> Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Первые шаги в батике: что нужно знать, уметь и иметь

Первые шаги в батике: что нужно знать, уметь и иметь

Виды творчества:   Роспись > Батик
Первые шаги в батике: что нужно знать, уметь и иметь | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Все мы когда то начинали... Я даже помню, как начинала я! Моё увлечение батиком началось не три года назад, когда я впервые натянула ткань на раму, а лет 10-12 назад, когда я первый раз купила краски Гамма "Батик-хобби". Краски те пришлось выкинуть, т.к. у них истек срок годности. Однако перед этим они 10 лет стояли в шкафу немым укором...

Первый же настоящий раз, такой, когда ткань была расписана, рисунок закреплен, а затем превращен в панно, произошел значительно позже, всего чуть больше трех лет назад. С тех пор я прошла, как мне кажется, огромный путь, и оглядываясь на себя начинающую, очень жалею, что в тот момент у меня не было ЯМ. Честное слово! Какого количества ошибок я бы не допустила! Хотя, если быть честной, всё равно очень многие тонкости пришли с личным опытом, потому что даже здесь, на ЯМ, при всём огромном богатстве и разнообразии публикаций и мастер-классов, я так и не увидела такой, который поможет сделать самый первый шаг в батике. Есть описания красок и тканей, есть рекомендации по закреплению паром и обработке края, есть чудесная публикация, в которой мастера рассказывают о том, чем пользуются они, но все эти публикации больше подходят для тех, кто уже кое-что знает о батике.

А я хочу рискнуть и в своей первой публикации начать с азов. Итак, что нужно знать, уметь и иметь (из материалов и приспособлений), для того, чтобы создать свой первый батик.

 Для начала хочу сказать, что мнение автора - это его личное мнение и может сильно не совпадать с вашим, но тоже имеет право быть! И моё мнение таково: не стоит тратить огромные деньги для того, чтобы купить дорогие краски и натуральный шелк, если вы только начинаете или еще только думаете, а не начать ли! Вдруг, это окажется не вашим, а материалы уже будут куплены, деньги (и немалые, уж поверьте! батик - дорогое удовольствие) потрачены.... Начинайте с малого и простого: с отечественных красок (для начинающих - самое то!), искусственных тканей, небольших самодельных рам. 

Но, давайте по порядку! А вернее, с конца: что вам нужно иметь!

Для того, чтобы первый раз расписать ткань вам, как минимум, понадобятся: сама ткань (для первого раза отлично подойдут искусственные атлас, креп-сатин, шифон и т.д.), рама, краски, кисти, карандаш, резерв, приспособление для его нанесения (специально не пишу трубочка, потому что сама ими никогда не пользовалась и начинающим мастерам их не рекомендую, но об этом позже), кнопки, палитра и задумка, которую вы хотите воплотить!

А теперь обо всём этом подробнее и с комментариями. 

Ткань. Как уже писала, учиться лучше на том, что не так дорого, как натуральный шелк. Мои первые эксперименты проходили над атласом и портьерной тканью (да-да! и она тоже подходит, причем очень даже, для изготовления панно).

Почему панно? Тому есть множество причин. Конечно, хочется сразу что-то такое, что можно будет носить и форсить, т.е. шарф, палантин, платок.... Но, для таких утилитарных вещей лучше подходят натуральные ткани (в идеале -шелк) и краски под запарку. Запаривать возможно только натуральный шелк, думаю, объяснять почему не нужно. Кроме того, т.к. мы предполагаем, что этот материал предназначен для самых начинающих, то объясню, почему именно такие краски. Если совсем примитивно, то краски для батика делятся на два вида: парозакрепляемые и под утюг. Первые: активные и кислотные, анилины и проционы... если честно, в химических процессах и их составах разбираюсь так себе, но вам это в настоящий момент и не слишком важно, захотите - узнаете подробности. Главное, что вам нужно знать: запаривание изделия - процесс достаточно нервный. Не буду говорить, что это сложно, нет! Мастер-классов на эту тему здесь - много. Мне это удалось с первого раза... Но нервы...сколько их было потрачено и тратится каждый раз, когда я ставлю запариваться очередной платок или шарф... а вдруг что-то пойдет не так?! Так что для начинающих - это не вариант. Но у них есть огромное преимущество перед акрилом: они не меняют структуру шелка. Ткань остается нежной и легкой. Это потому, что эти краски проникают в структуру ткани, в отличие от акрила. Он работает по-другому: акрил создает вокруг волокон ткани цветную пленочку.

