Зачем люди ходят на мастер-классы? Размышления на заданную тему

Зачем люди ходят на мастер-классы? Размышления на заданную тему | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Если рассматривать хендмейд как бизнес, а мастер-классы, как составляющие этого самого «бизнеса», то поговорить в этой статье я хочу как раз о мастер-классах. Просто поразмышлять на тему «Для чего люди ходят на мастер-классы?»

И начну с самого очевидного вопроса.

Зачем люди ходят на мастер классы?

Странный вопрос?  И идиотский, не так ли?

Казалось бы, ответ, что называется, лежит на поверхности и совершенно очевиден.

Как зачем? Для того, чтобы научиться. Люди ходят на мастер-классы, чтобы научиться чему-то новому или познакомиться с тем видом рукоделия, который давно хотелось освоить.

Ответ настолько очевиден – учиться, что другого ответа, казалось бы, и быть не должно.

Давайте вернёмся к этому вопросу в конце и я ещё раз спрошу вас: «Для чего люди ходят на мастер-классы?»

На самом деле всё гораздо интереснее, а если уж по-честному, намного грустнее.

Объяснить? На самом деле я хочу в этой статье не столько объяснить, сколько поговорить с вами и поделиться некоторыми своими наблюдениями. Выводы, думаю, вы сделаете сами.

Итак, мне интересны многие виды рукоделия и я всегда с огромным интересом (если есть время) читаю в журнале отчёты о мастер-классах.

И знаете, что я заметила? Вот, навскидку, на 20-30 отчётов мастеров о мастер-классах приходится 1 отчёт ученика с рассказом о мастер-классе на котором он был (сразу скажу, что конкретной статистики у меня нет и это соотношение 20 к 1 весьма условное)

А уж, читая комментарии, удивляюсь полнейшему отсутствию комментариев учеников, то есть непосредственных участников мастер-класса.

Вам не кажется, что получив на мастер-классе массу полезной и нужной информации ученик (буду его так называть, чтобы не путать с мастером) не считает своим долгом похвастаться в сообществе своими достижениями или, на худой конец, написать в комментариях «Что так интересно было и что вот на той фотографии это я стою в платьице/с ёжиком/ в шляпке/ с сумочкой»

В свою очередь потенциальный ученик читает такой отчёт и у него сам собой возникает вопрос: «Чо-т я не пойму…. Пишет мастер, как было интересно и здорово, а где комментарии учеников-то? Не верю я мастеру, который сам себя хвалит». А ученики уже и забыли. Подарили открытку, носят шляпку, ходят в пальто и поставили на полочку мимишного зверька и и трава не расти. Деньги заплатили – вещь получили и фы-сё.

Вывод сам собой напрашивается: «Я заплатила деньги и меня «должны гулять» – сделать вещь, развлекать и ещё рассказать в сообществе «как мы тут все вместе отлично провели время». А я, такая вся из себя молодец, буду потом хвастаться, что я это сделала» Может быть у кого-то есть другой вариант ответа – с удовольствием его послушаю.

Идём дальше.

Решил-таки ученик пойти на мастер-класс. Но! Нужно же найти 4-6 часов свободного времени + дорога + мелочи. Это ж целый день! Ладно, посвящаю этому мероприятию целый день, но «шоб за день всё было сделано»!!

В погоне за исполнением главного лозунга мастер-классов «Ученик должен уйти с мастер-класса с готовой вещью» мы забываем, собственно, а для чего мы идём на мастер-класс?

А вот здесь и самое интересное наблюдение.

Может быть кто-то со мной не согласится, но мне не кажется, что появился такой вид интерактивного развлечения «мастер-класс» - вырвались из домашней рутины, что-то поделали руками, поговорили-потусовались-чайку попили в тёплой компании, унесли с собой готовую вещь, которой можно при случае похвастаться или подарить, опять же, при случае «во какая я рукодельница». Но всё это за один день – не больше!!

