> Журнал > Публикации > История рукоделия > Кашемировая роскошь или что такое настоящий кашемир? Часть 2.

Кашемировая роскошь или что такое настоящий кашемир? Часть 2.

ТатьянаНиколаева Экслюзивная одежда
Виды творчества:   Вязание > Вязание на спицах
Вязание > Машинное вязание
Кашемировая роскошь или что такое настоящий кашемир? Часть 2. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Предлагаю вашему вниманию вторую часть статьи о кашемире. Эта часть посвящена истории кашемира.

На рубеже XVIII-XIX веков вошли в моду большие шали из шерсти или пашмины - подпушка высокогорных коз. Они изготовлялись в Кашмире (Северная Индия) с XV века. В Европу такие шали привез Наполеон Бонапарт из Египетского похода в подарок своей жене Жозефине де Богарне. Это прекрасно дополняло модные в то время платья из тончайшей кисеи с завышенной талией. Надо полагать, что не только изумительные красота орнамента и мягкость способствовали росту популярности этих шалей, но и то, что ампирные туалеты были при всей их привлекательной легкости и прозрачности очень холодными. А климат Парижа все же несколько отличался от климата Древней Греции, подражательницами которой были француженки. Врачи умоляли запретить эту моду, предлагая дамам отправиться на кладбище Пер-Лашез и посмотреть, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за нее от простуды. Однако женщины, не желавшие расставаться с обольстительными нарядами, решили проблему проще и стали греться с помощью теплых шалей. На многих портретах того времени можно видеть прекрасные образцы этого аксессуара.

Jean-Auguste-Dominique Ingres- шали

Portrait of Madame Aymon, La belle Zlie.

кашемир
На протяжении столетий кашемир являлся символом богатства и достатка, который могли себе позволить лишь очень состоятельные люди. Требовалось целых четыре года для того, чтобы козочка могла вырастить достаточно пуха для одного женского свитера. Кашемир подобен золоту и бриллиантам и, если его продают по низкой цене, это выглядит крайне подозрительно.
Начиная с середины ХIХ века кашемир стал использоваться для изготовления и мужской одежды. Одним из первых его стал пропагандировать знаменитый английский денди, светский лев и ловелас, капитан Джордж (Бьюи) Браммел. Он утверждал, что лучший способ покорить сердце новой дамы - сжать ее в объятьях, надев белый кашемировый жилет. От ласкового тепла и мягкого шарма кашемира таяли самые стойкие из женщин.

Portrait of Madame Duvauay. 1807

шотландский кашемир
Самые тонкие и длинные волок­на кашемира называются пашмина (от перс, pashm - пух, подшер­сток). Их тонина не превышает 13-15 мкм, что в 5 раз меньше человеческого волоса (75 мкм)! Этот пух также не стригут, а вычесывают с груди и живота горных коз - его коли­чество очень ограничено и состав­ляет не более 50 г с одной козы. Интересно, что таким богатством могут похвастаться только козы с Гималаев, Тибета и некоторых прилегающих к нему районов - ниоткуда больше. Эти изумительные по своей нежности и теплу волокна дали название знаменитым шалям, которыми с давних пор славится Кашмир.

Portrait of Madame Panckoucke. 1811

«Любимая! Египет покорен! Он у твоих ног!» - воскликнул Наполеон, вбегая в покои Жозефины. Она нахмурилась и в который раз подумала о том, как надоели ей эти мужские игры. «А вот и скромный дар из Александрии для моей королевы!» - Бонапарт накинул на пле­чи супруги тончайшую шаль ручной работы. Шаль заискрилась на солнце, переливаясь нежными кра­сками. Жозефина замерла от восторга - ее тело окутывало настоящее чудо! «Это пашмина! Целый год над ней трудились трое мастеров - ткали, расшивали золотом и украшали драгоценными камнями. А потом полоскали в священном озере Дал, чтобы придать краскам вечное сияние. Теперь она твоя!» Приведенная выше легенда – самая популярная из относящихся к истории проникновения пашмины, как ткани и изделия одновременно, в Европу.

Portrait of Madame de Senonnes. c. 1814-16

Это случилось в конце XVIII в. В Египет пашмина попала случайно, как подарок тогдашнего правителя Кашмира местному хедиву. А На­полеон получил ее в числе прочих подношений после завоевания страны. С тех пор мода на пашмины не проходила никогда. Женщины всех правящих династий Евро­пы считали необходимым иметь столь великолепный аксессуар в своем гардеробе. Шали коллекционировали и передавали по наследству из поколения в поколение.

Portrait of Madame Leblanc. 1823

В XIX в. пашмина стала предметом особой гордости и эпатажа. Английская императрица Евгения, например, развлекалась так: когда беседа становилась скучной, она снимала кольцо с безымянного пальца и с легкостью продевала свою шаль сквозь него.

Orest Kiprensky. Portrait of A. I. Molchanova with Daughter

С 1800 года было налажено изготовление имитаций индийских тканей и шалей в Европе, в частности в городе Пейсли (Шотландия). В результате цены на кашмирские изделия упали. После 1877 года, когда голод заставил многих сринагарских ткачей покинуть родные места, производство шалей здесь резко сократилось. Между тем их продолжали вывозить в Европу - на сумму 180 тысяч фунтов стерлингов. В России цены на кашмирские шали колебались между 500 и 3000 рублей.

