Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Свободное общение и взаимопомощь > Увлечения и пристрастия > Занимательная литературная история

Занимательная литературная история

Занимательная литературная история | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В качестве предыстории.

Долгое время я занималась и продолжаю заниматься изучением древних религий - мне интересно знать, откуда взялись те или иные боги, имена, почему кто-то был забыт, а кого-то запомнили как демона. Шумерский эпос стал одним из основных предметов моего внимания. Так уж случилось, что, зная историю и религии Шумера, невозможно обойти стороной Библию, которая на 90%  является перепиской шумерских мифов. Библия не возникла из ниоткуда и не возникла мгновенно. Это литературный и исторический памятник, о котором в последнее время много разговоров. Мне бы очень хотелось, чтобы люди имели представление о том, откуда этот памятник возник, и думали о нем не только как о чем-то неизменном, религиозном, абсолютном. Возможность смотреть на предмет с разных сторон - ценная возможность и полезный навык, очень помогает в работе и по жизни.

Самые занимательные истории я собрала тут. Уважаемые верующие, я ни в коем случае не хочу задеть ваши или чьи-либо еще чувства, поэтому не сочтите этот материал оскорбительным. Мой интерес чисто исторический и практический. Так действительно было - никаких выдумок с моей стороны, можете покопать источники сами.

Таким образом, мы начнем разговор об особо интересных местах Библии, и в этой статье я предлагаю рассмотреть пару малоизвестных, но весьма занятных мифа. 
Миф об Энки и Нинхурсаг
шумер
Любопытная поэма в 278 строк следующего содержания:
В стране Дильмун «чистой, непорочной, светлой стране живых», которая не знает ни болезней, ни смерти, не было пресной воды. 
Энки приказал Уту доставить в Дильмун воду с земли. Приказ был исполнен, после чего Дильмун превратился в божественный сад с зелеными полями и цветущими лугами.
В сем саду богиня-мать Нинхурсаг вырастила 8 растений. Это ей удалось сделать только после довольно сложной процедуры, во время которой на свет появилось три поколения богинь, зачатых Энки, и что особо подчеркивается в поэме – все они были рождены без страданий и мук.
И вот Энки пожелал отведать выращенные растения. Его советник, двуликий бог Исимуд срывает побеги и Энки съедает их. Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на смерть, и покидает общество богов, дабы не смягчиться и не изменить свое решение.
Здоровье Энки ухудшается. Восемь его органов поражены, боги в трауре, даже Энлиль не может справиться с напастью. И тут неизвестно откуда появляется лиса и обещает найти Нинхурсаг за соответствующее вознаграждение и не только находит ее, но и уговаривает исцелить Энки. Богиня садится рядом с Энки, и по мере того, как он называет пораженные части тела, порождаются исцеляющие божества, и Энки выздоравливает.
Чем же интересен приведенный выше миф? 
Прежде всего, он проливает свет на загадочное сотворение Евы из ребра Адама. Почему же все-таки ребро? Очень просто. Это одна из первых литературных ошибок, укоренившаяся благодаря легенде о рае. На шумерском языке ребро – «ти»; богиня, рожденная, чтобы исцелить боль в ребре Энки зовется Нин-ти, что значит «госпожа ребра». 
библия
[ …- Брат мой, что у тебя болит? 
- Ребро у меня болит.
- Нин-ти, владычица ребра будет тебе рождена…]
Однако слово «ти» имеет второе значение - «давать жизнь». Так, госпожа ребра превратилась в госпожу, дающую жизнь, которая и стала Евой у семитов, несмотря на то, что на древнееврейском «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. 
Обратим внимание и на легкое рождение богинь:

[ …Она приняла его семя, семя Энки,
И один ее день – словно месяц,
И второй ее день – словно два месяца,
Девять ее дней – девять месяцев, девять месяцев материнства.
Словно по маслу, словно по маслу, по прекрасному, нежнейшему маслу,
Нинсар словно по маслу, словно по маслу, по прекрасному, нежнейшему маслу,
Родила Нинкуру.]
Этот отрывок объясняет происхождение проклятия Евы, обреченной рожать в муках
«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Книга Бытие, 3.16).
Эпизод, когда Энки съедает восемь растений, навлекая на себя гнев Нинхурсаг, дублирует сцену с запретным плодом дерева познания, погубившем Адама и Еву, которые подобно Энки были прокляты.
[ …А Энки затаился в болотах, он в болотах затаился.
Советчику своему Исимуду так он молвит:
«Вот травы, судьбу им не решу ли я? Что это, что это?»
Советчик его Исимуд так ему отвечает:
«Господин мой, это трава лесная», - так он ему отвечает.
Он ее ему срезает, тот ее съедает.

