Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Продажа работ на Ярмарке Мастеров. Советы и рекомендации > Юридические вопросы, бухгалтерия, налоги > Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Что это такое и с чем его едят?

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Что это такое и с чем его едят?

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Что это такое и с чем его едят? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Благодарю всех, кто проявил внимание к моим публикациям об индивидуальном предпринимательстве и обществе с ограниченной ответственностью.

В своих комментариях вы подсказали мне еще одну тему, которая действительно важна. Мы все с вами являемся налогоплательщиками - получаем доходы работая на предприятиях, продавая движимое и недвижимое имущество и поэтому я хочу немножечко рассказать сегодня о НДФЛ."Немножечко?", — скажете вы, глядя на размер публикации, но объём информации о налоге на доходы физических лиц  настолько велик, что не хватило бы и 20 публикаций, чтобы разобрать все особенности и нюансы данного налога. А между тем у нас с вами есть не только обязанность уплачивать налог, но и право получить вычеты.

Само название налога указывает нам на круг его плательщиков. Это физические лица.

В ст. 11 НК РФ разъяснено, что под физическими лицами следует понимать:

- граждан РФ;

- иностранных граждан;

- лиц без гражданства.

При этом несовершеннолетние дети также являются плательщиками НДФЛ, однако от их имени в налоговых правоотношениях выступают их законные представители, в частности родители

Не стоит также забывать, что к физическим лицам относятся и индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Любое ли из этих лиц автоматически становится плательщиком НДФЛ? Безусловно, нет.

Плательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц (п. 1 ст. 207 НК РФ):

- физические лица - налоговые резиденты РФ;

- физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ.

Налоговые резиденты, это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ. Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др.

Обязанность заплатить налог возникает, только если есть объект налогообложения. Если объект отсутствует, нет и оснований для уплаты налога.

Для НДФЛ объектом налогообложения признается доход, который получен физическим лицом (абз. 1 ст. 209 НК РФ).

Доходы могут быть получены как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ. Причем некоторые налогоплательщики должны платить НДФЛ с двух названных видов доходов, а другие только с доходов, полученных от источников в РФ. Это зависит от того, является налогоплательщик резидентом РФ или нет .

Налоговые ставки, которые применяются при исчислении налога на доходы физических лиц, установлены ст. 224 НК РФ.

Общая ставка составляет 13%. В отношении отдельных видов доходов предусмотрены специальные налоговые ставки - 9, 15, 30 и 35%.

Что является доходом для физического лица

По общему правилу доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ).

Но не всякая экономическая выгода будет признана доходом физического лица, а только та, которую можно оценить и определить по правилам гл. 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ).

Итак, экономическая выгода признается доходом физического лица, если одновременно соблюдаются три условия:

1) она подлежит получению деньгами или иным имуществом;

2) ее размер можно оценить;

3) она может быть определена по правилам гл. 23 НК РФ.

Например, родители, которые находятся в длительной заграничной командировке, раз в месяц направляют сыну - студенту вуза денежные средства.

Доход сына в виде денежных поступлений от родителей не признается доходом для целей налогообложения, поскольку он получен от операций, связанных с имущественными отношениями между членами семьи. Следовательно, декларировать такой доход и платить с него НДФЛ молодой человек не обязан.

Например, индивидуальный предприниматель И.И. Петров заключил со своей супругой Т.И. Петровой договор возмездного оказания услуг. По условиям договора Т.И. Петрова, юрист по образованию, обязуется осуществить полное юридическое сопровождение сделок, направленных на приобретение И.И. Петровым ряда объектов недвижимости для использования в предпринимательской деятельности. Вознаграждение, полученное Т.И. Петровой по указанному договору, признается ее доходом и облагается НДФЛ в общеустановленном порядке.

Однако из этого правила также есть исключение. Освобождаются от НДФЛ доходы, полученные по заключенному членами семьи и (или) близкими родственниками договору дарения, причем независимо от вида подаренного имущества. Об этом говорится в п. 18.1 ст. 217 НК РФ.

Например, отец подарил дочери квартиру, машину, коллекцию инвестиционных золотых монет. Со стоимости подарков налог уплачивать не нужно.

