Памятник блокадной колюшке. Еще раз вспомним о блокаде.

Памятник блокадной колюшке. Еще раз вспомним о блокаде. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сейчас идут дни памяти, посвященные 70-летию снятия блокады с города Ленинграда. О Блокаде можно и нужно говорить много, что бы будущие поколения  сохранили память о тех страшных событиях, и никогда не забывали  о подвиге защитников, и жителей города во время Великой Отечественной войны. Недавно, в журнале Ярмарки, была хорошая статья о памятнике кошкам блокадного Ленинграда. Это памятник  Елисею и Василисе -  кошкам, которые находятся на малой Садовой улице (одна на здании Елисеевского магазина, другая  на доме напротив).  Этот "меховой спецзназ", привезенный на поездах со всех концов страны, очень сильно помог в зачистке города от крыс и мышей, после снятия блокады. Я не буду повторять содержание той статьи - она есть в журнале Ярмарки и получила множество откликов.

В своей маленькой заметке я хочу рассказать  еще об  одном памятнике  блокадного Ленинграда. Это памятник не людям, а рыбе - блокадной колюшке, мелкой, довольно костлявой, колючей балтийской рыбешке. Обычно такую рыбешку даже кошкам не предлагают - слишком много острых  костей, да и есть особо нечего. Но, во время блокады, когда в Ленинграде практически не осталось продовольствия и люди пытались выживать как могли, эта рыбешка спасла многие жизни. Рыбка очень мелкая, всего до четырех сантиметров в длину, проходит сквозь любые рыбацкие сети. Большинство крупной рыбы в окрестностях острова Котлин, во время войны, было выловлено. А мелкую  колюшку вылавливали простыми сачками. Потом её долго варили до такого состояния, что даже кости у рыбки размягчались,  добавляли муку и получалась  похлебка. Либо, жарили фарш из  рыбки в ее же собственном ярко-оранжевом жире.  Благодаря этой рыбной похлебке, или такому блюду из фарша,  можно было поддержать силы и преодолеть страшный голод.

Не так давно, в 2005 году город Кронштадт отмечал свое 300-летие. Кронштадт является младшим братом города Санкт-Петербург.  Петр Первый начал строительство укрепленного города Кронштадт на острове Котлин, и фортов вокруг,  практически сразу после начала строительства новой столицы на Балтике. Кронштадт, и его форты, запирали вход в залив, и подход к Петербургу и,  еще с петровских времен служили защитой от вражеских кораблей. Не меньшее значение имел Кронштадт и во время Великой Отечественной войны, в период Ленинградской блокады. Там стояли части Красной армии и вели оборону города с моря. Теперь город Кронштадт, и Кронштадтский район, входят в состав города Санкт-Петербург и  дамбой, с двух сторон, соединены с городом.

Во время празднования трехсотлетия города, в Кронштадте был установлен памятник блокадной колюшке - рыбке, которая помогла выжить людям во время  блокады. Находится этот памятник, и памятная доска,  на пересечении Макаровской улицы и Обводного канала, рядом с Синим мостом. Не знаю точно почему выбрано именно это место, но очень символично, что памятник расположен  напротив кронштадтского Футштока  - нулевой отметки  Балтийской системы координат.

памятники блокады, интересные памятники

На памятной доске написаны такие слова:

"обстрелы смолкли и бомбежки,                                                                                                                                                                                       Но до сих пор звучит хвала -                                                                                                                                                                                                   Блокадной маленькой рыбешке,                                                                                                                                                                                           Что людям выжить помогла..."

блокадный ленинград, памятник колюшке

Комментарии (46)
Ирина (kruna) 30.01.2014

Друзья, Все для вас.Фурнитура и камни, Ручное Вязание от Янины, Лена Асеева (Шали, снуды, шапки), Timoshkin-dom Наталья, Adelina,

большое спасибо Вам всем. Спасибо за Ваше неравнодушие к этой теме!

Adelina 30.01.2014

Спасибо за публикацию!

Я много читала про блокадный Ленинград, книги, статьи и воспоминания блокадников, но нигде не встречалось мне про маленькую рыбку колюшку. Вот теперь буду знать! Спасибо!

Это нужно знать и помнить...Спасибо!

Это наша история мы должны знать и помнить. Тронуло до слез. Спасибо.

Спасибо за память.

Спасибо за статью. Но есть маленькая неточность, 300-летие было в 2004 году, Кронштадт всего на 1 год моложе Санкт-Петербурга, создан в 1704 году.

Ирина (kruna) 30.01.2014

Насчет даты основания - не буду спорить. Действительно историки говорят, что Кронштадт младше Санкт-Петербурга на год-полтора. Петр Первый строил оба города практически параллельно. Даже основные достопримечательности повторяются: свой Летний сад, свой Гостиный двор, свой Обводный канал, свое Адмиралтейство....
Я , наверное, не точно выразилась, когда писала статью. Больше дата относилось именно к памятнику и к памятной доске - их установили в 2005 году. Понятно, что празднование 300-летия Кронштадта было не один день, а в течение года, что-то не успели сделать именно к празднику - видимо, доделывали позже. А может, сама идея такого памятника возникла только во время праздника.... не знаю точно.
Но, в любом случае, спасибо за поправку. {#}

спасибо тронуло дл слез храни нас Бог

Еще людей ели. Лежит труп в сугробе, а ягодицы вырезаны. Была девченка, такая румяная, красивая, молодая. Пропала... Это мне бабушка-блокадница в одной коммуналке рассказывала. Вот это и правда ужасы...

Показать еще