Обновление пароля

 >  >  >  > Балахнинское кружево: история и художественные особенности народного промысла

Балахнинское кружево: история и художественные особенности народного промысла

Виды творчества:   Кружевоплетение
Балахнинское кружево: история и художественные особенности народного промысла | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Одним из кружевных центров России является город Балахна, расположенный в Нижегородской области на берегу Волги. Местный кружевной промысел ведет свою историю с последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на период с конца XVIII до конца XIX в. В XIX в. кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень.

Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки.

Балахнинские коклюшки по форме напоминают веретено с небольшой плоской головкой и имеют длину 12-15 см. Изредка они украшались неглубокими надрезами – протчками. Деревенские мастера вырезали коклюшки обычно из березы или можжевельника, хорошим деревом считался клен, а самым лучшим – липа. Коклюшки считали парами, продавались они на местных базарах сотнями. Для начала работы обычно требовалась одна сотня коклюшек.

Для закрепления сколка и коклюшек во время плетения кружев служила плотная подушка, которую в Балахне называли валиком, а в старые времена – кутузом. Чаще всего валик имел длину 35-40 см и диаметр 30-40 см. Его укладывали на специальную подставку в виде маленького столика. Подставка представляла собой две деревянные рамки-стойки, «вложенные» одна в другую и подвижно соединенные в центре. В Балахне она имела несколько названий – «козлы», «стойки», «столик».

На валике закрепляется бумажный сколок, который оборачивают вокруг и концы сшивают. Он представляет собой технический рисунок с нанесенным контуром узора и местами вкалывания булавок для временного закрепления нитей. Сколок обычно содержит один или несколько повторов (раппопортов) всего кружевного узора.

В Балахне кружева плели в основном из шелковых и хлопчатобумажных ниток, реже – из льняных. Использовались нитки черного, золотисто-кремового или белого цветов.

Переработав орнаменты французских и бельгийских кружев, местные кружевницы создали свой неповторимый стиль – «балахонский манер». Его основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната, гроздьев винограда – узоров, служивших символами любви, земного рая, счастливой семейной жизни. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». В сравнении с растительным орнаментом изображения животных и птиц – оленей, павлинов, орлов – на балахонских кружевах встречаются реже.

Узорные композиции располагались на ажурных решетках разнообразной фактуры. В одном изделии могли сочетаться несколько видов решеток, благодаря чему достигался особый эффект игры светотени.

Балахна, подобно другим центрам кружевоплетения, производила как штучные вещи, так и мерное кружево для украшения женской и мужской одежды: рюши для отделки дамских платьев, блузок, платков, белья, шляп и чепцов. Ассортимент штучных изделий включал галстуки, пояса, наколки на прическу, головные уборы (шали, косынки, шарфы, шапочки), перчатки, воротники, манжеты, кофты, платья и накидки на плечи.

кружевоплетение

кружево

рукоделие

Мерное балахнинское кружево. Конец XIX-начало XX в.

народные промыслы

Фрагмент балахнинского шелкового шарфа сцепного плетения. Вторая половина XIX в. Музей Нижегородского государственного университета.

традиции

«Вазон» и «цветы» на балахнинской шелковой кружевной шали. Середина XIX в. Балахнинский краеведческий музей.

народное творчество

Кофта из льняных нитей. Сцепная техника плетения. Начало XX в. Балахнинский краеведческий музей. 

Балахнинский кружевной товар находил сбыт на Макарьевской-Нижегородской ярмарке, благодаря которой изделия расходились по всей территории России. Местные кружева были популярны как в крестьянской среде, так и в городах, в том числе в высших слоях общества.

история костюма

Городской костюм с балахнинской кружевной шелковой косынкой. Конец XIX-начало XX в. Музей Нижегородского государственного университета.

Городской костюм с балахнинской кружевной шелковой шалью. Конец XIX-начало XX в. Балахнинский краеведческий музей.

С кружевным промыслом Балахны связаны местные пословицы и поговорки: «Балахна кружевничает», «Балахонки до слепу кружева плетут», «Кружевничка – невеличка», «Балахонские кружевницы – плести мастерицы», «Картуз да коклюшки – балахонские игрушки».

Мастерство кружевоплетения естественным образом переходило из поколения в поколение. Каждое семейство работало самостоятельно, в Балахне не было принято нанимать работниц-кружевниц или брать учениц.

В 1912-1915 гг. в городе действовала открытая земской управой частная школа кружевниц. В 1968 г. на ее основе был создан цех кружевоплетения при Городецкой строчевышивальной фабрике, работавший до 1994 г.

Балахнинский кружевной промысел постепенно угасает с начала XX в. Последнее поколение кружевниц, занимавшихся кружевоплетением как промыслом, родилось в 1890-е гг. В настоящее время в Балахне коклюшечное кружево продолжают плести, хотя кружевоплетение здесь больше не является промыслом, а существует как женское рукоделие.

Балахнинское кружево хранится в нижегородских музеях, большинство образцов относится к XIX и началу XX в. Самое богатое собрание местного кружева, насчитывающее около пятисот экспонатов, находится в Балахнинском краеведческом музее.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email