Обновление пароля

 >  >  >  > Антология бархата. Красота сквозь века. Часть 1

Антология бархата. Красота сквозь века. Часть 1

Виды творчества:   Живопись и рисование > Живопись
Шитье > Кройка и шитье
Антология бархата. Красота сквозь века. Часть 1 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Да простят меня филологи за вольную трактовку слова «антология», но как иначе назвать подборку картин, главным героем которых является Его Величество Бархат?

На картины бархат попал сразу, как только его стали использовать при создании одежды и в интерьерах. И не удивительно. Великолепная и дорогая ткань, ставшая неотъемлемой частью гардероба королей и императоров, высших иерархов церкви и придворной знати, просто не могла остаться «за кадром» и не попасть на полотна художников. Увы, из-за особенностей живописи того периода (речь идёт о 12-14 веках) узнать бархат визуально практически невозможно, поэтому  начать всё же придётся с фотографий. Да и не показать такую красоту просто невозможно! 

Пока искала материал по истории бархата, попалась такая информация: в Вене, в Сокровищнице дворца Хофбург, хранятся перчатки из красного бархата.  И это не просто перчатки, а самое настоящее произведение ювелирного искусства! Украшенные золотом и перегородчатыми эмалями, усыпанные жемчугом, рубинами, сапфирами, аметистами, гранатами, шпинелями и корундами, они действительно достойны королей! Дата создания перчаток предположительно 1220, и сделаны они были к коронации Фридриха II Гогенштауфена, провозглашеного властелином Священной Римской империи. Фотографии самих перчаток найти не удалось, но попалось изображение ткани, выполненной приблизительно в то же время. Фотография сделана с фрагмента погребальных одежд императрицы Констанцы , супруги императора. В центре находится один из гербов рода Гогенштауфенов — орел с распростертыми крыльями. 

бархат    

Ещё одна реликвия, которую можно увидеть в Сокровищнице, это мантия самого  Фридриха II Августа. Её описания я не нашла, но, думаю, не ошибусь, написав, что она сделана всё из того же красного бархата, который довольно долго могли позволить себе только особы королевской крови и высокие церковные сановники.  

история моды  

Теперь можно перейти и к картинам.

Коронация Филиппа II Августа в присутствии Генриха II, короля Англии.  Винсент Бовэ, "Зеркало истории", том 4, 1400-1410. Само событие происходило в 1179 году.  Здесь можно "увидеть" бархат, только исходя из исторических сведений. 

модный бархат

А так увидел  Филиппа II художник 19 века  Луи-Феликс Амьель. Вот он, знаменитый бархат французских королей - золотые геральдические лилии на голубом фоне! С этим бархатом мы ещё встретимся!

мода средневековья

Филипп II, герцог Бургундии, по прозвищу Смелый ( 1363-1404). Не известно, кто автор этого портрета (Фломандская школа, ок.1500), но доподлиннно известно, что Бургундский дом Валуа долгое время являлся законодателем европейской моды и что в гардеробе Филиппа Смелого было много бархатных одежд разного цвета, с вышивкой золотыми или серебряными нитями, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. 

Филипп III Добрый (1429-1467)

Ещё один из Валуа, герцог Бургундский. Филипп Добрый внёс лепту в историю бархата: в его правление к Бургундии были присоединены Нидерланды, где вскоре развернулось собственное производство шёлка и бархата.  

Портрет работы неизвестного хужожника датируется 1610 годом. Филипп Добрый изображён в облачении рыцарского ордена Золотого руна, чьим учредителем он является. В Сокровищнице венского дворца Хофбург хранится орденское облачение для проведения литургий, изготовленное до 1440 года. Вышитые на нем золотом, серебром и разноцветным шелком «щитки» с изображениями небожителей обрамлены полосками красного бархата.

 Карл VII Победитель, Жан Фуке, около 1444  

Портрет изображает короля Франции в чёрной бархатной шляпе с золотым геометрическим узором и богатом вишневом платье, отороченном мехом и собранном в широкие мягкие складки. Плавность изгибов ткани, ее приглушенный блеск говорят о том, что парадный наряд короля был сшит из бархатной ткани.  

  Карл Смелый (1433-1477). 1460, Рогир ван дер Вейден

Последний герцог   Бургундский из династии Валуа. На  портрете Карл Смелый изображён с орденом Золотого Руна и, скорее всего, в одеянии из бархата, который он так любил.  В последний путь Карл Смелый уходил, как и жил, в окружении роскошного чёрного бархата.   

По сведениям историков, двор Карла Смелого был самым расточительным. Роскошный бархат демонстрировали уже не только сам герцог и его семья, но и его придворные. Традиционным мужским костюмом тех лет стал плотно облегавший стан корсаж с чрезмерно раздутыми, разрезанными в нескольких местах от плеча до локтя рукавами и доходившим до ушей плотным воротником-стойкой и очень короткой складчатой юбкой, крепившейся к верхней части платья завязками. Женское платье выглядело примерно так, как на портрете Марии Бургундской, дочери Карла Смелого, ставшей после гибели отца супругой  Императора Максимилиана I.  Выполненный около 1500 года Николасом Райзером уже после её гибели,  портрет изображает  Марию в черном бархатном платье с привязанными к лифу рукавами. 

На голове Марии Бургундской - высокий конусообразный головной убор, генин, при игзотовлении которого использовались различные виды шёлка, бархата и вуаль. Изобретение генина приписывается Изабеле Баварской, королеве Франции. Он вошёл в моду в 1395 году при бургундском дворе и распространился по территории всей Европы, продержавшись целое столетие.   

