвичам, просто статистика которую знаешь благодаря интернету

Вера, а я вот не знаю, какая может быть зарплата по моей специальности. Уже несколько лет на моё резюме никто не откликается. Я не могу устроиться на работу по специальности. Вот такая моя личная статистика. Стараюсь выжить. Как нибудь.

Опять же, никто не обобщает. Говорится лишь о том, что эти люди есть и они не миф. И вовсе не загадочные миллионеры, а те у кого зп выше провинциальной, этих людей не так уж мало. Но не все, еще раз, никаких обобщений. А то получается что говоришь просто о голой статистике, а москвичи недовольные текущим доходом зачем-то обижаются. Не надо)

А про свою специальность знаю от знакомых, от HH и просто от Хабра (кто не знает это вроде Ленты, только айтишная, с кучей статей на разные темы и длинными обсуждениями после) , где эта тема периодически открыто обсуждается

Елена Вячеславовна! Милая... image Не надо так...
Будем искать то, что нас объединяет и делает сильнее. Мудрее image Вышеimage

Спасибо.

А я особенно и не расстроилась, и не удивилась - стандартное затертое мнение о зажратых москвичах формируется только у завистливых людей , не способных ни к здравому анализу, ни к синтезу. Ну и пусть ихimage И я , и вы прекрасно знаете другую ситуацию, чем тут пишут. И не надо закрывать магазин, нечего готовить площадку для иноземных конкурентов {#}. Это ж статья-провокация{#}

Я потрясена массовой поддержкой этой провокации... Это настолько неожиданное и сильное впечатление, откровенная неприязнь одних и уверенность, что это нормально у других... Иностранных конкурентов не боюсь, смогут что-то продавать - так и молодцы.

Буду теперь думать о полученной информации...

А о чём тут думать-то??? С чего потрясаться??

Ну одна днепропетровская мастерица высказала своё единичное мнение ..... Ну и что? Да ничего! ))

Я думаю, что зависти к москвичам здесь нет ни у кого, это трудно обрисовать, что это за чувства, почему есть некоторый негатив. Для этого, наверное, надо жить в другом, своём, городе, в России, и делать наблюдения на месте.

Елена Вячеславовна, не принимайте этот негатив на себя...

я не хочу вникать почему образуются такие чувства, это те люди, у которых они образовываются должны давать себе отчет на каких ф а к т а х они строят свои огульные умозаключения и правы ли они в навешивании ярлыков. Которые не завидуют - живут спокойно где угодно и в мегаполисах, и в провинции, другим - покоя нет нигде.
В 2011 я впервые побывала в европе на автобусном экскурсионном туре....44 посадочных места, 5 человек из Москвы, остальные из "провинции", возрастной контингент от 35 до 50. БОльшего конфуза я не испытывала еще никогда: провинция галопом мчалась в гостиничные рестораны, сметая и набирая "впрок" всю еду шведского стола под уничижительными взглядами польских сотрудников... провинция шипела разные гадости, озирая "буржуйский" быт и слушая подробности "буржуйских" социальных программ...провинция носилась по Елисейским Полям (!!) и скупала-скупала-скупала, когда москвичи ходили по экскурсиям. Там мы были все россияне и почему-то еще и "москвичи" (может потому, что приехали на одном поезде "Москва-Брест"?) и мнение о нас было общенегативным, а мне было стыдно. Больше скопом не езжу. А "москвичи" образ ну очень собирательный...иногда нас москвичей там и нет вообще.

Тааак, вот и провинциалы огребли ...

Вот почитываю и дивлюсь..... Провинциалы разные бывают. И коренной москвич коренному москвичу тоже рознь. Есть потомки московской интеллигенции, например, а есть потомки лимитчиков 50-х, уже тоже успевшие стать коренными.

Это я к чему? А к тому, что все эти разделения Москва/провинция как-то в корне некорректны.

Да я вообще не об этом... Марина, Вы себя в лучшем свете показали.

А ещё, если уж речь пошла о цифрах, то в Москве (одном городе!) проживают около 15% населения ОГРОМНОЙ страны. А если сюда ещё прибавить Московскую область. Вот и получается, что 90% продаж концентрируются в небольшой точке.

