Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Свободное общение и взаимопомощь > Беседка > Таинственные цвета

Таинственные цвета

Таинственные цвета

О некоторых из них можно лишь догадываться, как они выглядят)))

  цвета  оттенки  таинственные цвета    

Авантюрин - [от авантюрин 'минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зеленого цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды'; открыт случайно (per aventura) в 1750 г. < фр. aventurine < aventure 'приключение'] – серебристо-черный, черный с металлическим блеском.

Аделаида, аделаидин - [от Аделаида (др.-герм. 'благородный' + 'состояние, положение') - имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона] - красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному; название было чрезвычайно модным в середине XIX в. В оригинале текста Матиссона речь идет о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение. "Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида" (И. Тургенев. Контора). Цвет дозволенного в Японии.

Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.

У Даля адрианопольский - [по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок] – ярко-красный, краска из марены.

Адский, адского пламени, адского огня - [калька с франц. flame d'enfer] лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Алебастровый, алавастровый - (устар.) - [от алебастр 'плотная мелкозернистая разновидность гипса белого цвета, применяемая для строительства и различных поделок' < греч. < Alabastron – название города в Египте] - бледно-желтый с матовым оттенком, матово-белый. Чаще о цвете лица, кожи человека.

Альмандиновый - [от альмандин 'драгоценный камень из группы гранатов' < верхн.нем. Almandin < по названию горы Алабанда в Малой Азии] - темно-красный с фиолетовым оттенком, темно-вишневый.

Акажу - [от фр. acajou < яз. тупи-гуарани acaju 'тропическое дерево семейства сумаховых, т.н. «красное дерево»'] цвет красного дерева.

Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый, малиновый.

Аметистовая ночь, аметистовый - [от аместист 'полудрагоценный камень, прозрачная разновидность кварца; название связано с древним поверьем, согласно которому этот камень притягивает винные пары и таким образом предохраняет его обладателя от сильного опьянения] – темный фиолетово-синий, насыщенный искрасна-синий, фиолетово-красный с синевой, вишнево-лиловый.

Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего - о цвете неба.

Арлекин, арлекиновый - [от Арлекин - имени персонажа итальянского национального театра (так называемой commedia dell'arte), остроумного слуги-шута, характерной принадлежность которого является костюм, сшитый из кусочков материи всевозможных цветов < ит. arleccino] - пестрый, разноцветный. В нач. XIX в. арлекином называли также модную ткань из разноцветных треугольников, а также играющий всеми цветами драгоценный камень - благородный опал. Ныне часто употребляется при характеристике окраса животных. Арлекиновый окрас, при котором цветные пятна разбросаны отдельными участками по голове, холке, спине и крестцу кошки…

Аспидный - цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черно-серый.

Афалина - [от афалина 'млекопитающее семейства дельфинов отряда китов'] – серебристый зелено-голубой.

Багор - густо-красный с синеватым оттенком, темно-красный с синеватым или лиловым оттенком. Варианты названия: багр, багрец, багрецовый, багровый, багрянец, багрянистый, багряный.

Багрецовый - цвет багреца: яркий багровый.

Багрянистый - устаревшая форма слова багряный.

Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. - в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.

Бакан, бакановый, баканный - ярко-красная краска из кошенили, используемая в живописи [< тюрк. и араб. bakkam] - красная краска - ярко-красный, багряный.

Барканский - [от баркан 'плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа' <итал. barracano < араб.-перс. barrakan] – один из оттенков красной гаммы. Упоминается как цветообозначение в 30-е-40-е гг. XIX в.<br />
Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжка испуганной Машки".

Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня, зеленовато-голубой.

Берлинская лазурь, берлинская синь — [по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль] интенсивно-синий. Также Прусская синь.

Бизон - темно-оранжевый.

Биллиардного сукна, биллиардной покрышки - ядовито-зелёный.

Бисквитный - [от бисквит – фарфор, не покрытый глазурью, но дважды обожженный < фр. biscuit < bis 'дважды' cuit 'печеный'] - белый с сероватым или зеленоватым оттенком.

Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк - [от Бисмарк – фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.] - серовато-желтый или коричневый.

Бисной - арх. седой, серебристый, белый.

Бистровый - [от бистр - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем; употреблялась европейскими художниками 15-18 вв. для рисования пером и кистью, после уступила место сепии и туши  - густой коричневый, бурый.

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc белый), - желтовато-белый, белый с кремовым оттенком, телесный, кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.

Бле-раймондовый, бле-реймон - [от франц. bleu 'синий' + мужское имя Raymond (Раймон(д)] – оттенок синего цвета.

Блокитный - (польск.) ярко-синий, сине-голубой. У Даля - голубой, васильковый.

Блондовый - [фр. blonde 'золотистая, рыжеватая, русая, белокурая'] - светлый, с золотисто-желтоватым отливом. Чаще о цвете волос. Прилагательное блондовый в XVIII – XIX вв. нередко употреблялось и в ином значении: блондами называли кружево из шелка-сырца первоначально золотистого, а затем также и белого либо черного цвета.

Божоле - глубокий цвет красивого фиолетового оттенка.

Болкатый - черный, темный.

Бордосского вина (бордо, бордовый) - красно-фиолетовый, темно-красный с лиловым оттенком.

Бороды Абдель-Кадера - [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абд-эль-Кадир - алжирский полководец, оратор и поэт (1807-1883), в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов] - белый, отливающий в серый.

он же Бороды Абдель-Керима - [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абдул-Керим-паша - турецкий генерал (1811-1885), участник русско-турецких военных конфликтов].

Бронзовой брони - зеленый с фиолетовым оттенком.

Броный - [ср. бронь, брунь, брона 'спелый колос', бронеть 'зреть' < возможно, др.-инд. Bradhnas 'рыжеватый, буланый'] - беловатый, бело-серый.

Брощаный - багряный, пурпурный.

Бристольский голубой - ярко-голубой.

Брусничный - [от названия ягоды брусники] - один из оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. Однако долгое время это слово в русском языке означало зеленый (по цвету листа брусники). Цвет под этим названием входил в описание знамени Ивана Грозного.

Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.

Брэнсолитеровый - [от франц. brun solitaire 'единственный (в своем роде) коричневый или смуглый'; другое значение solitaire 'драгоценный камень'] – оттенок коричневого.

Буланый - [от тюрк. bulan 'олень, лось'] - желтоватый, разных оттенков, особенно светлых; иногда при темном хвосте и гриве и с такой же полоской на хребте.

Бурматный - [возможно, от польск. brunatny 'коричневый, бурый' < ср.-в.-н. brunat 'темная ткань', ср.-нем. braun 'коричневый'] - темно-серый, как бы подернутый пылью.

Бурнастый, брунастый - то же, что бурый, красновато-коричневый.

Бусый - [возможно, от др.-тюрк. boz 'серый, тёмный'] - темный голубовато-серый; иногда о неопределенной окраске. У Даля (сиб). темно-голубо-серый, избура-серый, буро-дымчатый, буро-пепельный; о шерсти, темно-бурый с синевою, сизо-бурый (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Татарский глет зеленовато-бусый / Соседствует с венецианской бусой (М. Волошин).

Бычьей крови - черный с красноватым отливом.

Вайдовый - темно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание В. почти прекратилось.

Валюта - серо-зеленый, цвета доллара.

Венге - [от венге 'твердолиственная порода деревьев, произрастающих в тропических джунглях Западной Африки'. Древесина венге отличается разнообразием цветовых оттенков: от золотистого до темно-коричневого с черными прожилками] - темный красновато-коричневый с черными прожилками.

Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вердрагоновый - [франц. vert dragon 'зеленый драгунский'; зеленый цвет драгунской униформы; возможно другое понимание: dragon 'дракон'] - оттенок темно-зелёного.

