Почему у народных кукол нет лица?
Почему у народных кукол нет лица?
Народная кукла в игре современных детей.
КУКЛА — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Кукла сопровождала человека с рождения до самой смерти.
На изготовление шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из травы, из веток деревьев.
Дома в русских семьях кукол насчитывалось и хранилось десятками.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки довольно часто носились как талисман.
Народные куклы имели большое значение в воспитании детей и формировании их мировоззрения. Через игру с куклой ребенок учился выражать свои чувства, приобретал опыт общения и разрешения конфликтов.
То, что кукла была «безликой», позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Люди замечали, что , если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.
Дети мастерили кукол из различных природных материалов. Тем самым они приобретали необходимые трудовые навыки, у них формировался хороший вкус.
Следуя за возрастом ребенка, одни куклы сменяли другие, но каждая выполняла свою функцию в его развитии и воспитании. В раннем возрасте ребенку давали такую куклу «Пеленашку». Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. Эта кукла была одной из самых любимых и долго хранящихся кукол девочек. С ней девочки росли и развивались. Такую куклу могла сделать любая девочка даже без помощи взрослых.
По мере развития восприятия и мышления ребенка ему давали куклу «Стригушку», которую делали из соломы. Особенно интересно то, что «Стригушка» подвластна воле играющего. Ее образ и подвижность позволяли ребенку углублять свои познания в бытовой жизни.
Подрастающему ребенку давали играть кукол, сделанных из тряпок. Простоватые на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их исполнение не требовало каких-либо сложных инструментов и приемов. Но при этом каждая несла в себе черты индивидуальности.
Ребенок в своей игре воспроизводит то, что видит в повседневной жизни, поэтому он выбирает современную фабричную куклу – белее понятную и привычную.
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей.
В народную куклу играть гораздо сложнее, нежели в современную. Народная кукла предполагает создание некоего сказочного сюжета. Дети не знают, что такое народная, рукотворная кукла ( и многие даже не видели ее). Но интерес к рукотворной кукле у детей, безусловно, есть.
Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.
Бумажные куклы рвутся, фарфоровые могут разбиться, деревянные треснуть, поэтому играть с ними нужно осторожно.
А вот тряпичную куклу можно сделать без иглы и ножниц. Ткань можно не резать, а рвать. Куклу из растительных материалов можно изготовить, гуляя с ребенком на улице. Настроение кукле можно придумать то, какое хочет в этот момент ребенок, т.к. кукла «безлика».
Куклы, сделанные своими руками, можно использовать в сюжетно-ролевых играх, на праздниках «Масленница», «Рождество», в театрализованных сценках.
В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоем, втроем ( можно и больше). Главное — придумать занимательный сюжет.
Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения.
Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».
На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.
Выводы
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Автор: Мищенко Елена Александровна МБДОУ №41 «Катюша»
Воспитатель 2 кв.категории