Gordirina 20.11.2014

У "москвичей" это больная мозоль(((( Нас все пинают только за одно, что "москвичи". А в действительности, я согласна, что интернет всех уровнял и дело в умении продвижения своего бренда. Оттуда и продажи. Пока моя дочь не занялась этим вплотную по разным рессурсам, тоже всё было глухо. Я совсем новичок на ЯМ. Принципиально не хотела заводить здесь магазин, но жизнь заставила))). Это про ту лягушку, которая лапками масло взбила.

Надо ставить просто одинаковую цену,для всех городов!!!

Не делить на регионы.

А покупатель найдет свою вещь!{#}

Тут-то мы ставим))) Не хватало тут еще делить)))

Я сама из провинции, тем не менее цены у меня для всех одинаковые...Для моего города это дорого, не продается совсем-совсем ничего на моей малой родине))). А дешевле ставить - это работать даром. Почти все покупатели из Москвы, области и некоторых крупных областных городов.

Цены я ставлюсь, ориентируясь на аналогичные товары на ЯМ.

Марина, я из той же провинции, ваши шали мне очень нравятся, может быть бартер?{#}. Я тоже стараюсь ориентироваться на ЯМ. Наверное, иногда демпингую, но получается купить материал с большой скидкой,(все реже это,к сожалению, происходит) и как-то совестно цену задирать. А постоянные, ну оочень постоянные, заказчики всегда рассчитывают на скидку, что и делаю, радует что они, наши самарские., только через ЯМ покупать никак не хотят.

Marianadolls 19.11.2014

Интересная статья, спасибо. Извечный вопрос цен - очень жизненно {#}и знакомо очень {#}

Silvershop 19.11.2014

Мне кажется, просто Москва- огромный мегаполис, вот в ней и больше % достаточно зажиточных людей, которые согласны себя побаловать, которые на "ты" с интернетом... Людей на мизерных зарплатах тоже хватает, просто они на ЯМ если и смотрят - то больше полюбоваться...

А для "дальних регионов" цена меньше роль играет, т.к. там все дороже ( не знаю как сейчас, а раньше помню даже на ценниках "пояса" были - чем дальше, тем дороже), люди привыкшие.

У меня тоже много покупателей с Дальнего востака, Камчатки...и они почты не боятся, привыкли.

ЯМ - своего рода магазин, к нему отношение другое. У меня знакомые в Ирландии от цен 30-40евро за серебрянные серьги в обмороке...

Как следует из моей приктики, как раз достаточно зажиточные люди жалеют деньги и хотят получить все даром, так как для них это "побаловать себя". А люди мизерных зарплат с благодарностью покупают понравившуюся вешь, которую будут ценить.

Уж сколько раз твердили миру-хендмейд не может стоить дешево! Хендмейд - это не для всех, это, если позволите, для "Илиты (и-специально), которая знает, что такое мазератти"...

Ну правда. Это с какой-то стороны несправедливо (да, всем хочется этого чудесного валяного мишку за 15 000, кольешаечку за 8 000 и тп... ) , но с другой стороны вполне себе нормально. Можешь себе позволить - покупаешь, нет - "сорри", как говорит моя внучка...

Хэнд-мейд разный. Он не только для элиты. Он еще и для тех, кто в нем разбирается, или хотя бы чувствует.

Кольешечку за 8000 я сделаю когда-нибудь... лет через 10) Хотя блин с нынешней инфляцией...

У меня как то браслет по себестоимости обошелся в 7,5 из-за камней, так и отдала коллеге, сказав, что это материалы, а вознаграждение на усмотрение. В итоге материалы окупились, спасибо ей хотя бы за это. ))) я так сказала, потому что мне показалось, что материалы это уже дорого, вот и не назначала другой цены, все на усмотрение.

Кто ездит на маззерратти покупает совсем другой ХМ у авторов, про которых мы на ЯМ читаем в публикациях...сомневаюсь, что мазератская категория людей вообще знает о существовании ЯМ

Есть такой вариант)))

Не соглашусь с Вами, Марина - знают. Сколько наших мастериц свои работы для артистов из Камеди клаб продавали. Сколько одна очень известная телеведущая 1 канала здесь отзывов оставила?

