> Журнал > Публикации > История рукоделия > Интересные факты о возникновении некоторых предметов гардероба

Интересные факты о возникновении некоторых предметов гардероба

Виды творчества:   Обувь своими руками
Шитье > Кройка и шитье
Интересные факты о возникновении некоторых предметов гардероба | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Каждый день мы соприкасаемся с множеством предметов с многовековой историей происхождения, а также с теми, о нужде которых мы даже не подозревали ранее. Давайте обсудим сегодня популярные вещи, прошедшие через годы, а то и столетия.

Наиболее распространенным предметом гардероба у представителей обоих полов с древних времен можно по праву считать плащ. Племена варваров использовали шкуры зверей, покрывала из льна с отделкой контрастных цветов и т.д.).

Только наиболее обеспеченные слои населения имели возможность надеть нижнюю одежду под плащ, представляющий собой скрепленный на плече кусок материи.

Априори юбка относилась к мужскому гардеробу или, скорее, к универсальному. Прообразом юбки можно считать набедренную повязку первобытных людей. Однако самостоятельность такая деталь гардероба, как юбка, приобрела в шестнадцатом веке.

В связи с тем, что племена варваров предпочитали носить штаны, этот предмет одежды имел низкую популярность у римлян. Но кочевая жизнь предполагает свои трудности: и суровые климатические условия, и верховая езда послужили толчком к разнообразию гардероба, в том числе и в гендерном разрезе – вошли в обращение и штаны (пока не брюки). Со временем и римляне признали удобство и незаменимость этого предмета гардероба.

К слову сказать, изначально штаны просто крепились к поясу, а не прострачивались по шаговому шву, были подобны чулкам и именовались шоссы.

С планомерным укорачиванием верхней одежды возникла необходимость спрятать от посторонних глаз оголяющиеся интимные места. Таким образом, был изобретен важнейший элемент мужского гардероба – гульфик, занявший свое почетное место в мужской моде на несколько столетий.

статья, мода, истории

Как только не щеголяли модники, обладающие титулами и солидным состоянием, - гульфик украшали лентами, шелками, камнями. Рыцарские доспехи ковались, учитывая все подробности анатомии их будущего хозяина. Более того, иногда намеренно увеличивались с целью привлечь удачу к рыцарю.

По мнению некоторых историков, прародителями трусов в их современном понимании и были гульфики. Они придавали своему обладателю чувство гордости за свою мужественность, недюжинную силу и отвагу.

Удивительный факт, но при раскопках коптских гробниц пятого века нашей эры были обнаружены первые вязаные носки. Затем в искусстве вязания наблюдается пробел до тринадцатого века нашей эры. В этот промежуток времени из тонкой кожи и полотна шились чулки. История не имеет сведений о существовании чулок как самостоятельной части гардероба в период средневековья. Были в обиходе укороченные до колена варианты фетровых или кожаных чулок, которые дополнялись башмаками в непогоду.

В наши дни в гардеробе южных славян можно встретить такой предмет как опанки – сандалии, изготовленные из коровьей кожи со шнурками, пропущенными через перфорированную подошву и завязанными на щиколотке.

публикация, стиль

Также традиционно большое значение придавалось цвету ткани. Символ чистоты и веры - белый, а черный – верность, скорбь, голубому цвету приписывалась нежность и т.д. При этом старались избегать желтого цвета, символизирующего измену. В красной же одежде традиционно ходили исключительно палачи. Что касается распределения цветовой гаммы по социальному признаку, то можно сказать, что простолюдинам была доступна лишь мрачная одежда из натуральных некрашеных тканей, а высшее сословие составляло свой гардероб из вещей, сшитых из сочных и ярких тканей.

Интересный факт, что килт в Шотландии служил признаком принадлежности к определенному социальному сословию, даже к определенной местности. Это легко объяснить: красители, использованные для производства ткани, изготавливались из трав, растущих только в той или иной местности.

Вспоминается, как в книгах и исторических фильмах, срывая с себя плащ, галантный кавалер кидает его у ног прекрасной дамы при выходе из экипажа с целью прикрыть лужу, но, скорее всего, различные отходы жизнедеятельности лошадей и их наездников. Подобное объяснение имеет и мужской поклон, при котором происходит помахивание шляпой на далеко вытянутой руке – стремление держать подальше от носа прекрасной барышни зловонный предмет защиты от нечистот, выливаемых в окна жителями города.

Женщинам в средние века было просто не обойтись без подобных ходулям галош (пианелл) с пробковой или деревянной подошвой, служивших единственным средством передвижения по улицам города среди экскрементов. К слову, именно пианеллу потеряла неаполитанка Зезолла, убегая от слуги короля, ставшая впоследствии прообразом героини сказки Андерсена.

