Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Гентский алтарь: как создавался шедевр. Часть II

Гентский алтарь: как создавался шедевр. Часть II

Виды творчества:   Декорирование > Инкрустирование
Живопись и рисование > Живопись
Гентский алтарь: как создавался шедевр. Часть II | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

  Сегодня я продолжу свой рассказ о Гентском алтаре, но, прежде чем рассмотреть этапы и технику его создания, предлагаю проследить самые яркие моменты в истории этого произведения. Небольшая хронология объяснит, почему не все части оригинала сохранились до наших дней и даст представление о том, что картинам пришлось пережить. Я до сих пор искренне удивляюсь, как некоторые события вообще могли быть допущены.

  Для того, чтобы освежить в памяти детальные изображения всех картин и историю создания произведения, добро пожаловать в первую часть публикации.

 Ну что же, начнем:

  1. Первая история произошла где-то между 1521 и 1550 годом. В ходе неудачной реставрации алтарь потерял пределлу – нижнюю часть, изображавшую сцену ада. Акварельное изображение, уже тогда представлявшее собой невероятную ценность, было просто стерто с поверхности при неосторожной попытке смыть с картины копоть.

  2. Во время спешной эвакуации алтаря в 1822 году из-за пожара в соборе, картина Поклонение агнцу раскололась пополам ровно по центру. После успешной реставрации она была вновь возвращена в композицию алтаря.

  3. В 1934 году из собора были украдены две панели полиптиха: изображения Иоанна Предтечи и Праведных судий. Позже первая картина была найдена, судьба второго оригинала до сих пор неизвестна. С 1940 года до нынешнего времени в составе алтаря на ее месте находится копия.

  4. До конца II Мировой Войны части алтаря вместе с другими произведениями искусства со всей Европы хранились в соляной шахте вперемешку со взрывчаткой. Идея фашистов заключалась в том, чтобы взорвать бесценные шедевры в случае отступления немецкой армии. Соляные пары не могли не сказаться на состоянии полотен.

   В списке выше представлены только самые яркие моменты, повлиявшие на судьбу алтарных картин. Между тем, за 600 лет существования, панели неоднократно продавались и перепродавались коллекционерами друг другу, переходили в руки разных сторон-участниц I и II мировых войн, прятались в запасниках, выставлялись вместе и по отдельности в нескольких музеях. Все это продолжалось до 1950 гг, когда были начаты масштабные работы по реставрации и консервации шедевра средневековой живописи.

   Во время восстановления алтаря, ученые провели множество исследований, благодаря которым техника создания картин стала более понятна. Одно из самых любопытных, на мой взгляд, открытий было сделано при помощи рентгенографического анализа. Оказалось, что не все картины полностью нарисованы. Богатые парчовые ткани за спинами Господа, Марии и Иоанна Предтечи выполнены в широко использовавшейся в те времена технике тиснения по золотой фольге (pressed brocade) с последующей росписью. Воспроизводились такие работы в несколько этапов, которые мы рассмотрим на примере современной реконструкции:

гентский алтарь, реставрация

Сначала на металлическом листе делалась гравировка рисунка

 гент

Поверх рисунка клалась тонкая фольга и аккуратно вбивалась в рисунок

 бельгия

Тонкая фольга укреплялась при помощи заливки

 собор святого бавона

Кусочки фольги приклеивались на свои места на деревянныех панелях

 поклоние агнцу

На фольгу наносилась позолота (в том случае, если не использовалась сразу золотая или серебряная фольга)

 ван эйк

На часть позолоченной фольги наносился рисунок, благодаря чему получалась очень правдоподобная имитация вышивки золотой нитью по бархату и парче.

  Еще одно интересное открытие было сделано во время анализа панели с ангелами, играющими на музыкальных инструментах.

средневековая живопись

Так как художник рисовал картину на белом фоне, а набросок был сделан содержащим уголь материалом, в инфракрасном излучении можно увидеть первоначальные эскизы автора.

                                                     техники живописи        гравировка

  Четкие линии, обозначенные цифрами 1 и 2 говорят о том, что эскиз был нарисован чернилами. Если бы для наброска использовался мел, линии в этом излучении выглядели бы прерывающимися штрихами. Линии арфы на эскизе (1) не совпадают с линиями, которые мы видим в окончательном варианте картины (3). Это позволяет сделать вывод о том, что изначально инструмент планировался немного другой формы.

  Кроме того, на картине отчетливо виден набросок правой руки ангела, которой он держит арфу. В окончательном же варианте она была закрашена. Зато рука другого ангела, лежащая на крышке органа, не была прорисована на первой стадии, но была изображена позже верхним слоем краски.

  Фон для труб органа идет прямыми линиями, без прорисовки деталей – они добавлялись позже, а лишние мазки коричневой краски постепенно скрывались под слоями других цветов.

  Это лишь малая толика того, что может нам рассказать этот алтарь. Каждый день команды ученых делают все новые и новые открытия, исследуя это произведение. Будем ждать, когда они поделятся своими открытиями и напишут об этом книгу.

  Надеюсь, Вам было так же интересно, как и мне, узнать эти маленькие хитрости, которые не видны человеческому глазу и почувствовать себя чуточку причастными к сотворению шедевра.

По материалам KIK-IRPA, Brussel

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email