А уж сколько узнаваемых лиц по выставкам в ЦДХ или той же "Бижутерии" ходит - не сосчитать! И потом на Ярмарку приходят.

Только кто-то из мастеров когда к их стенду Клара Новикова подходит - тушуются и русский язык забывают. А кто-то мило беседует и вручает свою визитку.
Никуда не деться от того, что столица даём больше шансов выйти на такой круг покупателей, который улучшит ваше благосостояние и вы не будете мучаться процессом ценообразования.

Ольга, я именно про владельцев мазерратти{#} для них статус и определенный престиж выше всего...поэтому они, допустим, кукол покупают у Бычковой непосредственно. Все должно быть супер-круто ну или казаться так{#}

Не знала, что на ЯМ покупают знаменитые люди... Интересно, а что здесь приобретали артисты Камеди? Я думала,здесь контингент покупателей в основном состоит из женщин{#}

Elena Balakovskaya 19.11.2014

Украшения Amorella (Светлана), есть,причем не только Камеди Клаб. Мне этой осенью довелось поработать с одной очень известной певецей,которая мне лично написала,зарегившись здесь, на ЯМ.

Здорово! Я со своими украшениями не претендую на знаменитость (материалы не те), но все равно приятно осознавать, что об этом сайте знают не только мастера хенд-мэйд)))

Светлана, я имела в виду Камеди Вуман. Им тут часто костюмчики делают и украшения.

Ааа, ну если Вумен, то понятно! Я думала они дизайнеров постоянных нанимают....а оно вон как оказывается! {#}

Кошка Тиу 19.11.2014

"но вот поставить цену на только что сделанную новую вещь — ооо, давайте я лучше еще одну сделаю!" Это так! Делаю украшения уже несколько лет. Работы востребованы. Давно хочу открыть магазинчик на ЯМ. Останавливает вопрос ценообразования. Прочитала много публикаций на эту тему. Вроде всё понятно, а в душе как у Асеньки {#}Замечательная статья!

Вопрос ценообразоввания быстро решается, когда есть спрос, поверьте)) Не до конца, но становится легче)

Прочитала с интересом{#}

......поставить цену на только что сделанную новую вещь — ооо, давайте я лучше еще одну сделаю! - это про меня{#}

Это моя любимая мозоль!

И про меня ))) насущная тема ))
Ирина 19.11.2014
Я только вчера столкнулась с такой ситуацией, сказали -дорого, ты бы цену в половину уменьшила, я говорю- это только материалы и затраты будут, а работаю я что бесплатно? А в ответ- а ты материалы дешёвые выбирай! Всем надо красиво , но бесплатно почти, а разницы в материалах и качестве никто не чувствует?

Я знаю мастеров (не на ЯМе, тьфу-тьфу), которые шьют игрушки из секондовских тканей. Ну что сказать... у них дешевле. Но запах - он же выдает, сколько ни стирай.

А я вот много лет шью сувенирку из новых тканей, обрезки которых отдают мне из ателье практически бесплатно (ну раз в год сделаешь игрушку)Очень качественные импортные ткани.Если я буду каждый кусочек ,как писала мастер из другой темы,покупать по 160 рублей,то понятно, что это изделие будет стоить столько, что его никто не купит. Цену материала я закладываю,но если надо сделать скидку на опт ,для салона-пожалуйста.Понятно, что с медведями тедди такого не получиться.

Асенька, ой таки да!!)))у нас, по-моему, этих секондовских самородков на всех выставках полно, нет?image

чувствуем. чувствуем! просто не все люди считают это важным... Но есть ценители. которые хотят, чтоб все было супер, самое лучшее, для них же мы и трудимся. Мне недавно тоже предложили покупать дешевые стразы вместо сваровски, но ведь труда в украшении будет не меньше, дизайн...что ж его портить дешевками...

+100!{#}

я тоже никогда не смогла бы работать с дешевыми материалами. и уж тем более предлагать потом изделие людям...

