Бизнес на рукоделии: мегаполисы и глубинка

Бизнес на рукоделии: мегаполисы и глубинка | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В этой статье я бы хотела провести небольшое сравнение разных аспектов творческого бизнеса, различающихся в зависимости от места проживания мастера. Так случилось, что мне пришлось попробовать заниматься им и в одних, и в других условиях, и именно этот факт сподвиг меня на это сравнение.

В качестве маленькой преамбулы, расскажу, что некоторое время назад в моей жизни был период, когда я жила в Нижегородской области, именно тогда я открыла свой первый магазин на Ярмарке. Прошло несколько лет, я вернулась обратно в Петербург, продолжила уже здесь холить и лелеять свой магазинчик, но недавно в силу некоторых обстоятельств я решила его закрыть и открыть новый, начав все с начала. И вот, закрывая его, вспомнился мне его путь, там и здесь, и пришли в голову все те мысли, которыми я бы и хотела поделиться в этой публикации.

Попробую выделить ряд практически значимых аспектов и сделать по ним попытку сравнения/

1. Материалы.

Безусловно, выбор материалов в большом городе значительно больше, чем в глубинке. Раньше, когда еще не было такого количества интернет-магазинов, это вообще было трудно преодолимой проблемой. Приходилось тщательно планировать каждую свою поездку на "большую землю", продумывать, куда нужно обязательно успеть забежать и что купить. Покупать часто нужно было много и впрок, и не всегда получалось грамотно все организовать, чтобы ни в чем не нуждаться и спокойно творить до следующей поездки. Даже когда появилась возможность покупать материалы через интерет с доставкой - задача хоть и облегчилась, но все равно не сравнилась с возможностями крупных городов - необходимость оплаты доставки (то есть вновь большие партии), заказ в нескольких магазинах (несколько доставок) - это еще полбеды. Я, как человек тактильный, и здесь отдаю предпочтение физическим магазинам с открытыми выкладками - люблю все потрогать, почувствовать ткани на ощупь, повертеть в руках баночки с красками и коробочки с бусинками. Даже просто увидеть "в живую" - не все и не всегда можно оценить по фото, в связи с чем не всегда удается в полной мере порадоваться пришедшей по почте посылке с материалами.

Но есть и положительные моменты. Некоторые материалы в глубинке не только стоят дешевле - но и зачастую являются уникальными и труднодоступными для жителей мегаполисов. У нас, например, была большая кавказская овчарка, которую можно было чесать и получать великолепную шерсть. Если ее спрясти, получалась отличная пряжа, вещи из которой были такими теплыми и уютными... Не так то просто найти такую пряжу в мегаполисе, а если и удастся - то стоимость ее будет внушительной. Еще у соседей были овцы, с ними та же история - пряди, вяжи, валяй - все под рукой. Кроме того, это же особый шик - хендмейд в настоящем "деревенском" стиле - весьма в почете у покупателей из крупных городов. При грамотной подаче это может стать отличной "фишкой" мастера, на которой можно держать весь имидж своего магазина. Труда, конечно, тоже не мало, но все таки это такая "ручная" работа, "ручнее" которой не придумаешь.

2. Доставка

Тут положение мастеров разных дислокаций не так уж и различаются - Почта России есть везде :) Да, сроки доставки отличаются в разных местах, но не всегда критично, да и не все заказы срочные. Конечно, мегаполисам достыпны сервисы экспресс-доставки, но это все же не основной наш путь, и в большом-то городе не так часто приходится ими пользоваться, потому что и цены другие, и, опять-таки, такая срочность не всегда необходима.

3. Локальные продажи.

Специально вынесла их в отдельный пункт. Часто приходилось читать мнения, что, мол, в крупных городах больше покупателей, и они скорее предпочтут мастера из своего города, чем из отдаленного. Могу судить только по своему опыту - никакой подобной связи не заметила. Абсолютное большинство моих продаж в первом магазине приходилось на иногородних покупателей. На почту - как на работу. Да, конечно были продажи и местные, но их было где-то 10% от всех. Около 50% - Москва. Так что, возможно, для московских мастеров их положение является удачным в этом плане, но мне тут трудно судить, в столице не проживала :) В моем новом, текущем магазине, как ни странно, действительно значительная часть подписчиков и состоявшихся покупателей из Петербурга, но эта статистика пока настолько мала, что нельзя ее считать достоверной. Магазин совсем свежий, продаж и подписчиков еще совсем мало.

Впрочем, как я недавно писала в этой статье, для крупных городов еще существует возможность продаж в физических магазинах. Однако, это тоже момент спорный, как видно из обсуждений, далеко не все мастера, даже имея такую возможность, готовы пользоваться их услугами в силу целого ряда причин.

4. Продвижение.