Не секрет, что средневековые замки в большинстве своем не были оснащены туалетами, в лучшем случае ими служили небольшие потайные помещения, в которых не была проведена еще в античности изобретенная система канализации. Это объяснялось высокой ее затратностью для городов Европы. В этих помещениях было установлено специальное кресло с ночной вазой, в худшем же случае – просто отверстие с выходом на улицу. Вот тут и пригождались шляпы с широкими полями! Жители города не считали чем-то зазорным справлять нужду в любом месте, где она их настигла – на балконе ли, на широком подоконнике за портьерой бального зала ли, на улице. Прямо посреди светской беседы придворные дамы Версальского дворца, не смущаясь, отправлялись в ближайший угол по естественной надобности.

история, предметы гардероба

Парик ведет свою историю также из давних времен – еще в первобытных племенах воины надевали на головы шкуры своих трофеев с целью получить выдающиеся качества этих животных. С течением времени парик в прежнем виде использовался только вожаками, а после и вовсе оказался анахронизмом. Парик преобразился в венок в эпоху Великой Римской империи, однако вернул свой первоначальный вид в средневековье – период свирепствования страшных болезней и тотального облысения населения. Густые же волосы всегда служили признаком здоровья тела и духа, поэтому люди стремились либо отрастить шевелюру, либо создать ее видимость доступными методами.

Ключевые слова:  

Очень интересно!! Спасибо Вам) Только побольше бы))

туалет...........
это что то {#}

Хобби Лаб (hobbylab)
туалет еще Мединский измучил))))

даа в детстве мечтала. попасть в те времена. чтобы поносить прекрасные плятья, но почитав еще тогда про их отхожие места (как на балах комнату наполняли сеном и поливали духами, ну и в общем дальше понятно), желание отпало в виду моей брезгливости{#}. Яна, спасибо, что радуете нас замечательными историями!

Wetz Elena

И правильно ,что брезгуете. Вы представьте ещё что в тех красивых платьях всякая живность жила типа вшей. В 18 веке в моде были такие сумочки маленькие на поясах носить,в них был мёд, чтоб вся живность туда сползалась. И не мылись,пахли дурно. Пётр Первый даже указ издавал об обязательности ноги мыть. Вообще много интересного было.

Confettini

насчет красного цвета - что он исключительно для палачей- не соглашусь. А как же драгоценный пурпур - символ имперской власти?.. Достаточно посмотреть византийские мозаики или средневековые портреты монархов - красный цвет помимо прочих значений, применяемых в иконографии, симол роскоши..

а вот про гульфики нам тоже на истории искусств рассказывали забавную вещь - поскольку мужики во все времени старались, чтобы зона гульфика выглядела более внушительно, туда подшивали мешочки с песком. И выражение "такой старый, что песок сыпется" как раз пришло из тех времен, когда уже пожилые дядечки были настолько дряхлыми, что даже не могли так сказать, поддерживать свои "вкладыши" с песком в аккуратности, и за ними оставался песчаный след..{#}{#}

Спасибо Вам за статью))

УЮТНЫЕ КАРТИНЫ Vlada-Art

Спасибо за такую интересную подробность про песок! image

Авторская одежда "JM"
Спасибо за добавление,очень интересные факты
Анастасия

а я про сыплющийся песок другую версию слышала: " В солдаты забирали на 25 лет, шинель им выдавалась один раз. Для того, чтобы шинель выглядела всегда опрятно, в подол ее зашивался песок. Соответственно, с годами швы протирались, сукно изнашивлось и.. за вернувшимся из армии солдатом, тянулся тот самый песчаный след"{#}

Думаю, обе версии имеют право на жизнь, хотя, мне видится, что за вкладышами пожилых дядечек было кому присматривать{#}

Средневековые города Европы - дикость, которая отбросила цивилизацию на столетия назад!

Посмотрите, как были устроены с точки зрения гигиены античные города Рима,Эллады, Персии! А в Европе это дикарство и нежелание мыться был обусловлен паническим страхом заразиться через воду чумой. Ведь полЕвропы чума не пощадила.

ТАТОША

Спасибо, отличная публикация, хотелось бы еще image

Авторская одежда "JM"
Наталья,добавляйтесь в мой круг,постараюсь добывать интересные материалы и радовать вас и всех остальных

Спасибо за публикацию))) Если позволите, небольшое дополнение по поводу килта... тартаны (те самые клетки, которые "обозначают принадлежность к кланам или месности"), типичный "новодел". История их возникновения вовсе не уходит корнями в глубокую древность, как в этом многие уверенны, а появились буквально за несколько дней, причем только в девятнадцатом веке, когда королеве Виктории вздумалось ввести в качестве формы в своем полку швейцарской гвардии. До этого момента триста лет килты, как и все "шотландское" были вообще под запретом (а до того они были однотонными, и принадлежность обозначали разве что только к шотландской нации). Практически в течение недели солдаты полка, а они действительно принадлижали к разным кланам, придумали себе цвета тартанов, и, как пишут современники, королева одобрила такую инициативу и была ей весьма довольна. Вот с тех пор и повелось... а дальше сработал эффект "удревнения и обрастания легендами".