Краски, которые закрепляются утюгом- это акрил. Даже если вы не увидели на баночке надписи: акрил, это точно он!  Он не плох, ни в коем случае! Но за счет своих особенностей даже самый качественный акрил самых лучших производителей делает ткань....жестче. Да простят меня другие мастера, работающие с акрилом, но я использую акрил ТОЛЬКО для панно.

Но вернемся к ткани. Кусок ткани, на которой вы будете творить свое первое панно, должен быть на 7-10 см больше, чем предполагаемый размер готовой работы. Это объясняется очень просто: когда вы сотворите чудо, вы наверняка захотите повесить его на стену и любоваться! Для этого вам нужно будет натянуть ткань на раму... именно для этого нужен некий запас по краям. 

Ткань перед росписью необходимо обязательно постирать и отгладить. Чаще всего ткани продаются аппретированными, т.е. обработанными специальными составами, чтобы меньше мялись и пачкались. В аппретированный материал краски впитываются ОЧЕНЬ плохо! Так что не ленитесь, стирайте свой холст!

Рама. Сейчас у меня, да и у всех мастеров, влюбленных в батик всерьез и надолго, штук 15 разных рам. И для платков, и для шарфов, и для палантинов. От 40х40 до 110х110. Но для начала остановитесь на небольшой раме, например 60х60 см.  Или оттолкнитесь с выбором размера от размера будущего шедевра. Прибавьте по 10 см и ваяйте раму! Понятно, что в интернете можно купить раздвижные рамы, но давайте вспомним, что это наш первый опыт, и мы пока ни в чем не уверены... Кода вы определитесь для себя, что батик - это ваше всё, купите или закажете себе рамы всех видов и размеров. Но пока хватит одной. батик

Свою первую раму я делала сама. Купила на хоз.рынке деревяшки (уж простите, не знаю как назвать правильно... брус???) сечением 2,5 х2,5 см. Отпилила ножовкой кусочки нужной длинны, скрепила металлическими уголками. Получилось достаточно прочно (ткань при натягивании не гнула деревяшки), дешево и сердито. 

До сих пор все рамы у меня самодельные. Правда, сейчас мне их делаем муж. Но принцип изготовления не меняется.

Чтобы рама не окрасилась, а это обязательно случится, ведь краска будет пропитывать ткань, раму можно залакировать... Но проще просто обмотать скотчем! И просто, и быстро, и эффект будет достигнут. Если скотч потеряет презентабельный вид, а это неизбежно, ведь мы будем тыкать в него кнопками и пачкать красками, его легко заменить.

 Краски. Немного о красках я уже писала выше. Продолжим тему. Выбор красок сейчас просто невероятный. Я даже не буду пытаться обозреть необозримое и впихнуть в с статью невпихуемое... Так как сегодня мы говорим о начинающем мастере, то ему я рекомучимся батикуендую остановиться на Деколе.

Отечественные краски, не дорогие, разнообразные по цвету, устойчивые к выгоранию. Хорошо смешиваются и не дают неожиданных результатов. А еще продаются везде! И это - большое преимущество! Потому что в нашем городе, хотя назвать его совсем маленьким язык не повернется, всё таки,  200 тыс. жителей, кроме  собственно   Деколы в различных вариациях я красок для батика не нашла. А Декола оказалась отличным вариантом для начала. Закрепляются эти краски утюгом. Цвета получаются яркие и сочные. Кстати! У Деколы есть не только жидкие акриловые краски по шелку, но и краски для тинструменты для батикаекстиля! Они гуще и подходят для свободной росписи.

Кстати! Мы же с вами не уточнили, что для самой первой работы лучше выбрать "холодный" батик. Этот такая техника росписи. Но о техниках мы поговорим чуть позже! Уточнение важно для того, чтобы стал понятен выбор жидкого акрила по шелку и необходимость резерва. И как раз сейчас мы о нем поговорим.

Резерв в батике, это не только способ не дать краскам растечься. Это еще и декоративный элемент. В панно декоративная функция резерва проявляется особенно явно. Но это тема для отдельного разговора. Сегодня мы говорим о первых шагах. И в нашем первом панно резерв будет бесцветным. Какой вы для себя выберете резерв - решать вам. Для начала вам нужно знать, что резерв бывает несмываемый и смываемый. Еще он бывает цветной и бесцветный(прозрачный). На водной и резиновой(бензиновой) основе. Думаю, те, кому будет очень интересно, найдут информацию о видах резерва. Сейчас мы выбираем, что лучше для начинающих. 

