Камень цвета шартреза - короля ликеров

Камень цвета шартреза - короля ликеров | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Картезианские монахи обладают исключительными правами на производство ликера Шартрез. Они хранят список ингредиентов в секрете с XVII века. Это один из старейших французских ликеров, известный своим замечательным травяным вкусом, а главное – великолепным цветом.

Шартрез бывает зеленый и желтый. Желтый – такой же золотистый, как солнечный свет, а зеленый – прозрачно-изумрудный. Как существуют коньячные бриллианты, винные топазы и редкие ортоклазы цвета шампанского, так есть и камень цвета шартреза – короля ликеров. Этот камень – пренит.

Пренит – минерал, силикат алюминия и кальция. Твердость 6,0-6,5 по шкале Мооса, блеск стеклянный, перламутровый. Другие названия: капский хризолит, капский изумруд, эделит, чилтонит, куполит, пренитоид.

По синонимам пренита видно, с какими камнями его сравнивали, путали или за какие выдавали: изумруд и хризолит. Датский барон, офицер колониальной армии, губернатор Капской провинции и по совместительству минералог полковник Хендрик Ван Прен нашел новый минерал в округе Крадок восточной Капской провинции Южной Африки, севернее мыса Доброй Надежды. Это было в XVIII веке, и господин губернатор не знал, что это незнакомый пока науке минерал, когда привез его первый образец в Голландию в 1774 году. Поэтому французский минералог Б.-Ж. Саж описал тремя годами позже образцы с мыса Доброй Надежды как хризолит.

пренитИ только в 1788 году, уже после смерти Ван Прена, виднейший немецкий геолог и минералог Абраам Готлиб Вернер определил этот минерал как новый и дал ему название – пренит – в честь Хендрика Ван Прена, впервые в истории науки о камнях назвав минерал в честь человека.

Согласно классификации А. Е. Ферсмана, пренит относится к драгоценным камням-самоцветам третьего порядка, к которым причислены также гранат, бирюза, горный хрусталь, лунный камень и другие. К просвечивающим, яркоокрашенным ювелирным камням пренит относит промышленная классификация ВНИИювелирпрома, созданная в восьмидесятых годах XX века (вместе с сердоликом, хризопразом, жадеитом, цоизитом, розовым кварцем и прочими камнями).натуральные камни

Из этого следует, что пренит хорошего качества может граниться как драгоценный камень – фацетной огранкой, а пренит достаточно часто бывает хорошего качества. Гораздо чаще, однако, прениту придается форма кабошона, так как наиболее распространен пренит полупрозрачный, иногда с включениями иголочек темного рутила.

Пожалуй, пренит стоит особняком среди других похожих декоративных камней. У него достаточно высокая твердость, что позволяет использовать его в ювелирных изделиях высокого качества. В сравнении с тем же зеленоватым хризопразом пренит имеет некоторые преимущества. хризопраз непрозрачен до полупросвечивающего, тогда как пренит просвечивающий до полупрозрачного и может быть огранен.

Известно, как в Азии любят жады – жадеит и нефрит, пренит вполне может расцениваться как жадоподобный камень. В Азии пренит называют "виноградным жадом".

Еще одно преимущество пренита – его способность как бы сиять, светиться в солнечном свете; волокнистая структура в некоторых случаях к тому же дает эффект кошачьего глаза, а иногда и адуляресценции – эффект лунного камня. За эти свойства австралийский пренит получил торговое название «солнечный жад» (Sun Jade). Это сравнение очень ярко характеризует облик пренита, который выглядит как «солнечный свет в бутылке».

Месторождения.

Лучшие камни прекрасного зеленого цвета поступают с месторождения Патерсон (США, штат Нью-Джерси). пренит ювелирного качества добывают в Китае, Шотландии, ЮАР (Намакваленд), Австралии, Франции, Германии. Месторождения пренита есть в Австрии, Италии (Альпы). Весьма хорошие образцы пренита  попадается по берегам реки Исети на Урале.

Талисманы и амулеты

У аборигенов Африки прениты назывались "камнями сновидений". Когда-то шаманы Австралии и Африки использовали их тайно, чтобы усилить свои пророческие способности и интуицию: они верили,что такой камень переносит их в другие миры.

В странах Европы считают, что пренит по-особенному влияет на женщин. Им рекомендуется носить украшения из пренита, чтобы обрести большую привлекательность для мужчин, а также стать более уверенными в себе.

Пренит - талисман людей, которые стремятся к гармонии. Камень используют в медитации для познания внутреннего мира.

Использование в целительстве

Этот камень называют "лекарем лекаря"Считается, что он благотворно воздействует на почки, если носить его в области поясницы. Предполагается также, что пренит следует носить при анемии и подагре.

Замечено, что блеск и игра самоцветов может «опьянять», как золото вызывало своего рода лихорадку, заставляя бросать все в поисках золотого призрака, бриллианты вызывают глубокую зависимость, они словно крепкий напиток, цепко держат сознание в своей власти.

Цветные камни так и тянет «попробовать», как десертные вина. А пренит – это коктейль: мята, лайм и шартрез, как дижестив для ювелирного гурмана.

Буду рада, если эта заметка Вам понравится, обогатит Вас новыми знаниями о природных камнях и поможет найти украшение своей мечты.

Украшения с пренитом в моем магазине:

http://www.livemaster.ru/item/14216461-ukrasheniya-kole-sotuar-iskushenie-prenit

http://www.livemaster.ru/item/6250909-ukrasheniya-kole-shartrez-prenit-pirit-nefrit

http://www.livemaster.ru/item/5389899-ukrasheniya-chernaya-orhideya-kole-sergi

С уважением, Ваша Пани Нина.

Комментарии (6)
надежда 05.02.2014
Нина,спасибо Вам за рассказ. Это ,пожалуй,мой самый любимый самоцвет,особенно,когда удается купить его в хорошем качестве. Спасибо и удачи Вам!

Спасибо, Надежда! Камень, действительно, очень красивый{#}

Нина, спасибо за информацию! Очень интересно.

Люба, рада, что понравилось{#}

Марина 04.02.2014

Пани Нина, спасибо ! Очень интересно. А камень, действительно, похож на спелую, сочную виноградинку, если смотреть через нее на солнце. Завораживающее зрелище...

Спасибо Вам, Марина, что заглянули ко мне.