Бархатка: история и современность
- Рубрика: Мода, стиль, тенденции
- Виды творчества: Ювелирное искусство
Современная мода такая сложная вещь, что нельзя сказать определённо, что же сейчас модно, а что нет. В этой сплошной эклектике то и дело всплывают казалось бы хорошо забытые, а в своё время - культовые вещи. Одна из них – бархатка (или бархотка), о которой и пойдёт речь.
Отношение к бархатке разное: кому-то она нравится, кому-то нет. Я из тех, кому бархатка по душе, потому я и сама их делаю. За время увлечения этим видом украшения у меня накопилось довольно много материала, собранного с интернета по килобайту, который, стоило дополнить и систематизировать. Возможно, кому-то он поможет с новыми творческими идеями.
По своей сути, бархатка – разновидность украшения, которое мы сейчас называем «чокер». В английском языке можно также встретить название collar, т.е. «ошейник». А ещё раньше чокер именовался совершенно непоэтично - «dog collar», т.е. «собачий ошейник» (по-французски - collier de chien). Конечно, если вдаваться в подробности, то, по идее, collar – украшение, плотно облегающее шею, а chocker располагается у самого её основания. Тем не менее, сейчас эти понятия слились и применяются к обоим вариантам.
Под бархаткой обычно понимают шейное украшение в виде бархатной ленты, либо ленты из другого материала; как правило, тёмного цвета; с украшениями, либо без.
В разные времена бархатка была так популярна, что упоминается во многих живописных и литературных произведениях. Но, пожалуй, дальше всех из литераторов пошёл Александр Дюма-отец: в его мистической «Женщине с бархоткой на шее» важным элементом повествования стала бархатка с бриллиантовым аграфом, скрывающая след от гильотины на шее главной героини: «Когда бархатка, державшая голову казнённой на плечах, расстегнулась, голова скатилась с постели на пол и остановилась у ног Гофмана»… Такая вот весёлая история.
Итак, если чокеры вообще существовали с глубокой древности, то бархатка в частности появилась в 18 веке. Предполагалось, что она должна оттенить белизну кожи красавицы, которая, как известно, в те времена была набелена и напудрена сверх всякой меры.
Пьетро Антонио Ротари - "Мария Кунигунда Саксонская, аббатиса в Торне и Эссене", 1755 г.:
Бархатки носились без декора, либо украшались кружевами, жемчугом и драгоценными камнями (по моде того времени, зачастую, цветными). Очень часто бархатка крепилась не с помощью застёжки, а имела ленточки-завязки. Сзади получался нежный, кокетливый бантик:
Бархатка в сочетании с драгоценной брошью, часто в виде банта, именовалась «склаваж». Одно из таких украшений - весьма увесистый бант-склаваж - можно увидеть в Алмазном фонде Московского Кремля. Он был создан в Санкт-Петербурге из золота и серебра и инкрустирован шпинелью и бриллиантами:
В кино о 18 веке художники по костюмам часто украшают героинь бархатками. Вот, например, Кирстен Данст и Кира Найтли:
Другие живописные примеры бархаток и склаважей:
Антон Рафаэль Менгс - "Мария Каролина Австрийская", сестра Марии Антуанетты - 1768 г.:
Натаниэль Данс - "Портрет Марии Уолпол, герцогини Глостер" ок.1766-69 гг.:
Лоренц Паш младший - "Королева София Магдалена Датская", 1773-75 гг.:
Пьетро Антонио Ротари - "Девушка в жемчужных серёжках и кружевной бархатке":
Морис Кантен де Ла Тур - "Портрет дамы":
Пьетро Антонио Ротари - "Портрет графини Анны Михайловны Воронцовой (Строгановой)":
Рафаэль Менгс "Портрет принцессы Марии-Луизы Пармской", позднее королевы Испании, 1765 г.:
Жан Батист Перроно - Портрет Мадам де Соркенвиль, 1749 г.:
Пьетро Антонио Ротари:
Сэр Джошуа Рейнольдс - Лавиния Спенсер:
А эта красотка - американка. Мигель Кабрера - "Донья Мария де ла Луз", 1760 г.:
В эпоху ампира бархатка стала непопулярна. Зато во времена бидермайера начинает возрождаться. Тогда бархатку закалывали брошью спереди крест-накрест. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной кисти В.И. Гау., датированный 1844 годом:
В 1850-е годы (второе рококо) знаменитая Сисси, будущая Елизавета Австрийская, тоже часто носит бархатку, только кончики более длинные:
А вот повальное увлечение классической бархаткой в XIX веке связывают с супругой короля Великобритании Эдуарда VII, старшей сестрой русской императрицы Марии Фёдоровны, Александрой. Правда это или выдумки, мне неизвестно, но легенда гласит, будто Александра стеснялась шрама на шее и скрывала его разнообразными чокерами и ожерельями. И, как это обычно бывает, все дамы в Европе решили , что и они так хотят.)))