Энки решил судьбу растений, он познал их сердце.
Нинхурсаг прокляла имя Энки.
«Я не взгляну на него «взглядов жизни», пока не умрет он!»
Аннунаки во прах уселись.]
Истоки легенды о рае.

религия
[А там, в Дильмуне, ворон не каркает.
Птица «смерти» криков смерти не накрикивает.

Там голубь головою не вертит.
Там хворь глазная «я хворь глазная» не говорит.

Там старый «я старый» не говорит.
Там девушка не умывается, водой из окна не плещется.
Там певец песнопений не распевает,
Плачей за городом не заводит.] 
Дильмун, очевидно, расположен на юго-западе Ирана, там же разместили свой рай и вавилоняне, семитический народ, покоривший шумеров. По ряду указаний мы узнаем, что и библейский рай располагался на востоке от Палестины.
Отрывок же, где Уту орошает Дильмун принесенной водой, очень напоминает строку из Бытия: «Но пар поднимался с земли и орошал всю поверхность земли»(Книга Бытия 2.6).
Таким образом, в одном шумерском мифе мы видим основу четырех самых распространенных мифов библейских.

Миф об Инанне и садовнике Шуккалитуде.

занимательная история
Вероятно, один из самых оригинальных мифов на 200 строк, к сожалению, мы не располагаем его концовкой, поскольку последний столбец отбит и уже не позволяет хоть сколько-нибудь восстановить текст; таким образом, мы можем лишь строить предположения о развязке мифа на основе известных сведениях о менталитете шумеров.
Миф заключается в следующем:
Некогда жил в Шумере садовник Шуккалитуда, опытный, упорный и трудолюбивый. Однако трудолюбие его не было вознаграждено, он заботливо поливал растения, а сад его засыхал, несмотря на все его старания растения погибали.
[ …Злобные ветры, все, сколько было,
Горной пылью по лицу его били,
Лик его почернел…ослабели руки,
Ветры пыль вздымали, не давали трудиться…]
Когда ему стало невмоготу, Шуккалитуда сделал следующее:
[ …К югу он устремил взоры.
На восток, на звезды он поднял очи.
Он обратил взоры на север.
На запад, на звезды воздел он очи.
Он искал добрых знамений в небе.
Он созерцал их, он постигал их смыслы.
Он увидел движенье законов божьих,
Он узнал решенья божьи.
В саду, в пяти, в десяти местах укромных,
Он там посадил по дереву, их сень – защита.
Сарбату – дерево, с листвою густою…]
Обеспечив себе превосходный урожай, садовник успокоился. Но вот однажды Инанна, пройдя по небесам и по всей земле, решила остановиться и отдохнуть близ сада Шуккалитуды, который заметил ее и, дождавшись, когда богиня уснет, овладел ею.

[ …Однажды моя госпожа пересекла небо, пересекла землю,

Элам и Шубур пересекла, пересекла…
Жрица небес, полна усталости, подошла к саду и уснула.
Шуккалитуда ее увидел из уголка своего сада.
Он ей овладел, он ее целовал,
И вернулся в уголок своего сада.]
Утром Инанна проснулась и обнаружила, что над ней надругались.
[ …Инанна оглядела себя в смятеньи.
И вот жена за свое лоно – что она сделает?…]
Решив во что бы то ни стало найти своего оскорбителя, Инанна обрушила на шумеров три напасти: превратила в кровь все воды страны, так, что все растения сочились кровью, наслала опустошительные вихри и бури, и третья напасть нам неизвестна, поскольку соответствующие строки сильно повреждены. Шумерологи предполагают, что это вполне может быть та самая казнь мальчиков-первенцев - как жертва за опороченное лоно богини.
[ …Все колодцы Страны она наполнила кровью, 
Сады и рощи Страны напоила кровью.
Раб в лес идет по дрова, нечего пить – одна кровь!
Рабыня по воду идет, нечего брать – одна кровь!
- Того, кто мною овладел, во всех землях найду, - она сказала.]
Однако, несмотря на столь изощренные меры, «…того, кто ей овладел, во всех землях она не нашла» благодаря хитрости отца насильника, который советовал ему смешаться с толпой черноголовых братьев и держаться вблизи городов. Далее текст повествует о том, как Инанна, не сумев отомстить, отправилась в Эриду, дабы испросить совета и помощи у Энки.
На этой многообещающей ноте миф обрывается, однако, учитывая биографию Энлиля, который был изгнан в ад за насилие над Нинлиль, которая, впрочем, последовала за ним, можно сделать вывод, что садовник был найден и понес соответствующее наказание.
Что нас заинтересовало в этом мифе? 
Тема кровавого мора в Библии: «Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки.

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой [в руку твою] и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, -- и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах. 
И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.» (Книга Исход, 7.17-21). 
Это единственный миф, где упоминается подобное происшествие, нашедшее отражение в довольно отличном от оригинала виде.

Вот такая вот занимательная история )

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email