Некоторые доходы освобождены от налогообложения НДФЛ. Их перечень предусмотрен ст. ст. 215 и 217 НК РФ. В частности, к доходам, освобождаемым от налогообложения НДФЛ, относятся доходы в виде:

- пособий по беременности и родам;

- алиментов;

- единовременной материальной помощи, оказываемой работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка и выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) (в пределах 50 000 руб. на каждого ребенка)

- компенсаций стоимости путевок ;

- сумм оплаты лечения и медицинского обслуживания работников, их супругов, родителей и детей (включая усыновленных), подопечных (в возрасте до 18 лет), а также бывших работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или старости, оставшихся в распоряжении работодателя после уплаты налога на прибыль.

- сумм, полученных от реализации (погашения) долей (акций) в уставном капитале российских организаций, если на момент продажи такие доли (акции) непрерывно принадлежали налогоплательщику более пяти лет (п. 17.2 ст. 217 НК РФ).

- выплат работникам для возмещения затрат по уплате процентов по займам и кредитам на приобретение и (или) строительство жилья. Такие выплаты не облагаются НДФЛ только при условии их учета в составе расходов по налогу на прибыль (п. 40 ст. 217 НК РФ);

- выплат работникам международных организаций в соответствии с уставами таких организаций;

- других доходов, поименованных в ст. ст. 215 и 217 НК РФ.

Перечень освобождаемых доходов является закрытым (ст. ст. 215 и 217 НК РФ). Следовательно, все иные виды доходов, не поименованные в данном перечне, подлежат налогообложению НДФЛ.

Налоговые вычеты

авторская публикация 2014

Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить. Уменьшение производится на так называемые вычеты. НК РФ предусмотрел пять групп таких вычетов:

1) стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ);

2) социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ);

3) имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);

4) профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ);

5) налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ)

Вычеты нельзя применить к доходам физического лица, которые облагаются НДФЛ по ставкам 9, 15, 30, 35%.

Вычеты не могут применить физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), которые освобождены от уплаты НДФЛ. Ведь у них в принципе отсутствует облагаемый доход. А значит, уменьшать на сумму вычетов просто нечего.

К таким физическим лицам, в частности, относятся:

- пенсионеры, инвалиды, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пенсий

- безработные;

- лица, получающие пособие по уходу за ребенком ;

- индивидуальные предприниматели, получающие доход от осуществления деятельности, в отношении которой применяются специальные налоговые режимы - ЕСХН, УСН и ЕНВД.

полезные советы

Стандартные налоговые вычеты

Отдельным категориям физических лиц предоставляются стандартные налоговые вычеты. Их размеры установлены пп. 1 - 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Обратите внимание!

В отличие от иных налоговых вычетов стандартные налоговые вычеты не обусловлены наличием каких-либо расходов у физического лица. Применять их можно ежемесячно. Иными словами, доходы, полученные по итогам каждого месяца налогового периода, могут быть уменьшены на полагающиеся налогоплательщику стандартные вычеты .

Условно все стандартные налоговые вычеты можно разделить на два вида:

1) вычеты на налогоплательщика ;

2) вычеты на детей.

В настоящее время стандартные вычеты налогоплательщикам предоставляются в размере 3000 и 500 руб. .

Максимальный вычет в 3000 руб. предоставляется :

- "чернобыльцам";

- инвалидам Великой Отечественной войны;

- инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации;

На вычет в размере 500 руб. имеют право:

- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;

- инвалиды с детства, инвалиды I и II групп;

- родители и супруги военнослужащих, погибших при защите СССР, Российской Федерации;

- иные лица, поименованные в пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Если физическое лицо имеет право на два стандартных вычета, предусмотренных соответственно пп. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, ему предоставляется максимальный из них. То есть суммировать вычеты и использовать их одновременно нельзя.

Стандартные вычеты на ребенка

Стандартные налоговые вычеты на ребенка предоставляются налогоплательщикам, на обеспечении которых находятся дети.

К налогоплательщикам, которые могут получить вычет на ребенка, относятся:

- родители, в том числе приемные;

- супруги родителей (в том числе приемных);

- усыновители.

- опекуны или попечители.

В 2014 году стандартные налоговые вычеты на ребенка предоставляются:

           - на первого ребенка               1400

           - на второго ребенка               1400

           - на третьего и каждого последующего ребенка          3000

В отношении данного вычета действуют ограничения по доходу налогоплательщика и по возрасту ребенка.

1. Ограничение по доходу налогоплательщика.

Дело в том, что этот вычет можно применять до тех пор, пока доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года), не превысит 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил установленное ограничение, налоговый вычет не применяется .

2. Ограничение по возрасту ребенка.

По общему правилу вычет производится на ребенка в возрасте до 18 лет.

