Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Антология бархата. Красота сквозь века. Часть 2

Антология бархата. Красота сквозь века. Часть 2

Виды творчества:   Живопись и рисование > Живопись
Антология бархата. Красота сквозь века. Часть 2 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Первую часть публикации вы сможете увидеть здесь. Она была приурочена к тематической неделе «Бархатная революция».

Как говорится, по семейным остоятельствам мне не удалось быстро подготовить вторую часть "Антологии...", да и, признаюсь, я черезчур увлеклась самим процессом изучения и сбора материала для публикации. И вот перед вами вторая её часть. 

Итак, попробуем отследить судьбу бархата на русской земле. Первые упоминания о нём датируются рубежом XV-XVI веков. Не спрашивайте, почему не раньше, ведь внешняя торговля на Руси шла, невзирая ни на какое монголо-татарское иго, которое датируется XIII-XIV веками. Византия  и другие земли юго-восточной Европы -— с одной стороны, торговля через Готланд, "око Балтии", — с другой. Но факт остаётся фактом, и за отправную точку шествия бархата по Руси будем считать именно рубеж  XV-XVI веков. 

В ту пору русская живопись была представлена иконописью и стенной живописью с очень строгими канонами. Это было время Алипия Печерского, Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия и других иконописцев, чьи имена в большинстве своём не сохранились, времена создания уникальных по своей духовности икон и фресок. 

бархат Ярославская Оранта

Датируется  XII-XII в.в., возможно, эту икону написал Алипий Печерский.

бархат на руси Успение.  Феофан Грек. 1392г.

русь боярская Троица. Андрей Рублев (1411 г. или 1425-27г.г.)

русская свадьба Икона Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 г.

Увы, с точки зрения передачи визуальной информации своим потомкам  (не забываем, мы ищем бархат!) XV-XVI века — не самое лучшее время. Лишь в  XVII  веке русский портрет отходит от иконописных ликов, в нем появляется "живоподобие", но вплоть до  XVIII русская живопись сохраняет религиозный характер. И нам придётся обратиться к творчеству художников  XIX, чтобы увидеть боярскую Русь.

Одним из первых русских покупателей диковинной заморской ткани был удельный князь Михаил Андреевич Верейский и Белозерский. В 1486 году он завещал дочери Анастасии красную бархатную шубку. Вполне возможно, она была похожа на эту.

  история моды  1885. Маковский. Боярыня у окна 

Шуба в те времена была не менее актуальна, чем в наши дни. Только если современные модницы щеголяют в шубках "мехом наружу", то во времена боярской Руси мех располагали с изнаночной стороны, покрывая шубку  дорогим бархатом. В то время производили такое количество видов этой ткани, что и сегодня кажется удивительным. Гладкий, косматый, петливатый-петельчатый и полупетельчатый (с неразрезанным ворсом разной высоты), полуразрезный (в рисунке ткани под «остриженным» ворсом можно было различить мелкие, выступающие над основой петли), рытый (с выпуклым узором, выполненным в двух плоскостях: и по золотной основе, и среди «мохнатого» шелка), одноморхий и двоеморхий (последние два — рельефные с двумя уровнями «щетинок»), золотные (здесь в утке применялись пряденое золото и серебро), аксамиченный (рапорт рисунка выполнялся золотным или серебряным шелком). 

Цена на бархат была очень высока (один бархатный наряд стоил столько же, сколько стоил боевой конь), поэтому в качестве отделки использовали исключительно дорогой мех — соболий, куний, мех горностая, рыси и черно-бурой лисы. Различные варианты бархатных одежд на меху, а их было множество, от "русских" в пол до летников, кафтанов и пр., можно увидеть на картинах Маковского, Рябова, Сурикова и других русских художников.

русские традиции 1887г. Суриков. Этюд для картины "Боярыня Морозова"

 русский костюм Суриков. Этюд для картины "Боярыня Морозова"

бархатная революция Суриков. "Боярыня Морозова" , фрагмент

 Маковский. Боярин с кубком

Такие шубы не шились на один-два сезона. Их, как и другие одежды из бархата,  дарили, оставляли в наследство,  передавали в виде подушного вклада в монастыри, при необходимости перешивали, и этими "перешивками" не гнушались даже царские особы. Так, известно, что однажды было распорото и переделано платье сына Ивана Грозного, из белого "рытого" бархата, а самому царю была по его приказу перешита ферязь из красного бархата с изображенными на нем желтыми птицами в накидку "безъ рукавовъ". 