Авторская одежда "JM"
Олег,добрый вечер.Благодарю,что дополнили.Очень познавательно и интересно

Сколько узнала нового! Спасибо все! Вроде и читала много, а сколько еще неизведанного!

Na-talia

Думаете , на картине туалет? Она так опустила туда руку, что создаётся впечатление, что это скорее родоначальник биде...

Спасибо за интересную статью.

Если позволите, хотелось бы дополнить про вязание:

"Процесс вязания иглой немного более трудоемкий, чем вязание спицами. Характерная черта вязаной иглой вещи – невозможность ее распустить, потянув за кончик нити.

Вязание иглой впервые в археологии появляется в 7 веке до н.э.(Haymes A.M., 2004). На эпоху викингов в Северной Европе найдены вязаные шапочки (Юго-Восточная Балтия), носки (Коппергейт, Упсалла), варежки (Польша, Финляндия, Норвегия), перчатка (Бирка) стельки и тапки. Фрагментов более крупных вещей не обнаружено. "
Так что вязание не было забыто)) И теперь девушки- реконструкторы вяжут иглой замечательные носочки и чулочки)

Авторская одежда "JM"
Очень интересно,спасибо.будем теперь еще умнее.
Авторская одежда "JM"
Beatriz Milles платья

Письмо Анны Ярославны отцу Ярославу Мудрому.

«Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!

Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи — неймут науку, и все тут. «Мадам, — говорят, — это невозможно». Я отвечаю: «Не поленитесь, поезжайте на Русь, у нас в каждой деревянной избе печка есть, не то что в каменных палатах». А они мне: «Мадам, мы не верим. Чтобы в доме была каморка с огнем, и пожара не было? О, нон-нон!» Я им поклялась. Они говорят: «Вы, рюссы, — варвары, скифы, азиаты, это у вас колдовство такое. Смотрите, мадам, никому, кроме нас, не говорите, а то нас с вами на костре сожгут!»

А едят они, тятенька, знаешь что? Ты не поверишь — лягушек! У нас даже простой народ такое в рот взять постыдится, а у них герцоги с герцогинями едят, да при этом нахваливают. А еще едят котлеты. Возьмут кусок мяса, отлупят его молотком, зажарят и съедят.

У них ложки византийские еще в новость, а вилок венецейских они и не видывали. Я своему супругу королю Генриху однажды взяла да приготовила курник. Он прямо руки облизал. «Анкор! — кричит. — Еще!» Я ему приготовила еще. Он снова как закричит: «Анкор!» Я ему: «Желудок заболит!» Он: «Кес-кё-сэ? — Что это такое?» Я ему растолковала по Клавдию Галену. Он говорит: «Ты чернокнижница! Смотри, никому не скажи, а то папа римский нас на костре сжечь велит».

В другой раз я Генриху говорю: «Давай научу твоих шутов «Александрию» ставить». Он: «А что это такое?» Я говорю: «История войн Александра Македонского». — «А кто он такой?» Ну, я ему объяснила по Антисфену Младшему. Он мне: «О, нон-нон! Это невероятно! Один человек столько стран завоевать не может!» Тогда я ему книжку показала. Он поморщился брезгливо и говорит: «Я не священник, чтобы столько читать! У нас в Европе ни один король читать не умеет. Смотри, кому не покажи, а то мои герцоги с графами быстро тебя кинжалами заколют!» Вот такая жизнь тут, тятенька.

Это она познакомила французов с баней и заставила во время приёма пищи пользоваться столовыми приборами.

Ой, что-то у меня подозрение, что такое письмо было сочинено если не в 21-м, то уж в 20-м веке одним из наших юмористов - стиль виден ...{#}

Элина

Конкретно это письмо конечно написано юмористом. Но вполне себе по мотивам реального письма. Ярослав не просто так Мудрый. Он своих дочерей и сестер учил как будущих правительниц и выдавал замуж по всей Европе. Они умели читать и писать, знали языки, разбирались в политике и экономике.

А муж Анны Ярославны действительно крест ставил в качестве подписи. А вот ее сыновья были уже грамотными и мудрыми правителями. И маму слушали, в том числе в государственных вопросах.

В честь Анны Ярославны (Анны Русской) был учрежден монастырь Анунциаток. Умная была женщина и образованая.

Irene. Летние украшения

Кажется, у Карамзина читала: почему европейские правители брали в жен русских княжен. Дело в том, что папа наложил запрет на брак, если жених и невеста родственники аж в 4-м колене. Боялись вырождения и браков с ближайшими родственниками. А на Руси вроде бы не было в те времена таких близких родственных связей. Но за историческую точность не ручаюсь и Карамзин - писатель, а не историк.{#}

Маргарита Кошкош Авторские куклы (Margaritatv)

Так и было, а в некоторые года запрет распространялся даже на родственников до 7 (!!!) колена.

А по библии, что привезла с собой Анна Ярославна до недавнего времени приномали присягу ВСЕ французские короли.

Спасибо за чудную публикацию, и девочкам за интересные дополнения)

Благодарю, было интересно читать image

Побольше бы таких интересных статей.

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email