Формула Цены или Как Определить Стоимость Ручной Работы.
Здравствуйте друзья!
Я решила написать этот материал, потому, что, как мастер рукоделия, столкнулась с проблемой определения цены за свой труд.
Как определить сколько стоит ручная работа? Из чего она складывается? Изучив этот вопрос, я определила для себя несколько вариантов и хочу поделиться этим с Вами.
Всего у меня получилось четыре формулы/способа определения цены на ручную работу. Итак…
1 вариант. СРАВНЕНИЕ.
Этот способ идеально подходит начинающим мастерам так, как в его основе лежит сравнение своих работ с представленными работами на сайтах, ярмарках, личных страницах других мастеров работающих в тех же техниках и стилях.
Минусами является то, что, делая эксклюзивную работу, вы можете не найти аналогов и тогда сравнить будет не с чем. Поэтому более опытным мастерам, у которых уже сложился их собственный стиль и манера работы, я рекомендовала бы другие варианты, о которых речь пойдет ниже.
2 вариант. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН ЦЕНЫ.
Об этом способе я узнала на одном из семинаров своей подруги Юлии Гладышевой, который назывался «HAND MADE как бизнес-1. Достойная цена». Принцип определения стоимости ручной работы заключается в выбранном ДИАПАЗОНЕ ЦЕНЫ на конкретное изделие. Сделать это можно следующим способом…
Держа в руках законченную работу, Вы представляете КОМФОРТНУЮ для вас сумму, которую хотите получить за данное изделие. Далее, прибавляя определенную сумму к этой работе (у меня это обычно 50 - 100 руб.), доходите до верхнего придела стоимость вашего изделия. Вы почувствуете этот предел, когда сумма перестанет быть для Вас реальной, и Вы не сможете в нее поверить по-настоящему. Вашим верхним диапазоном цены будет сумма, названная перед этим. Нижний предел устанавливается по тому же принципу только с помощью вычитания и до тех пор, пока Вам не захочется оставить работу у себя нежели выложить ее на продажу. Предпоследняя названная сумма и будет Вашим нижним пределом. Получившийся ДИАПАЗОН ЦЕНЫ можно использовать в соответствии с местом продажи Вашей работы.
Этот способ особенно хорош для тех, у кого достаточно «прокачена» личная самооценка как мастера, поэтому я советую посещать подобные семинары, если Вам представится такая возможность.
У начинающих мастеров может возникнуть психологический сбой по осознанию реальной стоимости своей работы, и цена может быть завышена или неосознанно занижена. Я свои первые работы оценивала выше, чем оценила бы их сейчас так, как на тот момент вложила в них очень много времени и сил, ведь наработанного опыта у меня тогда еще не было, поэтому страдало качество исполнения и сроки. Но не переживайте, все это проходит со временем. Теперь я уверена как в себе, так и в своих работах. Творите и не останавливайтесь на достигнутом!
3 вариант. ПОЧАСОВАЯ ТАРИФИКАЦИЯ или ФИКСИРОВАННАЯ З/П МАСТЕРА.
Этот способ определения цены рассчитывается из установленной фиксированной месячной з/п мастера, сумму которой он установил лично для себя. Фиксированная з/п мастера делится на количество рабочих часов в месяц и таким образом вычисляется тарифная ставка руб./час. Исходя из того, сколько мастер потратил реального времени на изготовление работы и складывается ее стоимость.
Данный способ расчета подходит для шаблонного или подобного изготовления изделий, а также в случаях использования материала заказчика, но это ограничивает творческие возможности мастера. Можно как вариант включать стоимость материала к фиксированной зарплате (количество потраченного на работу времени + материал).
Не подходит в случаях индивидуальных авторских работ/проектов, а также когда материал (если его закупает мастер) дороже, чем суммированное время, затраченное на выполнение заказа.
Пример, з/п мастера 200 руб./час. Стоимость материала для изделия 1000 руб. Время работы 3 часа. Выручка за готовое изделие не окупит даже материал. Но все это индивидуально и каждый мастер сам устанавливает себе расценки на работу, если использует эту формулу. Я сама лично знаю мастеров, которые пользуются этим способом и весьма довольны.
От себя добавлю, что находясь в декретном отпуске и занимаясь с детьми, я не всегда могу проследить за временем, которое трачу на работу так, как выделить определенное время для рукоделия у меня нет возможности, а рабочее время состоящее из промежутков 15 – 30 мин. очень трудно отследить.
4 вариант. ПРИНЦИП СЛОЖЕНИЯ.
Мой самый любимы способ, который я вывела для себя. Он заключается в сложении основных творческих характеристик присутствующих в любой ручной работе.
1. Себестоимость/Закупка материала.
Именно от нее мы и будем отталкиваться в расчетах так, как эта сумма почти всегда известна мастеру.
И еще один важный плюс ПРИНЦИПА СЛОЖЕНИЯ, Вы можете сразу с большой точностью сказать сколько будет стоить работа на заказ, если Вам известен расход материала.
2. Авторская идея, как шаблон или индивидуальный авторский проект.