 Васнецов. Иван Грозный

Обратим внимание на детали одежды царя. Есть два варианта, из чего мог быть сшит его кафтан. Для пошива этого вида царской одежды использовались в основном аксамиченный бархат или аксамиченый атлас (напомню, рапорт рисунка на такой ткани выполнялся золотным или серебряным шелком). Такие кафтаны подбивались истинно царскими мехами — соболем или горностаем.  К дорогим нарядам требовались не менее дорогие дополнения — сапоги и шапки. Если судить по сохранившимся описям, у Ивана Грозного было не менее десяти бархатных шапок. Украшенные жемчугом и мехом, расшитые серебром и золотом, с запонами ("брошками") из золота и серебра и с драгоценными камнями... Сапоги тоже делались с размахом — из того же бархата или сафьяна, например, и украшались не хуже остальной одежды. Для иллюстрации — несколько фотографий экспонатов из музеев Московского кремля. 

1. Сапожок (бархат,  кожа козы, золотой шнур, жемчуг). 2. Стихарь (аксамит, бархат, атлас). И хотя это одежда для богослужения, ткань для его пошива использовалась подобная той, из которой шилась и царская одежда. 3. Запона.   

Не могу не показать, как в реальности выглядит заморская диковинка, которую так любила русская знать. Все образцы — это фрагменты тканей из коллекции музеев Московского Кремля. Одежда, сшитая из этого бархата, датируется XVII  веком, но нет сомнений, что подобные ткани были в ходу и веком раньше, во времена Ивана Грозного.

А так это богатство выглядит на картинах:

 Андрей Петрович Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899

Лебедев Клавдий Васильевич.  Боярская свадьба. 1883

Седов Григорий Семёнович . Царь Иоанн Грозный любуется на Василису Мелентьевну. 1875

Изображение женщин боярского рода русскими художниками — это особый разговор. И даже не разговор — песня! Особенно мне нравятся красавицы у Константина Маковского. Его царевны, боярыни и боярышни прекрасны! Впрочем, смотрите сами. 

 Боярыня с ларцом. 

 Боярышня

 Боярышня с подносом

 Царевна

 Молодая боярыня

 Княгиня под венец

В процессе сбора материала натолкнулась на вопрос, можно ли доверять тому, что изображено на полотнах художников 19 века. Никто не спорит, что мастера, воспроизводившие Русь боярскую, идеализировали прошлое, но с точки зрения передачи исторического костюма и быта тех лет их картины безупречны. В своём творчестве художники опирались на культурное наследие XV-XVI веков:  различные письменные источники, памятники архитектуры, живопись, сохранившиеся вещи. Многие художники занимались собирательством предметов старины. Конкретно про Маковского могу сказать, что он за свою жизнь собрал огромное количество предметов прикладного искусства, многие из которых попали на его картины. Вот лишь малая часть того, что было в его коллекции:

Сборник (Вологодская губерния. Конец XVIII — начало XIX века. Хлопчатобумажная ткань, жемчуг, перламутр, бирюза, стекло) и ларец (конец XVII века. Дерево, резьба).

Поднизь (Костромская губерния. Конец XVIII века. Шелк, парча, бить, штоф, стеклярус, жемчуг, перламутр) и кокошник (Галич Костромской губернии. Конец XVIII века. Картон, парча, золотная нить, бить, фольга, жемчуг, бирюза, стекло).

А это уже не из коллекции художника.На первой фотографии очень хорошо видно, что вышивка выполнена по бархату. Очень похожая "шапочка" изображена на картине Константина Маковского "Боярыня у окна"  (смотрите выше).

 И несколько красавиц:

 Сергей Соломко.   

Молодая женщина в народном головном уборе.

 Николай Неврев. Василиса Мелентьева и Иван Грозный

 Маковский. Молодая боярыня

  Маковский. Черноокая княжна 

Одной из отличительных черт одежды боярской Руси является её чрезмерно богатый вид. Так, Архиепископ Арсений Элассонский, побывавший на приёме у царицы Ирины Фёдоровны Годуновой, писал, что при виде роскошного облачения государыни всех присутствующих охватил какой-то "сладостный трепет благоговения", так как "малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей". Касалось это и боярской одежды в целом. Достигалось такое богатство не только сочетанием дорогих материалов нескольких видов, но и различными способами декорирования. Дополнительные накладные детали, ювелирные нашивки, пуговицы, каждая из которых уже сама по себе является произведением искусства, самые разнообразные кружева, различные виды вышивки.  Один из последних — так называемое "золотное шитьё", шитье золотными нитями и драгоценными материалами. Зачастую ткань практически полностью закрывалось вышивкой.

