Ботанические натюрморты Ф. П. Толстого

  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Живопись

федор петрович толстой

Федор Петрович Толстой - один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с Кипренским  советами которого руководствовался в рисовании гипсов.

Совет Академии художеств утверждает Федора Толстого в должности профессора. В 1828 году он уже является вице-президентом Академии художеств.

Федор Петрович Толстой становится ярким, самобытным мастером.  Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура. Он способствовал формированию и развитию ботанического натюрморта в России и в Европе, возрождению медальерного дела и т.д.  Больших заслуг он достиг в медальерной области, создав 20 медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812 года. Самые знаменитые военные действия он запечатлел не в портретах генералов, а фигурами из народного ополчения.

Но в истории живописи он остался знаменитым автором рисунков-натюрмортов – «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка», и др. Именно цветы и фрукты считались наиболее легкой и приятной темой для рисования. На рубеже XVIII-XIX веков стали выходить руководства типа «Правила о рисовании цветов и фруктов к пользе и удовольствию прекрасного пола» - наподобие сегодняшних женских журналов по рукоделию. И здесь искусство дилетантское пересекалось с академическим, так как основным сюжетом натюрморта Академии Художеств еще с XVIII века считался «живопись цветов и плодов с насекомыми».

Изображения цветов фруктов в творчестве Толстого настолько притягательны в своем мастерстве, в своем натурализме, что они стали наиболее известными его рисунками. Хотя сам художник говорил, что занимался ими в свободное от работы время и серьезными работами не считал. Но тут он немного лукавил: если отвлечься от эстетической ценности работ, то, например, натюрморт «Ягоды красной и белой смородины» приносил и ощутимый доход семье художника – по воспоминаниям дочери Федора Петровича: «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» принесла художнику и почет – рисунок был преподнесен в подарок императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Давайте насладимся просмотром этих шедевров.

ф п толстой

ботанический натюрморт

натюрморт

цветок

цветы

бабочка

птица

птичка

смородина

ягоды

художник

стрекоза

ботанический рисунок

шебби-шик

малина

клубника

канарейка

Завершить обзор работ Ф. П. Толстого хочу совершенно очаровательной стрекозой

русский живописец

Комментарии (21)

Увидеть красоту в малом...

Шикарные работы! Как-будто сфотографированы. Очень талантливый художник!

Огромное удовольствие от созерцания!

Без богатого внутреннего мира такое не сделаешь.

Спасибо.

Спасибо!

Какое великолепие! Спасибо горомное за эту публикацию , за Ваш труд! В бешеном сегодняшнем ритме жизни Вы заставили остановиться и насладиться прекрасным! Еще раз - СПАСИБО!

Очень рада, что публикация понравилась!

Очень красиво и ненавязчиво)

Прочитала и посмотрела с большим удовольствием! Малинки захотелось{#}

Какая шикарная виноградная гроздь!{#} Такая сочная и ароматная!{#} Замечательные работы! Спасибо!

Его дочь рассказывала, как отца с матерью пригласили на маскированный бал. А денег на дорогие костюмы не было. Но жена (тогда молодая еще женщина) очень хотела идти на этот маскарад. И художник сделал два великолепных маскарадных костюма из бумаги (ну, разумеется, поверх какого-то платья). Их костюмы произвели подлинный фурор на том балу.

Елена, большое спасибо за интересный факт.

Показать еще