"ты бы цену вполовину уменьшила" - ИМХО стоит отказывать таким людям сразу. Вообще, не торгуясь. Они не будут ценить и любить эту вещь (и спасибо вам не скажут).

Ирина 19.11.2014
Что я и сделала, даже с каким- то удовольствием ответила, я уже продавала по такой цене и сразу забрали, что правда.

Я - москвичка, которая не может позволить себе купить дорогую вещь (к примеру, вязаную крючком юбку я не куплю за пять тысяч, хотя знаю, что именно столько должна стоить эта кропотливая работа). А вот свои игрушки не могу продать даже за полторы-две тысячи тут на ЯМ, потому что знаю - большинство предпочитает мастеров из регионов - у них дешевле, даже с пересылкой (см выше) {#}

А по Москве продать не проще - за пересылку платить не надо! Я всегда немного завидовала москвичам - такой рынок сбыта, можно встретиться - показать вживую работы... Ну ведь правда же! Хотя - везде хорошо, где нас нет))

Мне что бы встретится с заказчиком надо потратить минимум два-три часа и проезд тоже не дармовой, почта дешевле обойдется {#}

Nady GK 19.11.2014

Мария, как я с Вами согласна! Мне зачастую на почту съездить быстрее)))... А еще есть клиенты, кто вообще к Вам домой напрашивается, чтобы работы Ваши посмотреть и выбрать...

Ольга (ollaa) 19.11.2014

А я приглашаю домой "чтобы работы посмотреть и выбрать...", особенно, когда работ много, а человеку, чувствую, надо своими глазами увидеть - понюхать))) И чаем еще пою с удовольствием)))

Nady GK 19.11.2014

Мои работы не пахнут, их надо лицезреть, они поэтому и сфотографированы , причем стараюсь с разных сторон. А большой поток покупателей у меня дома, ну не знаю.. мне не по себе. Если постоянные, которых я уже заю , многие мне очень любы-это дургое дело!

Отличная идея! Я тоже приглашаю, но пока еще никто не приезжал ))) только встречи у метро или в метро.

Я тоже люблю, когда ко мне домой приезжают. Покажу, расскажу{#}

Та я понимаю) Хорошо кивать на Москву, там не живя)))

Ольга (ollaa) 19.11.2014

Асенька, тут не только рынок, тут и конкуренция!

Мастеров всех жанров, как ромашек на лугу, покупателю есть, из кого выбирать, Да и промышленных товаров огромный выбор, а это тоже наши конкуренты.

ARTGIFTBOX 19.11.2014

Ну не знаю не знаю...Вот Рига город небольшой, но за то время, которое тратится на встечу (и согласование этой встречи ) можно какую то вещь полностью сделать)))

А что уж тогда про Москву говорить ?

Проще почтой)))

Ирина (kruna) 19.11.2014

Асенька, я не в Москве, а в Питере. Тоже столица, правда у нас цены пониже. Но ничуть не проще встретиться. Как раз сложнее. Со многими питерскими заказчиками, да чего греха таить, даже с близкими друзьями легче "встретиться" в интернете. Очень большие расстояния и очень быстрый ритм жизни, не хватает времени на встречи. Поэтому все предварительные разговоры-переговоры в интернете, либо по телефону. К слову сказать, пересылка и доставка по городу чаще получается дороже, чем отправить в другой город.

Это точно, что всегда кажется, что где-то легче и хорошо. Просто, в этом "где-то" обязательно есть свои нюансы и свои заморочки. {#}

Не завидуйте, в Москве время на вес золота, а каждая встреча с покупаелем - половина рабочего дня, плюс поездка в метро высосет все силы, потом работать не сможете. У меня встреча с клиентом - это потеряный для работы день.

Ох, как я поначалу стеснялась объявлять цены! Хотя мне-то стоимость рассчитать просто - стоимость пряжи + трудоемкость (метраж нити + наценка за сложность). И никакой дискриминации в отношении столичных жителей. Часть первых работ продала через свой блог в ЖЖ почти за бесценок - потому что стеснялась показаться "коммерсанткой". Сейчас беру немного, но хотя бы опрадываю трудозатраты. И все равно - то одна, то другая знакомая - то тульская, то московская - скажет: "Ты что, а в магазине дешевле!" (Ну тут я уже научилась отвечать: "А в фикспрайсе вообще за 40 рублей. Пожалуйста, в магазин, за ширпотребом!". Если человек не понимает, что такое ручная работа и эксклюзивность, - не надо ему что-то объяснять.)

