Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Как «работал» оберег, или механизмы воздействия орнамента

Как «работал» оберег, или механизмы воздействия орнамента

Виды творчества:   Разные виды творчества

русский стиль Энергетика символа
Однажды автору довелось стать наблюдателем и участником любопытного эксперимента. Одинаковые порции воды из водопроводного крана налили в стеклянные стаканы и поставили на разные участки одного из рисунков узоров, выполненных для этой книги. Некоторое время спустя можно было наблюдать разную степень осаждения пузырьков воздуха на стенки в каждом стакане. Затем, когда воду из стаканов попробовали на вкус, оказалось, что ощущаемая концентрация растворённого в воде хлора в каждом стакане была разной.
Другой случай, засвидетельствовавш и й способность узоров воздействовать на человека. произошёл на приёме у экстрасенса, увлекающегося техническими средствами лечения пациентов. После получасовой работы генераторов электромагнитных полей меня попросили снять вязаную шапочку с северным узором. По словам доктора, шапочка снижала эффект воздействия приборов примерно на 70%.
Идея энергетического влияния символов на организм человека известна давно. Собственно. к ней восходят древнейшие магические практики различных народов мира, использующие для своих нужд те или иные знаки и узоры. С точки зрения современной парапсихологии, оптическое и тактильное восприятие орнамента обусловлено психикой человека, создающей определённые сенсорные проекции. «объективную нематериальную реальность». в свою очередь, воздействующую на аналогичные сенсорные проекции и ощущения его и окружающих . В мировой магической практике этому наблюдению соответствовали законы подобия и соответствия. Применительно к символам они могут быть сформулированы так: изображение желаемого состояния или явления на предмете, принадлежащем конкретному человеку, способно вызвать аналогичное состояние или породить желаемый результат у владельца предмета.
Использование простейших ритуальных знаков (креста и т.п.) широко распространено в практике русского знахарства , а представления о причинах украшения одежды варьируют от учёного «оберег» до простонародного «а чтоб голова не болела». По сообщению участников фольклорно-этнографической студии «Терем» (Москва), в северных областях России отмечены такие народные названия вы¬шитых женских рубах, как «истелельница», «пепельная» и т.п. Не исключено, что происхождение названия связано не только с особенностью кроя рубахи из целого полотна, но отражает магические свойства, которыми наделялась эта одежда. Известны многочисленные факты использования одежды в магических обрядах исцеления больных людей . Так, многие обряды «смывания» болезни в бане, водоёме или обряд «перспекания» больного ребёнка завершались одеванием новой рубахи, как правило, расшитой. Существует ряд особых символов, изображаемых на одежде ослабленных или тяжело больных людей: в Белоруссии это «Жижаль» (двенадцатиконечный крест), оберег из двух треугольников, соединённых вершинами, и т.п. В болгарской традиции известно представление о лечебных свойствах орнамента с изображением медвежьего следа, который наносили на подушки больных .
Каким же образом вытканный, вышитый или нарисованный узор способен влиять на окружающее пространство? С нашей точки зрения, тому есть несколько причин.

Цвет
Тем, кто обладает хорошей чувствительностью и хоть однажды надевал исторические народные костюмы, знакомо возникающее при этом ощущение тепла, а порою и жара. Обычно это ощущение считают психологической реакцией, отзвуком на восприятие ярких красок народной одежды. Но современные физические исследования утверждают: организму человека не безразлично, одежду какого цвета он носит.
Цветовая гамма костюма с доминирующими оттенками красного способствует повышению тонуса и защитных иммунных сил организма , так как, согласно современным данным, этот цвет «вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение, ускоряет реакцию и скорость движений, обладает болеутоляющими и анти воспалительны ми свойствами» .
Помимо красного, в народном костюме употреблялась разнообразная гамма цветов. Встречаются оттенки чёрною, белого, жёлтого (золотого), синего, зелёного, голубого, коричневою и даже фиолетового. Однако при всём том господствовали именно красный, чёрный и белый. Цвета эти также имеют свои мифологические соответствия.
Так, с белым цветом связывали воздух, ячмень и овёс; с красным - небо, солнце и пшеницу; с чёрным землю и рожь. При этом чёрный цвет психологами прочно характеризуется как негативный . Может быть поэтому в древности, по крайней мере, на Мещёре и в Каргополье, вместо чёрного цвета использовался синий, а чёрный начал употребляться значительно позднее. Действительно, слово «синий» восходит к древнеиндийскому dyamas «чёрный» . Более того, и на ранней стадии развития языка эти два понятия не различались. Добавим также, что синий цвет ассоциируется с водой как стихией, первоэлементом, то есть, в конечном счёте, и с потусторонним миром .