А делать мастер-класс с большим изделием на два, а то и три дня, вообще, нереально –  сейчас все такие нетерпеливые, хотим всё сразу и сейчас, а через неделю наш пыл уже остынет и доделывать ничего не захочется: «Не, два-три дня это много! Я вот выделила на это один день, вырвалась от домашних дел, так давайте делать всё за один раз»

И никто не даёт себе труда задуматься, что за один день без навыков практически невозможно сделать качественную вещь. Да и не все технологические процессы рассчитаны на 5-6 часов (что уж говорить о навыках, когда ни для кого не секрет, что за 5-6 часов мастер-класса даже «не просохнет третий слой лака на декупажной шкутулке»? Да простят меня мастера декупажа – я глубоко уважаю их творчество)

И тут, на первый план выступает так нелюбимое многими и страшное слово «технология». Это чётко определённая последовательность действий для достижения наилучшего качества готовой вещи! Но! Мастер-то знает правильную технологию и прекрасно понимает, что в один день всё впихнуть очень сложно, читай, практически, нереально. Если, кто не помнит -  ученики очень хотят «шоб за день всё было сделано»!

Поэтому и приходиться упрощать. Нет, ни в коем случае не в ущерб качеству! Просто, чтобы было хорошо и быстро. Быстро и хорошо! Вы понимаете, куда я клоню – быстро хорошо не бывает, думаю, что многие слышали это выражение. Поправлюсь – быстро и хорошо может сделать мастер, а новичок и ученик сделает немножечко не так, но может быть с помощью мастера сделает лучше, а руками мастера и вообще – шЫдевр.

Кроме того, большинство мастер-классов построено не на объяснении  - «почему мы делаем именно так и для чего мы так делаем, а просто -  «делай то, потом вот то, а сейчас сложи вот это с этим и стукни как следует». Это я в качестве примера привела с-потолка-взятый политкорректный технологический процесс доведённый до абсурда).

Поэтому, на глубоко подсознательном уровне, многие рассчитывают на то, что мастер сошьёт/сваляет/сваяет наполовину вещь, а то и сделает полностью всю вещь. А мастер, который даёт мастер класс должен быть готов к тому, что он делает практически целиком от 3 до 5 вещей в зависимости от того сколько пришло учеников.

  •      Потому, что ни один мастер не хочет, чтобы ученик уходил с плохой или недоделанной работой.
  •      Потому, что «Ученик должен уйти с готовой вещью».
  •      Потому, что все хотят вовремя уйти домой, а ещё лучше и пораньше, повторюсь, с готовой вещью.

Вывод снова напрашивается вполне однозначный: люди приходят на мастер класс, в большинстве своём, не за знаниями «как сделать правильно», а за готовой вещью «Смотрите, что я сделал» и за необычными впечатлениями «Так было здорово! Так потусовались!»

Что же в итоге получается? Мастер старается, успевает за время мастер-класс не только сделать несколько вещей, но ещё и сфотографировать процесс, чтобы выложить в отчёт. Ведь мастер-класс – это для него работа. А такая работа без учеников невозможна. А чтобы пришли ученики нужно, чтобы они прочитали интересный отчёт и захотели бы прийти на такой интересный мастер-класс.

И что же дальше? А дальше - тишина... Благодарный ученик не то чтобы восторженный отчёт написать «Как я сшила/сваляла/склеила…», а даже два-три слова в комментариях написать, где этого ученика уже сфотографировали с игрушкой/тапками/открыткой.

Взять на себя труд «об написать отчёт о мастер классе» и «об похвастаться в сообществе» - я вас умоляю, как говорила одна моя начальница. «Ведь и так трудились на мастер-классе не покладая рук, что и сфотографировать-то некогда, а потом ведь надо и текст какой-никакой написать, и фото уменьшить, а потом ещё и выложить в сообщество! Это ж какой труд! Я лучше сериал посмотрю, или в соцсети посижу, или борщ сварю, а то хозяйство запустила с этими мастер-классами. Главное, «мы должны уйти с готовой вещью» и ушли с ней, а остальное – не моё дело. Мастер на этом деньги зарабатывает, это его бизнес – вот пусть он и озадачивается отчётам»

Ладно, хорошо. Мастер озадачился будущим отчётом, всё сфотографировал написал, отредактировал и выложил в сообщество отчёт!