Я начинала с резервом "Гамма" и для меня он до сих пор самый удобный: недорогой, доступный и достаточно качественный. К его минусам можно смело отнести запах. Поэтому при работе с этим резервом - открывайте форточки! Он продается в баночках по 70 мл. Сохнет около суток. Для его нанесения используют стеклянные трубочки или специальные флакончики с насадками, но о них потом.

Второй доступный вариант - смываемый резерв "Декола". Он продается в тубах и снабжен утончающимся к кончику колпачком. Предполагается, что так вам будет удобно рисовать линии. Однако мне было не удобно. И я выдавливала его в бутылочку ( о бутылочках и флакончиках чуть позже), немного разводила (ибо густоват) и только потом рисовала. Из плюсов: запаха нет, быстро сохнет. Из минусов: линия местами слегка потеряла четкость.

О технике нанесения резерва, его густоте относительно плотности ткани и тому подобных тонкостях написано уже много, поэтому останавливаться на этом подробно я не буду, а перейду сразу к... приспособлениям для нанесения резерва!

Я специально не говорю о трубочках, хотя если вы откроете книги по батику, то увидите, что все авторы хором пишут о стеклянных трубочках для резерва. Я лично никогда трубочками не пользовалась, ибо сразу поняла все сложности работы с ней. Зато моя фантазия бурно искала выход и нашла его в виде небольших флакончиков из-под жидкости для разбавления лаков для ногтей! На кончик такого флакончика я приспосабливала металлический кончик от стержня для гелевой ручки из которого был аккуратно выдавлен шарик. Уже потом увидела в каком то из постов на ЯМ идею с кончиком от механического карандаша, но к тому моменту я обзавелась специальными флакончиками с металлическими соплами. Вот именно их я вам и рекомендую приобрести. Хотя бы парочку. Работать ими куда удобнее, чем трубочкой. Если же возможности купить это чудо нет, идея с флакончиком и наконечником от карандаша вам в помощь!

Что осталось? Кнопки. НА сайтах, которые торгуют материалами для художников, и для батика в.т.ч. можно увидеть чудо природы: специальные кнопки для батика или крючки. Однако их бешеная стоимость меня от них отпугнула напрочь. Я пользуюсь обычными канцелярскими кнопками-гвоздиками, которые хорошо втыкаются и стоят копейки. Для первых опытов ничего лучше и не придумаешь. Позже в качестве приятности купите себе специальные крючки... хотя я сейчас придумала для себя другой способ: сделала крючки из портновских шпилек. Острый кончик загнула крючком, а в петельку очень удобно протаскивать нитку или кнопку :))) Но это уже излишества.

Карандаш. Я использую очень мягкие карандаши 6М или 8М для нанесения рисунка-наброска на ткань. Кто-то использует маркеры для ткани, но мне работать с ними не понравилось. Так что, карандаш наше всё.

Кисти. Полный набор кистей вы купите себе потом, а для начала хватит 2-3: тонкой, средней и большой. Каждая из них пригодится вам. Тонкая - для прорисовки мелких деталей. Средняя - для росписи основных фрагментов. Большая - заливать фон. Кисти лучше покупать натуральные, но это сильно зависит от предпочтений мастера. Хорошая синтетическая кисть будет лучше, чем плохая беличья.

Палитра. Многие мастера покупают специальные палитры для художников: пластиковые с углублениями-ванночками. Я поступала проще - использовала белые пластиковые тарелки. И купить недорого и выбросить не жалко!  бОльших объемов краски - ванночки, в которых продается бульонное желе. Очень, кстати, удобно! 

Итак, как мне кажется, я вспомнила всё, что понадобиться начинающему мастеру. 

А теперь пара слов о том, что нужно знать и уметь...

Когда то очень давно я закончила художественную школу. Это было так давно, что особых навыков у меня не осталось. Но вспомнила я быстро. Самое главное, что я вынесла оттуда - это умение смешивать краски и знания, что я получу, если смешаю определенные цвета; навыки работы с акварелью, а значит умение держать кисть. Вот это вам будет нужно. Понятно, что научить вас держать кисточку и писать ею по интернету не получится. А вот о смешивании красок материалов много. Прежде чем возьметесь за работу - почитайте обязательно!

