Несколько психических аспектов жизненных начал в Тибетской Медицине

Немного ужааасной теории, азов ТМ, без которой наверное не обойтись Я понимаю что это трудно будет понять снуля, НО иначе не будет понятно дальнейшее.

Тибетская медицина (далее ТМ) изучая мир, разделяет  его  не на атомы, а на элементы.

Из первоэлементов состоит и вся окружающая природа, и процессы, происходящие вокруг нас и внутри нас. Любая вещь или процесс состоит всегда из всех пяти первоэлементов, но какого-то из них или нескольких элементов может быть больше чем остальных.

У каждого элемента есть ему присущие свойства, и по их характеристике  мы можем распознавать  количество данного элемента в любой вещи, растении, облаке, организме человека и животных, настроении и тд.

Первоэлементов пять - Пространство, Ветер, Вода, Земля, Огонь.

Становясь плотнее, они складываются в три Жизненных начала - Ветер, Слизь и Желчь.

Если описывать чувства которые в нас возникают и побуждают к неким действиям, то:

--Ветер связан со страстью и движением,

--Слизь с  неведением и  ленью,

--Желчь связана с целью, достижением, гневом.

Наше сознание сильно связано с Ветром. Ветер сознания можно причислить к основе того что  мы называем "душой" , или в ТМ -  "умом". В ТМ область ума  соотносится  именно с  грудиной а не головой, так что говоря "Ум" мы подразумеваем ТО  что человек считает собой, его "Я",  душой.   Его же можно назвать  и "подсознанием". Интеллектуальный  же ум находится в голове и  больше связан с телом.

У человека Ветер Сознания связан с движением мысли. Ветер нашего Сознания в  момент  рождения сливается с элементами родителей (Слизью от отца и Желчью от матери),  так рождается новая  жизнь. И так же она распадается на элементы во время смерти, и Ветер Сознания уходит из тела последним.

Жизненные начала всегда развиваются в определенной последовательности, возбуждая друг друга - Ветер (мысли, желание) со временем возбуждает Слизь (неведение, замутнение разума). Слизь, обладая тяжестью, опускается вниз и со временем вытесняет Желчь( возможность и энергия для действия).

Пример - Слизь (здесь: отдых, сон или еда) вытесняет Желчь и появляется энергия и возможность  что-либо делать. Когда Желчь иссякает возникает слабость и усталость (Ветер), мы питаемся (Слизь), спим (тоже Слизь), Слизь выталкивает Желчь - и вновь появляется энергия и действие (Желчь). 

Ветер это движение. Движение и импульсов по нервным каналам, и крови и лимфы по сосудам, и движение дыхания и открытие-закрытие пор и тд. Но мы сейчас рассматриваем  психический аспект - здесь Ветер связан с движением мыслей. Когда их очень  много и они хаотичны (хаотичность движения одно из качеств Ветра)  мы со временем чувствуем усталость и отсутствие энергии.

Например, человек может много говорить и возбужденно/порывисто двигаться, его Ветер еще силен и имеет некоторый "запас" энергии. Все уже устали от  его разговоров - а он  еще не устал. Со временем Ветер иссякает и переходит в стадию слабости (Истощенный Ветер). У человека нет сил поднять глаза или ответить на вопрос, нет сил на реакции. Если такой Ветер хронический а не временное явление - психически он чувствует тяжесть, давление на себя из окружающего пространства (мира), у него нет сил противостоять. Иногда их ошибочно могут считать "медитативными, умиротворенными", но это не умиротворение.  При отсутствии сильных реакций на окружающее от психической усталости,  хаос мыслей и сомнений продолжает свое движение в его уме. Если это продолжается долго, Истощенный Ветер распространяется на физическое тело. Чувство физической разбитости, бессилия, спазмы и тд. У пожилых людей Истощенный Ветер  выражается в слабости членов, дрожжании конечностей, у них нет сил подняться и пойти куда-то.

Истощенному Ветру требуется отдых + хорошее питание (питательная и легкоусваиваемая пища), таким образом он восстанавливает  силу. Лекарства для общего Ветра - это тмин, теплые и питательные масла наружно, а также прижигание точек Ветра.