Однако если ребенок является учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом, курсантом, то вычет на него производится до достижения им 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю, единственному усыновителю, опекуну, попечителю.

За получением стандартных налоговых вычетов по НДФЛ можно обратиться в налоговую инспекцию в следующих случаях (п. 4 ст. 218 НК РФ):

1) если налоговый агент (например, работодатель) предоставил вам вычеты в меньшем размере (или вообще не предоставил);

2) если вы получили доходы, облагаемые по ставке 13%, от лиц, не признаваемых налоговыми агентами.

 Для получения вычета в налоговую инспекцию следует представить декларацию по НДФЛ и документы, подтверждающие право на вычет, заявление на вычет.

Социальные налоговые вычеты

Социальные налоговые вычеты предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик несет определенные расходы. Это так называемые социальные расходы, и связаны они с благотворительностью, обучением, лечением, а также с негосударственным пенсионным обеспечением и добровольным пенсионным страхованием.  Остановимся на основных.

Социальные налоговые вычеты в основном предоставляются налоговыми органами по окончании года, в котором были понесены указанные расходы.

Основанием для предоставления налоговым органом социального налогового вычета являются налоговая декларация по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие расходы.

По общему правилу применить вычет по расходам на обучение вправе следующие категории налогоплательщиков:

1) учащиеся;

2) родители (опекуны, попечители) учащихся;

3) братья (сестры) учащихся, в том числе не являющиеся полнородными.

Налогоплательщик может заявить вычет по расходам на собственное обучение, обучение ребенка, подопечного, брата (сестры) в размере понесенных им расходов, но в пределах максимальных сумм, определенных ст. 219 НК РФ (120 000 руб.)

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала .

Социальный вычет на обучение предоставляется в отношении доходов того налогового периода, в котором фактически осуществлена оплата обучения. Таким образом, в случае единовременной оплаты многолетнего обучения стоит помнить, что вычет будет предоставлен в пределах установленного лимита. Заявить остаток расходов в качестве вычета в будущих периодах не получится.

Если же оплата обучения производится по частям в течение нескольких лет, использовать социальный вычет по расходам на обучение можно в отношении доходов за все эти годы.

Вычет предоставляется налоговым органом по окончании года, в котором налогоплательщик понес расходы на обучение, при подаче налоговой декларации и:

- наличие у образовательного учреждения лицензии (иного документа, подтверждающего статус учебного заведения);

- договор на обучение;

- справка о доходах по форме 2-НДФЛ

- представление налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение (квитанции к приходным кассовым ордерам, чеки ККТ, платежные поручения, банковские выписки и т.п.)

Необязательно представлять в налоговый орган подлинники документов, можно подать копии. Причем удостоверять их у нотариуса не нужно. Налогоплательщику достаточно заверить копии самостоятельно, проставив подпись (с расшифровкой) и указав датузаверения.

Доходы физических лиц, которые облагаются НДФЛ по ставке 13%, можно уменьшить на сумму денежных средств, уплаченную

1) за услуги по лечению, предоставленные им медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

2) за услуги по лечению своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность.

3) за медикаменты, назначенные налогоплательщику или его супругу (супруге), родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет лечащим врачом и приобретаемые за счет собственных средств;

4) в виде страховых взносов, уплаченных страховым организациям по договорам добровольного личного страхования налогоплательщика, страхования супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет. Причем эти договоры должны предусматривать только оплату услуг по лечению.

Право на применение вычета, предусмотренного, имеют все плательщики НДФЛ - получатели доходов, облагаемых по ставке 13%, включая индивидуальных предпринимателей.

По дорогостоящим видам лечения Постановлением N 201 утвержден Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета .

Вычет по медикаментам также применяется только в отношении медикаментов, поименованных в Перечне лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета, утвержденном Постановлением N 201.

Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, однако он не может превышать 120 000 руб.

Социальный вычет на лечение предоставляется за тот налоговый период, в котором были понесены расходы.

Если вычет не удалось полностью использовать в текущем году, то на следующий год его остаток не переносится.

В абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ указаны обязательные условия предоставления данного вычета:

- наличие у медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей лицензии на медицинскую деятельность, выданной в соответствии с законодательством РФ;

- представление налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или уплату страховых взносов.

Имущественные налоговые вычеты

Имущественные налоговые вычеты предоставляются в следующих ситуациях :

1) при продаже имущества, долей в уставном капитале организаций, при уступке прав по договору участия в долевом строительстве;

2) в случае выкупа у налогоплательщика имущества для государственных или муниципальных нужд.

