Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Хина мацури: играя в куклы

Хина мацури: играя в куклы

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Куклы
Хина мацури: играя в куклы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Пожалуй, ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу праздников и, глядя на японский календарь, кажется, что год представляет собой сплошную череду официальных и традиционных торжеств, а также религиозных обрядов и фестивалей.

Но самый красивый и необычный, на мой взгляд — весенний Хина мацури (Hina-matsuri) — День девочек или Праздник кукол, который отмечается по всей стране 3 марта.

Изначально, по старому календарю, 3 день 3-го месяца совпадал по времени с цветением персиковых деревьев, поэтому праздник также называют Момо-но сэкку (Momo-no Sekku), что довольно символично, поскольку именно цветы персика в японской культуре олицетворяют нежность, кротость, грацию, доброту, спокойствие — все самые лучшие черты женского характера.

Для семей, в которых есть маленькие девочки, это особый день и настоящий праздник: мамы и папы, бабушки и дедушки поздравляют дочерей и внучек, дарят им подарки; девочки одевают свои самые нарядные кимоно, ходят друг к другу в гости, лакомятся всевозможными сладостями и даже пробуют безалкогольное сакэ — совсем как взрослые дамы.

японские куклы

Традиционное праздничное угощение: сакэ - широзаке, рисовые пирожные - хиши-моти, воздушное печенье - арарэ.

традиционная кукла традиции япония традиционный праздник

И в общем-то вполне понятно, почему у большинства людей девичье торжество так или иначе ассоциируется с куклами (в переводе с японского «hina» - “маленькая кукла”, «matsuri» - “праздник”) и в Японии на этот счет существует своя, особая традиция.

Ко дню Хина мацури в семьях с дочерьми на специальную многоярусную подставку хина дан (hina dan), напоминающую лестницу, выставляют искусно сделанных и богато одетых кукол — хина-нингё (hina ningyo), изображающих императорский двор древней Японии, причем у каждой куклы — свое предназначение.

Это неизменный и, пожалуй, самый узнаваемый атрибут празднования Дня девочек, а также своеобразный способ пожелания счастья, здоровья и благополучия подрастающим малышкам.

японский праздник

История этой традиции насчитывает более тысячи лет и в ее основе лежит несколько различных обычаев. Один из них — древний весенний ритуал очищения, когда маленьких бумажных или соломенных куколок в виде мальчика и девочки - нагаси-бина («плывущие куклы») - использовали в качестве амулета и пускали по воде. Считалось, что эти фигурки, плывущие по реке в плетёных корзинках, уносят с собой от своих маленьких хозяек все болезни и несчастья вместе с вызвавшими их злыми духами. Такой обряд нередко сопровождался небольшой трапезой на свежем воздухе — своего рода праздничным пикником, и в некоторых регионах Японии эта традиция сохранилась и до наших дней.

хина мацури праздник девочек

день девочек

Постепенно религиозная церемония объединилась с популярнейшей детской игрой, в которой две куклы изображали мужчину и женщину — жениха и невесту; и со временем она превратилась в настоящий сезонный праздник.

Ну, а своей повсеместной популярностью и пышностью «кукольное торжество» обязано сёгуну Токугава Ёсимунэ (Tokugawa Yoshimune), у которого было много дочерей. Куклы, изображавшие жизнь и обычаи императорского двора, становились все более изысканными, роскошными и их начали выставлять как праздничное украшение в домах знатных семей. Изначально кукол было всего две, но со временем их становилось все больше, выставка кукол стала способом продемонстрировать свое благосостояние и даже был принят специальный закон, ограничивающий подобное хвастовство. Именно в ту эпоху, эпоху Эдо (вторая половина XVIII в.), Хина мацури и стал национальным праздником.

праздник кукол фестиваль кукол

В современной Японии День девочек отмечается по-разному, в зависимости от региона, состава и достатка семьи, но традиция устраивать домашнюю выставку кукол по-прежнему сохранилась.

Классический хина дан состоит из 3-5-7 ярусов и покрыт ярко-красной или черно-красной тканью с узорчато-полосатой каймой по краю. Такую подставку-горку в традиционных домах обычно ставят в нишу «токонома» (парадный угол), а в современных небольших квартирах — туда, где найдется свободное место.

выставка кукол для детей

авторская кукла

На первой ступени — самом верхнем ярусе — на фоне позолоченной ширмы располагаются парные куклы Императора (Одаири-сама - Odairi-sama) и Императрицы (Охимэ-сама — Ohime-sama) («-сама» — наивысшая степень уважения, используется вместо «-сан»). Между этими куклами обычно находятся вазочки с цветущими ветками персика (символ счастливого брака) и маленькие чашечки с сакэ, а в старину к императорской чете могли добавить еще и фигурку собаки как символ верности.