Интернет, к счастью, как и Почта России, для всех един ! Вот у нас есть Ярмарка, мы все тут равны в возможностях продвижения, поэтому на этом месте не буду останавливаться подробно. Хорошие работы рано или поздно будут занесены пользователями независимо от места жительства мастера.

Еще одной возможностью продвижения является участие в ярмарках физических. Честно говоря, у меня не очень много опыта в этом деле, но сколько я о них тут ни читала - редко кто высказывается однозначно "за". Самое частое мнение, которое мне доводилось увидеть, таково, что ярмарки - это очень дорого. Очень-очень дорого. И, как правило, мало продуктивно. Стоимость участия в ней далеко не всегда окупается продажами, а уж сколько нервов уходит на подготовку. Только работы ограниченного профиля и довольно низкой ценовой категории хорошо расходятся на них. То есть этот метод, опять таки, хоть и доступен жителям больших городов, но далеко не всегда им нужен. Я уверена, что есть и люди с противоположным мнением, для которых ярмарки - это позитивный опыт, но поскольку личного опыта практически не имею, остается ориентироваться только на услышанные мнения.

Вот такой получился маленький анализ. Конечно, наверняка, я охватила в нем далеко не все аспекты, поэтому буду благодарна комментариям, дополняющим этот материал.

Специально не ставлю задачей делать какие-то выводы - все таки, в любом городе можно работать на, не побоюсь этого словосочетания, хендмейдном поприще. Многое зависит от работ,от мастера, от его творческого и коммерческого потенциала. Кто ищет, я полагаю, тот всегда найдет !

Спасибо за внимание! Помните - не место красит человека, а человек место.

Комментарии (114)

Доброго времени суток всем!

Спасибо за публикацию, Наталья!

"...Некоторые материалы в глубинке не только стоят дешевле..."

Не совсем согласна. Простой пример. Я живу в небольшом городе Нижний Тагил. Бесцветный контур по шелку для батика у нас в городе стоит 168р., а в Екатеринбурге - 90р. Бейлы в Екатеринбурге 35р., у нас такие же - 150р.

Много подобных примеров могу привести

Хорошая статья, приятно читать,спасибо:)))) Часто слышу и читаю, что большинство покупателей хендмейда - москвичи, но у меня все не так. Живу в маленьком городке, но большинство покупателей-мои земляки:)) Очень благодарна им за понимание моей политики ценообразования:))) За три года - только одна девушка из Москвы.

Всё в статье написано правильно, не утчен только один, но очень существенный факт - покупательная способность жителей. Согласитесь, разница между заработными платами жителей мегаполисов и небольших городков - весьма заметна.

Я живу в относительно большом городе, 200 тыс. жителей. Но зарплаты здесь весьма небольшие, средняя 15 тыс. Как человек, живущий как раз на такую зарплату могу точно сказать, что на предметы роскоши, а изделия ручной работы, как ни крути, являются предметами роскоши, лишних денег нет. Для большинства моих знакомых платок за 2500-3000 руб - очень дорого, особенно учитывая, что в магазине можно за 500 купить. Конечно, есть разница между натуральным шелком и искуственными тканями, ручной росписью и штамповкой, индивидуальной вещью и массовой, но разницу эту понимают единицы. Вернее так, разницу понимают многие, но готовность платить за единственный экземпляр есть у единиц. И большинство из них живут в больших городах. А если человеку из большого города захочется себе платок или шарф, то при других равных он выберет мастера ближе к дому. ИМХО

Конечно, если вещь запала в душу, то будешь ждать её и с Камчатки. Но шансы разочароваться очень велики, если покупаешь в интернете. Поэтому каждый стремиться приобретение пощупать, увидеть, примерить. Это сильно ограничивает возможности продаж на расстоянии.

Na-talia 07.04.2014
"Конечно, если вещь запала в душу, то будешь ждать её и с Камчатки. Но шансы разочароваться очень велики, если покупаешь в интернете. Поэтому каждый стремиться приобретение пощупать, увидеть, примерить. Это сильно ограничивает возможности продаж на расстоянии.." Выше нос!))) Интернет дал возможность свои работы выставлять, и продавать, не поднимая .. попу (пардон) от стула )))). А к почтам можно привыкнуть image

Но шансы разочароваться очень велики, если покупаешь в интернете

Отвечу как постоянный покупатель через инет: не больше, а иногда и меньше, чем при покупке в реале. Почему меньше - есть больше времени рассмотреть, почитать описание, задать вопросы, если что-то еще непонятно. В реале этого времени, у меня по кр.мере, бывает минимум, а когда я в следующий раз появлюсь в этом месте....ждать дооолго. И вообще надобность может сама собой отпасть.