Кроме того, в народной традиции, красный цвет также символизирует жизнь, кровь и огонь, а белый изначально считался цветом смерти. Скорбные, траурные одежды средней полосы России белые, иногда с небольшим вкраплением красного (не стоит забывать, что в народной культуре собственно смерть не воспринималась как нечто негативное: по народным представлениям слёзы мешают умершим подняться в Небо). Характерен белый цвет и для девичьей одежды. Девушка образ Небесной пряхи. Богини Неба и Судьбы, владычицы жизни и смерти. Именно по этой причине девушку не допускали к печи, жатве п роженице. В то же время для женского костюма (родильница, Мать Земля) ведущим цветом был красный. В современной психологии белый свет связывается с желанием «освобождения от неприятных обстоятельств» .
Чёрный цвет, поглощающий все цвета спектра, великолепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все лечебные свойства цвета, и рекомендуется в качестве общеукрепляющего средства лицам с ослабленным здоровьем .
Жёлтый (золотой) цвет считался в древности признаком потустороннего мира и снизанного с ним золота, а следовательно, и богатства. Не случайно именно в этот цвет красили яйца втроицссемицких номинальных обрядах. Как показывают современные исследования, жёлтый цвет стимулирует деятельность мозга, увеличивает скорость зрительного восприятия, остроту зрения; приносит бодрое, веселящее возбуждение и успокаивает отдельные виды женских психоневрозов .
Зелёный цвет способствует концентрации внимания, нормализует кровяное и внутриглазное давление, создаёт несильный, но прочный подъём умственной работоспособности и в то же время успокаивает . В народном костюме его, как правило, использовали в очень незначительном количестве, в основном для верхней, тёплой одежды.
Синий цвет снижает мускульное напряжение, обезболивает, восстанавливает силы . Это один из любимых и особых («сакральных») цветов. Понёвы синего цвета в Мещере носили по большим праздникам. Там же синюю «вздевалку» (верхнюю одежду типа рубахи) носили «вековушки» старые девы. В других уездах Рязанской губернии включение в одежду синего цвета означало, где замужество, где, наоборот, вдовство. Синий цвет здесь часто замещал черный н коричневый.
В современной интерпретации коричневый цвет земли способствует расслаблению и отдыху . Очень редко, да и то в незначительных количествах костюм в средней полосе России включал фиолетовый цвет, способный в небольших количествах увеличивать органическую выносливость сердца, лёгких и кровеносных сосудов при резком снижении работоспособности , тогда как в Северных регионах он распространён довольно широко.
Таким образом, с нашей точки зрения, в народном костюме господствует выбор определённой цветовой гаммы, способствующей наилучшему функционированию человеческого организма в условиях конкретной местност и и с учётом половозрастной принадлежности. Но только цветовыми характеристиками влияние «украс» на состояние человеческого организма не исчерпывается.

Ритм, объём и пропорции форм узоров
Следует ожидать, что важной составляющей этого влияния будут ритмические характеристики узора. Наиболее ярко воздействие и роль ритма можно наблюдать на женских понёвах (напомню, что число клеток-«глазков» на полотнище понёвы отражало детородные возможности женщины: вдовы, солдатки и жены послечадородного возраста носили понёвы в редкую клетку). Однако ширина полотнища ткани определялась техническими возможностями ткацкого стана и была примерно одинаковой независимо от места изготовления 35 40 см. Разделяющие его клетки-«глазки» закладывапи вполне определённый ритм с заданными частотными характеристиками, которые, скорее всего, помогали женскому организму справиться с проблемами этого возрастного периода. Более того, женщина в ряде областей надевала «послечадородную» печальную понёву с момента брака старшего ребенка. По народным понятиям, рождение детей у супружеской пары после брака её первенца считалось неприличным, и жена торжественно передавала свой пояс невестке или выходящей замуж дочери, тем самым символизируя передач) плодовитости более молодой женщине. Учитывая репродуктивные возможности женщины. можно подсчитать, что такой обряд мог происходить в возрасте примерно 35 40 лет и сопровождался изменением ритмических характеристик орнамента полотнищ понёвы. Не снижало ли это изменение возможность «внеплановой» беременности женщины, оберегая её от рождения слабого, физически неполноценного ребенка, какими часто бывают «последыши»?
В узорах браного ткачества, украшавших детали костюма, полотенца и скатерти, присутствовали более сложные ритмы, заданные самой формой символов.