3) при строительстве или приобретении жилья, а также земельных участков.

Вычет при продаже имущества, доли (долей) в нем

Для случаев продажи имущества, доли или долей в нем законодатель установил, что размер вычета соответствует величине дохода, полученного от его реализации. Однако сумма предоставленного налогоплательщику вычета в целом за налоговый период не может превышать:

- 1 млн руб. — в отношении продажи жилой недвижимости и земельных участков;

- 250 000 руб. —в отношении продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг).

Право на вычет при продаже имущества возникает в том налоговом периоде, в котором получены доходы от реализации данного имущества. Для возникновения права на вычет не играет роли государственная регистрация сделки, по которой отчуждалось имущество, или регистрация перехода права собственности на имущество.

Налоговый вычет предоставляется при продаже имущества (доли или долей в нем), которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет.

К недвижимому имуществу, при продаже которого можно применить вычет до 1 млн руб., относятся жилые дома, квартиры, комнаты, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики, земельные участки, а также доли в указанном имуществе.

Что касается иного имущества, при реализации которого вычет ограничен 250 000 руб., то его виды не перечислены в пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ. Это, в частности, автомобили, гаражи, картины, книги, инвестиционные монеты и т.д.

Срок нахождения недвижимости в собственности налогоплательщика начинает исчисляться с даты регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, которая подтверждается по выбору правообладателя свидетельством о регистрации права или выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для вновь создаваемого имущества — с даты государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, которая подтверждается по выбору правообладателя свидетельством о регистрации права или выпиской из ЕГРП.

Дата подписания акта приема-передачи или дата приобретения строящегося недвижимого имущества для определения срока нахождения его в собственности значения не имеет.

При продаже имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, вычет не предоставляется и НДФЛ не уплачивается, представлять в налоговую инспекцию декларацию так же не надо.

Имущественный вычет не предоставляется при продаже недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 220 НК РФ). В таком виде запрет на применение имущественного вычета действует начиная с 1 января 2014 г.

Подпункт 4 п. 2 ст. 220 НК РФ по сути содержит измененное правило из пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ в предыдущей редакции, в соответствии с которым имущественный вычет не предоставлялся индивидуальным предпринимателям при реализации ими имущества в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Сколько бы вы ни продали квартир, комнат и других видов из перечисленного имущества в течение года, общий размер вычета для вас будет в пределах 1 000 000 руб.

В качестве альтернативы имущественному вычету по пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ законодатель предоставляет налогоплательщикам право уменьшить облагаемые НДФЛ доходы на расходы, связанные с приобретением продаваемого имущества. Такая возможность для них предусмотрена пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.

Расходы на приобретение - это затраты, которые понес налогоплательщик для того, чтобы купить имущество, приобрести его иным способом. К ним относятся оплата стоимости имущества, уплата процентов по кредиту, иные сопутствующие расходы.

Перечень объектов, при приобретении (строительстве) которых могут быть заявлены имущественные налоговые вычеты, приведен в пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ. Это:

- жилые дома, квартиры, комнаты или доля (доли) в них;

- земельные участки или доля (доли) в них, предоставленные для индивидуального жилищного строительства;

- земельные участки или доля (доли) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Приведенный перечень видов имущества является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Имущественный налоговый вычет на новое строительство, приобретение жилых домов, квартир, комнат, земельных участков, доли (долей) в указанном имуществе предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение (строительство) одного или нескольких объектов указанного имущества. Его общий размер не может превышать 2 000 000 руб.

Имущественные налоговые вычеты, предусмотренные, предоставляются налогоплательщику в размере фактически произведенных им расходов соответственно:

- на приобретение (строительство) жилой недвижимости, приобретение земельных участков;

- погашение процентов по займам (кредитам), израсходованным на приобретение (строительство) жилой недвижимости, приобретение земельных участков, а также процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) таких кредитов.

Статья 220 НК РФ в редакции с 1 января 2014 г. в качестве самостоятельного имущественного налогового вычета выделяет вычет по расходам на проценты по займам (кредитам), израсходованным на приобретение (строительство) жилой недвижимости, приобретение земельных участков, а также по расходам на проценты по кредитам, полученным в целях рефинансирования (перекредитования) указанных кредитов (пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ). Он предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 руб. (п. 4 ст. 220 НК РФ).