интерьерная кукла

Одетые в парадные одежды из парчи и шелка, являющихся точными копиями дворцовых нарядов эпохи Хейан (8 — 12 век), это самые дорогие и красивые куклы в коллекции, причем Императрица всегда в 12-ти слойном кимоно из тончайшего шелка. В руках Император держит ритуальный жезл «шяку» (аналог европейского скипетра), а Императрица — кипарисовый веер.

Царственные супруги - наиболее важные куклы в наборе и символизируют идеальный брачный союз. Они являются своеобразным пожеланием подрастающей девочке стать настоящей принцессой – умной, красивой, воспитанной, изящной и, конечно же, в будущем найти достойного благородного мужа.

По обеим сторонам от императорской четы ставят бумажные или шелковые фонарики, украшенные узором в виде цветущей вишни — их зажигают по вечерам и композиция выглядит по-настоящему сказочной!

интерьерная игрушка

интерьерная композиция

На второй ярус помещают трех придворных дам (сан-нин кандзё — sannin-kanjo), которые держат принадлежности для разливания сакэ, а рядом с куклами ставят специальные столики-подносы с сезонными сладостями. Фрейлины отвечают за красоту и ухоженность будущей женщины, а также символизируют богатство и сытую жизнь.

Третья ступень — для пяти придворных музыкантов (гонин-баяси — gonin bayashi) — певца, флейтиста и трех барабанщиков. На них лежит ответственность за крепкое здоровье и защита от болезней и несчастий.

Два военных министра — Правый (удайдзин — udaijin) и Левый (садайдзин — sadaijin) занимают четвертую ступень. Причем Правый (по левому краю яруса) обязательно изображается молодым красивым мужчиной и символизирует храбрость и отвагу, а Левый министр (с правого края яруса) — всегда старец и является символом мудрости и долголетия. Обе куклы держат в руках луки и стрелы.

Рядом с министрами — по середине ступени — на красивых лаковых подносах также выкладывают традиционное праздничное угощение — воздушное печенье «хина арарэ» и ромбовидные рисовые лепешки «хиши моти» с разноцветными слоями, где белый цвет символизирует чистоту, зеленый – здоровье и плодородие, а розовый – нежную, как цветок персика, красоту.

Пятый ярус принадлежит трем самураям-сопровождающим — личной страже Императора и Императрицы. Они отвечают за хорошее настроение и бодрость духа своих маленьких подопечных, а также оберегают от дурных снов. На этот же ярус ставят и 2 игрушечных деревца - мандарин и сакуру.

Если ступеней семь, то на оставшиеся две выставляют миниатюрную мебель и предметы домашнего обихода (сундук-тансу, туалетный столик, комод, шкаф с посудой для чайной церемонии, меч Императора и т.п.), а также паланкин и повозку для перевозки императорской четы.

Куклы красуются на хина дан примерно с конца февраля до вечера 3-го марта. Затем их бережно и надежно упаковывают и хранят до следующего года, поскольку существует поверье, что если по небрежности или легкомыслию не убрать кукол к сроку, это значительно отдалит желанный час замужества. Впрочем, достаточно развернуть фигурки лицом от зрителя к подставке-горке и «проклятие» действовать не будет!

Набор для Хина мацури (а в полный семиярусный входит не менее 15 кукол) обычно дарят новорожденной девочке родители или бабушка с дедушкой со стороны матери. Самых дорогих — роскошных традиционных хина-нингё, полностью сделанных вручную и порой являющихся настоящими произведениями искусства, хранят как реликвию и передают в семье по наследству из поколения в поколение. Часто такие куклы входят и в приданое невесты.

Пока девочка еще совсем маленькая, выставку собирают и оформляют взрослые и играть куклами не разрешается. Затем, когда малышка подрастет и научится премудростям украшения праздничной выставки, она сможет уже сама аккуратно рассадить кукол и приготовить сладкое угощение для своих подруг. Таким образом, в Празднике девочек гармонично сочетаются умение бережно относиться к ценным вещам и чудесная игра, поэтическое восприятие мира и традиционное воспитание.

В последнее время, учитывая актуальность жилищного и финансового вопросов, многие современные семьи ограничиваются гораздо более скромным вариантом — трехступенчатым или вовсе одноярусным хина дан, с парой Даири-бина без придворной свиты.

 На фото ниже - кукольные композиции выставляют на деревянный ящичек, в который затем, после окончания праздника, убирают кукол и все аксессуары выставки до следующего года - очень удобно :)

Кроме того, современные куклы Хина могут быть очень разными - керамические, деревянные, бумажные, из пластика, стекла, текстиля и, конечно, самодельные.

Всех-всех девочек, девушек, женщин - мам, бабушек, сестричек, дочек и внучек с наступающим праздником! Весеннего вам настроения и спасибо за внимание!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email