Не надо стесняться адекватно оценивать свой труд. И совсем не надо разделять цены "для провинции" и "для Москвы": и там, и там есть люди как состоятельные, так и не очень, как готовые платить за уникальное изделие, так и нет.

Их и разделить-то невозможно, цены. ПРосто страшно поставить большую, и обидно поставить маленькую))

Знаете, что касается цен "больших" - я тут походила по ЯМ и заметила, что у тех, у кого цены высокие, покупают больше, чем у тех, кто демпингует.

{#}оч понравилось ро фикс прайс))) возьму на заметку)))

Да, это действует - как прием доведения аргумента оппонента до абсурда image

Согласна с Вами, Асенька.

Мои земляки из Сибирского села, посмотрев магазин, часто говорят: "Ну ты и цену ломишь!" Для них "ручная работа" часто означает "должно быть дешевле, ведь тебе это вообще ничего не стоило".

А сравнивая с ценами мастеров не из провинции, могу точно сказать, что за такой объем работы можно и выше запрашивать..

Мне очень трудно было этот писать, и я многое не смогла сформулировать. И боюсь жетсокого холивара, честно)

Просто я бы хотела, чтоб мои украшения носили у меня в городе - но тогда их надо просто дарить)))

просто Вам надо войти в "свой слой" населения родного города. одна купит , а там и подружки подтянуться

Хобби Лаб (hobbylab3), подумала, что Вы мне ответили, поэтому расскажу про "свой слой". Нету такого слоя.

Это село. Здесь 100% женского населения хоть что-то да умеет делать руками. Приблизительно 50% умеет это делать хорошо. Превалирующее мнение о ручной работе - это доступно каждому и бесплатно. Делается зимними вечерами, когда огорода нет и нечего делать. А ниточки и бисер - для девочек в кружке рукоделия.

Поставлю я селянку победнее перед выбором: мое украшение (по комфортной мне цене) или дешевая китайская ожерелка в розочках - что она выберет?

Поставлю я селянку побогаче перед выбором: мое украшение или из дутого золота за ту же цену - что она выберет? Правильно, и в том, и в другом случае - я в пролете.

Я проверяла. Однажды на праздник на мне было мое кружевное колье (авторская работа, все дела...), а на моей коллеге (я учитель) - огромное яркое украшение с большим камнем, похожим на жернов. Угадайте, кто собрал все комплименты? Потом у меня два похожих колье девушки из Москвы купили. Надеюсь, им комплиментов больше досталось image Выводы о своей целевой аудитории в селе я сделала.

Как мне понравилось про комплименты!image

Ну дык! У нее-то задорого, а у меня-то "самодельное". {#}Я не завидую, сразу было понятно, что не оценят.

У Вас такая красотааа. как люблю фриволите!!! А штучки на пучки восхитительны) Вам надо в танцевальные школы их продвигать, мне кажется там бы такую красоту коробками брали, так нежно и женственно!

У Вас совершенно восхитительные работы image )) так что даже не вздумайте заморачиваться!

Ой, спасибо..{#} Я и не заморачиваюсь, собственно. Просто у себя не продаю, а продаю на ЯМ. Тут ценят.

про село я согласна, не учла и не посмотрела откуда Вы . тогда пардоньте.

{#}

Асенька, не бойтесь! Сколько людей, столько и мнений. И этот самый Боливар снесёт не только двоих "холивар" возникает только тогда, когда появляются люди, не умеющие аргументированно и тактично выразить свою точку зрения . А таких, славатегосподи, не так уж и много. И потом обижается только тот, кто ооочень хочет быть обиженным. {#}

Ваша же статья замечательная, вы не кого не пнули и не обидели. И она вот прямо упала на душу! По крайней мере на мою. {#}

Gordirina 20.11.2014

НЕ, пнула-пнула. Я за "москвичей" обиделась)))) А без шуток, у всех своя история с ценообразованием и продажами. К сожалению, сейчас имеет огромное значение умение пользоваться современными методоми продвижения своего товара и умением найти своего покупателя на просторах нашего интернета. А это уже другая история и тема для следующего обсуждения!!!