Соблюдение принципа равновеликости площади узора и фона при выполнении народ¬ного текстильного рисунка или изделия с ним создаёт удивительный эффект многоуровневости изображения. Обнаружил и указал на него кандидат технических наук Л.П. Комиссаров. По его словам, «если рассматривать рисунки таких узоров в режиме расфокусированного зрения 3D, они ведут себя подобно традиционным модным картинкам, построенным по принципам стереометрии. Расфокусированное зрение позволяет вывести «сознание» индивидуума из сиюминутной конкретной обстановки и подключить подсознание перед его глазами возникают древние забытые символы и образы. созвучные увиденным. Наблюдаемый узор меняется: углубляется фон, становятся объёмными детали. Их взаимодействие проявляет новые элементы типа простейших геометрических фигур. При этом намечается определённая иерархия этих форм: разветвлённый средний уровень, пёстрая подстилающая поверхность на глубине, симметричные элементы ромбы, кресты. Почти всегда в ряде создаётся ощущение глубины, иногда достигающей I - 2 метров. При этом стоит начать поворачивать изучаемый ри-сунок перед глазами, увиденные формы тотчас же перестраиваются в новые композиции».
Так. в рисунке фигурки рожаниц выстраиваются как бы многоуровневыми «этажами», на их границах проявляются два соединённых ромба известный со времен неолита символ двоичностн женского Божества (Материи и Дочери; женской груди и т.д.) п часто встречаемый в культовой глиняной пластике Триполья. Может быть так проявляется наша родовая память? Но только ли физические и биологические механизмы зрения и законы психологического восприятия изображения вызывают этот эффект?
Пытаясь понять механизмы его возникновения, автор обнаружила определённые пропорциональные соотношения частей узора между собой. Они определяются технологией изгоговления орнаментированных изделии. Это метод браного ручного ткачества на древнейших инструментах, известных с конца каменного века: дощечках-«кружках», простейшем ткацком стане, ниту (сволочке) и появившемся в IX - вв. н.э. бёрдышке. В процессе работы на них мастера происходит расслоение нитей на верхний и нижний горизонты «Неба» и «Земли», из которых в срединном пространстве сплетается орнамент. Он как бы иллюстрирует этим соединение древних мифологических пространственно-временных констант яви, нави и прави в космогоническом акте творения судьбы Небесной Богиней-Пряхой, в роли которой в данном случае выступает работящая мастерица. С точки зрения рабочего рисунка узора, в его верхнем и нижнем слоях возникает ячеистая структура, а в среднем пространстве усечённое изображение орнаментальных символов. Линейное расстояние по горизонтали между каждой повторяющейся точкой орнамента. называемое в технологии выполнения узора его раппортом, может быть представлено в виде ряда ритмичных импульсов одной или нескольких продолжительностей типа решётки. Её правильно будет назвать ритмическим рядом, характеризующимся определённой частотой. Если представить этот ряд в виде круговых (сферических) импульсов определённой величины (амплитуды), взаиморасположение их центров соотнесётся между собой по закону
Золотого Сечения . Графическое изображение границ таких кругов-сфер выглядят спиралью с последовательно и ритмично меняющимся расстоянием между витками, общий диаметр которой определяет энергетическую мощность узора. Части площадей импульсов в результате их ритмического повторения накладываются друг на друга, образуя собственно форму орнаментального символа. Иначе говоря, ритмический ряд и его спиралевидная структура отражают пропорциональные отношения внутри формы символа, определяются (и определяют) начертанием символов и не зависят от их величины, толщины и расстояний между ними (при условии соблюдения правила равновеликости площади фона и узора). Структура закладывается контуром рисунка и физически воплощается при изготовлении изделия за счёт микроперепадов в расстояниях между уровнями нитей на его поверхности. Таким образом. форма символа только выделяет те или другие участки ритмического ряда, представляющие собой не что иное, как наложенные друг на друга фрагменты границ отдельных колебаний (импульсов), составляющих спираль.
В зависимости от глубины просматриваемого горизонта один и тот же ритмический ряд способен дать различные очертания таких участков и определить тем самым разные формы видимых элементов орнамента. Это, повидимому. и придаёт узору эффект мног ослойной композиции. Удвоение, утроение (и т.д.) рядов узора, принятые в технике ткачества и являющиеся принципами образования орнамента бордюрного типа создают сложное ритмическое поле в виде каркасной сетки, из которой можно вычленить, в принципе, бесконечное число узоров.
Ритмический ряд, спираль и поле узора, вероятно, будут определять энергоинформационные свойства рисунка и изделия с ним. Кроме того, используя их характеристики, можно легко сравнивать между собой пропорции разных по форме узоров. Появляется инструмент для математически точного описания любого орнамента, базовой единицей измерения которого является число пересечений нитей утка и основы в ткани в границах площади узора при его ручном изготовлении.

Источник: книга "СОКРОВИЩА РУССКОГО ОРНАМЕНТА"

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email