Скульптор, дизайнер, декоратор, модельер – все это можно сказать о Вере Мухиной. Да, в первую очередь она – автор великих скульптур, таких как Рабочий и колхозница, еще она - изобретатель граненого стакана. Однако спектр ее творческих интересов весьма обширен.
Вера Мухина принимала непосредственное участие в создании современного женского костюма, каким мы привыкли его видеть – в первую очередь функционального, без деталей типа корсета, рюшей, бантов и прочих излишеств. Но при этом сшитого со всем вниманием к женской красоте.
Посмотрим, как развивалась творческая мысль Мухиной в области разработки костюмов.
Первых удач в костюмной индустрии она добилась в еще 1915—1916 годах в многочисленных рисунках и работах для театра. В эти годы она делает эскизы для театральных костюмов и оформления нескольких неосуществленных постановок Камерного театра. Однако театральные костюмы – еще ой как далеки от повседневной моды…
Эскиз человека со шпагой к постановке "Ужин злых шуток". 1916 г.
Слуга с кувшином и кубком. Эскиз костюма к неосуществленной постановке С.Бенелли "Ужин шуток". 1916.
С приходом советской власти изменилось многое. В том числе встал вопрос о моде для трудящихся – ведь появились абсолютно иные эстетические запросы. Рабочая женщина вряд ли уже сможет выйти из дома в многослойной и малофункциональной одежде.
Разработкой принципиально новой эстетики и практичной составляющей одежды в то время активно занималась Надежда Ламанова, женщина великой духовной силы, замечательный модельер и хорошая подруга Веры Мухиной.
Однако не все удается с первого раза.
Так, на пример, в 1923 году вышел советский журнал мод «Ателье», задуманный как альтернатива модным парижским журналам. Главной целью издания объявлялось «стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно». В первом номере блистали такие имена как Анненков, Кустодиев, Ахматова, Петров-Водкин и многие другие деятели искусства.
Специально для «Ателье» Вера Мухина создала эскиз своего знаменитого платья-бутона. Платье это было названо в журнале «эстрадным»: пышная юбка напоминала лепестки цветка, изящный силуэт дополнялся широкополой красной шляпой и тростью. Платье, бесспорно, красивое. Но где здесь работницы!?
Да, предложенный журналом новый эстетический стиль был рассчитан скорее на артистическую публику, чем на домохозяек и служащих. А прозападные источники вдохновения авторов не заслужили доверия властей. Вскоре журнал подвергся суровой критике и был закрыт.
Продолжением поисков необходимого стиля, сочетающего практичность и отвечающего новой пролетарской эстетике, стал выход альбома “Искусство в быту” от Надежды Ламановой, в разработке которого Вера Мухина принимала активнейшее участие.
Именно в нем простым и доступным языком, лаконичными и понятными выкройками была сформулирована эта новая идея. Через несколько лет Ламанова сможет высказать ее и словесно: «для чего создается костюм, для кого, из какого материала». Этот принцип стал подлинным переворотом в искусстве моделирования костюма, ибо сформулировал новую программу целой важнейшей отрасли декоративного искусства, соответствовавшей характеру новой жизни.
Главная цель авторов «Искусства в быту» – дать каждой женщине возможность сшить себе простой, удобный и красивый костюм как для работы, так и для отдыха. Простота в изготовлении (в альбоме представлены, на пример, выкройки платья из полотенец) и строгость форм как нельзя лучше характеризовали новую пролетарскую эстетику. Здесь нет места лишним деталям, ненужным складкам и нефункциональным дополнениям – только лаконичность и утилитарность.
Но обратите внимание, с каким вниманием к деталям выполнены все эскизы. Насколько продумана мода для новых работниц не от кухни, но от станка.
Приглядитесь - перед нами платье-трансформер. Одно платье вместо трех: и на работу сходить, и дома хорошо выглядеть и на праздник покрасоваться.
По альбому «Искусство в быту» видно, что Мухина и тогда подходила к крою все также конструктивистки, как и к своим скульптурным работам.
В том же 1925 году на Всемирной выставке в Париже модели Ламановой (в создании некоторых эскизов и большинства орнаментов вновь принимала участие Вера Мухина) получили Гран-при. Эти платья были выполнены в стиле «а-ля рюс», очень популярном тогда на Западе, и выглядели последним словом моды. Эффект был ошеломляющий, за ним никто и не приметил, что бусы, украшавшие модели, были сделаны из хлебного мякиша.
После такого активного периода участия в разработке новой советской моды Вера Мухина продолжила развивать свои основные творческие замыслы в области скульптуры. Ведь на той же Всемирной выставке в Париже ее “Рабочий и колхозница” (скульптура украсила советский павильон) получили Гран-при. По возвращению в СССР Мухина была удостоена своей первой Сталинской премии.
К созданию одежды Мухина вернется еще раз в уже 40-е годы. Тогда она снова будет продумывать и создавать эскизы к театральным костюмам. Обратите внимание, насколько “скульптурен” ее подход к продумыванию конструктивных масс – это особенно хорошо видно в черновиках эскизов.
«Электра» Эскиз костюма Клитемнестры» 1944
Не так давно в Москве проходила выставка, посвященная Вере Мухиной. На ней были выставлены и ее эскизы к одежде. Но самое приятное – практически все модели были сшиты и располагались возле эскизов. Правда, жаль, что все равно не получилось посмотреть, как они смотрятся непосредственно на женщинах.
Хотя имея такие подробные выкройки и описания всегда можно сшить что-то такое винтажное для себя.
Хоть все эти модели смотрятся не особенно модно в рамках современных тенденций, отказать им в определенном изяществе точно нельзя. А если задуматься о том периоде нашей истории, когда они были разработаны - уважать их авторов начинаешь гораздо больше. Ведь то время было настолько скудное, что разработка платья из солдатского сукна или из полотенца уже не кажется такой уж странной. И спасибо, что такие платья были созданы. И продуманы принципы последующей повседневной моды, которая, к сожалению, в советское время далеко от самострока уйти так и не смогла.