> Журнал > Публикации > Занимательные истории > Роден и Камилла. Любить до безумия!

Роден и Камилла. Любить до безумия!

Виды творчества:   Разные виды творчества
Роден и Камилла. Любить до безумия! | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сколько всего уже было написано о любви! Но перед Днем святого Валентина как не вспомнить еще одну историю… Она возмущала общественную мораль, раздражала современников. Взлеты и падения, безумие счастья и потерянный рассудок.

Любовь великого Родена и Камиллы Клодель.

Монументальный Роден и парящая Камилла. Стареющий Роден и юная Камилла. Вечный Роден и полузабытая гениальная Камилла.

Звучит как сказка или шекспировская трагедия, но как знать, что в этом мире правда, а что – выдумка?

Вместо кухни – глина

любовьМилая девчушка Камилла Розали Клодель родилась во французской провинции со сладким названием Шампань, в крошечном городке Фер. Она была старшей из трех детей и доставляла своим родителям, респектабельным буржуа, немало хлопот.

Да и как было не возмущаться? Она не желала учиться хозяйствовать, не шушукалась с подружками. Камилла уходила далеко за город, любовалась скалами и облаками. С девочками не дружила, больше общалась с братом Полем (кстати, он потом стал знаменитым писателем).

Дальше – хуже! Камилла, дочь уважаемых родителей, увлеклась лепкой из глины! Неблагодарное, грязное, непонятное никому ремесло. Она неустанно просила сестру, мать, отца позировать ей, снова и снова превращала бесформенную глину в почти живые скульптуры.

Мать все больше пугалась наклонностям дочери и хотела запретить странные занятия. Однако отец велел не мешать Камилле. Он пригласил в дом известного скульптора Альфреда Буше, показал ему работы дочери. Признанный метр заметил: "Как странно! Скульптуры девочки так похожи на работы Родена!"

И рассказал: "Роден – это скандальная знаменитость Парижа. Для кого-то он гений, для кого-то – шарлатан. Говорят, в его статуях есть слепки с живых тел!"

Так впервые на горизонте Камиллы появился Роден…

В 17 лет своенравная дочь заявила: она не намерена жить как чинный буржуа, не хочет замуж, не собирается рожать детей. Она хочет только одного – изучать искусство скульптуры в Париже. Можно только представить, какой скандал разразился в семействе Клодель! Но было уже поздно. Маленькая птичка вылетела из гнезда, где ей было тесно.

Ранние скульптуры Камиллы.

день валентина

роден

скульпторО, Париж…

Камилла стала посещать академию Коларосси, училась ваянию. Вместе с подружками-англичанками снимала студию.

Не раз заходил к ней Альфред Буше, давал дельные советы и всячески опекал юное дарование. Однажды он познакомил Камиллу с директором школы искусств Полем Дюбуа.

- О, это ученица Родена? – воскликнул Дюбуя, взглянув на работы девушки.

- Да нет же,  - покачала головой Камилла, - мы не знакомы.

Кто знает, что уже тогда связывало импровизации молоденькой девочки и прославленного скульптора? Страсть? Талант? Родство душ?

Как бы то ни было, знакомство должно было состояться. Все тот же Буше привел 19-летнюю Камиллу в мастерскую Родена.

"Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - так восхищенно описывает встречу с Камиллой Огюст Роден.

Он был уже немолод, 43 года по тем временам – солидный возраст. Коренастый, энергичный. С рыжеватой бородой и яркими синими глазами. Властный, сильный – ах, можно ли было не влюбиться?камилла клодель

- Вы согласны остаться в мастерской, убирать гипс и глину?

- Я согласна на все! – кивнула Камилла

Любить  - и творить

Она была Золушкой, месила глину, убиралась, подметала в мастерской. Она была его принцессой, его музой, его лучшей скульптурой. Правы оказались учителя – в работах Родена и Клодель было много общего по стилю и энергетике. Они стали работать вместе, иногда ученица заканчивала работы, часто позировала.

