Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Мода, стиль, тенденции > Гармония в интерьере

Гармония в интерьере

Виды творчества:   Декорирование
Гармония в интерьере | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Значение гармонии и ее признак

Человек способен активно откликаться на цве­товые зрительные образы, среди которых гармо­нии цветов принадлежит едва ли не первое место. Таким образом, гармония материальной среды ин­терьера - это не абстрактная эстетическая катего­рия, а постоянная, естественная человеческая по­требность.

Принцип гармонии, прежде всего, относится к эстетике цвета, воплощает в себе художественное начало и является обязательной и первичной целью композиции.

Именно в нем реализуется заложенная в лю­дях потребность в красоте. Красота цветовых отношений – синоним гармонии.

В природе человек встречается с такой дико­винной красотой цветовых гармоний, которая не­доступна самой дерзновенной фантазии. Достаточ­но вспомнить феерическую картину северного си­яния, или игру солнечного света в кристаллах, или же радугу — природный эталон цветовой гармонии.

Человек на протяжении веков впитывал в себя эту гармонию, постоянно искал в ней «подсказок» для своего творчества. Именно в восприятии картин и красок природы нужно искать истоки априорно существующего в каждом человеке чувства прекрасного, цветовой гармонии, эмоциональной чуткости. Эта основа в дальнейшем развивается направленным воспитанием и усиливается опытом искусства.

Однако уроки природы при всем их значении не могут быть механически перенесены в интерьер. Здесь композиция имеет свои законы и особенности, иной характер воздействия и вос­приятия.

Чтобы из хаоса цветовых случайностей создать гармонию, нужно овладеть ее законами.

Чувство гармонии может порождать и пространство интерьера, покоряющее единством частей и целого, многоцветное, наполненное светом и воздухом, захватывающее дух своей необъятностью и дерзновенной красотой. В другом случае гармо­ничным может быть полутемное, зажатое громадой стен пространство, полное сумеречных тайн и мистики, вызывающее чувство давящей тяжести, пластический и цветовой образ трагизма. Иначе говоря, есть много ярких пространственных и цветовых переживаний. Независимо от образных представлений и ассоциаций, порождаемых цвето­вой гармонией, неизменными для возникновения чувства гармонии остаются целостность, высокая степень законченности, художественное совершенство, единство цвета, формы, материала и функции, часто воспринимаемые подсознательно, без участия логического мышления, а нередко и вопреки ему.

Обязательное условие гармонии — способность вызывать эстетическую реакцию на увиденное, эстетическое удовлетворение, радость встречи с прекрасным и совершенным.

Этот источник ярких переживаний и есть гармония. Обычно человек, встретившись с нею, еще долго остается во власти пережитого. Глубина и сила таких переживаний есть личное достояние человека, ею духовной богатство.

Воздействие гармонии интерьера, его гармонического цветового образа на чувства и мысли людей известно давно. Из глубины веков до нас до­ходят свидетельства его использования для достижения различных целей. Эта сила не утра­тила своего значения и в наше время, как активное средство эстетического воспитания людей.

Принцип гармонии цветов давно привлек к себе пристальное внимание исследователей и прак­тиков.

Современная эстетика рассматривает красоту и гармонию как знаки совершенства, инструменты, снижающие беспорядок в композиции -энтропию.Таким образом, само понятие красоты предпо­лагает определенные закономерности, определен­ный порядок. Порядок — важнейший из законов эстетики.

Хаотичность, разрозненность, пестрота и бес­порядочность цветов не могут оказывать гармони­ческого впечатления. Устранение цветового беспо­рядка в элементах интерьера есть первооснова их гармонизации. Порядок может быть простым. или сложным, легко или с известным усилием воспринимаемым, но он всегда совершенно необ­ходим в композиции. — Способность активно откликаться на цветовые зрительные образы побуждает человека остро реагировать на наличие или отсутствие в цветовой системе таких признаков как закономерность, со­размерность, соподчиненность, различие или сход­ство, ритмичность, масштабное соответствие общая тональность.

Общая тональность — важное, но не обязательное условие гармоничности, как это обычно считают. Возможны гармонические сочетания, объеди­няющие много переходящих друг в друга тональ­ностей. Примеры тому — порядок цветов в спект­ре с оттенками или гармоническая плоскостная система, основанная на этом порядке.

Названные первичные признаки определяют начальную оценку системы как гармонической или дисгармонической.

За ними идут признаки вторичного порядка: однообразие или многообразие, привычное.- или неожиданное, естественное или необычное и т. п. Часто наблюдаемые, даже активные цветосочетания в силу своей привычности перестают воспри­ниматься таковыми.

Все эти признаки возникают как результат особого взаимодействия специально отобранных средств и закономерностей, определяющего взаи­мосвязанное расположение всех цветовых элемен­тов в пространстве и масштабное отношение меж­ду основными, вспомогательными и акцентными цветами.

Однако упорядоченность должна проявляться в разумных пределах. Избыточная, слишком, под­черкнутая, назойливо очевидная и скучная, она может быть надоедливой и неприятной в такой же степени, как и хаотический беспорядок. Найденная мера разнообразия, Необычность, неожидан­ность привлекают внимание, вызывают заинтере­сованность, положительные эмоции.

При создании композиции необходимо искать оптимальную меру, определяющую соучастие на­званных, признаков и регулирующую многоплано­вые связи всех композиционных элементов, уста­навливающую пределы необходимого и достаточ­ного. Мера соотношения всех величин определяет степень художественного совершенства цветовой системы, ее гармоничность.

Значение такой меры чрезвычайно велико. Уме­ние ее определить позволяет формировать желае­мую реакцию людей на интерьер как произведе­ние искусства.

Принцип гармонии при всем его художествен­ном значении и многоплановости связей, которые он воплощает, все же не преследует целей, выхо­дящих за пределы понятий «красота», «эстетиче­ское совершенство», «целостность», «закончен­ность».

За этими пределами находится гамма чувств или признаков третьего порядка: покоя, оживле­ния, возбуждения, душевного подъема, торжест­венной приподнятости, праздничного, радостного, светлого настроения или напряженности, беспокойства, тревоги, опасности, подавленности, угне­тающего, мрачного характера. Они, в отличие от признаков гармонии, несут информацию не о фак­тах, а о душевном состоянии. Их присутствие в интерьере уже свидетельствует о наличии нового художественного качества — образной выразитель­ности композиции.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email