Бокал "Д'Артаньян". Подробный процесс обработки отливки из бронзы

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Бокал

Уже неоднократно показывал процессы изготовления миниатюр из бронзы с нуля. Сегодня хочу подробнее показать все этапы обработки отливки из, в данном случае, бронзы. Но абсолютно аналогичные действия производятся и из отливок других металлов горячего литья. Это ещё и серебро, и нейзильбер, и латунь, и мельхиор,  и даже золото обрабатывается точно так же, за исключением состава для патинирования. Там цианиды нужны, если химически патинировать.

Делаю Д'Артаньяна.  Получив отливку из литейки, первым делом тщательно её осматриваю. Скрытые дефекты, если такие есть, выявить необходимо на начальном этапе обработки. Нет, всё ок :

ztakan

Теперь, как и при обработке любой отливки, необходимо избавиться от литников. Делается это с помощью обычного ювелирного лобзика :

бокалы

Далее, с помощью молоточка, грубого напильника и наждачки убираю все следы того, что когда-то было литниками. Как ни странно, но молотком очень удобно делать эту работу. Лишь бы было пространство для удара :

Напильником:

И наждачной бумагой :

Литники удалены и вся поверхность будущего мушкетёра зачищена и готова для патинирования. Сейчас появилось и есть в продаже много готовых средств для окраски металла. Не знаю, я привык и делаю всегда по старинке. На мой взгляд, старый-добрый рецепт сера + поташ - самое оно.

С недавнего времени лить стал из, так называемой, "алюминиевой бронзы". Купил по случаю. Алюминиевые бронзы содержат 5-11% алюминия и характеризуется очень высокими показателями прочности, износостойкости и коррозионной устойчивости. Однако при обработке появляются некоторые сложности. Очень плохо этот сплав поддаётся химическому окрашиванию, поэтому, перед самим патинированием, делаю так: кипячу отливки в насыщенном растворе поваренной соли. Что там с ними происходит не знаю, нащупал этот способ сам, методом тыка. Способ работает. Где-то полчаса пусть покипит :

:

После этого поверхность металла становится готова к, собственно, патинированию. Готовлю серную печень. Одну часть серы смешиваю с 2 частями поташа и, в стальной посудине, под "чистым" пламенем бензиновой горелки, сплавляю эти два вещества, перемешивая титановой палочкой :

Вонь страшная, кто в школе жёг серу, учителям в подарок, тот знает. Поэтому без мощной вытяжки не обойтись. Готовая серная печень выглядит так, внешний вид абсолютно соответствует запаху :

Опускаю печёнку в кипяток, прямо в посудине, так как отодрать их друг от друга не представляется возможным. В принципе, рекомендуется таки отдирать и размельчать этот блин в порошок, для скорейшего растворения в воде, но по мне и так годится. Меньше манипуляций с ароматной субстанцией :

Минуты через две раствор готов, опускаю Д'Артаньянов в кастрюльку :

Около 20 минут в растворе вполне достаточно. За это время несколько раз достаю отливки,  просушиваю огнём горелки и вновь опускаю в раствор :

Чтобы температура раствора поддерживалась на протяжении всего времени, подогреваю емкость той же горелкой :

В завершение патинирования просто промываю отливки холодной проточной водой :

В итоге получаю нужный цвет :

Крацую мягкой латунной щёткой :

Натираю тканью. Не знаю, как называется, но из неё шинели шьют :

В принципе - готово. Ещё высветлю немного и будет всё ок.

Теперь клинок. По задумке он должен быть стального цвета. Тратить на это дело серебро смысла нет, поэтому я остановился на нейзельбере.  Нейзильбер (от нем. Neusilber — «новое серебро») — сплав меди с 5—35 % никеля и 13—45 % цинка.  По названию понятно, что этот металл выглядит как серебро, даже опытный ювелир на глаз не всегда отличит эти два металла.

Чтобы не мучить литейщика каждый раз, когда мне понадобится клинок из нейзильбера, я подготовил сразу два десятка шпажек, после литья вот так выглядит :

Элементарная обработка наждачкой, шлифовка, и клинок готов. Сучок на шпажке для крепления к основной детали миниатюры :

Последние два этапа не фотографировал, это крепление клинка к эфесу (расклепал намертво) и, собственно, сам бокал.

Д'Артаньяны пьют с локтя :

Вот так вот. Вуаля.. :)

Всем спасибо за внимание, с уважением, Павел Зайцев *ZTAKAN*

Комментарии (77)
Передал уже через официальный сайт. Обещали отдать, хз..) Ладно, всем спасибо, закрываюсь. Хорошего понемножку))

Павел здравствуйте.В Питер на фамилию Боярский- Дартоньян. Лично в руки отправь письмо .Думаю дойдет.А лучше в театр где он работает.Бандеролью заказной Чтоб сам расписался.И автограф пришел по почте на квитке.А если еще и дочкин портрет в широкой шляпе из Адмирала сделаете ...Я сам делаю ювелирку.и порой приходится делать из воска модели но больших не делал и из бронзы не лил.Серебро. ,золото.Фигурки редко.Ваши все очень понравилиь.Экспресия ,композиция ,юмор Все прелесно.А насчет Французов вы не сердитесь, но по нашему они ни фига не понимают.Переводить надо-ть.Европа-с.

Да, эффект налицо. Гораздо рельефнее смотрится)

Нет, по другому.

Сейчас забил в яндексе - "Теория и практика ювелирного дела" называется.

Сделал печень и результат просто отпадный :) Кокраз под чёрный ремень.

Здраствуйте Павел! Давно уже любуюсь и вдохновляюсь Вашими работами и мастерством. Работы у Вас достойну музеев {#}!

Спасибо за очень подробный МК! давно пытался печень серную получить самостоятельно но безуспешно было. Но теперь понимаю где косяк. Грел тару, а надо было непосредственно реагены расколять. Хотя везде пишут про нагрев посуды в которой реагенты.

И позвольте похвастаться своими работами Это медные пряжки, что делаю Я. А патина на них аммиаком (тоже вонь та ещё, особенно при вскрытии контейнера).

СПАСИБО Вам! Обязательно теперь попробую печенью запатинировать!

Алексей, на самом то деле, типа "по науке", плавить поташ и серу надо в закрытой таре. Но - ни разу так не делал..))

Медь Вы запатинируете на ура печенью, главное обезжирить изделие, достаточно просто помыть с мылом. А аммиак(нашатырь) добавляют в водный раствор серной печени. Это увеличивает время действия раствора.

А вообще, есть такая книга, автор Бреполь. Названия не помню. По-моему, лет 50 назад вышла. Так вот, до сих пор считается самой достоверной инструкцией по работе с металлами. Думаю, найти не проблема. Там много нужной инфы.

Удачи в ремесле, пряжки достойные..)

Вы про "Химия в реставрации" ? или как-то так ...

))

Замечательная работа!!!{#}{#}{#}

Ждем Атоса, Портоса и Арамиса!{#}

Показать еще
Рубрики мастер-классов