А все остальное, по моему убеждению, лирика, почему у Вас с продажами плохо, причину надо искать и работать над устранением, все. Тем более Вы спец.по связям с общественностью, я, например, лесной инженер{#}, сии величины только через инет и познаю{#} Плюс немного опыта реального))

И еще - Вы много рассказали о своем городе. Вопрос - выходя на ЯМ, Вы собираетесь в своем городе продавать? Немного странно. В своем городе ставку на другое делать надо, а так - перед Вами весь мир, даже если просто Россия - это уже ого-го. Кстати, мои покупатели есть и в Иваново, про которое выше в комментах было сказано как-то грустно. Это для примера. И к НГ ждали посылку за границей, успела посылочка, прям к 31 числу))) Неужели ближе не нашли{#}?

А к почтам , действительно, быстро привыкаешь.

Вывод прост - надо жить в глубинке и продавать в мегаполисы :)))

По сравнению с Москвой - живу в провинции, а если с Цюрюпинском сравнивать - реально в мегаполисе :)

Ну а если серьезно, то еще ни разу с ярмарки у меня земляки ничего не купили, а на всех соотечественников хорошо если 5% продаж:) Хотя в реале выставки по Украине у меня очень даже результативные - я и на ЯМ реально торгую меньше полугода, раньше только в реале все продавала...

Имхо, с появлением инэта место жительства значения практически не имеет:) Стоимость доставки наверное влияет на выбор покупателем продавца, но стараюсь стремиться к тому, чтоб делать вещи, которые ни с кем не будут сравнивать, это единственный способ борьбы с подобным неравенством:)))

а мы живём в лесу в буквальном смысле слова. до деревни 4 км, там и продукты-то покупаешь, что есть (в своей группе в контакте начала выставлять диалоги из учебника алтайского, очень жизненные). но мне, например, и хочется делать по возможности всё с нуля и из собственных ресурсов. глину ищем поближе, обжигать - тоже с горы дрова самим таскать. хочу обзавестись козами пуховыми и овечками - люблю валять. собака, правда, уже есть, её валяю с удовольствием, но пуху с неё, увы, на всё не хватат.

что-то всё равно приходится покупать - когда выбираешься на большую землю, я не о столице республики, там не найти ничего... поскольку мы не в селе живём и нашего дома официально не существует, то пересылка возможна только до востребования, с мастерами на ЯМ проблем нет, но прочие интернет-магазины отпадают. кстати, из инфраструктуры есть почта! работает 4 дня в неделю до полудня - приходится вставать пораньше и успевать )) банкомат, правда, за 30 км ближайший... зато о чудо, почему-то в нашей долинке есть интернет, сигнал отражается с вышки от горок, при хорошей погоде связь неплохая.

в нашем регионе все живут за счёт туризма - ибо никакого производства тут нет и сельское хозяйство загублено. так что рынок сувенирной продукции развит солидно. ну и тут уж как повезёт. если кризис или погода плохая, как прошлым летом, туристов нема, все сидят без денег. сейчас все в сезону готовятся. прошлым летом пришлось походить по сувенирным рядам (сплошной китай за три копейки) коробейником, попредлагаться торговцам. больше никогда )) открыла тут свой магазин. да, тут по 100 окарин разом не покупают, но работать есть куда, потихоньку капает. вижу тут многих коллег (не керамистов, а в широком смысле слова), знакомых по сувенирным рынкам...

опять же, скоро лето, фестивали, Эл-Ойын в этом году будет - самый крупный народный праздник а Горном Алтае. там точно можно будет бесплатно поучаствовать, наш сельский клуб будет в восторге )))

TULIP Workshop printulip 06.04.2014

Я с сентября планирую летом поездку на Алтай.. меня просто гипнотизируют фото вашего края, уже и тур присмотрела... только деньги скопить осталось... просто бешеная (для меня) сумма выходит - поход на 14 дней стоит около 15 тыс на человека по самому бюджетному варианту, нас двое, билеты на поезд до Барнаула стоят самые дешевые 5 тыс в один конец, итого получается 50 тыс (если билеты туда-обратно посчитать)... и это только "официальные", фиксированные расходы, наверняка ведь будут еще какие-то. А ведь мы не заядлые походники, а только начинающие, так что еще снаряжение надо купить - ботинки трекинговые, палатка, рюкзаки... Так что коплю и облизываюсь..

чой-то и правда дороговато, может, вам местные какие-то варианты посоветовать? опять же, если не намереваетесь туристами заделаться, то нужно ли покупать палатки и тп - тоже вопрос. пишите в личку! а лучше сразу в контакте, я там чаще бываю. Нина Бескровных

TULIP Workshop printulip 08.04.2014

Спасибо ! Я Вам напишу обязательно чуть ближе к отпуску, чтоб уже конкретнее вся информация была :)

Показать еще