И что? А ничего. В комментариях можно увидеть конкурентов мастера, его ярых сторонников и противников, просто мастеров, которым интересна данная техника. А где же ученики, где те счастливые обладатели заветной готовой вещи, с которой они ушли? Написать, что-то типа «Смотрите, смотрите! Вот это я там на фото в красивой шляпке/вот с этим зайчиком/ёжиком/в этой красной юбочке с зелёными оборочками стою!! Девочки, так интересно было! Я ещё пойду!!»

Их нет. А зачем брать на себя труд хоть минимальный даже заглянуть в уже написанный отчёт, вспомнить ещё раз как творили красивые вещи и написать хоть несколько слов в комментарии и сказать «спасибо» мастеру.

Очень и очень редко встречаю на Ярмарке отчёты о мастер-классах именно учеников.

Как жаль.

Вот и получается, что мастер-класс - это как сходить в кино или на шоу – посмотрел, получил удовольствие от увиденного и фы-сё. Дальше опять повседневная рутина.

В итоге всех этих размышлений проявилась такая интересная тенденция – чисто потребительское отношение к мастер-классам.

Такой своеобразный заколдованный круг – ученик хочет «научиться», а мастер качественно научить. Но ученик, читай потребитель нашего продукта, ставит мастера в такие рамки, что приходится изворачивается, выполняя завет «Ученик должен уйти с мастер-класса с готовой вещью». И изворачивается мастер двумя способами. Упрощает технологию, чтобы всё успеть = несложная вещь. Или мастер сам делает бОльшую часть работы, чтобы тоже ученик всё успел бы = ушёл с готовой вещью.

Но отсюда вытекает другая проблема которая многим очень хорошо известна

После мастер-класса ученик чувствует себя мастером!

Не, не так – Мастером!

А то и вовсе - МАСТЕРОМ.

И что дальше? Думаю, выводы вы и сами сделаете.

Так зачем же, всё-таки, люди ходят на мастер-классы?

Комментарии (184)

Ирина! Подпишусь под каждой буквой! У меня с мастер-классами проблема. Нет я их не провожу и проводить не буду. Но на каждой ярмарке встречается примерно пять-десять человек которые хотят... Аргументов не воспринимают, что привезти оборудование. уложится хотя бы в день, все остались довольны, было весело... невозможно....В ответ, тогда давайте Ваш адрес, я к Вам приеду!{#}

Елена Сергеевна! Ваш комментарий очень важен! Действительно. очень сложно, особенно с шитьём! Оборудование - ладно уж, можно как-то выкрутиться. Но как быть с научением, обучением и, вообще, оно им надо? {#}

Полностью с Вами согласна! Отличная статья! Тем кто только собирается начать проводить мастер- классы обязательно надо прочитать!

Ирина) Спасибо! Это и для тех, кто только собирается проводить и для тех, кто собирается идти - мы в одной лодке, но почему-то плывём в разные стороны.

Ирина, хороший вопрос )))

При необходимости предпочитаю заочные мастер-классы, то есть - попросту говоря то, что есть на просторах интернета. Оговорюсь, в основном - это зарубежные сайты, потому что там принято в мастер-классе много-много разных тонкостей и секретиков раскрывать

Если когда-нибудь найдется свободное время и появится желание посетить очный мастер-класс, пойду исключительно чтобы пообщаться воочию с талантливым Мастером и интересными людьми.

Александра 30.06.2014

Ира, доброе утро!

Прочитала с удовольствием вашу статью. Не со всем с ней согласна. Думаю, далеко не все, посещающие мастер-классы, приходят туда просто потусоваться. Но что какая-то часть приходит именно за этим - это точно! {#}

Сама посещала мастер-классы. Увлекаюсь декупажем и хочу его освоить в тонкостях.