Уже на первой официальной фотографии в качестве будущей супруги наследника английского престола, сделанной в 1862 году, Аликс запечатлена в бархатке с центральным элементом в виде звезды:
1866 год – снова бархатка:
1883 - Александра по-прежнему не изменяет своей привязанности:
Сисси, став королевой Австрии, также оставалась поклонницей бархатки. Георг Рааб - "Елизавета в вечернем платье и драгоценностях королевы Марии-Антуанетты", 1878-79 гг., и "Портрет императрицы Елизаветы Австрийской", 1873 год:
Антон Ромако - "Елизавета Австрийская (Сисси)", ок. 1880 г.
и Филипп де Ласло - "Императрица Елизавета Австрийская, королева Венгрии и Чехии в трауре":
А вот сама королева Виктория с младшей дочерью Беатрисой (1860 г.):
Другая дочь королевы Виктории, Алиса Гессен-Дармштадтская, сама любила бархатки с подвесками
и украшала дочек. Вот детская фотография Алисы, будущей императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II:
И её старшей сестры Эллы, будущей Елизаветы Фёдоровны:
Ещё одна представительница европейской аристократии - принцесса Клементина Орлеанская (1860 г.):
Бархатка стала обязательным атрибутом шкатулки модницы второй половины XIX века и продержалась там вплоть до Первой мировой войны. Викторианская и последовавшая за ней эдвардианская эпохи неизменно ассоциируются с этим украшением.
Оцените эти чудеса ювелирного искусства – классические чёрные бархатки с бриллиантами. Ленты в них уже не только бархатные, но и из других материалов. Мне кажется, они не оставят равнодушными даже тех, кто относится к бархатке с прохладцей. А уж собаки такие «ошейники» могут увидеть только в самом сладком сне.)))
Бархатка с розовым жемчугом конк от Black, Starr & Frost:
Популярнейший портретист того времени, Джон Сингер Сарджент, написал многих своих современниц - представительниц высшего общества. Некоторые из них предпочитали позировать как раз в бархатках.
Эдит Рассел, леди Плэйфейр, 1884 г.:
Миссис Уилтон Фиппс, около 1884 г.:
Мадам Поль Пурзон, 1885 г.:
Портрет Евы Кэтрин Балфор, позднее - леди Бакстон, 1911 г.
С возникновением модерна, очень популярны стали широкие бархатки с прямоугольными вставками (фр. - plaque de cou) от ведущих представителей этого направления ювелирного искусства (главным образом, французов).
Бархатки от Janvier Quercia, около 1900 г.
Андре Кауффер, Франция, ок. 1900 г.:
Наиболее выдающийся мастер этого жанра, конечно, Рене Лалик. Его вставкам для бархаток и чокеров можно посвятить отдельную статью. Сейчас детали бархаток эпохи модерна (в основном, без лент, на которых они носились) хранятся во многих музеях мира.
Рене Лалик, "Папоротник", ок. 1900-02 г.:
Схожий дизайн от Люсьена Гайара, ок. 1900 г.:
Бархатка в стиле модерн украшает выдающуюся артистку эстрады и оперетты Анастасию Вяльцеву:
Были и более классические варианты с растениями и насекомыми, как вот эта французская бархатка от Henri Dubret:
Что модно в Европе, то, естественно, модно и в Российской Империи, и в США.
Вот юная Мария Александровна, дочь Александра II (будущая жена сына королевы Виктории, Альфреда):
Великая княгиня Александра Иосифовна Романова:
И её дочь, великая княжна Ольга Константиновна, племянница Александра II, будущая королева Греции, в бархатке с подвеской в виде раковины (1867 г.):
Екатерина Михайловна Долгорукова, княгиня Юрьевская, вторая жена императора Александра II (1880 г.):
Графиня Мария Михайловна Волконская в роскошной бархатке с бриллиантами, портрет кисти Константина Маковского (1884 г.):
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова на знаменитом портрете Валентина Серова (1900 г.):
Императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III, с молодости носила бархатки:
Генрих фон Ангели - "Портрет великой княгини Марии Федоровны" и
В. П. Худояров - "Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены императора Александра III".
А это американки – фотографии конца 19 – начала 20 веков:
В эпоху ар-деко бархатки уже не вызывали такого ажиотажа, но, тем не менее, ещё присутствовали. Принцип украшения тот же: лента + бриллиантовый декор. Но узор посвящён уже не растениям и насекомым, а отличается характерной для ар-деко геометричностью.
