Обновление пароля

 >  >  >  > По одежке встречают или что скажет о нас наш наряд?

По одежке встречают или что скажет о нас наш наряд?

Виды творчества:   Разные виды творчества

Мы привыкли относиться к известной пословице - «по одежке встречают», как к очередной банальности, памятуя о том, что провожают-то все-таки по уму. Но долгие века (и даже тысячелетия) каждого человека встречали именно по одежке. Хотя бы потому, что носить все, что захочется, (как мы делаем сегодня) было нельзя. Одежда, как и многое другое, в прошлом была строго иерархична. Она могла многое рассказать о своем владельце или владелице. Могла подсказать собеседнику положение человека, матримониальное состояние женщины, сословную принадлежность.

Например, хрестоматийный пример. Узнать римского гражданина, свободнорожденного,  можно было по тоге. Этот огромный кусок белой материи (овал или сегмент круга до 6 метров по длине) могли носить на себе только совершеннолетние мужчины, рожденные в законном браке гражданки и гражданина Рима. Ни рабы, ни иностранцы права на нее не имели.

мода

В Древнем Китае желтый  цвет был строго «зарезервирован» за императорской семьей. Ведь они потомки солнца, а потому желтую (солнечную) одежду имеют право носить только члены императорской семьи. Остальные могли поплатиться головой даже за желтую нитку в наряде, ведь это покушение на императорскую власть! Другим примером такого узурпирования цвета можно считать пурпурный, самый яркий оттенок которого – блата – так и стал называться - королевский пурпурный.

В Средние века и в Новое время одежда все еще продолжала нести показательную статусную нагрузку. Дворянку в эпоху средневековья можно было опознать по робе – платью с распашной юбкой, которое носили поверх коты (нижнее платье со сплошной юбкой). Даже очень богатые горожанки, жены купцов и ремесленников, не имели право на такое платье!

история костюма

Кроме того, была строго регламентирована длина шлейфа. Длину шлейфа дамского платья придворный закон определял так: у королевы — 11 аршин, у принцесс — 9 аршин, у королевских внучек— 7 аршин, у принцесс крови — 5 аршин, герцогинь — 3 аршина. А ведь парижский аршин равнялся 1,19 метра. Вот и посчитайте!

Такая же регламентация касалась и еще одной приметы средневековой моды – генина (эннена). Головного убора конусообразной формы. Если просто придворные дамы носили генин высотой до 60 см (около 2 футов), то принцессы имели право на почти метровый (3 фута) генин. Из-за этих гротескных головных уборов приходилось увеличивать высоту дверей. Горожанки обходились скромными генинами - не более фута высотой.

шаль

Ну, если со шлейфом и генином все понятно, то панье (каркас юбки из ивовых ветвей, китового уса) мог выдать дворянку только в одном случае – когда он был ну очень большим! Помните знаменитые портреты инфанты на картинах Диего Веласкеса? Такие панье носили только аристократки и принцессы. Их размах мог достигать 7 футов в окружности (более 2 метров).

золото

интересные факты

Даже ткани подвергались сословному делению. В Венеции 15-16 века платье, сшитое целиком из парчи, могли носить только жена и дочери дожа. Остальные горожанки, как бы богаты они не были, могли похвастаться только парчовыми рукавами.

Красные каблуки туфель во времена Людовика XIV означали принадлежность к дворянскому сословию. Мода эта была перенята в других странах, в том числе в петровской России.

средневековье

В самом конце 18-начале 19 веков вошла в моду прическа фонтанж. Принято считать, что ее изобрела фаворитка Людовика XIV  Анжелика де Руссиль-Фонтанж. Ее волосы растрепались на охоте, и она перевязала их кружевной подвязкой. Уже на следующий день мода была подхвачена придворными дамами. С течением времени прическа усложнялась, становилась все выше. Для ее создания использовался каркас. Так вот в 1700 году эта мода достигла России. Причем некоторые историки моды высказывают мнение, что фонтанж служил знаком того, что девушка достигла возраста невесты. Такой вот своеобразный показатель полового созревания!

Россия, кстати, активно перенимала европейскую моду. Не только Петр I занимался разработкой и утверждением формы, парадной дворцовой одежды. Не считали это для себя зазорным и другие российские императоры - Павел I, Николай I, Александр I. Например, при последнем была разработана строгая система парадного (придворного) костюма. Если вы бы увидели даму в зеленом бархатном сарафане (офранцуженном), расшитом золотом, то перед вами статс-дама или камер-фрейлина. Кроме этого, им полагалась белая юбка и красно-золотой кокошник.

Синие бархатные сарафаны носили наставницы Великих Княжон, а пунцовые – фрейлины Ее величества. Фрейлины Великих Княжон носили светло-синие платья.

Когда в моду при дворе вошел псевдорусский сарафан (так называемое парадное платье «с окошками», фальшивыми рукавами), то кокошник к нему имели право носить только замужние дамы. Незамужним полагалась «повязка … произвольнаго цвета и также с вуалем». Эту традицию, видимо, переняли в народном русском костюме, где также кокошник надевала лишь замужняя крестьянка. Девицы же носили венцы – из цветов (в том числе искусственных), лент, бересты.

По вееру,  обязательному атрибуту бального костюма того времени, можно было узнать – замужем женщина или нет. Сборник правил и советов «Хороший тон» (1885 года) рекомендовал девицам белые веера из слоновой кости или перламутра. Замужним же рекомендовались веера из кружев и страусиных перьев.

Многие знают одну из самых грустных картин художник П.А. Федотова «Вдовушка», на которой изображена молодая женщина в черном траурном одеянии. Картину можно бесконечно рассматривать, поражаясь обилию говорящих деталей. Но есть один нюанс, который непонятен современным людям. Это белые полосы – нашивки по вороту, рукавам и подолу платья женщины. А они говорят о многом. Это плерезы - «плакальщицы», жалевые нашвы, - которые могли носить во время траура только дворянки!

Да что там, даже столь популярные во всех слоях российского общества шали различались по особенностям узора, рисунка. Были шали с купеческими рисунками, дворянскими и сельскими. Например, купавинские шали с огромными цветами ярких (даже кричащих) расцветок носили только купчихи. Стоила такая шаль около 200 рублей, что было недешево.

А шали из крепостной мастерской помещицы Мерлиной носили дворянки. Правда, и стоила такая шаль просто астрономическую сумму – до 30 тысяч рублей! Мастерица за свою трудовую жизнь (лет с 13 до 30) успевала соткать 3-4 шали не больше. Затем ее зрение очень ухудшалась, но зато ее отпускали на волю. Поэтому шали принимались в залог наравне с драгоценностями. например, Александр Пушкин как-то заложил несколько шалей своей жены в ломбард и получил за них 8 000 рублей.

В общем, подытоживая, хочется сказать, что мода – многогранна и интересна. И одежда на нас – это все-таки нечто большее, чем просто красивые тряпочки, подчеркивающие фигуру или защищающие от холода!

Разумеется, я привела только несколько примеров «говорящих» костюмов, так сказать навскидку.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email