Имущественный вычет в сумме расходов на приобретение (строительство) жилья, земельных участков предоставляется начиная с доходов того налогового периода, в котором получено право на вычет (т.е. оформлены соответствующие подтверждающие документы), а также в последующих периодах.

Применить вычет к доходам более ранних налоговых периодов нельзя.

Налогоплательщик не вправе воспользоваться имущественными налоговыми вычетами по пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ в части расходов на строительство (приобретение) жилья, осуществленных за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, а также средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ.

Имущественные налоговые вычеты по пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ не предоставляются, если сделку купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли долей в указанных объектах совершают между собой взаимозависимые физические лица.

Имущественный вычет при строительстве и приобретении жилья, земельных участков и соответствующих долей может быть использован налогоплательщиком только один раз в жизни.

Имущественные налоговые вычеты могут быть получены у налогового органа по окончании года либо у работодателя до окончания года.

Имущественные налоговые вычеты можно получить, представив по окончании года, за который они заявляются, налоговую декларацию в инспекцию

У налогоплательщиков может возникать вопрос, в какой срок следует подать такую декларацию. Обязательно ли представить ее до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом - календарным годом ?

Ответ на данный вопрос зависит от содержания декларации 3-НДФЛ.

Если в налоговом периоде, за который вы заявляете имущественные налоговые вычеты, вы не получали доходов, подлежащих декларированию по форме 3-НДФЛ, то срок подачи декларации, установленный п. 1 ст. 229 НК РФ, на вас не распространяется. Вы можете подать декларацию как до, так и после 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, за который заявлены вычеты.

Если же в налоговом периоде, за который вы заявляете вычеты, вы получали доходы, подлежащие декларированию по форме 3-НДФЛ, то в декларации вы укажете и такие доходы, и вычеты. В этом случае она подается строго в срок - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

При нарушении указанного срока подачи декларации саму декларацию у вас примут, но придется уплатить штраф в размере, установленном п. 1 ст. 119 НК РФ.

Далее рассмотрим, какие документы необходимо представить вместе с декларацией, чтобы получить следующие имущественные вычеты:

- справку по форме 2-НДФЛ

- Договор о приобретении жилого дома или доли (долей) в нем.

- Документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на жилой дом или долю (доли) в нем.

- Договор, предусматривающий строительство жилого дома.

- Договор участия в долевом строительстве.

- Передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства застройщиком и принятии его участником долевого строительства, подписанный сторонами

- Документы, подтверждающие право собственности налогоплательщика на земельный участок или долю (доли) в нем

- Платежные документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы К ним относятся: квитанции к приходным ордерам; банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца; товарные и кассовые чеки; акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца; другие документы.

В тех случаях, когда по декларации имеется сумма налога к возврату, подается также заявление на возврат налога.

Имущественный налоговый вычет, заявляемый на основании пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ (в сумме уплаченных процентов по займам (кредитам)), предоставляется при наличии:

- договора займа (кредита);

- документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов. Так, к примеру, если кредит вами получен в банке, то к этим документам относятся, в частности:

- справка организации, выдавшей кредит, об уплаченных в налоговом периоде процентах за пользование кредитом;

- банковские выписки о перечислении денежных средств со счета заемщика на счет кредитной организации;

- квитанции к приходным кассовым ордерам (в случае совершения платежей в кассу кредитной организации).

Вычеты, предоставляемые предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой

Индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты и др.), вправе уменьшить свои доходы на профессиональные налоговые вычеты (п. 1 ст. 221, п. 1 ст. 227 НК РФ).

Уменьшить можно только доход, полученный от предпринимательской деятельности и частной практики. Другие доходы (например, в виде оплаты труда) не могут быть уменьшены на профессиональные вычеты индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и иных лиц, занимающихся частной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2008 N А66-2915/2007 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 09.06.2008 N 6947/08)).

Вычет предоставляется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (абз. 1 п. 1 ст. 221 НК РФ).

Предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, определяют расходы, принимаемые к вычету, самостоятельно. Делать это нужно в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 221 НК РФ).

Это означает, что к вычету принимаются те расходы, которые могут быть учтены при налогообложении прибыли на основании ст. ст. 253 - 269 НК РФ.

Общие требования, которым должны отвечать произведенные налогоплательщиком расходы:

1) расходы должны быть обоснованны;

2) расходы должны быть документально подтверждены;

3) расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Эти требования являются обязательными для принятия произведенных расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается.

