Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество >  >  > ДАЧА! Загородный дом или домик в деревне? Немного истории!

ДАЧА! Загородный дом или домик в деревне? Немного истории!

История появления

Дача - неотъемлемая часть нашего быта и нашей культуры.

В других европейских языках нет слов, адекватно передающих понятие «дача».

У французов - maison de campagne и residence secondaire. Но это просто «загородный дом» или «второе жилище».

У англичан - cottage, иногда с уточнением: country cottage. Это сельский дом.

У немцев - Landhaus и Sommerhaus - «сельский дом» и «летний дом».

Есть еще Schrebergarten - крошечный лоскуток земли, пара деревьев, цветочная клумба, очаг для барбекю и микроскопический сарай для хранения инвентаря. Закон запрещает ночевать в «шребергартене», да и негде. Сюда приезжают, чтобы покопаться в земле или устроить семейную трапезу на свежем воздухе.

В толковом словаре французского языка Le Robert слово datcha, правда, есть. Расшифровывается оно так: «...русское слово. Русский сельский дом, находящийся вблизи большого города».

Примерно так же толкуют слово «дача» словари Webster и Брокгауз. Аккуратное объяснение, но полного впечатления о том, что же такое дача, не дает.

И понятия «поехать на дачу» у европейцев нет. Англичанин, немец, француз, итальянец, испанец скажут «поехать за город».

Первоначально - «дарованная князем земля», укр. да́ча «принесение в дар», сербохорв. да̏ħа «поминки», словен. dáča «по́дать, дань».

От Петра I участки для дач, согласно описям, получили : подьячий Александр Яковлев, гвардии поручик Данила Чевкин, генерал фельдцейхмейстер Яков Брюс и Петр Мошков.

По некоторым данным, А. Меншиков прибрел эти земли в 1725 - 1726 годах. Здесь Александр Данилович начал строить дворец "Монкураж" ("Моя отвага"). После опалы петровского фаворита эти земли были переданы его политическим противникам - князьям Долгоруким, которые мало заботились об их обустройстве, и в народе получили название "Долгоруковых пустых мест". В 1730 году на русский престол вступила Анна Иоанновна. Императрица не особенно вникала в управление страной, предавалась увеселениям и тратила на них огромные средства. Как утверждают историки, императрица Анна была искусным стрелком, лихой наездницей и заправским охотником. В 1733 году эта местность становится собственностью императрицы, которая приспосабливает ее для царской охоты. В Охотничий парк ("Ягд-Гартен") завозится огромное количество животных: оленей, буйволов, кабанов, зайцев и даже тигров. В верхней части парка строится егерская слобода и загоны для зверей; в нижней - деревянный павильон "Темпель". Именно отсюда стреляла императрица в животных, выпускаемых из загона и гонимых собаками. В семидесятых годах XVIII века, когда в качестве летней резиденции было избрано Царское Село, охотничье хозяйство приходит в упадок, а из зверей сохраняются в небольшом количестве только олени, многие из которых стали ручными. За местностью укрепилось название "Олений зверинец". Часть его территории стала использоваться под выгон и огороды лейб-гвардии Драгунского полка. К концу XVIII века на месте Меншиковского дворца осталась лишь руина, павильон "Темпель" разобрали.

Одна из первых дач в стране была подарена императором Николаем I своей супруге Александре Фёдоровне.

В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Федоровне, и оно получает название "Собственная ее величества дача Александрия".

В 1826 году последовало распоряжение царя "строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый "котичь" со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка". С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали "коттедж".

Дворец Коттедж. Фото 25 июля 2003 г.

Работы возглавил архитектор Адам Менелас (1753-1831), англичанин, приехавший в Россию в 1784 году в молодом возрасте и много лет проработавший здесь. Строительство дворца было закончено в 1829 году.

Дворец, выполненный в готическом стиле, представлял двухэтажное здание небольшого размера с тройным делением фасадов, украшенных балконами и террасами. Ажурные чугунные аркады с изящными цветами, стрельчатые ограждения балконов и террас придавали дворцу легкость и нарядность.

На фасадах Коттеджа был помещен герб Александрии - щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским.

