Кто виноват и что делать – нериторические вопросы

Кто виноват и что делать – нериторические вопросы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Недавние обсуждения в одном из блогов на Ярмарке Мастеров сподвигли меня к написанию этой публикации. Очень много разных мнений о причинах спада спроса, каким его видят мастера. Как быть и что делать... И главное, кто или что виноват в происходящем спаде. А мастера живо обсуждают именно тему падения спроса на ручные изделия на Ярмарке.

Поскольку речь пойдет об экономике, я обозначу, что я экономист-теоретик и практик. Но писать я буду строго о Ярмарке Мастеров, и моя публикация не будет насыщена фотографиями, здесь они как-бы ни к месту. Много лет я проработала в разных областях торговли, и как экономист вникала в самую суть происходящего: реклама, закупки, продажи, налоги (медицина и косметика, посуда, подарки, игрушки, одежда, продукты и даже виртуальные предметы для онлайн-игр). Я имею представление о сезонности различных продаж, пережила в моей профессии два кризиса. Теперь я домохозяйка и мое пребывание на Ярмарке – это хобби по большей части, но с экономическими интересами.

Для начала я обозначу важные вехи, о которых вы знаете – качество материалов и инструментов, качество конечного продукта и качество фотографий продукта для его презентации в магазине и для рекламы. Про упаковку, подарки, удобную и бесплатную доставку вы все тоже знаете... и, казалось бы, все понятно, а покупателей меньше и меньше... Но все мы смотрим новости и знаем о разных экономических катаклизмах и решаем, что все разорены и не хотят больше ничего покупать, что нельзя съесть... Я утрирую, конечно, но примерно так.

Действительно, кризис имеет влияние на ЯМ, но не прямым оттоком покупателей. Как правило, покупательский спад мы видим в период после праздников и летом, когда люди тратят "ярмарочные" деньги на сувениры и покупки к отпуску. Это, конечно, наш большой сегмент постсоветского пространства, когда делаются покупки специально к отпуску и их не хотят ждать по почте. Да, люди отдыхают и путешествуют в разное время года, но детский и юношеский отдых по-прежнему летний и связан с каникулами. Люди не перестали в связи с кризисом отмечать дни рождения, юбилеи, праздники и все также дарят подарки. Возможно, люди стали делать меньше дорогих покупок, но при этом не отказываясь от качества. И все всегда независимо от кризиса хотят покупать дешевле.

Кризис не сделал людей нищими. Произошли другие изменения. Перераспределился капитал и это по цепочке привело к развитию и деградации, рождению и смерти в экономике в целом. Денег не стало при этом меньше. Но и экономические процессы – не единственные в нашей жизни. У людей также меняются вкусы, интересы, потребности. Человек поменял место жительства, сменил образ жизни и измнеились его потребности.

Ваши покупатели теперь это не только покупатели на ярмарке... Они теперь продавцы здесь. Вы проводите матер-классы и в том числе за деньги, люди учатся и хотят вернуть эти средства в большинстве случаев. Не секрет, что многие могут что-то делать руками, но не у всех есть время связать жилетку своему ребенку. Но кризис дал людям возможность связать даже пару лишних жилеток и вот они уже на ЯМ! А кто-то и вовсе заразился вашим успехом продаж, начал творить и успешно торговать...

Я много раз читала фразы, в которых старожилы сетуют, что появилось много новых мастеров, с откровенно плохим товаром и высокими ценами. Кажется несправедливым, что копируют ваши работы. Многие считают себя обиженными и чуть ли не обворованными. Часто, это наши эмоции и субъективный взгляд. Но этому есть имя. Конкуренция.

Итак, мы выяснили кто и что виноваты. Остался вопрос... что делать? Именно так, а не иначе! Ключевое слово здесь – делать.. Продолжать делать качественные вещи. С вашей личной фишкой, узнаваемые и с секретом неповторимости. Делать сезонные и праздничные коллекции. При этом помните о рекламе. Если вы не расскажете о себе, пусть расскажут ваши подписчики, пусть их станет больше. Как это сделать в рамках ЯМ, вы прекрасно знаете.

Многие не приемлют аукционы. Вам кажется, что подумают, что ваш товар не пользуется спросом... Тогда рекомендую краткий курс психологии, просто поинтересуйтесь, что такое игра, роль, что движет людьми – и ваше отношение к аукционам поменяется... Кроме того, ваши раритетные вещи, эксклюзивные и уникальные, поверьте, достойны аукционов. Вы боитесь не того, что их купят на аукционе, не так ли?

В свое время, когда не было интернета или он был ограничен, я ходила на живые аукционы и видела виртуозов продаж.... Так и здесь на ярмарке аукционы почти живые, и я знаю таких вируозов. Они берутся продавать все что им говорят и часто, задав правильный вопрос продавцу об изделии, они обеспечивают высокие ставки. Я сейчас говорю о благотворительных аукционах. Это очень благородное и богоугодное дело и вернется вам сторицей. Не думайте, что люди покупают ненужные вещи и тратят деньги на их доставку. Эти люди такие же, как и вы, и не станут бросать деньги на ветер. Кто не выбрал ничего подходящего, просто помогают денежкой. Вы увидите, как вновь обретете заказчиков и постоянных покупателей, полезные связи и опыт. Как развитие темы, предлагаю идею проводить многолотовые аукционы, и за процент или вознаграждение нанимать таких профессионалов продаж... в принципе это не секрет, а мировая практика.

