Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хендмейд как бизнес > Ментальные карты — что это? И как их применять в рукодельном бизнесе?

Ментальные карты — что это? И как их применять в рукодельном бизнесе?

Виды творчества:   Разные виды творчества
Ментальные карты — что это? И как их применять в рукодельном бизнесе? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Буквально на днях я впервые услышала о методике записи своих мыслей с помощью ментальных карт. Меня сразу же заинтересовал этот метод и я изучила несколько статей по этой теме. В своей публикации я решила объединить наиболее интересную и полезную информации по этому вопросу. 

Термин "ментальная карта" был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится как "карта ума, мысли", а означает технику, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации.

Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредством упорядоченного плана, но не просто плана в виде разделов и пунктов, а в виде более интересных и плодотворных схем и рисунков.

Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

Преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:

1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

6. Методу ментальных карт легко научиться.

Правила составления ментальных карт

Фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором автор описывает технологию создания интеллект-карт:
ментальные карты, бизнес, хендмейд как бизнес, методика
Используйте эмфазу

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Как можно чаще используйте графические образы.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь все слова располагать горизонтально.

Можно установить на компьютер программу для работы с ментальными картами или воспользоваться онлайн сервисами. В Интернете их несколько: как платных, так и бесплатных.

  Сферы использования этих карт весьма разнообразны:

  • Обучение: создание конспектов лекций, прочтения книг и учебников, написание рефератов и курсовых работ.
  • Запоминание: подготовка к экзаменам, запоминание списков и прочее.
  • Презентации: проведение деловых встреч и переговоров.
  • Планирование: времени, бюджета, разработка новых идей для бизнеса или любого мероприятия, составление планов на неделю, месяц и т.д.
  • Мозговой штурм: генерация идей, коллективное решение задач.
  • Принятие решений: даёт чёткое видение предмета.

На самом деле сфера применения гораздо шире. Этот метод стали использовать в работе с детьми, он популярен в бизнесе и у студентов. Он является идеальным средством для создания творческих идей.

Что же касается рукоделия, то здесь также этот метод можно использовать очень широко. Ментальная карта – мощный инструмент креативной деятельности.

Во-первых, потому что она дает возможность четкой визуальной структуризации всего творческого процесса, причем на одном листе бумаги или экране монитора.

Во-вторых, потому что она помогает творческим людям (часто рассеянным и не организованным) создать стройную структуру той креативной задачи, которую они выполняют.

Приведу несколько примеров:

  • создание собственного бренда
  • планирование рабочего процесса
  • создание определенной коллекции
  • план проведения рекламной компании
  • структура разработки нового объекта дизайна

 В этом во всем, а также во многом другом, вы можете воспользоваться менталыми картами, вплоть до подробного планирования вашего рукодельного бизнеса. Вы будете четко видеть каждый этап: от создания собственного логотипа, до развернутого финансового плана.

Техника составления ментальных карт

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

Второй этап — непосредственно составление карты:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

рукоделие, рукодельный бизнес, планирование, обучение

Тони Бьюзен даёт несколько советов по созданию ментальных карт:

  • Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  • Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
  • На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  • Длина линии равняется длине слова.
  • Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легки в прочтении.
  • Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  • Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  • Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
  • Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.
  • Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  • Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.

Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что этот вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.

Идея Тони Бьюзена помогает восстановить живые мысли, развивает память и креативность, обращается к нашему подсознанию, в котором находятся ответы на все вопросы. В результате человек быстро находит верное решение любого вопроса или проблемы.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email