Одна из первых дач в стране была подарена императором Николаем I своей супруге Александре Фёдоровне в 1821 году.

Cтремясь порадовать жену, Николай I сразу же после восшествия на престол издал указ: «Строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, так называемый «котич» со всеми хозяйственными заведениями с присоединением парка».

Архитектор Адам Менелас построил в Петергофе «собственная ее Величества дача Александрия» — особняк в три этажа с 27 комнатами..

В 1803 году историк Николай Карамзин отметил, что летом Москва пустеет, а её жители устремляются за город. В 30-х годах XIX века в тогдашних ближайших пригородах Москвы — в Кунцево, Сокольниках, Останкино, Перово — стали появляться специальные места для летнего проживания. Бурное развитие дач началось в середине XIX века, когда появились железные дороги и «посёлки для отдыха» стали строить подальше от города — в Химках, Ховрине, Тарасовке, Пушкино, Малаховке, Томилино.

Дачи как место отдыха состоятельных горожан получили распространение в России с 1860-х годов. На рубеже XIX—XX веков дачная жизнь стала массовым социальным явлением, характерным только для России; оно нашло яркое отражение в российской литературе и искусстве той эпохи.

Самым известным посёлком в те годы была Перловка, принадлежавшая московскому предпринимателю и чаеторговцу Василию Алексеевичу Перлову, основателю фирмы «В.Перлов и сыновья». В 1880 году в посёлке насчитывалось 80 дач. В каждом домике был душ и персональный туалет, на берегу реки Яузы были оборудованы купальни, два раза в неделю в посёлок привозили музыкантов, в летнем театре выступали московские театральные труппы. Попасть в Перловку, по воспоминаниям современников, считалось за счастье, аренда дач оплачивалась за три года вперёд, а её стоимость была сопоставима с жильём в центре Москвы. В настоящее время Перловка — это район города Мытищи с развитой инфраструктурой, застроенный жильем высокой этажности.

По состоянию на 1888 год вокруг Москвы насчитывалось более 6000 дач, расположенных в 180 посёлках, куда в тёплое время года переселялись до 40 000 человек.

До начала XX века отдельные дачные строения были редкостью. Отдыхающие ютились на задворках крестьянских изб в наскоро сколоченных хибарках или в самой крестьянской избе, перегороженной на отсеки для 6-8 семей с общим входом. Сдача внаём избы для некоторых крестьян из ближнего Подмосковья была основным источником дохода.

Семьи московских дачников жили за городом с весны до осени — в город, как правило, выбирался на службу лишь глава семейства. Большинство дач строились неподалёку от станций железной дороги, путь до города не занимал более сорока минут.

Электричества на дачах не было — освещение производилось при помощи керосиновых ламп, вода бралась из ближайших рек. Особой популярность вплоть до 1917 года пользовались дачные балы. В дачных посёлках не было охраны, поставить забор считалось дурным тоном.

Пример одной из первых дач!

Дачи Дмитрия Петровича Бахрушина в Ясенках Главный дом усадьбы Д.П. Бахрушина. Вид с запада. Старое фото.

Главный дом усадьбы Д.П. Бахрушина. Вид с запада.

В 1895 году купцом и фабрикантом Гомоновским в Черкизово были выстроены несколько дач на берегу Клязьмы в местечке Ясенки. Сюда вела от дороги на деревню Черкизово липовая аллея, посаженная купцом Алексеевым как раз до ворот усадьбы Гомоновского.

Меценат Дмитрий Петрович Бахрушин, приехав впервые в Черкизово с семьёй на отдых в 1892 году, снял на лето дачу у фабриканта в Ясенках. Всей семье очень понравились Ясенки. Уговорив Гомоновского, Дмитрий Петрович за очень высокую цену (33 тысячи рублей) купил его дачи. На берегу Клязьмы на месте старых дач Гомоновского Дмитрием Петровичем в 1893 году были построены новые дачи по проекту Ф.В. Рыбинского, которые и стоят до сих пор. Вокруг них были разбиты парк, фруктовый сад, сделана оранжерея. В саду был фонтан, площадка для детских игр.

В 1920-е годы в одной из дач частично разместился музыкальный техникум.

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email