Однако в отношении индивидуальных предпринимателей ст. 221 НК РФ предусмотрено исключение из этого правила. Им разрешено учесть в составе профессионального вычета и неподтвержденные расходы. Но в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.

Для получения 20%-ного вычета предприниматель не обязан объяснять причину отсутствия у него подтверждающих документов или каким-то образом доказывать, что расходы все же были произведены. Такие выводы содержит Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 15761/04. Аналогичного мнения придерживаются и нижестоящие суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2008 N А44-7/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2007 N А78-43/07-С2-20/1-Ф02-9008/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2007 N Ф04-1228/2007(32168-А75-34)).

Важно учитывать, что расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива в размере 20% (ст. 221 НК РФ). Это означает, что в случае применения вычета по 20%-ному нормативу учесть еще какие-либо расходы, подтвержденные документами, не получится.

Заметим, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.02.2010 N 13158/09 пришел к следующему выводу: вычет в размере 20% суммы дохода можно применить в случае, когда документально подтверждена лишь часть понесенных расходов. При этом суд указал, что вычет по нормативу должен применяться, если документально подтвержденные расходы составляют менее 20% общей суммы дохода. Аналогичный вывод следует из Определения ВАС РФ от 28.12.2009 N ВАС-14304/09.

В то же время до принятия указанного Постановления Президиума ВАС РФ арбитражная практика складывалась иначе. Так, судьи отмечали, что вычет по нормативу 20% применяется, только если у предпринимателя полностью отсутствуют документы, подтверждающие расходы. Если же расходы подтверждены частично, вычет в размере 20% применить нельзя (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.10.2009 N А78-1356/08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 10.02.2010 N ВАС-844/10), от 09.09.2009 N А33-17615/08, ФАС Уральского округа от 01.09.2009 N Ф09-6434/09-С3 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 28.12.2009 N ВАС-14304/09)).

Вычет предоставляется налоговым органом Для этого налогоплательщику следует по окончании налогового периода подать в налоговый орган налоговую декларацию

Обязанности по представлению одновременно с декларацией каких-либо документов, в том числе подтверждающих размер произведенных расходов, Налоговый кодекс РФ не устанавливает.

Однако, поскольку одним из условий включения расходов в состав профессионального вычета является их документальное подтверждение (абз. 1 п. 1, п. 2, абз. 1 п. 3 ст. 221 НК РФ), возникает ряд вопросов. Должен ли налогоплательщик подавать в инспекцию вместе с декларацией документы, подтверждающие такие расходы? Вправе ли налоговые органы запросить эти документы в рамках камеральной проверки, если они не были представлены вместе с декларацией?

Вопрос представления налогоплательщиком одновременно с декларацией подтверждающих документов был рассмотрен ВАС РФ (Решение от 06.08.2008 N 7696/08). Судьи отметили, что указание в п. 1 ст. 221 НК РФ на "документально подтвержденные расходы" не может рассматриваться как обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу для камеральной проверки документы, подтверждающие расходы. Налоговый кодекс РФ не содержит положений, обязывающих налогоплательщика, заявившего о применении профессионального налогового вычета, представлять при подаче декларации по НДФЛ документы, подтверждающие вычет.

Таким образом, налогоплательщики вправе сами решать, подавать ли им одновременно с декларацией документы, подтверждающие размер вычета. Это связано с тем, что в Налоговом кодексе РФ обязанность по их представлению не установлена.

Оснований для истребования таких документов налоговыми органами в рамках камеральной проверки не имеется. Исключением являются случаи, когда в ходе проверки выявлены ошибки в декларации, неясности и противоречия в сведениях, представленных налогоплательщиком.

Бывает, что налогоплательщики по каким-либо причинам временно приостанавливают свою предпринимательскую деятельность (частную практику). Соответственно, доход они не получают, а значит, исчислять и платить налог им не нужно.

полезная информация

А как быть с декларацией? Следует ли ее подавать в такой ситуации?

Сразу скажем, что декларацию подать необходимо. Как указал Президиум ВАС РФ в п. 7 Информационного письма от 17.03.2003 N 71, отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представлять налоговую декларацию по данному налоговому периоду.

Представить ее вы должны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).

Несвоевременное представление "нулевой" декларации влечет за собой применение налоговой ответственности — минимальный штраф по ст. 119 НК РФ.

 Благодарю за внимание. Надеюсь, информация окажется для вас полезной.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email