Эскизы необходимой величины я лично давно делаю при помощи компьютера и, если вам будет интересно, - поделюсь своим способом. По старинке мастера рисуют эскизы на бумаге в натуральную величину или переносят на ткань по квадратам (как вариант), а особенно талантливые творят прямо на ткани. Я к таковым себя не отношу, поэтому хитрю как могу. :)))

 Конечно, прежде чем вы начнете творить свой первый батик, узнайте как можно больше о техниках, коих множество и каждая по-своему прекрасна, о красках и свойствах ткани, о том, как создавать эскизы и где искать вдохновение... Во всем этом вам поможет Ярмарка мастеров. А я на этом поспешу откланяться.

С уважением, 

Наталья.

Ключевые слова:  

Исключительной полезности статья. {#}

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Вот спасибо! А то я тут сижу волнуюсь... Первый раз отписалась на ЯМ так серьезно и хочется понять, стоило творение усилий или зря я так народ напрягала, буковок очень уж много получилось image ))

Наталья, спасибо за статью)) Вы вселили в меня уверенность, что попробовать все-таки стоит)) Раму папа смастерил, краски куплены, дело стало за шелком - как-то оччень не хочется портить лоскут за 1,5-3 тысячи рублей.)) Да и не уверена пока, что это мое. А тут нашлись те, кто поддерживает мою идею об искусственном шифоне.

И, да! Декола чудно закрепляется утюгом, и шифон становится жестче, но не критично. И не смертельно)) Пару месяцев назад под ткань платья заказчицы нужен был кусок шифона с определенным переходом цвета. Расписывала Деколой Батик и Гаммой хобби. Запаривать 100% полиэстер не решилась)))) и закрепила утюгом. При полоскании Гамма вымылась ПОЛНОСТЬЮ, на ткани осталась только Декола. Слава Богу, и так подошло))

С тех пор мысль о росписи ткани не отпускает меня))

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Вы допустили одну большую ошибку - смешали краски под запарку (Гамма-хобби) и акрил (Деколу). Только акрил закрепляетмя утюгом, а Гамму нужно запаривать! Именно поэтому она у вас и смылась image ))

Батик - увлекательнейшее из занятий! Мой первый опыт состоялся очень давно - когда Деколы и в помине не было...разводили анилиновые красители и резерв делали сами, на основе бензина для зажигалок. Сейчас для новичков такое разнообразие материалов,что определиться сложнее)) И Вы правы - не стоит слишком мудрить и тратиться.

Спасибо за статью! Всё просто и понятно.Мотивирует!{#}{#}

Утащила в избранное. на мой взгляд, очень полезная статья и если вдруг потянет к батику, обязательно ей воспользуюсь)

Что же все про шифон да атлас говорят...а как же ХЛОПОК? Старой добротной простыни хватит на множество экспериментов{#} и выбросить не жалко{#}. Мне статья понравилась, хотя немножко сумбурно и многовато буков image но в целом, мне кажется, очень полезной для новичков. Меня заинтересовала система с резервом, вернее, с его нанесением, я такую не встречала{#}и соответсвенно, вопрос: чем трубочки не угодили?)))

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Спасибо за оценку image )) супбурно получилось потому, что все эти мысли копились очень долго и каждая казалась важной и нужной... поэтому, когда села писать, все они хлынули. Дамба из здравомыслия не выдержала image ))

Трубочка не угодила многим. Набирать не удобно (многие мастера по старинке втягивают резерв губами, потому что сложно найти подходящую грушу), вытекает само, нет возможности регулировать и поторопить резерв, да и хрупкие они. А еще нельзя толщину регулировать, если только заужать саму трубочку, а это требует опыта и сноровки. С флакончиками и насадками намного проще image )

"Узелок" - узелковый батик. Наталья

Надо будет попробовать флакончики{#} дешево и сердито) просто у меня и груша подходящая, и трубочки разной толщины. После чантинга трубочка не кажется текущей)))) вот там течет и все тут{#} да, много информации разной. хоть и кажется, что все просто, а когда начинаешь описывать, то получается огромный список важных моментов!{#} еще я бы упомянула не только умение держать кисточку, а знание КОМПОЗИЦИИ! У вас она, кстати, отличная, не зря в художке учились{#}

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Чантинг это да... всегда слегка остужаю, чтобы не лилось струёй... но у меня радость! Пришла посылочка из центра Давыдова, а там - батик-штифт! надеюсь, оправдает мои ожиданияimage ))

Кстати, после написания этого мтериала появилась мысль, что во-первых, раз уж сказала "А" нужно говорить "Б" и рассказывать, как первый раз рисовать батик image )) по порядочку: эскиз, ткань натянули, эскиз перенесли и т.д. Во-вторых, пожалуй стоит рассказать о том, что нужно для горячего батика, это ведь совсем другая сказка image ) среди публикаций здесь я таких не видела..

