Цвет из иных миров - мистика пленочной фотографии

  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Фотография

Дети всегда будут бояться темноты, а взрослые, чувствительные к унаследованному опыту, будут трепетать при мысли о неведомых и безмерных пространствах где-то далеко за звездами с, возможно, пульсирующей жизнью, не похожей на земную, или ужасаться при  мысли о жутких мирах на нашей собственной планете, которые известны только мертвым и сумасшедшим.

Говард Филлипс Лавкрафт

Стоит всего один раз оказаться в темной комнате, чтобы понять, что в пленочной фотографии есть что-то мистическое. При таинственном красном свете фонаря на нетронутом белом листе в особом растворе постепенно проявляется изображение. Определенно это волшебство. Склянки с химическими реактивами, громоздкий фотоувеличитель с экспонометром и реле времени в таком контексте становятся атрибутами Алхимика. Из сказок и легенд, услышанных в детстве, я помню, что индейцы испытывали мистический страх перед фотографией, так как считали, что она забирает душу живых существ. Эта идея захватила меня. И я захотел выяснить, как относились к фотографии в цивилизованной Европе XIX века. В то время фотография уже становилась массовой, но люди были суеверны и особенно консервативны.

По началу, мои поиски не привели к ожидаемым результатам, в статьях удавалось найти лишь свидетельства неприятия фотографии художниками, которые считали, что светопись погубит живопись. Но затем, совершенно случайно я нашел упоминание об устройстве под названием «Diaphot», и спустя некоторое время заполучил себе два исключительных образчика. Из попадавшихся мне предметов на настоящий момент, этот - самого мистического вида.

фотография

Diaphot – это экспонометр с оптическим клином; устройство для определения правильной пары выдержки и диафрагмы.

фотопечать

Привлекает он, прежде всего, необычным внешним видом: плоский, стеклянный с хромированным ободом - он стилизован под карманные часы или, скорее, под кулон.

мистика

В первую очередь в глаза бросается пентаграмма в центре. Я выяснил, что изначально пентаграмма была логотипом Huttig AG (в начале R. Huttig & Sohn; основана в 1862 году).

история

В 1909 Huttig AG слилась с рядом других компаний для образования ICA, а в 1926 году вошла в состав Zeiss Ikon, и до 1934 Diaphot с небольшими внешними изменениями выпускался под данным логотипом.

литература

Пентаграмма была «положительным» символом до времен Святой инквизиции. В первую очередь это наглядное изображение Золотого сечения, по которому полезно, в частности, строить композицию в фотографии. Так я думал, пока не нашел рекламу фотоаппаратов производства R. Huttig & Sohn конца XIX века. По-видимому, у Ричарда Гюттига, основателя компании, было весьма своеобразное отношение к своей деятельности.

легенда

Завораживает также и эстетика применения данного предмета. С обратной стороны экспонометра расположен видоискатель, сквозь который нужно смотреть на снимаемый объект (или «на окружающий мир» – из инструкции ICA, примерно 1921 год) через синий светофильтр переменной плотности (оптический клин).

Вращая оправу, нужно добиться чтобы «детали в тенях начали исчезать, а детали в светах становились неясными». «Пейзаж должен выглядеть как видимый при лунном свете» (из той же инструкции). После этого в окне над звездой на лицевой стороне нужно считать правильные значения экспозиции.

Кто знает, какие вещи, находящиеся за гранью человеческого понимания и познания, можно увидеть «в тенях», если смотреть на мир в видоискатель Diaphot. «Человеческий глаз - неидеальный инструмент; его ряд — всего лишь несколько октав в реальной цветовой шкале». «Мне думается, что высшее милосердие, явленное нашему миру, заключается в неспособности человеческого ума согласовывать между собой свои собственные составляющие». «Сопоставь он факты, проанализируй все до конца и дай волю воображению, его бы захлестнуло безумие».

Цитаты - Г.Ф. Лавкрафт.

Комментарии (6)
Мама Мария 20.05.2014

Никита, очень здорово и таинственно. Ждем продолжения!

Ирина 19.05.2014

Хорошая публикация, замечательно проиллюстрированная. Спасибо!

Говард Ф. Лавкрафт создавал свои произведения как раз примерно в это время, и судя по ним в сознании людей фотография и оптика, применяемая при фотосъемке, действительно были окутаны мистикой.

Вот выдержка из рассказа про фотографа:

"Но сказано жрецами Старой Книги, что тот, кто увидит Тень в ее подлинном обличье, а увидев останется в живых, тот сможет убежать ее чар и вернуть ее в ту черную бездну, откуда она происходит. Совершить же это можно не иначе, как прибегнув к священной гемме

Эта гемма представляет собой нечто вроде линзы или призмы, правда, с ее помощью нельзя фотографировать. Человек с повышенной восприимчивостью, поглядев сквозь нее, пожалуй, смог бы зарисовать увиденное. Правда, эта процедура довольно рискованна наблюдатель может повредиться в рассудке, ибо облик Тени принадлежит иному миру и вряд ли приятен на вид."

Надеюсь, вы дополните публикацию своими новыми информационными и вещественными находками.

МироДрев 15.04.2014

«Сопоставь он факты, проанализируй все до конца и дай волю воображению, его бы захлестнуло безумие».

угу, а еще "блажены нищие духом", санкции вкусившим от древа познания...

можно вообще ничем особо не париться по-напрасну...зачем?..и стремиться ни к чему не надо, пытаться сотворить, познать, понять, сопоставить, осмыслить...

а по поводу символов, так они древны безмерно и зачастую раньше имели иные значения...

и т.д. и т.п. ... {#}

Гульсирень 15.04.2014

Большое спасибо! Очень люблю такие статьи!{#}

Alice 15.04.2014

Очень увлекательная статья!