Декоративный супрематизм. Фарфор Малевича

  • Рубрика: Идеи и вдохновение
  • Виды творчества: Керамика
Декоративный супрематизм. Фарфор Малевича | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Первое, что приходит в голову при упоминании Казимира Малевича -  конечно, это Черный квадрат. Картина, которая перевернула вверх тормашками все представления об искусстве. Шедевр. Одна из самых впечатляющих и спорных картин всех времен и народов.

Так получилось, что Черный квадрат практически затмил собой все остальное творчество художника. А зря :)

Гений великого художника нашел выражение не только в живописи, но и в декоративно-прикладном направлении. Так, на пример, Малевич и его последователи активно распространяли идеи супрематизма на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде...

Плоды их фарфоровых успехов в наше время хранятся в ведущих музеях страны и являются вожделенными предметами для коллекционеров. А задумывалось все как посуда для ежедневного использования. Для простых людей...

искусство

Малевич создавал не только невероятно красивую и удобную посуду - 

художник  активно участвовал в становлении целой школы для молодых художников, такого советского эквивалента немецкого Баухауса.

Вот некоторые факты развития этой необычайно важной для дизайна и искусства институции:

* В 1919 г. Малевич начинает руководить живописными мастерскими в Витебске.

Вокруг него формируется группа учеников и последователей идеи супрематизма.

* В 1920 г. объединение получило название «Уновис» ("Утвердители Нового Искусства"). Отделения Уновис появились в Смоленске, Москве, Одессе, Оренбурге, Перми, Самаре, Саратове. 

Участники объединения пытались воплотить в реальности утопичный проект создания беспредметного супрематического мира путём проектирования новых архитектурных зданий, создания монументальных декораций для городов, мебели и др. предметов быта, книг, организации музея новой живописи и др. 

* 1922 год - Малевич вместе с учениками переехал в Петроград, где возглавил созданный им Государственный институт художественной культуры (Гинхук), в котором начали работать члены Уновис.  В 1922 г. ученики Малевича Суетин и Чашник начали работать на Государственном фарфоровом заводе, стремясь воплотить пластическую систему супрематизма в образцах посуды.

* 1926 год - деятельность Уновис прекратилась в связи с закрытием Гинхука.

 За 4 года активной деятельности советский дизайн вышел на мировой уровень. Но дальше не пошел... Жаль.

А вот и сами фарфоровые шедевры. По задумке авторов, такими сервизами должны были пользоваться все советские люди. Очень печально, что в итоге у наших бабушек в сервантах они отсутствуют...

декоративно-прикладное

Чайник. Форма - К. Малевич. 1921 г.

курамика

Получашка. Форма - К. Малевич, роспись - Н. Суетин. 1923 г.

фарфор

авангард

Чашка с блюдцем. К. Малевич. 1923 г.

супрематизм

Чернильница. Н. Суетин. 1923 г.

минимализм

Горчишница. И.Чашник. 1923 г.

малевич

Тарелка десертная. И.Чашник. 1923-24 г.

уновис

Тарелка. И.Чашник. 1923 г.

Сливочник. И.Чашник. 1923 г.

Тарелка. Н.Суетин. 1923 г.

Чашка с блюдцем. Н.Суетин. 1923 г.

Чашка с блюдцем. Н.Суетин. 1923 г.

Чашка с блюдцем. Н.Суетин. 1923 г.

Чернильница. Н.Суетин. 1923 г.

Тарелка "Динамическая". Рисунок - К.Малевич, роспись - А.Кудрявцев. 1926 г.

История Уновис и последователей супрематизма довольно печальна. Советский дизайн пережил невероятный взлет, очень короткое развитие и долгое забвение. Но даже за столь короткий срок успел оставить такие замечательные образцы органического совмещения концептуальности высокого искусства и прикладной функциональности.

Супрематические композиции при всей своей сложной идейной подоплеке оказались весьма декоративными и ёмкими. Они до сих пор активно используются  освременными дизайнерами. Но об этом - позже :))

Фарфор - не единственный материал, вдохновлявший наших великих авангардистов. В ближайшее время я расскажу о Вере Мухиной, которая ваяла не только монументальные скульптуры типа рабочего и колхозницы, но также принимала активное участие в создании советской модной одежды.

Надеюсь, это будет интересно :)

Факты: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» 2007г.

Комментарии (12)

Вот и настал тот день - статейка про моду от Веры Мухиной прошла модерацию и ждет своих читателей в рубрике История рукоделия image

Спасибо за отзывы! В России и дизайн и архитектура были на очень высоком уровне! Как и обещала - скоро выложу дизайны одежды от автора Рабочего и колхозницы Веры Мухиной. Там такая переработка кроя и простота линий не в ущерб красоте, о чем в после революционное время сложно было и мечтать.

о! это очень интересно! ЖДЁМ!!!!

Tori Jewelery 23.02.2014
Ух ты...класс!!!!

Анастасия, спасибо огромное, что вы подняли тему российского дизайна. Я много раз слышала фразу, что в России дизайна не было и нет. Почти как секса image Приятно видеть доказательство обратного.

Спасибо! Очень интересно.

И одежду от Веры Мухиной хочется посмотреть.

din.dona 19.02.2014

Как красиво))))))) Благодарю.

А супрематизм - в принципе необыкновенно богатая идея. Вспоминаются роскошные вещи Сен-Лорана из его супрематической коллекции)))))

Очень современно смотрится

Да, это очень показательно - вневременность этих форм и росписей подтверждает качество работы и самой идеи супрематизма.

Pular 19.02.2014

Предметы из белого сервиза и сейчас производятся и продаются Императорским Фарфоровым заводом, правда, цены на него совсем не "народные"{#}

это-то и печально...

хотя, честно, не знала, что все еще производят. хотя такую красоту грех не производить image