Наряды (фасоны) боярской Руси очень сильно отличались от европейской моды. Если , говоря о Европе тех лет, уже можно было говорить именно о моде, то к допетровской Руси более уместно слово "традиции". И на формирование этих традиций влияло очень много факторов.  Но даже такие значительные события, как принятие христианства и монголо-татарское иго, лишь оттачивали, если хотите, "особенности национального характера".   Мы стали христианами, но сохранили в себе долю язычества.  Мы уже не Европа, но ещё и не Азия. Мы та самая страна, которую "умом не понять" и "аршином общим не измерить".  Но вернёмся к бархату!  

Как и в Европе, на Руси бархат использовался очень широко. Он шёл не только на создание светских и церковных нарядов, но и для отделки воинского снаряжения, изготовления предметов культа, книг, убранства храмов, для украшения интерьеров царского и боярского жилья. Очень интересно с этой точки зрения рассматривать картины жанрового плана.

Александр Дмитриевич Литовченко. Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею

На этой картине во всей красе видны не только сокровища, принадлежавшие царской казне, но и огромная разница в том, как одеты "наши" и "не наши". Вот она — мода и традиции!

Событие относится к 1570-м годам, когда царь уже был нездоров, его мучали сильные боли, но сокровищницу он посещал практически каждый день. По свидетельствам посла, которого однажды царь позвал с собой, Иван Грозный рассказывал о свойствах различных камней. Думаю, для многих будут интересны его слова (особенно для мастеров, работающих с камнями): "Все эти камни — чудесные дары божьи, они таинственны по происхождению, но однако раскрываются для того, чтоб человек ими пользовался и созерцал; они друзья красоты и добродетели и враги порока".

А теперь поищем бархат. Однозначно мы видим его на самом царе (шапка, накидка на коленях, "коврик" под ногами), на после Горсее и его сопровождающем, на стоящем сзади боярине (чёрная, подбитая мехом шуба). В центре картины — седло. При изготовлении сёдел тоже часто использовался бархат. Так выглядит седло с картины:

А так настоящие:

Первое датируется второй половиной 17 века и изготовлено в мастерских Конюшенного приказа Московского Кремля. Второе (середина 17 века) привезено из Турции. Оба седла выполнены с использованием бархата. 

 Из  бархата делались и полы для лошадей, его же использовали для украшения сбруи, которая тоже сама по себе была произведением ювелирного искусства.

Михаил Иванович Авилов (1882–1954).  Царевич Иван Иванович на прогулке 

Обратите внимание, что конская цепь на вороном коне практически точно повторяет цепь, которую можно увидеть в иллюстрациях, хранящихся в музее Оружейной палаты. 

Иллюстрации  художника Н. Самокшина (17в.) к книге Кутепова " Царская охота на Руси царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича   XVII век " прекрасно демонстрируют, с каким размахом проходили на Руси подобные мероприятия.

  Кафтан ездовой — терлик бархатный. 2я половина 17го.

Узнаёте? Ещё одно доказательство того, что историческая живопись - это фантазия художника, основанная на глубоких знаниях истории и исторического костюма. 

Вячеслав Шварц. Иоанн Грозный у тела убитого им сына

На царе бархатная на меху ферязь, из чёрного бархата колпак. Известно, что эта шапка была подбита черно-бурой лисой и надевалась царём к траурному платью. 

Вячеслав Шварц. Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича

Иванов Сергей.  Приезд воеводы

Андрей Петрович Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893.

Михаил Федорович родился почти на полвека позже, чем появился на свет будущий Иван Грозный, и большая часть его жизни прошла уже в веке семнадцатом, но по картине видно, что и десятилетия спустя уклад жизни не изменился. И продержится он ещё долго, лишь при Петре I Русь сменит свой облик на европейский.

