Задача сводится к сотворению мира. Слова придут сами собой.

Задача сводится к сотворению мира. Слова придут сами собой. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Записки "книжного червяка".
О романе "Имя розы" Умберто Эко

Роза алая, зорькой ясной
Возвышаешься, горделива,
Багрецом и краскою красной
Истекают твои извивы;
Но, хоть ты и дивно красива,
Все равно ты будешь несчастной.
(Хуана Инес де ла Крус)

Человеческая память напоминает большой склад; она хранит многое и многое, но зачастую выдает хранящуюся вещь не только по специальному запросу, а просто так, по ассоциации. Последнее время я делаю много разных цветов, но всё больше и больше – розы. Не знаю почему, может быть, грядущая Пасха навевает такие ассоциации? руки мои потянулись к книге. "Имя розы". Только эта книга не о разведении цветов, а о книгах. А "во всех книгах говорится о других книгах, что всякая история пересказывает историю уже рассказанную"...

святой бенедиктбенедиктинцы

"Имя розы" – вообще одна из моих любимейших книг. После выхода она больше 10 лет (!!!) была самой читаемой и продаваемой в Италии. Снят одноимённый фильм с Шоном Коннери в главной роли и создана компьютерная игра.

Те, кто читали, вспоминают и перечитывают с удовольствием. Тех, кто с книгой не знаком, ждёт чудо открытия.

Перелистывая страницы книги, погружаешься в мир средневекового монастыря, полного всевозможных событий. Детективный сюжет держит в напряжении до самого конца. Развязка, понятно, совершенно неожиданна. Разгадка тайны скрывается в лабиринте библиотеки. Библиотеки, второй по наполнению и значимости после знаменитой сгоревшей в городе Александрии. Ни разу не возникает ощущение неправдоподобности, ещё бы, ведь автор – профессиональный историк. А ещё и замечательный писатель.

Однажды, в январе, нам с супругом посчастливилось побывать в австрийском городке Баден, под Веной.  По рекомендации друзей мы посетили находящийся поблизости монастырь Хайлигенкройц (монастырь Святого Креста). На входе нас встретили две каменные статуи – Св. Бернара и Св. Бенедикта (с книгой в руках).

бенедикт нурсийский

Книга в руках Св. Бенедикта заинтересовала. А дальнейшая экскурсия по монастырю захватила и потрясла. Надо сказать, что приехали мы в монастырь 6-го января, был праздник трёх королей в Германии и Австрии, полный выходной день для всех. Но в монастыре нам пошли навстречу, организовав для нас "фюрунг" (синоним подобрать не удалось, скорее это – индивидуальная экскурсия, такой эксклюзивный рассказ с сопровождением и показом) с опытным Stiftsfhrer Herr Samek. Старые ключи открывали такие же старые замки в тот день только для нас. Чудо!

имя розы

роза алая

 Хайлигенкройц – один из самых больших сохранившихся средневековых монастырских архитектурных комплексов мира.

хайлигенкройц

скульптуры джулиани

Ризница и скрипторий, палаты братьев и мастерские, клуатр (крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря или крупной церкви) и источник чистой воды, склеп с останками последнего Бабенберга, скульптуры Джованни Джулиани и картины Мартино Альтамонте. Представьте себе наше потрясение, когда мы очутились внутри книги... В мозгу сразу ожили образы из романа "Имя розы".

картины альтамонтесредневековый детектив

                                                                                                            Монах с лейкой - чем не Северин?!

Всё время казалось, что откроется очередная дверь, или повернешь за угол и к тебе подойдет тот или иной персонаж книги... Настолько точно окружающая действительность соответствовала описанным в книге устройству монастыря и взаимоотношений его обитателей.

Задача сводится к сотворению мира. Слова придут сами собой. Слова Умберто Эко, и мы были внутри сотворенного им мира.

библиотека монастыря

история книг

покровитель европы

шон коннери имя розы

 4-seasons

исчезнувшие вещи

история о книгах

хранители книг

пасха

Попадавшиеся навстречу монахи ещё усиливали и так мощное впечатление. Многое прояснило то, что монастырь – цистерцианский (бенедиктинский). Рассказ сопровождавшего нас хранителя раскрыл связь Св. Бенедикта и его монастыря (монастырей) с современным миром и миром книг.

Справка: Бенедиктинский орден – самый богатый и сиятельный монашеский орден средневековья. Основан Св. Бенедиктом Нурсийским в 529г. в Монтекассино. Согласно уставу («Правилу») бенедиктинцам вменялся в обязанность труд, как физический (земледелие), так и – в первую очередь – умственный: воспитание юношества (послушников), молитвы и общение с Богом, перевод, толкование и изготовление книг, собирание библиотек. Внутри ордена существовало несколько мощных ветвей (клюнийцы, цистерцианцы и др.). Всего в XII–XIV вв. насчитывалось более 15 тысяч бенедиктинских монастырей. Именно благодаря ученым-бенедиктинцам до наших дней сохранились шедевры древнегреческой, древнеримской и средневековой литературы.