Различие заключается в том, что делая работу по шаблону, Вы отрабатываете технику и количество затраченного материала. Шаблон это авторский бренд, например, такой как выкройка куклы Тильды или партия однотипных браслетов, и, чтобы сделать Ваше изделие более привлекательным для покупателей, Вы можете по желанию снизить стоимость за авторскую идею обозначив ее определенным процентом к каждому изделию в партии. Вам нет необходимости каждый раз придумывать чертеж и даже если детали оформления будут различными, но схожими по форме, фактуре и цене закупки это все равно будет ШАБЛОННЫМ АВТОРСКИМ БРЕНДОМ. АВТОРСКАЯ ИДЕЯ, КАК ШАБЛОН окупиться с количества продаж. И тем более неэтично, по моему мнению, называть изделие уникальным и брать за него сумму как за индивидуальную работу, если где-то есть его брат близнец также сделанный Вами. Другое дело ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ - уникальное изделие в единственном экземпляре. К нему совершенно другой подход. Данный проект делается с нуля. Сложность его создания заключается в неповторимости работы и очень часто специально покупаемых для этого инструментов и материалов, разработкой эскизов.
Пример из моей практики, если я продаю серию открыток в определенном стиле и технике как набор, то это ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ, а если продаю эти же открытки по отдельности, то это АВТОРСКАЯ ИДЕЯ, КАК ШАБЛОН. В любом случае итоговая сумма от продаж будет одинаковой.
Вообще, как таковых правил продаж не существует. Каждый мастер сам определяет для себя ценность своей работы так, как любая авторская работа уникальна; кто-то любит работать по эскизам клиента и с его материалом, кому-то нравится самому подбирать цвет, фактуру и стиль исполнения, а кто-то работает с уже проверенным эскизом и делает дубляж изделий так, как на них есть постоянный спрос. Но все же я взяла на себя смелость прояснить некоторые особенности и отличия. Все, что я описываю здесь и ниже, лишь мои личные наблюдения, а также принципы, которых я придерживаюсь в своем творчестве.
3. а) Техника исполнения (сложность), сочетание техник.; б) Качество исполнения работы.
Если и техника/сложность и качество выполненной работы на достаточно высоком уровне то я складываю сумму третьего пункта с первым, где третий пункт равен первому по стоимости. Если техника несложная, а качество выполненной работы среднее или ниже, то я вычитаю из третьего пункта 50% и более. Можно определить разные доли в зависимости от личной оценки мастера. Это очень удобно так, как можно оценить каждый параметр работы в отдельности. На примере ниже я покажу как это делается.
4. Процент износа инструментов + расходные материалы (клей, скотч, ветошь и пр.).
У меня это +5% к стоимости изделия.
Очень часто мы не можем оценить износ инструментов и количество расходного материала. Очень трудно в процессе работы подсчитать сколько раз мы применяли ножницы, специальные штампы или кисти, но любой инструмент со временем изнашивается, и очень часто сама покупка профессионального инструмента связана с большими затратами, которые также надо учитывать в стоимости работы. Я решила эту проблему добавив в свою формулу % от стоимости изделия и это значительно упростило задачу.
Чтобы не запутать Вас, давайте разберем этот вариант на примерах.
В идеале, если Ваша работа выполнена на должном уровне, то первые 3 пункта будут равны друг другу по значению, поэтому мы будем умножать сумму, затраченную на материал, на три.
Пример: материал, который я использовала для создания открытки, составил 150 руб. Сумму в 150 руб. я умножаю на три и получаю 450 руб. Нахожу от суммы в 450 руб. 5%, это будет 22 руб. 50 коп., округляю до 25 руб. и прибавляю к 450 руб., получается 475 руб. – цена за эксклюзивную открытку ручной работы.
Если Ваша работа по какому-то пункту не дотягивает до идеала в вашем представлении, то можно поступить следующим образом…
Рассмотрим на примере изготавливаемых мной альбомов:
1. Материал (себестоимость) – 1500 руб.
2. Авторская идея продумана до мелочей и поэтому я смело ставлю сумму равную закупке материала – 1500 руб.
3. В альбоме я применила огромное множество различных техник, но так, как некоторые из этих техник выполнялись мной впервые, то качество могло быть лучше и поэтому я беру лишь 50% от третьего пункта, который в идеале был бы равен по значению закупке материала и получаю: 1500/2 = 750 (руб.)
Теперь я складываю получившиеся значения первых трех пунктов:
1500+1500+750=3750 (руб.)
4. Высчитываем % на использование инструмента. Он равен 5% - 187 руб. 50 коп. Округляем до 190 руб.
Теперь остается сложить получившиеся значения: 3750+190=3940 (руб.)
Получившийся результат вы можете корректировать в любую удобную для вас сторону по своему усмотрению. Обычно для проверки я использую предыдущие варианты определения стоимости ручной работы и в моем случае они имели погрешность в незначительном проценте. Попробуйте и сравните свои результаты. Мне было бы интересно узнать Ваше мнение и то, как Вы подсчитываете стоимость своей работы.
Авторская работа это колоссальный труд, он уникален также, как и все, что делается людьми вдохновленными творчеством, поэтому дать точную оценку каждой индивидуальной работе ни один из представленных способов не может. Описанные мной варианты призваны скорее осознать уникальность авторской ручной работы и понять из чего она состоит. Узнать же истинную ценность своего творчества может только сам мастер и тот, для кого работа была с любовью сделана.
Спасибо за внимание и до новых встреч!