Литовченко Александр Дмитриевич. Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича

 Григорий Седов. Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Хороши девушки, не правда ли? А уж наряды! К слову, по "Домострою", все свадебные обряды просто обязаны были проходить с использованием бархатных вещей. Свадебные чины со стороны невесты должны были одеваться в "кафтанехъ и в терликахъ в бархатныхъ и камчатыхъ, и в отласныхъ в золотныхъ". Ритуальные свечи приносились в бархатных или атласных золотных кошельках. Поднос, на котором лежал каравай невесты, покрывался этими же дорогими тканями, а свадебный хлеб жениха обшивался бархатом или камкой. Во время обряда часания волос жениха и невесты и закручивания кос девушки в причёску замужней женщины молодых сажали на бархатные или атласные "зголовья". Если невеста отправлялась в церковь в санях, то сидела она так же на бархатной подушке. 

Но самая красивая история, связанная со свадебным обрядом и бархатом, это история, связанная с замужеством дочери Ивана III. В 1495 году выдавал царевну Елену за князя Литовского Александра Каземировича. В приданое государь выделил дочери десять бархатных отрезов, в 10-15 локтей каждый. Бархат был разный:  венецианский  классических расцветок и турецкий из города Бурса с более смелым цветовым решением — по лазоревому полю шёл рисунок "чернь съ золотом", такая же ткань, но без блестящей нити и ткань с красной основой, над которой поднимались чёрные щетинки. И был ещё один — гладкий, алый, по которому Елена должна была идти навстречу своему будущему мужу. По другой версии алый бархат расстелил перед невестой сам жених, но сути это не меняет — невеста шла по  "красной дорожке", которая традиционно является атрибутом чествования сильных мира сего, символом роскоши и богатства или признания чьих-то заслуг.  

Найти картину, которая могла бы красиво проиллюстрировать эту историю, не удалось, но многие художники писали картины на тему "Свадьба-сватовство-смотрины". Понимаю, что визуально найти на них бархат сложно, но, зная традиции того времени, мы можем позвать на помощь наше воображение. 

Илья Репин. Выбор великокняжеской невесты

 Константин Маковский. Смотрины

Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII  веке

Вячеслав Россохин. Как тебя звать?

Этот сюжет ещё далёк от сватовства и того, что за ним следует, но уж очень долго не могла найти, кто же автор картины. Поэтому пусть будет.  

 Иван Кириллов. Выбор невесты.

На этой картине хочу обратить ваше внимание на фигуру бравого молодца на заднем плане. Это рында — один из многочисленных почётных стражей и царских телохванителей. При Иване Грозном в их "форму" входили высокие белые бархатные шапки, опушённые рысьим мехом, а при Фёдоре I, его сыне, рындам были сшиты и белые бархатные кафтаны, которые сменили серебристые кафтаны из парчи. В те же времена в бархатных нарядах стали щеголять и другие служилые люди, например, государевы возничие, и это было тем самым "встречают по одёжке", призванное лишний раз подчёркнуть богатство и могущество русских царей, какие бы тяжёлые времена не переживала в это время Русь.. 

Можно приводить ещё очень много примеров использования бархата в допетровской Руси, но основное уже мы выяснили — бархат и здесь, как и в Европе, был визитной карточкой знати, символом роскоши, идущей рука об руку с властью. На этом можно было бы поставить точку, но ещё пару слов хочется сказать о производстве собственного бархата на Руси. 

В этом вопросе я столкнулась с расхождениями в подаче информации. По одной версии, первые попытки производства собственного бархата относятся к правлению  Фёдора I, который находился на престоле с 1584 по 1598. По второй,  Бархатный двор был основан в Москве в 1632, уже при государе Фёдоре Михайловиче , первом царе из династии Романовых. Как бы то ни было, основной проблемой, почему это не переросло в крупное производство, было отсутствие в должном объёме шёлка-сырца, основы для производства бархата. Он был очень дорог и привозился контробандой из персии армянскими купцами. Лишь при Петре Первом, при котором были налажены легальные поставки из китая шёлка-сырца и увеличены пошлины на ввозимые заграничные ткани, производство шёлка и бархата вышло на промышленный уровень. 

P.S.  В 60 км от МКАДа в селе Заречье Владимирской области находится единственный в России Музей по истории шелкового бархатного ткачества в усадьбе текстильного фабриканта Думнова С.И. Воссоздала фамильную усадьбу и организовала Музей московская художница по куклам Галина Масленникова. В музее можно увидеть уникальный ручной ткацкий станок, который использовался для производства бархатной ткани и плюша и коллекцию бархатной одежды 19 века. 

Спасибо всем за внимание! 

Публикацию подготовила Болдырева Марина.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email