Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Береста и ее история

Береста и ее история

Виды творчества:   Разные виды творчества
Береста и ее история | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Снаряжая мужа на дальние покосы или в другую какую дальнюю дорогу, аккуратно укладывала хозяйка в берестяной пестерь булки и калачи, шаньги и пироги. Укрывала тщательно полотенцем и наказывала — не придавить где случайно короб, а на покосе — не забыть "зарыть" его в траву, что погуще. Всю неделю, а то и дольше, будет хлеб мягкий, душистый, будто только из печи вынутый….

русский стиль

Старинный берестяной пестерь.

В русском народном календаре-месяцеслове называли апрель березозором, а в народе объясняли это название так: в эту пору яркое весеннее солнце березы зорит, оттого и пробуждаются они к жизни после долгого зимнего оцепенения. В один из апрельских дней специально приходили в лес и "слушали" березы.
Остановится человек у той, что больше других ему приглянулась. К самому стволу подойдет - будто и впрямь прислушивается. От березы к березе ходит, приглядывается. Весь лес обойдет - все примечает. Месяц, другой минует, тогда опять вернется. Приходит время бересту заготавливать. Все приметы на то указывают. Сейчас она легко снимается - и человеку в подмогу, и для самого дерева безболезненно.

береста

Издавна береста считалась прекрасным материалом для изготовления туесов. Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, с округлыми донцами и овальными были у каждой хозяйки. И у каждого из них было свое особое предназначение.

дерево

В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством - предохранял ее от попадания влаги. В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко и творог не кисли - в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надежно защищены от воздействия тепла.

славянский

В туеса наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из берестяного туеса водицы. А то и кваску. В берестяном туеске и водица колодезная студена, и квас, будто только из погреба достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.

корзина из бересты

С берестяными туесами ходили в лес по ягоды - за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора - у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса - не очень большие, с удобными ручками. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду-морошку. В рот положишь - сочная, во рту тает, как вчера собранная.
В дальнюю дорогу отправляться - удобнее берестяных лаптей не найдешь обуви, но не одну пару их приходилось с собой брать. Одни сносятся - другие достаешь. А по пословице - "в дорогу идти - пятеры лапти сплести".
Плести берестяные лапти - дело не хитрое, но и не простое. Не случайно именно лапти считались символом мастерства на Руси. Ребятня присматривалась к взрослым, училась у них с малолетства.
Ребятеночка, который только ходить научился, тоже в лапоточки обували. В сундуке, что в избе стоял, хранила долго матушка первые лапоточки. Откроет она сундук, достанет лапоточки, глядит - не налюбуется: дитя малое вспомнит и опять спрячет подальше в сундук. Верно служили лапти каждому своему хозяину. Плели их не только из бересты, но и из липового лыка. Такие лапти более жесткие, но и более ноские. Из более податливой в работе и мягкой бересты можно было сплести не только лапти, но и полусапожки, и высокие, почти по колено, сапоги. В сапогах-мокроступах ходили в лес по ягоды да по грибы.

Вот такая интересная история у берестяных изделий..))

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email