Но не только поэтому так подолгу задерживались в мастерской Огюст и Камилла. Страсть пылала – и камень таял под его руками. Именно тогда появились великолепные скульптуры "Поцелуй", "Автора", "Мысль", Сирены", "Вечный кумир".

Конечно, родители негодовали. Ведь это неприлично! Скандально!  А ей было всего 20 лет, юной и прекрасной, как богине. Казалось – распахнулись небеса и так будет всегда!

Но… но… ее возлюбленный был женат. Вот уже 20 лет как он жил с Розой Бере, милой и бесхитростной женщиной, далекой от богемы. Огюст не слишком любил говорить об этом, не знакомил гражданскую жену с друзьями. Она вела хозяйство, воспитывала их сына и была по-своему счастлива.

Так и жил скандальный скульптор: дома - жена и надежный тыл, в мастерской – возлюбленная, его вдохновение. И от любви, как водится, рождаются дети. Только у Родена это были скульптуры. Посмотрите, как пылко обнимает нимфу Адонис!  "Вечная весна", одно из лучших творений гения.

Прошло 10 лет

Прошло-пронеслось целое десятилетие. Для Родена – плодотворное и счастливое, он был знаменит, богат и полон сил.

А как же его женщины?

Роза не питала иллюзий. Она считала, Огюст по-своему неплохой муж.

А вот Камилла была совсем разбита. За 10 лет она ничего не добилась. У нее не было выставок работ, не было славы. Да и семьи не появилось. Кто же она? Полужена? Полухозяйка? Полупризрак? Она живет с мужчиной, который старше на 24 года и которого все в жизни устраивает. К тому же в 28 лет Камиллу сразила болезнь, после которой она не могла больше иметь детей. Сплетники болтали об аборте, на котором настоял Огюст.

И Камилла решила порвать с Роденом.

"...Я уверен: она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной творческой гордыни..." – писал Огюст. И он оказался прав. Только несчастны стали они оба.

Есть ли жизнь после любви?

Камилла стала жить одна. Мастерская одновременно была и кухней, и гостиной, и спальней. От помощи, которую предлагал Огюст, женщина отказывалась. Она твердила, что должна вырваться из его власти!

Увы и ах – самостоятельно стать знаменитой и "продаваемой" Камилле не удавалось. Она по-прежнему лепила. Первые творения периода "после Родена" специалисты называют гениальными! Вот некоторые из них, “Вальс” и “Клото”.

Камилла хотела порвать с Роденом полностью, делать что-то, непохожее на его скульптуры. Иногда это удавалось, но чаще все же сказывалось влияние учителя. Прекрасная композиция "Зрелость", описание их любви.

"...Я - Золушка, которая, увы, более не надеется на появление ни прекрасной феи, ни сказочного принца. Стоило так много работать, обладая талантом, чтобы получить такую "награду"? Никогда ни гроша. Быть лишенной всего, что делает жизнь счастливой", - писала Клодель в письме к брату.

Возможно, Камилле удалось бы совершить невозможное и постичь секрет успеха. В 1905 году прошла персональная выставка Клодель в галерее Эжена Блою. Она даже не догадывалась, что именно Роден помог ее организовать.

"Болтушки", скульптура из оникса

Но все было уже напрасно. На выставку Камилла явилась в весьма странном виде, ярко раскрашенная и растрепанная.

Стало ясно – это начало болезни. Клодей теряла рассудок. Едва закончив скульптуру, разбивала ее. Повсюду в мастерской валялись осколки, царил хаос.

Она стала бояться открытого пространства, рассудок заволокло пеленой. Родные определили Камиллу в приют для умалишенных.  

Но и Роден не стал счастливее без любимой. Он пытался лепить ее по памяти, воссоздавать сюжеты. Но прекрасное время жизни закончилось. Тихо, как безжалостный хищник, подкрадывалась старость.

Дождалась своего звездного часа  гражданская жена Роза. Наконец они обвенчались. Но всего через две недели Роза жестоко простудилась и умерла.

В том же году, 1917, не стало и Родена. Скульптору было 77 лет.

А вот Камилла жила еще долго, больше 30 лет. Все это время она провела в психиатрической клинике. Молчаливая, апатичная затворница, когда-то бывшая блистательным творцом.