Но Ветер имеет свойство поднимать остальные элементы - например Желчь или Слизь. Это опять же первично связано с психической реакцией - Ветер может поднять Желчь (гнев, раздражение, горячие эмоции,  чувство цели или невозможность остановиться) или Слизь (обиду, слезы, сожаление). Это в характере человека, к чему он более склонен (какого элемента в его сознании больше). То-есть кто-то спьяну беспрерывно шутит и болтает (Ветер), кто-то хватается за топор (Желчь), а кто-то чувствует что хочет поспать(Слизь). Это характер человека, разные ответы на один и тот же раздражитель. У всех нас могут быть некие сложности с окружающими людьми. Характер этих сложностей связан с нашим характером:

- кто-то обижается и хочет плакать(Слизь), или не знает/не понимает что делать и находится в недоумении, своеобразном ступоре (тоже Слизь),

-другой  начинает активно бороться, раздражаться и впадать в праведный открытый гнев (Желчь),

-другой тоже впадает в раздражение и злится, но сил мало (Желчь слабая), и потому единственное что он может это сжимать кулаки шипя от злости. (Желчь)

- Сумбурный хаос мыслей (Ветер)  всегда будет началом любой из этих реакций. Но множественные длительные сомнения - делать или не делать, простить или не простить, правильно или не правильно - вообще чувство неустойчивости  есть  реакция Ветра.

Это грубые примеры, обычно элементы смешаны и наши чувтства более многогранны. Хотя и более чистые виды чувств не такая уж редкость. Процесс никогда не останавливается, и реакции Ветра со временем переходят в горячие (Желчь) или холодные (Слизь).  Желчь со временем истощается и наступает слабость, а  Слизь со временем выталкивает своим давлением и тяжестью  Желчь - тогда наряду с обидой человек уже будет чувствовать и раздражение. Если раздражение достигнет апогея (гнева или истерики) -  опять появится слабость.. Таков круговорот чувств в природе. Так развиваются и болезни.

Болезнь какое-то время ограничивается только психическим состоянием. Когда они переходят в физическое тело, мы начинаем замечать изменения в теле и самочувствии - сначала в области сердца либо подреберья либо пупочного сплетения либо ниже пупка.  Это неприятные ощущения, чувства или тяжести, или спазма. Обычно этот этап проходит незамеченным, человек даже привыкает к этому ощущению в теле и перестает его выделять как  неудобное. Болезнь со временем развивается в том месте где изначально появилась, а по мере своего "созревания" - выходит за рамки одного места. Тогда уже случаются симптомы которых ранее не наблюдалось,  например проблемы уже и  в других органах.

Разберу один пример:  со временем проблема пищеварения (Огонь, усиление Желчи в тонкой кишке) повредит Печень, затем Кровь и Сердце . Если проследить с самого начала, подсознательного, такая картина:

- избыток элемента Огонь (Желчь) в тонкой кишке (это чувства борьбы  с миром, гнева и сильного, "горячего" недовольства) поставляет материал для крови с избытком Огня - в печень.

-Печень повреждается избыточной Желчью (например высушиваются  желчные канальцы), тогда может начать краснеть лицо (так как Желчь всегда поднимается вверх из-за своих физических качеств)

-Далее густая кровь с повышенным содержанием Желчи (это можно видеть и в  анализах по повышенному содержанию гемоглобина - гемоглобин есть физическое отражение уровня Желчи в крови) поступает в Сердце для дальнейшего распределения по всему телу - повышается давление.

-Далее может пойти еще один виток развития,   начать повышаться и Слизь (холестерин в крови).

Вариантов развития болезни очень много - учитывая скорость развития и слабость органа. Например, у кого-то Желчь смешана с Ветром, в тонкой кишке может долго развиваться, могут быть боли в области ниже пупка в юности или детстве. Потом эти боли уже забудутся (пройдут) - но печень повреждается -высушиваясь Огнем, на коже может возникнуть псориаз или экзема. Печень связана с глазами и кожей, и куда она "выстрелит" - зависит от слабости органа. Болезнь всегда идет по  слабым местам. Опять же, сильно зависит от превалирования элементов - например если Желчь смешана с Ветром то будет зуд  и шелушение, если Желчь смешана больше со Слизью то кожное заболевание выражается  в зуде и мокнутии. Если больше Слизи и меньше Желчи то это будет мокнутие и зуд между пальцами ног и на внутренней стророне суставов (Чу-Сер, болезнь связаная с Лимфой). Но это физические аспекты. Психические  же аспекты всегда определяют  само наличие и балланс/дисбалланс элементов.  Подсознательное состояние человека всегда, абсолютно всегда 100% синхронно с баллансом элементов в частях его тела.