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

А по поводу композиции... думаю, это всё-таки не последствия обучения в художке, а что-то врожденное. Знаю множество мастеров, никода не учившихся рисовать, но чувство композиции - просто блеск! У меня, кстати, в художке за композицию никогда пятерок не было image ))

"Узелок" - узелковый батик. Наталья

Сколько помню, пятерки по композиции были всегда у двоечников{#} Как красить холодный батик, много мастер-классов, но если уделить бОльшую часть именно созданию эскиза, будет от меня низкий поклон. Потому что про котиков и розочки сил нет смотреть. Я не говорю, что они всегда плохи, но нужно очень тонко чувствовать грань между искусством и пошлостью, и точно не с этими темами учиться композиции и стилизации.{#}

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

у меня свой метод создания эскизовimage )) не смотря на художественную школу, рисую я так себе... придумать могу, а вот нарисовать... поэтому большинство эскизов создаю на компьютере, благо графическими рдакторами пользоваться умею image ) ну и есть кое какие хитрости image )) да и эскиз нужного размера могу сделать на раз image ))

"Узелок" - узелковый батик. Наталья

ну необязательно рисовать) но то, как, что и где расположить - это решение мастера, а не компьютера{#}

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

это да image )) порой по пол дня кручу картинку, прежде чем решу, что нравится image )) а вот "Унесенные ветром" вообще без эскиза рисовала. Просто набросала на ткани общие штрихи и... понеслось image )

Татьяна
Я столкнулась с батиком на мк Лары Соболевой.Супер!!!К сожалению,для валяния краски под утюг не подходят.Да и про шелк-не скажу,что дорого.На ЯМ доступные цены на эксцельсиор.
Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Я понимаю! Сама сейчас думаю сделать что-то в смешаной технике и понимаю, что если бы не то, что давно перешла на натуральный шелк, фантазии реализовать не уалось бы, потому что насколько я знаю, к искусственным тканям ничего не привалять )

Цена - понятие относительное. Да метр эксельсиора стоит около 280-300 рублей. Теперь прибавьте к этому доставку. Уже получается цена в 2 раза превышающая стоимость искусственного материала. Да и у нас его не продают, а значит нужно заказывать и ждать. Начинающий мастер может просто перегореть. А синтетическая тряпица под рукой и для пробы пера - самое то! А потом уже эксельсиор, фуляр, туаль, шифоны и атласы ))

Спасибо за статью - всё чётко и понятно! Я тоже очень люблю Деколу.

Шью сумки, украшаю их рисунками , а затем по рисунку делаю машинную стёжку. Плотность рисунка в этом случае очень даже подходящая . Главное - не линяет и не деформируется.

Будем ждать статеечку про компьютерные эскизы!

FlowerArtClub

Любовь, какая красота! Невероятная!{#}

Стёганые радости от Любови

Спасибо! В магазинчике работ не так много, но в основном как раз с использованием Деколы - по грубому белорусскому льну, по джинсе. Мне нравится. {#}

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Вам спасибо за коментарий!

Мастер-класс по эскизам сделаю ближек к концу апреля, в отпуск на работе уйду и буду этим спокойно заниматься ))

Ваши сумки просто великолепны! Я всегда поражаюсь терпению людей, которые делаю такие сложные вещи. Батик всё-таки в этом вопросе проще )) Хотя я, когда подшиваю свои творения, начинаю в этом сомневаться )

ArmeniaOnSilk

Добавила в избранное. Спасибо, покажу всем заинтересованным товарищямimage

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Спасибо! Ваша оценка мне особенно приятна, потому что многие из ваших работ для меня были эталонами и вдохновителями во времена первых шагов!

ArmeniaOnSilk

У Вас прекрасно получается, особенно мне понравился платок "В зените лета" .

Сама совсем недавно приобрела инструменты для горячего батика, буду делать первые шагиimage )))

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

После первого успеха, а я всё-таки склонна думать, что публикация удалась, мне пришла мысль рассказать о том, что нужно для первых шагов в горячем батике image )) но этим я займусь скорее всего в выходные image ))

у меня, к сожалению, на любимое занятие остается слишком мало времени... Поэтому и магазинчик обновляю редко... работа над одним платком порой затягивается на месяц image ((

ArmeniaOnSilk

Но вы молодец, еще и на публикации время находите. А я целый день в мастерской, с головой в красках, но все равно очень много идей и эскизов так и остаются невыполенными.