Orest Kiprensky. Portrait of A. I. Molchanova with Daughter.

Первые русские шали, сотканные в сложной технике двустороннего ткачества, появились в начале XIX века. Сделанные руками крепостных девушек в мастерских помещиков Н. А. Мерлиной и Д. А. Колокольцова в Нижегородской губернии, они по качеству ни в чем не уступали индийским. Пряжу для тканья пряли из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз так искусно, что она получалась тоньше волоса. Центральная часть шалей либо была гладкой - красной, голубой, белой, либо представляла собой контрастные полосы. Кайму украшали пышным многоцветным растительным узором из гирлянд и букетов цветов, абсолютно одинаковым с лица и изнанки. Иногда в него органично включали восточные мотивы в виде "турецких бобов" или "огурцов", своеобразно переработанные. Цвет шали и соотношение каймы с фоном подчинялись моде. В первой четверти XIX века предпочитали резкие контрасты, например желтая кайма и черный фон. Затем стал модным светло-кофейный фон. Позднее орнаментом начали покрывать не только края шали, но и всю ее поверхность.

Jean-Laurent Mosnier. Portrait of Countess Elisabeth Shakhovskaya

Купавинские шали делали на Купавинской фабрике князя Н. Б. Юсупова, их носили только купчихи. Стоимость одной шали составляла 200 рублей, что равнялось годовому жалованью фабричного рабочего.

В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", где титулярный советник Мармеладов рассказывает Раскольникову: "Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила".

Henri Francois Riesener. Portrait of Josephina Fridrix. 1813

Старинные шали, как восточные, так и русские, были очень длинными и исключительно с тканым орнаментом. Умению носить их придавалось большое значение. Один конец обертывали вокруг руки, другой спускали до земли. Чтобы удерживать шаль в нужном положении, в ее углы вшивали металлические шарики (иногда шарики вплетали в кисти).

Henri Francois Riesener. Portrait of S. P. Apraksina. c. 1818

В 1830-е годы появились тканые шали с набивным орнаментом, с вышивкой шелком. Чуть позднее, когда на многих мануфактурах и фабриках наладили производство набивных шалей, более дешевых по сравнению с шалями, украшенными тканым узором, этот предмет одежды получил особенно широкое распространение. Шаль прочно вошла в быт различных слоев русского общества. Ее стали носить женщины не только дворянского, купеческого, но и мещанского, крестьянского сословий.

Franz Xavier Winterhalter

Portrait of Madame Ackerman, the wife of the Chief Finance Minister of King Louis

В начале 1820 годов модные журналы рекомендуют клетчатые шотландские кашемировые шали и черные шали с цветной каймой. В 30-е годы XIX века к бальным туалетам полагались платки, шарфы из прозрачных тканей, затканных золотым или серебряным узором, а также мантильи из черного кружева. В то время как великосветские дамы украшали себя невесомыми шарфами – «паутинками», купчихи - платками весьма крикливых расцветок. Цвета ценились яркие: красный, голубой, палевый. «Богатая» шаль - непременное дополнение наряда купчихи на картинах Кустодиева, Малевича, Маковского. 

Купчиха с зеркалом Кустодиева

Спасибо за внимание!

Ключевые слова:  

Большое спасибо за статью! {#}

С удовольствием бы почитала ещё и про шатуш....

Спасибо большое! с ОГРОМНЫМ ИНТЕРЕСОМ ПРОЧИТАЛА! {#} оЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ВЕЩИ! тАК ВОТ ОТКУДА У НАС ЛЮБОВЬ К пАВЛОВО пОСАДСКИМ И ДР. ПЛАТКАМ!

Познавательно, спасибо{#}

Спасибо автору, большой труд. Многое узнала и получила большое удовольствие от картин.

Pular

кашемир люблю, роскошь - это действительно так...

маленькие уточнения{#}:

Императрица Евгения - французская, жена Наполеона III, в Англии с таким именем не было королев, насколько я помню.

Купавинские шали первоначально были шелковые, чем и объясняется цена, и только потом шерстяные, но из шерсти овечек, а не коз. К кашемировым у нас ближе Оренбургские паутинки, а по некоторым данным отдельные экземпляры и превосходят по тонине волокна.

И не помню ни одной картины Малевича с купчихой в цветастой шали{#}, крестьянок и работниц писал да, но к шалям и кашемиру это не относится...

Осенью купила себе пару палантинов в Индии из кашемира. До этого никогда его даже в руках не держала. Настоящий кашемир - это восторг и моя любовь навеки!

ТатьянаНиколаева Экслюзивная одежда
Большое спасибо за комментарии! Приятно, что статья понравилась! За уточнения тоже спасибо! Читайте, пожалуйста, первую часть статьи "Кашемировая роскошь или что такое настоящий кашемир?" в моем блоге в разделе "Публикации".
Мария
Спаибо за статью! Любуюсь прекрасными картинами!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email