Обновление пароля

 >  >  >  > Традиционная свадебная кукла-неразлучники

Традиционная свадебная кукла-неразлучники

народная кукла, венчание, свадьба, свадьба 2014

Лето и осень, как известно, пора свадеб, хочется поделиться с вами одним из старейших обрядов  дарить куклу- неразлучники молодоженам и людям уже женатым .

У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины. На Руси было много  традиционных кукол, в основном это были тряпичные куклы.

Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и
традициями Древней Руси.

Наши предки очень внимательно и тщательно относились к празднику создания новой семьи, обретения супругами друг друга. Все, вплоть до свадебного питья и прически невесты имело свои традиции  и смысл. Проводимые обряды были направлены на пожелания  счастья, любви и достатка в новую жизнь молодых.

Одним из атрибутов свадебного обряда были куклы- Неразлучники. Куклы символичны – женское и мужское начало соединенные в неразрывное целое. Изготавливали кукол подруги невесты. Во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха.

Кукол изготавливали из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде, и неразлучны. Куклы можно свободно двигать по «руке» и между ними , при появлении деток, подвешивать маленьких куколок-пеленашек.

На примере кукол Неразлучников очень удобно рассказать о свадебном наряде жениха и невесты древних славян.

Свадебное платье древней славянки представляло собой сложный костюм с несколькими обязательными деталями: рубахой, поневой, расшитым поясом и украшениями.

Рубаха была обычно белого цвета. По подолу, рукавам и горловине шел вышитый узор, доминирующим цветом в котором был красный. Этот цвет был традиционным  у славян– цвет огня, цвет крови. Сама холстина в рубахах называлась Землей, а вышивка Ярью, таким образом, Небесный Огонь покрывал Землю, зачинал и оберегал все живое. Украшение рубахи было исполнено глубокого смысла и представляло собой сочетание различной символики. В узорах повторялся традиционный знак солнца – символ плодородия и жизни, изображения птиц, растительные орнаменты.
Часто орнаменты перешивались со старой рубахи на новую.

Понева – славянский прототип женской юбки, древнейшая женская одежда. Она была более насыщенного цвета, чем рубаха и имела пышную женственную форму. Ее тоже расшивали орнаментом, ромбами и символами солнца.

Понева одевалась на женщину во время свадебного обряда. По возвращению с венчания перед брачным пиром девушку переодевали: девичья одежда «сарафан» менялась на «бабью» поневу. Считается одеждой преимущественно замужних женщин.

Пояс для свадебного обряда ткали из шерсти. Он был узким по ширине, но обвернуться им можно было два раза.

В качестве украшений использовались  браслеты, серьги. На груди обычно было украшение из бисера.

Прическа невесты тщательно украшалась. Ей заплетали косу, на голову одевали КОКОШНИК. Если невеста была богата, кокошник был расшит жемчугом и драгоценными камнями. Под кокошник клали белоснежный шелковый платок, края которого могли быть обработаны золотой и серебряной нитью. Иногда косу и кокошник украшали бумажными цветами, разноцветными шнурами и лентами.

Традиционный свадебный наряд жениха был намного скромнее. Он состоял из штанов, яркой рубахи, тканого пояса, иногда суконного кафтана и шапки. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. В знак состоявшегося сватовства невеста обычно дарила жениху расшитый платок. Весь досвадебный период и во время свадьбы жених носил платок повязанным вокруг шеи или руки, или выглядывающим из кармана.

Рубаха жениха имела широкую нагрудную планку с левой стороны и воротник стойку. Воротник, планка, концы рукавов и низ рубахи были украшены яркой вышивкой. Рубаха подпоясывалась плетеным или тканым поясом с узорами. Концы пояса украшались бубенцами и подвесками с драгоценными камнями.

В русском свадебном обряде есть момент, когда молодые берутся за руки, и руки им перевязывают полотенцем-рушником. Так и отправляются они к венцу, как неразлучники. Куклы-неразлучники в старину бережно хранились после свадьбы в красном углу, а с появлением в семье ребятишек, как уже говорилось выше, на руку неразлучникам крепились детки - тряпичные куколки. Что тоже символично: этим подчёркивается важность полной семьи, а сами куклы являются родительским благословением для детей.

Сегодня традиции возвращаются, и куклы-неразлучники вновь становятся отличным свадебным подарком.

 Фотография и выполненная работа авторские.

В подготовке публикации были использованы материалы с других сайтов.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email