И последнее...

Не думай, что ты лучший, стремись быть лучше! Помни, что ручная работа это, прежде всего, эксклюзив! Улыбайся, даже если ты смотришь в монитор, и не бойся, что при этом подумают, что ты глупец!

Хорошего творчества и продаж!

Спасибо за ваше внимание.

Комментарии (209)

Кризис не сделал людей нищими. Возможно, но у тех у кого ипотеки и кредиты.... А они остались без работы.... тут нищенствование или нет вопрос времени.

Денег не стало при этом меньше. Ну у олигархов конечно нет, но у середняков доход упал ..

Человек поменял место жительства, сменил образ жизни и измнеились его потребности. НУ спорно опять же. если фин потоки не поменялись в кризис(экономич) с чего бы менять свой образ жизни..

Спасибо за статью!{#}.

AntiD 19.03.2014

Спасибо за комментарий! Важны разные мнения и в споре/обсуждении рождается истина!
Выскажусь. Не у всех далеко кредиты и ипотеки Часто люди уже до кризиса не справлялись с такими обязательтствами и в бизнесе тоже ,и кризис конечно заставил их отказаться от привычного образа. Про падение покупательской способности на пике кризиса, да безусловно. И я поменяла привычный мне городскойобраз жизни на деревню не в связи с экономическими обстоятельствами. И теперь мне не нужны многие вещи, которыми я пользовалась в городе, одежда, обувь, предметы быта и услуги. Это как частный пример.

у меня нет кредитов , но таких как ясреди своего окружения насчитываются единицы, и все хотят жить без исключения отдельно в этом я уверена на 100000. а квартиру у нас по другому не получишь или сам купил или ипотека

МироДрев 19.03.2014

Спасибо Вам за статью {#}

в спорах обычно рождается взаимное неприятие сторон, а обсуждения без эмоций - штука весьма полезная - я малость поучаствую)

"...я поменяла привычный мне городскойобраз жизни на деревню не в связи с экономическими обстоятельствами" вчера ездил через весь город - надо было материал купить - путь лежал через те районы, где километровые многоэтажки стоят почти вплотную друг к другу...ни деревца, ничего - стекло и бетон...жуть) захотелось к березкам)

теперь по Вашей статье) "рекомендую краткий курс психологии, просто поинтересуйтесь, что такое игра, роль, что движет людьми – и ваше отношение к аукционам поменяется" успех тут всёж скорее зависит не от отношения к аукционам мастеров...{#}

а что касается спроса - мне кажется расклад такой - есть часть "покупателей" которые не зависят от "кризисов" - они как покупали, так и будут покупать. снижение спроса на "предметы роскоши" есть среди тех, кто составляет наибольший процент граждан РФ. это те, чьи ЗП вовсе не выросли, а иногда и уменьшились за последние годы на фоне приличной инфляции. они зачастую хотят, но банально не могут. ибо ну не может ручной труд находиться в одной ценовой категории с китайскими фабричными штамповками...

divina 19.03.2014

Ого! "И теперь мне не нужны многие вещи, которыми я пользовалась в городе, одежда, обувь,.." и как же вы бедные без одежды и обуви живете?

AntiD 19.03.2014

не утрируйте и не насмехайтесь. вы наверняка видели деревню по телевизору. мне не нужно столько обуви на каблуке. у меня деревня в горной местности и офисная одежда мне не нужна, я поменяла стиль на спортивныйи и мне нужны бытовые услуги уже другого характера,я обрела новые хобби .... это мой частный пример

Боюсь нарваться, но бездействие - тоже причастность к преступлению.

Так говорить не корректно и не красиво.

Спасибо большое за статью! Очень взрывоопасная тема:) Я согласна с Вами, что главное - не потерять интерес к экспериментам и поиску новых стратегий, если в какой-то момент старые перестают работать. А почему людям кажется, что в других странах и трава зеленее и жизнь проще, и от этого они оптимистичнее - вечный секрет. По мне так все наоборот, и реальность ярче видится благодаря оптимизму.

На всякий случай оговорюсь, что не только занимаюсь материалами, но и вижу мир глазами мастера хендмейда.

Согласна. Даже дело не в том, что доход упал. В кризис цены растут... вчера пошла в магазин, потратила 500 рублей, сегодня купила такие же товары, потратила уже 700. Доход не менялся, а вот расходы растут. И даже банально на еду за месяц набегает огромная сумма, которую раньше я бы потратила на что-то другое. А сейчас этих денег просто нет. А плюс есть ещё много финансовых обязательств, которые нужно выполнять.
Это всего лишь пример, образно.
У меня не сильно продажи упали, но кризис я все равно чувствую. Хотя я сама начинала заниматься ручной работой на продажу как раз в кризис 2008 года) И тогда он стал для меня огромным толчком!

Спасибо, очень интересно! Люблю публикации, после которых есть о чем поразмышлять... И я считаю очень важным, что мастер всегда должен учиться, соверствоваться, осваивать новые материалы и технологии... чтобы оставаться на месте, надо бежать вперед, как в сказке об Алисе... А чтобы продвигаться вперед, надо бежать очень быстро....{#}

Показать все