И у меня чес говоря, прям мысль появилась , прям АНТИПИАР московских мастеров. типа - АХ, он москвич, пойду лучше мастера из твери поищу! У него точно и материал дороже , а работа дешевле! Шиш я буду этим маскалям их жисть оплачивать!

Статья хорошая. с оговоркой - убрать принадлежность к Москве и заменить на Мегаполисы! В Киеве простите тож жизнь не дешевая, и в Новосибирске...

Вот живущих в Москве и резануло! Было бы в названии вместо Москвы Мегаполисы, и реакция была бы другая{#}

Втиснусь однако ))) Москву люблю за многое,но в последний визит удивлена была странному подходу в торговле.Обычно,когда в магазин сдаёшь работы под реализацию,то тебе хозяин магазина объявляет ПРОЦЕНТ наценки.От этого и свою цену как то формируешь в голове.....чтоб она космической не стала.

В этот же раз взяли работы с радостью и прибавили400 процентов.{#} А почему собственно так на много???? Ответ был удивительный! Так мы же скидку будем делать постоянным клиентам.Я такого расклада и подхода не понимаю и не принимаю. У нас в Красноярске такого подхода к торговле (слава богу) ещё нет. На "мазератти" не ездила ,но подозреваю,что ОНО тут бывает)))

Асе за тему спасибо.Занятно было почитать мнения .......

Ага,но москали во всем виноваты!{#}Только почему то все к москалям идут клянчить помощь.И они всем помогают.Ага.Ну конечно, денег же немерянно.

может не будем путаться в терминах? москали - это те, кто был на службе у московского царя и совсем не обязательно они жили в Москве, многие - по окраинам, вдоль границы...

мне все нравится и со всем согласна) только объяните мне, что такое "холивар")

От "holy war" - священная война. Люди с одним мнением активно...эмм.. выступают на форуме, а проще говоря, ругаются, с людьми с прямо противоположным мнением. Ну там, знаете, одна национальность или ориентация на другую... Но мы тут все же крайне редко холиварим image

Спасибо)

Да, в последний год холиварить стали редко) то ли я редко стала в форуме появляться, то ли люди поспокойнее стали, то ли админы активнее стали)

Или просто у нас национальность и ориентация одна - рукодельная image И мы наконец это поняли image

Alissoutache 20.11.2014

Юлия, не знаю почему, но у меня от Вашего комментария чуть слеза не выступила! Как-то уж очень много последнее время в этой жизни криков про ориентации и национальности. А Вы так чудесно написали!!!

Асенька, а статья Ваша очень понравилась, спасибо! И совершенно, на мой взгляд, никого Вы не обидели.

Когда, давным давно, только состоялось мое знакомство с ЯМ в качестве покупателя, я специально искала мастеров из Москвы, так как мне не хотелось связываться с пересылкой, и времени на это не было. Позже, начав продавать, я ожидала, что моими покупателями станут именно москвички, исходя из таких же соображений, а для регионов, это будет дорого. Как же было безумно приятно узнать, что я ошибалась! Что люди готовы платить эту "московскую" цену, живя очень далеко, просто потому, что им настолько нравится твоя работаimage

Да здесь вообще ангелы по сравнению с другими форумами. На зоозащитном как начнут,так 15 страниц разборок успеют наваять, пока модераторы опомняться ,тему закроют на пару дней и в баню отправят половину.

L a r i s a 19.11.2014
Так вот как называется то, что сегодня было у меня на моей основной работе в офисе! image

Вики: Холивар (от англ. holy war, священная война, алсо, религиозные войны) — общее название споров между людьми, являющимися приверженцами диаметрально противоположных мнений, которые они не желают менять...

А мне нравится вот это определение: "Холивар — это спор двух дураков, пытающихся доказать друг другу, что обувь именно его размера лучше для другого."