Как пример этого -  Портрет Марии Барончелли в геннине, написанный  около 1470 года Хансом (Гансом) Мемлингом. В возрасте 14 лет она стала женой Тома Портинари, банкира и мецената, принадлежавшего семье флорентийских банкиров эпохи Ренессанса.

В это время Италия по-прежнему владеет самым большим запасом бархатных тканей. Самым «благородным» цветом для итальянцев были ткани разных оттенков пурпурного. Одежды их правителей и высших чинов были ярко-красными, алыми, малиновыми, фиолетово-розовыми.  Картины итальянских художников просто поражают свои великолепием. Их можно рассматривать до бесконечности, вглядываясь в детали, в лица изображённых на них людей. 

1482 Карло Кривели. Триптих Камерино 

 1490-е. Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера 

1505 Рафаэль Санти. Дама с единорогом 

1510 Карпаччо Витторе (Carpaccio Vittore) Две венецианские дамы. По некоторым источникам, на картине изображены венецианские куртизанки. Но разве это главное? Какие ткани! Какие платья!   

 1515-16 Рафаэль Санти. Донна Велата. 

Считается, что художник  изобразил свою возлюбленную  Санцио.  Их роман длился шесть лет, до самой смерти мастера. Говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. После безвременной кончины великого художника Форнарина, как гласят документы, ушла в монастырь. На женщине мы видим платье необыкновенно нежного кремового цвета, который мягко подчёркивает нежность её глаз и кожи. Глядя на портрет, особенно хорошо понимаешь, почему бархат подарил людям сочетания "бархатный голос", "бархатный взгляд", "бархатная кожа". 

1517 Квентин Массейс. Святая Магдалина 

Для живописи этого периода характерно изображение святых в современных для художника одеждах, в реальной обстановке. Часто для фона использовались реальные интерьеры.

1518 Рафаэль Санти. Иоанна Арагонская 

Вокруг этого портрета до сих пор существуют разногласия. Дело в том, что сохранилось четыре варианта картины, и доподлинно не установлено, кто же изображён на каком из них, Джованна д'Арагона, герцогиня Палиано или  донья Изабель де Рекесенс, жена Рамона де Кардоны, вице-короля Неаполя. В любом случае, это не мешает любоваться изображением прекрасной дамы в красном бархатном костюме.

1523 Тициан Вечеллио. Лаура Деи Дианти 

Ещё один редко встречающийся на картинах тех лет цвет бархата. Необыча и героиня портрета. Художник изобразил  куртизанку, ставшую, по современным меркам, гражданской женой герцога феррарского Альфонсо I д'Эсте после смерти его жены Лукреции Боджиа, и родившую ему двоих сыновей, которых он объявил законными в своем завещании от 1533 года.

Ок. 1525. Портрет Екатерины Арагонской  

Портрет королевы Англии, первой жены печально знаменитого своей привычкой избавляться от жён Генриха VIII, принадлежит кисти неизвестного художника, и переносит нас из солнечной Италии на туманные берега Английского королевства. Манера написания совершенно отличается от техники Рафаэля, Тициана, но и здесь художнику удалось необыкновенно точно передать фактуру бархата, из которого сделано платье королевы. 

По данным историков, Англия позже континентальной Европы стала вводить в обиход наряды из бархата, да и запасы этой дорогой ткани были несравнимо скромнее французских или итальянских. Но это не мешало и английским королям следовать общепринятой моде. 

Эдуард IV 1442-1483, Ричард III 1452-1485, Генрих VII 1457-1509. По сравнению с этими королями, чья одежда отличается сдержанностью, Генрих VIII  (1491-1547) выглядит щёголем! 

Две из шести жён Генриха VIII, Анна Болейн (портрет неизвестного художника,  ок. 1533-36 гг.) и Анна Клевская (1539 Ганс Гольбейн Младший).

Несмотря на некоторые "национальные" предпочтения и разницу в традициях, в использовании бархата в разных странах много общего. И главное, что объединяло всех, кому позволяли положение и средства, - это любовь к роскоши, которая шла рука об руку с красотой тканей, фасонов, украшений. Можно приводить ещё множество фактов из серии "богатых и знаменитых", но пусть говорят сами картины.

 1534 Парис Бордоне. Рыбак вручает кольцо дожу Венеции

1538 Тициан Вечеллио. Портрет Элеоноры Гонзага

1543 Тициан. Императрица Изабелла Португальская

1551 Анджело Бронзино. Портрет Марии Медичи

1555 Ганс Эворт. Леди Мария Фитц-Алан

1561 Никола Нефшатель. Портрет молодой женшины

1598 Караваджо. Святая Катерина Александрийская

1598 Фламандская школа. Катерина д'Аркель в вострасте восьми лет

1604-1608 Хуан Пантох де ла Крус. Портрет королевы Изабеллы Валуа

1610-11 Франц Пурбюс. Мария Медичи

Обратите внимание: на королеве платье с тем же рисунком, как и у  Филиппа II Августа, о котором написано в начале публикации. А ниже - портрет Анны Австрийской ( 1622-25 Рубенс).  И на нём мы видим не просто тот же рисунок, а, по всей видимости, то же самое платье! Отличие только в воротнике и манжетах. Напомню, что Мария Медичи была матерью, а Анна Австрийская - женой  Людовика XIII.

Следующие портреты демострируют то, что постепенно бархат перестаёт быть опозновательным знаком исключительно высших сословий. 

1624-1625 Рубенс Портрет дамы в соломенной шляпке 

1629 Рубенс. Елена Фаурмент

1658-1660Стен Ян (Steen Jan) Девушка с устрицами

1659 Гиацинт Риго. Автопортрет

На этом я предлагаю покинуть Европу и переместиться на территорию Руси, где на рубеже XV-XVI веков также начинают использовать бархат. 

Публикацию подготовила Болдырева Марина.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email