Я уже все набрала и давыдовские инструменты, и пароварку, и краски, и даже кателок с лампочкой сорудили своими усилиями.Осталось самое трудное-выкроить времяimage

Так что жду новую публикацию.

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

я на ЯМ с 2011 года и это перавя публикация image )) так что время я искала три года image )) у меня основная работа есть, плюс учеба, плюс ремонт и капризный муж image )) так что я пытаюсь кроить и выкраивать и всё равно времени не хватает image (( но к сожалению не могу позволить себе бросить основную работу, жить и творить будет просто не на что...

Птичка Ната, спасибо! Очень своевременная для меня публикация, т.к. делаю первые шаги в этом напрвлении )) Вопросов масса, буду с нетерпением ждать продолжения ))

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Задавайте! Попробую ответить! Да и наверняка другие мастера помогут!

очень толково прописано!

для начала -именно так и надо делать, а не выпендриваться с материалами

зы. я первые рамы делала так -сидела в съёмной мастерскрй на селе, отрывала штакет от забора, сколачивала гвоздями . когда съезжала с мастерской -честно приколотила штакет обратно к забору

ScrapSibir

А, мы, когда учились в универе, начинали учиться на батисте! Великолепно для новичков и не только. Тонкая ткань, на которой удобно работать резервом (причём делать тонкую, но прочную линию - я имею ввиду через резерв в дальнейшем не просочиться краска).

На батисте очень хорошо расстекается красочка и даёт возможность делать шикарные переходы и слияние цветов! Сам процесс завораживал, когда работали на батисте.

Хорошая статья, очень толковая и актуальная!{#}

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Увы, как я уже писала, городок наш сильно ограничивает возможности мастера по батику. В тот момент, когда я начала учиться, здесь не было вообще ничего. Первые краски мне брат из Питера привез. Это сейчас появилось кое что, та же Декола. Но с тканями по прежнему плохо. Натуральный шелк продается купонами и стоит от 3 тыс. рублей (причем он уже цветной и для работы не годится), а искуственных тканей куда больше и выбор разнообразнее и цены демократичнее. Батиста я тут вообще не видела ни разу.

"Узелок" - узелковый батик. Наталья

о, если вы расскажете, где взять батист дешевле эксцельсиора, я буду счастлива!{#} сейчас его либо нет, либо он дорогущий ууу. Даже в Питере, где есть фабрика по производству батиста, его практически НЕ достать

О! Спасибо! Батик - моя мечта. И да, краски Гамма "Батик-хобби" тоже уже пора выкидывать за давностью image

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Если честно, то Гамма - не лучший выбор для начинающего, так что не жалейте! А батик обязательно попробуйте! Это восхитительно!

Екатерина

Шикарная статья! {#} А главное полезная!

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Спасибо, Катечка! Я всё ждала, когда ты оценишь image )) немного волновалась, вдруг не понравиться image ))

Чудесная статья!{#}

Я совсем начинающий товарищ .Сразу вопросы...при высыхании краска меняет цвет особенно красная до не узнаваемости(Гамма...на баночке написано красная), а получается далеко не красная больше похожая на розово-фиолетовую...причем когда мокрая все вроде и ничего.Сразу скажу краскам не мало лет...но меня все уверяют что у них нет срока годности. И ещё пробовала рисовать на шифоне как положено простирала ,нанесла резерв, краска на него вообще не ложилась ...такой эффект лотоса получался-просто стояла каплей и все... Очень дельная статья почему я ее не нашла раньше и комментарии толковые поняла что не желательно совмещать в работе Гамму и Деколу{#}

Наталья Смагина (Ptichka Nata)

Анжела, вас обманули. У этих красок есть срок годности, где то год. Поле этого результат работы с ними - абсолютно не предсказуем. Так что если им много лет, то качество красок вас не порадует.

Шифон бывает разный, убедилась на собственном опыте. Видимо, вам попался как раз такой, который плохо впитывает влагу. Он обычно достаточно жесткий на ощупь и почти не мнется.

Смешивать деколу и гамму можно, но только если краски хорошие, т.е. с неистекшим сроком годности. Акрил любой можно смешивать, главное следить за качеством красок.

Анжела Пашегорова-Коротеева

Спасибо всё учту.

Очень полезная публикация. Огромное спасибо {#}

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email