Эта бархатка датируется приблизительно 1920 годом:
В дальнейшем о бархатке вспоминали не часто. В «золотой век» Голливуда стилисты ведущих киностудий иногда использовали их в рекламных фотосессиях. Перед вами великолепные Хеди Ламарр, Вероника Лейк, Ава Гарднер:
О бархатке забыли на несколько десятков лет. Разве что смелые женщины с репутацией «иконы стиля», вроде Бьянки Джаггер, иногда позволяли себе её надеть:
Возрождаться она стала в 1980-е. Вспомнив королевские традиции прошлого, бархатки и другие виды чокеров с удовольствием носила очаровательная леди Ди. Вот, например, бархатка из тёмно-синего бархата с сапфиром и бриллиантами:
Бархатка с бриллиантовой брошью:
Но настоящий бум вокруг бархатки случился в 90-е. Её носили и девочки, и девушки, и женщины. И звёзды кино и эстрады, и женщины менее популярных профессий. В моде были все возможные вариации: бархатки без декора и с декором, широкие и узкие. Думаю, все, кто помнит 90-е, помнит и эту моду. Нам с сестрой были подарены бархатные жгутики с подвесками в виде крестиков со стразами.)))))
Мода эта отразилась на страницах глянцевых журналов. Вот, например, Кейт Мосс:
А вот Клаудия Шиффер перед съёмкой для французского Vogue в 1990 году:
Линда Евангелиста в платье с воротом, стилизованным под бархатку с крестом (1993 г.):
Ещё один снимок Линды для Vogue, 1993 год:
Этих девушек представлять не буду))))):
Эта красавица - Деми Мур, (если кто-то не узнал) – 1993 г.:
Героиня Натали Портман из фильма «Леон» 1994 года носит бархатку с подвеской в виде солнца:
С началом 2000-х годов ажиотаж вокруг бархатки начал спадать. А через десять лет возникла новая волна интереса.
Вот, например, модели Фрея Беха Эриксен и Лара Стоун во французском Vogue летом 2010 года в бархатке Yves Saint Laurent:
Через два года Сальма Хайек произвела фурор, выйдя в свет как раз в этой бархатке:
И пошло-поехало:
Модель Эбби Ли Кершоу (2012 г.):
Алиша Кис (2012 г.):
Актриса и модель Хлоя Мрец (2012 г.):
Наоми Кэмпбелл (2012 г.):
Актриса и певица Эмми Россум (2012 г.):
Бархатке все возрасты покорны. Джуди Денч в бархатке с бриллиантами:
Софи Лорен в бархатке со вставкой из розового золота с бриллиантами (2013 г.):
Модель Роузи Хантингтон-Уайтли в бархатке тёмно-розового цвета (2013 г.):
Модель Эбби Ли Кершоу (2014 г.):
Наоми Кэмпбелл (2014 г.):
Королевские особы не изменяют традициям – кронпринцесса Дании Мэри (2014 г.):
И это только то, что попалось мне на глаза.
Вот так вблизи выглядит бархатка Софи Лорен от Damiani:
Бархатка регулярно появляется на подиуме. Вот, например, Salvatore Ferragamo:
Или Sophie Thallet:
Просмотрев на Ярмарке материал Татьяны Николаевой о показе коллекции Jean Paul Gaultier весна-лето 2014 на неделе высокой моды в Париже, я опять обнаружила бархатку и другие виды чокеров:
Таким образом, можно сказать, что бархатка, хотя и не имеет сейчас уровня популярности 1990-х годов, тем не менее, никуда не уходит и является вполне актуальным аксессуаром. Девушки, умеющие грамотно сочетать вещи, непременно найдут ей применение.
Какие правила при носке бархатки стоит соблюдать девушкам, не обладающим пропорциями модели, то есть большинству из нас:
1. Стоит помнить, что бархатка, как и большинство чокеров, имеет свойство укорачивать шею. Поэтому девушкам, у которых шея – не самая сильная сторона, лучше сделать выбор в пользу более длинных украшений.
2. По той же причине не стоит сочетать с бархаткой длинные серьги. Серёжки должны иметь умеренную длину, либо отсутствовать вовсе.
3. Бархатка смотрится выигрышнее с высокой причёской: стрижкой или убранными волосами.
4. Если девушка не Наоми Кэмпбелл, ей лучше носить бархатку с декольте или корсетом.
5. Бархатка – украшение яркое и весьма самодостаточное. Поэтому, если собираешься не на венский бал, и если это не оригинальная авторская задумка, надо постараться не перегрузить образ лишними украшениями и другими броскими деталями одежды.
Соблюдение этих правил позволит нам избегать ошибок, подобных той, что допустила актриса Кристен Уиг на мероприятии в 2012 году.
Непонятно, почему Кристен решила совместить замечательную бархатку с решетчатой бриллиантовой вставкой и это платье. Могу предположить, что ей просто не терпелось надеть оригинальный аксессуар.))))
Всем, кто осилил, спасибо!))))))
Надя.
Спасибо google и pinterest.