Вермильон, вермильоновый - [франц. vermillion 'ярко-красный, алый; румянец'] - ярко-алый с оранжевым оттенком.

Веселая вдова - оттенок розового. Название было популярным в XVIII в.

Виардо - [искаженное фр. vert d'eau 'зелень воды'] – светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант водяная зелень.

Винный - желтовато-красный.

Вороний глаз - черный, глубокий черный оттенок – рекомендовался для дорогих фраков, такого цвета могла быть лишь шерсть высочайшего качества. Любая другая очень скоро приобретала рыжеватый оттенок.

Воронова крыла - черный с синеватым отливом.

Вохра, вохряной - то же, что охра.

Вощаный, восковой - цвет воска, от желто-серого, медового до янтарно-желтого.

Выдровый - цвет меха выдры, грязновато-зеленый.

Гавана или гавана-браун - темно-коричневый, шоколадный и более светлый, каштановый или слегка лиловый, напоминает цвет гаванских сигар.

Гаити - или синий и красный - цвета флага Гаити, что символизирует союз черных и мулатов.

Гагатовый - чёрный янтарь, с ярким смолистым блеском, цвет гагата - чёрный или коричнево-чёрный.

Гелиотроповый - 1) цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик), минерал, разновидность халцедона; темно-зеленый халцедон с ярко- или темно-красными («кровавыми») пятнами и полосами. 2) цветок гелиотропа, садовое душистое растение с темно-лиловыми цветками. 3) искусств. органич. краска для окрашив. хлопчатобум. тканей в красно-фиолетовый цвет.

Геморроидальный - модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека, в словаре Ушакова - серо-желтый, измождённый. Также параличный.

Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубец, горная синь, английская горная синь - ярко-синяя краска.

Голубиной шейки - оттенок серого.

Гороховый - цвета вареного серого гороха, желто-серый, дико-желтоватый.

Гортензия - нежно-розовый.

Гридеперливый - жемчужный оттенок серого. В начале века его называли и писали только по-французски.

Гуляфный - астрах. роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная на лепестках розы, шиповника.

Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый - с преливом, отливом, с игрой, разноцветный, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда - оттенок розового. Картина Делароша "Дети Эдуарда IV" <1830—1831, Париж, Лувр>, принесшая ему большую популярность, в моду даже вошла прическа "под детей Эдуарда").

Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький - светло-серый. естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске

Драконьей зелени - очень темный зелёный.

Драконий крови - это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.

Дроковый - ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.

Дымный, дымчатый - с виду или цветом похожий на дым; серый, дикий, мышастый, голубой, темной воды.

Жандарм - оттенок голубого. Бытовало даже выражение "голубые штаны", которым обозначали служащих жандармского управления.

Жаркий (он же горячий) - оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.

Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.

Жирафовый - желто-коричневый.

Жирафьего брюха или брюха жирафа - сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».

Жонкилевый - золотисто-желтый, жонкиль - один из видов рода нарцисса.

Зекрый - светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.

Изабелловый - бледно-соломенный, грязноватый соломенно-розовый. По имени испанской королевы Изабеллы, давшей в 1604г. обет: три года не менять рубашки.

Индиго - темно-синяя краска. Добывается из сока тропического растение семейства бобовых.

Инкарнатный - (от лат. 'сarneus' мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.

Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

Иудина дерева - ярко-розовый, как цветки Иудина дерева.

Какао-шуа - (франц. 'сacao-сhoix' отбороное какао). Это ликер темно-коричневого цвета. 

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную "Калиостро" или "Ожерелье Королевы". Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой "кардинала на соломе " и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.

Кармазинный, кармезинный - (франц. cramoisi) ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина.

Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: "кармелитовый", "капуциновый" и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок "жженого хлеба" или "жженого кофе" и "лесных каштанов".

Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды. 

КашУ или катеху - красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельченной древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ дает с глиноземом - желтый цвет, с солями железа — оливковый, с медн. и хромов.— коричневый и черный.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email