Интернет - это, конечно, хорошо, но живое общение с мастером оно не заменит.

Сходила на несколько мастер-классов. Многому научилась.

Была там и та публика, о которой Вы говорите. Но я то пришла учиться! И действительно 4-6 часов - это очень мало, чтобы набить руку в чём-то новом. Считаю, что и мастера сами немного виноваты в том, что к ним приходят люди-однодневки. Система обучения не правильно выстроена!

Мне думается:

Первая задача мастера - привлечь внимание к своему направлению творчества, показать собственное умение как мастера и педагога. Для первого урока вполне достаточно. Ученикам-однодневкам этого будет за глаза и за уши, чтобы потом хвастаться своими работами и посещениями мастер-классов.

Вторая задача мастера - выявить на первом этапе действительно желающих чему-то научиться и готовых потратить на это время. И вот их уже приглашать на другую форму обучения, на длительной основе. Не на мастер-классы, а скажем на индивидуальное обучение по 2-4-6 часов по 3-4 человека не более 1 раза в 2 недели, с выполнением домашнего задания. Чтобы была возможность освоить все ньюансы.

Естесственно всё это платно. Думаю, желающие бы нашлись)) И деньги хорошие для мастера.

Но это уже для мастера НАСТОЯЩАЯ РАБОТА! С вытекающей отсюда ответственностью перед учеником!

Очень часто сами мастера позиционируют свои мастер-классы именно не как обучение, а как посиделки с чайком, ну и чего-то там поделаем. Соответственно народ с таким настроем и приходит! {#}

Александра! Спасибо большое за ваше мнение!

Привлечь внимание к своему виду творчества? Что может быть скуШнее, чем шитьё? Чё там юбку сшить - два шва! Вы помните фильма "Девчата" дословно не помню - Ой, картошку сварить? А хотите я её недосолю? Или пересолю? Или недоварю?

То же самое и с юбкой. Это так кажется, что два шва, а на самом деле, чтобы сшить действительно качественно хорошую юбку нужно знать очень много всего.

Про индивидуальные занятия. Да, есть желающие научиться хорошо и качественно шить. У меня есть ученица, которая в марте боялась прикоснуться к машинке, а сейчас самостоятельно берётся шить непростые вещи по мк из интренета и спрашивает меня удивлённо, когда мы разбирались с ошибками - Ну зачем же они публикуют заведомо неправильный мк, ведь так невозможно шить!! И это говорил человек, шьющий всего 3 месяца!! Эта девушка думает и точно знает, что она хочет научиться правильно шить, а не тусоваться. Вот с такими одно удовольсттвие работать - чувствуется отдача, рост и желание учиться дальше.

Александра 30.06.2014

Ира, не принижайте своё умение! Шитьё - это невероятно интересное дело! И кстати очень трудное! Там столько ньюансов! {#} Талант быть портнихой дан далеко не каждому! У меня бабушка была портниха от бога, так что уж я то знаю разницу!

А по поводу юбки и двух швов! Так мог сказать только человек недалёкого ума!

Вот Вы ей и предложите прострочить эти два шва, а потом напялить на себя собственный шедевр!{#}

Если даже человек умеет строчить на машинке, может подрубить простыню, или (с ума сойти!) сшить наволочку, это не значит, что он освоил портновское исскуство!

Все мы знаем алфавит и умеем складывать буковки в слова. Из этого не вытекает, что все мы можем легко стать поэтами, например, и встать вровень с Пушкиным.

Алесандра! Да и не принижаю! Наоборот, говорю, что это совсем непросто! Но как в этом случае сложно бороться с предубеждением - "чё шить-то, два шва"

В начале перестройки ко мне обратилась дама с просьбой научить сшить пиджак, она ко мне вечерком зайдёт, а потом будет их продавать. В ответ на моё выражение лица последвал ответ, я всё знаю, у меня бабушка шила...

Показать все