И еще: "Холивары доставляют огромное удовольствие как всем участникам (которые могут в очередной раз убедиться в собственной гениальности и в моральном уродстве противников), так и сторонним наблюдателям (которые аплодируют клоунам на арене, побуждая их к продолжению схватки)."

Ирина (kruna) 19.11.2014

Асенька, ну какой тут может быть холивар или батл? Вы все правильно в статье описываете, наверное, такие мысли часто посещают многих мастеров, которые живут не в столицах....

Я тут только свое мнение выскажу, не претендую на истину в последней инстанции. Мне кажется, что изначально не правильно ориенироваться на тех, кто не может купить. Тогда вообще все надо так отдавать. Но, ведь мы все хотим заработать, а не наработаться. Делая какую-то работу надо ориентироваться на тех, кто может себе это позволить. Вы подсчитываете свои затраты (материальные, временные, и т.п.) и ставите какую-то цену, адекватную. А уже пусть покупатели сами решают дорого это для них, или нет, и могут ли они спокойно потратить энную сумму на свои "хотелки". Ведь доходы у всех разные кому-то насущно и вполне доступно, кому-то насущно, но не по карману.

Ирина (kruna) 19.11.2014

Вообще, тут еще такой момент. Люди часто просто не представляют затраты не только трудовые и временные, но и вообще стоимость материала не представляют. Как пример из своей практики. Когда я зарегистрировалась на Ярмарке, в течение какого-то времени разбиралась с опциями. Есть стол заказов - какое-то время ко мне в почту валились все заказы подряд, а через два месяца мои старые больные нервы не выдержали, и я отключила стол заказов. Почему? А вот на конкретном примере. Допустим люди хотят заказать большой саквояж стоимостью не выше 3 тысяч. Я читаю и падаю в обморок потому, что знаю, что хорошая саквояжная рама обойдется как раз в такие деньги, или чуть больше. Так это только рама, а еще есть кожа (причем не малое количество), а еще есть другая фурнитура, а еще есть стоимость работы, накладные расходы - транспорт, амортизация, доставка и т.п. И что? Ориентируясь на такой заказ надо сделать все работу по цене рамы и отдать. Или нужно сказать как в том замечательном фильме "Отпуск за свой счет" (процитирую близко к тексту): " Убери свои деньги! Ты можешь купить только ручку от этого прибора. А что? Хорошая ручка - будешь ходить по своему Верхне-Ярску и все будут спрашивать: - Где вы достали такую прелесть? - Ах, не помню, кажется в Будапеште..." Потому и отключила оповещения, что бесполезно на такое смотреть и ориентироваться.

Это к вопросу о том, дорого, дешево, или нормально, для столицы или периферии. К слову сказать, и в столицах доходы у всех очень разные. Есть масса бюджетников, у которых зарплаты не сильно отличаются от удаленных на периферии городов, и эти люди, даже живя в столицах, не все могут себе позволить.

Ну и еще пример. У меня есть друзья на Камчатке. Их зарплаты, даже у госслужащих бюджетников выше, чем наши питерские. Но, у них и цены на месте выше. Например, стоимость овощей такова, словно каждый помидор, или картофелина ехали на Камчатку на самолете по отдельному билету в бизнес-классе. Так вот, когда друзья приезжают к нам в гости в Питер, то им наши цены не кажутся такими уже высокими, в сравнении с ценами на подобные товары у них, на месте. Даже наоборот, что-то у нас в Питере купить для них получается гораздо дешевле, даже с учетом провоза багажа на самолете. Так что, столица - периферия, дорого - дешево, - все это относительно.

Спасибо, напомнили про хороший фильм image Посмеялась image

Я тоже сталкивалась с таким, когда на одной из городских выставках,спросив цену, мне ответили: "Ого, как в магазине", что означало -"должно быть дешевле". И действительно, люди заходящие на "Ярмарку" из нашего города считают цены здесь завышенными.

А статья очень хорошая, актуальная!

Анна Ру 19.11.2014

Асенька, Вы молодчина, что затронули такой вопрос щекотливый. {#}Мне тоже кажется неправильным делать какое-то изменение цены согласно географии. Понравились"попочасы"!{#}