Говорят, мир родился после великого взрыва. Может, любовь Огюста и Камиллы тоже была таким взрывом? Она принесла в мир замечательные произведения искусства. И растаяла….

"Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте…."

Или нет!

"Любовь – не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.

А если я не прав и лжет мой стих,

То нет любви - и нет стихов моих!" Уильям Шекспир

Ключевые слова:  

Странная жизнь, великолепная любовь, прекрасное творчество....

Ласковое лукошко Инна ОЛЕШКО

Да... Но кто знает, был бы Роден тем, кто он есть, без нее? {#}

Шурш_Оранжевый

Вряд ли..)

Спасибо, красивая история! Есть даже фимльм неплохой с Депардье. Но в реальности.... Попользовал девочку и бросил, поступил нехорошо мягко говоря. Но общество все прощает гению, за его гений.... так уж оно устроенно!!!

Ласковое лукошко Инна ОЛЕШКО

Да уж... я еще читала - он никогда не светил, что работы были сделаны вместе. И брат Камиллы, писатель, возмущался, как она такое позволяет. Говорил: "Я был бы расстроен, если б мои книги подписывались Дюма".

А бросила таки она его. Ему и так неплохо жилось, зачем бросать. )

Но он Роден...

Когда-то давно читала книгу про Родена...и надо сказать,что из всей этой истории мне симпатизирует Роза,которая не смотря ни на что,благодаря своей кроткой любви продолжала жить с Огюстом и воспитывать их совместного сына,при этом быть незамужней.

Ласковое лукошко Инна ОЛЕШКО

Да, согласна! Но наверное, ему все-таки был более интересен родственный типаж, равный по интеллекту и таланту.

очень тут все неоднозначно... но точно бы не желала никому оказаться ни на месте Камиллы, ни Розы

Когда долго и ооочень внимательно рассматриваешь работы Гения и его ученицы, то с удивлением отмечаешь, что в скульптурах Родена больше от Клодель, нежели в рабоотах Клодель от Родена...

Спасибо, что так красиво и поэтично напомнили эту грустную историю.

Ласковое лукошко Инна ОЛЕШКО

Еще читала, что работы Камиллы более живы и пластичны, в них больше движения. Есть и такое мнение

какая история....!!!!любовь...что ж тут поделаешь

Ласковое лукошко Инна ОЛЕШКО

{#} Да, грустно немного, но красиво

Есть потрясающий фильм про них - с Изабель Аджани и Депардье. Очень рекомендую!

Ласковое лукошко Инна ОЛЕШКО

Cпасибо за напоминание, я читала о нем, но еще не успела посмотреть )

Алла

Грустная история....Только вот не вижу тут большой взаимной любви...Вижу девочку, которой с детства твердили: Роден, Роден, Роден, которая вырвалась из родительского дома и встретила ЕГО, да, возможно, полюбила...Но с его стороны ответной любви не видно...

К сожалению, не являюсь знатоком творчества Родена, но, из того что видела, в том числе в этой статье, мне больше понравились именно работы Камиллы. Они более живые. Да простят меня поклонники Гения и знатоки скульптуры.

Ласковое лукошко Инна ОЛЕШКО

Ну мне кажется, такие Родены на каждом шагу. ) И Розы, и Камиллы. Имею ввиду, конечно, не талант, а типаж.

Может, поэтому история так трогательна? Потому что "и у гениев так же"

Грустно... Спасибо за статью!

Благодарю, так глубоко , меня затронуло...

Вот, вот... и у гениев так же... Та же кухня, те же пеленки, та же солянка на ужин..... Все мы люди, но только никто не будет снимать фильм про любовь путеукладчицы Глаши и дежурного по станции Алексея....
Как много в мире искусства вот таких историй...
Спасибо, что познакомили с Камиллой, очень тронуло. И, да, без Розы наверное ничего этого не было бы...

Большое спасибо за внимание к моей публикации и отзывы!

---Inna Rom---

Спасибо за статью, любопытно было прочитать. Вы очень интересно пишете! У вас специальное образование?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email