Это  не новость, Индо-Тибетская медицина в своей основе имеет такое  понимание. Но пока нам недоступно собственное подсознание и - автоматически - подсознание окружающих, эти слова имеют  не так  много  практического смысла и остаются словами. Тогда  болезнь лечится исходя  более из физических проявлений, например в ТМ по пульсу-моче-внешнему виду и жалобам пациентов.

-------------------------------------------------------

Я же, пол-жизни училась внешней терапией облегчать проявления болезней. Но теперь, ощущая болезнь "изнутри" на собственном теле и уме - отказалась от этой практики. Единственное что оставила это моксу, которая очень глубоко воздействует на физ. тело и оказывает влияние и на Ветер Сознания.

Болезнь для меня это состояние души, состояние ума - которое крепко завязано с мотивацией человека. С его отношением к Жизни/Богу/Миру/Окружающим. С его борьбой за властвование над Жизнью, желанием "иметь", и всеми вытекающими отсюда психическими состояниями, а затем - и состояние балланса элементов в теле. Это порочная мотивация встает преградой между человеком и Богом. Это не слова, а настоящий факт. Мне, например, удается выйти из всех болезней только одним обращением к собственной мотивации перед Ним. Это как вор или виновный прячет глаза от Его взгляда. Наше подсознание всегда точно знает чем виновно и что замышлят.  Вот это то главное, что хотела сказать. Наглядно и в действии, чтобы каждый мог представить роль своей мотивации и характера в течении собственной жизни.

Комментарии (6)

Спасибо. Особенно за последний абзац.

Art-siLK-mag-37 06.07.2014

Юля, спасибо за публикацию. Чувствую потребность отнестись к себе повнимательнее, услышать и понять те знаки .которые подаёт мой организм, и как-то помочь себе. Да, то что начать с азов ( первоэлементов) ,что бы понятнее,- это то, что нужно. ( мне пока не очень доступно, но интересно). Занимаясь своим ремеслом уже больше 15 лет , понимаю , что сейчас уже " просто поспать для восстановления сил ", недостаточно.

Усталость всегда следует после перегрузок.

Хроническая усталость - от хронического напряжения. Откуда это напряжение? Обычно это идеи, которые "точат" изнутри.

Я пользуюсь терминологией элементов, просто потому что мне так понятнее и привычнее. А Вам наверное и не нужно изучать такую специфическую науку, хотя, если есть желание...)). Да бог с ними, с элементами. Самое важное, что они целиком зависят от идеи. Буквально, идеи из сердца (из подсознания, души) - рулят всем состоянием человека и его здоровьем. Элементы лишь следствие. Все наше самочувствие - лишь следствие. Весь окружающий мир - лишь следствие. Что действительно важно - найти это сердце, прислушаться к душе, увидеть идеи.

Душа и ее идеи не начинаются от рождения и не заканчиваются со смертью. Это то чему действительно стоит посвятить внимание и время! Та проблема, которая точит нас изнутри - даже со смертью никуда "не рассосется". Мы живем в сильном неудобстве, некомфортном состоянии души, надеясь что это временно и пройдет с изменением некой внешней ситуации. Самое кардинальное изменение внешней ситуации - уход из жизни, казалось бы тогда уж точно все пройдет! Мы все на это в тайне надеемся, иначе бы не смогли так долго сохранять неудобную, неестественную позу. Но нет, ничего подобного. Учатся счастью именно здесь.

Art-siLK-mag-37 07.07.2014

Увидеть "идеи, которые создают напряжение", понять и принять правду о самой себе,- это трудность( а может и напряжение отсюда) Хотя я знаю,то что я делаю для себя,(если могу)приносит благо всем , кто меня окружает,а может быть и всему окружающему миру. Спасибо за отклик, Юля.

Вера 14.06.2014

{#}Всё верно, Юлия, большое спасибо, что делитесь с нами....)))

Инга 10.06.2014

Спасибо, Юля, большое!