Они придавали большое значение сохранению знаний, собирая и копируя манускрипты в своих библиотеках, собирая их в кодексы, предшественники нам знакомых печатных книг.

Монастыри стали центрами учености и учительства.

Именно благодаря Св. Бенедикту (понятно, что не только ему, но он задал направление деятельности) мы можем сейчас читать книги по разным аспектам знаний, в том числе и по истории человечества.

В 1964г. папа Павел VI провозгласил Cв. Бенедикта покровителем Европы. День памяти в католической церкви 11 июля, в православной церкви (под именем св. Венедикта) 27 марта.

Хайлигенкройц, в отличие от прочих монастырей, выстроен не гордо на высоком месте, а скромно в низине, так что увидели мы его, только подъехав почти вплотную. По своей значимости он сопоставим с нашей Троице-Сергиевой Лаврой: расположен недалеко от столицы, занимает большую площадь, при монастыре имеется духовная семинария. Название монастырь получил по имени реликвии, свято оберегаемой в обители – кусочка креста (настоящего!!!), на котором был распят Иисус Христос. Количество верующих, желающих прикоснуться к реликвии, настолько велико, что лист ожидания рассчитан на 5-8 лет.

святой венедикт

В монастыре регулярно бывает Папа Римский с визитами. Основан Хайлигенкройц был в 1133 году маркграфом Леопольдом III Бабенбергом, по просьбе своего сына Отто, ставшего монахом-бенедиктинцем.

Устав монастыря очень строг: молитва и труд, после последней вечерней молитвы в 20-00 до утренней – полная тишина, – нельзя даже разговаривать.

Один из видов монашеского труда в этом монастыре – плотницкий (это напоминание о происхождении Иисуса, сына плотника Иосифа). Из древесины разных оттенков монахи вручную, без гвоздей и клея, собирают очень дорогую и красивую мебель. На фасадах мебели – узоры в технике маркетри, на одной дверце – до 10 - 15 оттенков одного цвета.

сохранение книг и знаний

 Архитектура и убранство довольно аскетичны, но – удивительно – одухотворенны. Немного мебели и скульптур, много камня и витражей.

Наш Stiftsfhrer Herr Samek около скульптуры работы Джованни Джулиани (Иисус омывает ноги Св. Петру).

 Наш Stiftsfhrer оказался замечательным рассказчиком, чувствовался также его многолетний опыт работы именно в монастыре. Он провел нас по территории и внутренним помещениям, разрешенным для посещений, и все подробно показал.

Долгое время труд монахов включал сохранение и распространение книг. Именно им мы обязаны сегодняшней возможностью читать. Именно они, бенедиктинцы, сберегли книги (кодексы) в средние века в своих монастырях, и только поэтому Гуттенбергу и Федорову было что распространять с помощью печатных станков.

 Книги настолько всем привычны и обычны, что трудно себя представить без них. Трудно, но можно. В фильме "Водный мир" (постапокалипстический фантастический боевик, режиссер Рейнольдс, в главной роли Кевин Костнер) показана сцена встречи двух бродяг посреди океана (после всемирного потопа). Каждый со своей лодки предложил чем-нибудь обменяться. Один из них достал водонепроницаемый футляр, открыл его и извлёк оттуда пару листов обложки какого-то журнала. Последовал вопрос: "У меня есть бумага. Ты знаешь, что такое бумага?" Представляете, нет бумаги и нет книг?! Это страшно по-настоящему – мир, в котором исчезли все книги.

От исчезнувших вещей остаются пустые имена...

Спасибо Св. Бенедикту, спасибо и низкий поклон всем, кто сохраняет для нас книги, не позволяя им сделаться пустым звуком, пустым именем исчезнувших вещей...

 ******************

Позволю себе закончить публикацию заключительными словами Книги:

... В скриптории холодно, палец у меня ноет. Оставляю эти письмена, уже не знаю кому, уже не знаю о чем. Stat rosa pristina nomine, nomina nuda tenemus (Роза при имени прежнем – с нагими мы впредь именами (лат.)).

Спасибо, что прочитали до конца. Надеюсь, вам было не скучно.

С уважением, Татьяна.

 P.S. Эта экскурсия оказалась столь впечатляющей, что мы дома сразу же бросились перечитывать Умберто Эко «Имя розы», как раз о том времени, о книгах, об ученых монахах и монастырях. Читалась любимая книга в этот раз совсем по-другому.

 Фото частично мои, частично позаимствованы с просторов Интернета.

 Кстати, 27 марта - день памяти Св. Венедикта, как его именуют в Православной церкви. 

Комментарии
Комментариев пока нет