Обновление пароля

 >  >  >  > Не может быть! Ян Вермеер и камера обскура.

Не может быть! Ян Вермеер и камера обскура.

Виды творчества:   Живопись и рисование > Живопись
Не может быть! Ян Вермеер и камера обскура. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Когда я прочитала несколько публикаций на эту тему, то сначала была возмущена. Затем я решила поглубже погрузиться в эту тему. И вот я предлагаяю вам прочитать эту информацию и самим решить - помогал ли Яну Вермееру этот технический инструмент при написании его картин, которые и в наше время не оставляет людей равнодушными!

Итак.

Один из самых известных из ныне живущих художников – Дэвид Хокни (David Hockney) в своё время выпустил книгу, в которой выдвинул предположение о том, что Ян Вермеер (Johannes Vermeer), как и многие художники 17-го века, использовал камеру обскура для создания своих необычайно реалистичных полотен. Но как узнать, возможно ли это вообще, и достаточно ли профессионального использования оптического устройства для того, чтобы писать настоящие шедевры, и если да, то как именно оно помогало художникам?

На этот вопрос и решил ответить изобретатель из Техаса Тим Дженисон.У Дженисона был амбициозный план – полностью повторить картину великого голландца, опираясь лишь на технологии и не имея никакого художественного опыта.

В истории искусства, Ян Вермеер является почти столь же таинственной и непостижимой фигурой, как Уильям Шекспир в литературе. Принятый в местную голландскую гильдию художников в 1653 году в возрасте всего 21 года, Вермеер ранее не значился в учениках ни у одного художника. Тем не менее, он сразу же начинает писать шедевры в невероятной, фотографически точной манере.

живопись

Девушка с письмом у открытого окна. Около 1657. Холст, масло. 83 х 64,5 см. Государственные собрания,
галерея Старые мастера, Дрезден

занимательные истории

Дама и служанка с письмом. Около 1667-1668. Холст, масло. 89,5 х 78,1 см. Собрание Фрик, Нью-Йорк

живопись маслом

Девушка с жемчужиной. Около 1665. Холст, масло. 45 х 40 см. Маурицхёйс, Гаага

Это загадочное появление Вермеера на сцене истории искусств породило множество слухов о том, что художник использовал при написании картин оптический прибор, помогавший ему создавать свои произведения. Однако до сих пор романтический мир искусства оставался непреклонен в своей вере, что даже если загадочный прибор и существовал, лишь гений мастера и его поразительно-точный глаз создали те великолепные шедевры, которые мы можем сейчас наблюдать.

Вид Делфта. Около 1660-1661. Холст, масло. 98,5 х 117,5 см. Маурицхёйс. Гаага

58-летний Тим Дженисон из Техаса ничего не знал о шумихе вокруг картин Вермеера. Он спокойно жил в своем городе, где основал свою компанию, сделав состояние на изобретении аппаратного и программного обеспечения для производства видео.

Все изменилось в 2002 году, когда одна из его дочерей, посоветовала ему почитать «Тайные Знания» («Secret Knowledge») Дэвида Хокни. Идея оптического устройства, благодаря которому можно самостоятельно написать шедевр живописи запала в сердце Тима, всю жизнь работавшего с воспроизведением и манипулированием визуальными образами. Именно его опыт, благодаря которому Дженисон точно знал нюансы того, как видит картинку наш глаз, и как её отображает камера, подсказал изобретателю, что Хокни возможно прав.

Тогда  Тим Дженисон решил полностью воспроизвести одно из полотен Вермеера, сконструировав аналог оптического аппарата, который мог бы использоваться в 1600-х годах, и точно воспроизведя сцену одной из картин художника в своей мастерской.

Подготовка проекта заняла 5 лет. Первым делом, Дженисон посетил Амстердам, чтобы лично увидеть шедевры Вермеера. “Я словно прозрел, первое, что бросилось мне в глаза – фотографические оттенки на его картинах. Вермеер рисовал такие цветовые нюансы, которые его глаз попросту не мог видеть”, - рассказывает техасец.

После этого, Дженисон снова и снова ездил на родину художника. Он научился читать на голландском, изучил всю сохранившуюся литературу, посвященную оптике и инженерному делу того времени, заплатил за перевод ещё более старых латинских текстов по этой теме.

В итоге, ему удалось понять, как именно работает этот аппарат: реальное изображение проецировалось на холст или бумагу с помощью линзы и расположенного под определенным углом зеркала. Причем, спроецированное изображение было достаточно ярким и четким для того, что бы воспроизвести его на бумаге. Такая проекция позволяет создавать рисунок, точно повторяя цветовые нюансы проектируемого изображения, не давая художнику ошибиться.

Первым экспериментом Дженисона стало перенесение на бумагу черно-белой фотографии своего отца. За пять часов кропотливой работы, изобретатель получил точную копию фотографии, созданную им – человеком, никогда ранее не бравшим кисть в руки. Этот эксперимент показал, что применение оптики может гарантировать точное перенесение на бумагу изображения, не зависимо от художественных способностей рисующего.

Следующим этапом подготовки стало точное воссоздание интерьера, изображенного на полотне голландского художника «Урок музыки» (The Music Lesson).

Дженисон лично создал из дерева точную копию клавесина 15-го века, покрыв замысловатой резьбой всю его поверхность. Также были наняты актеры, одетые в точные копии костюмов героев картины Вермеера, позировавшие начинающему художнику. Даже освещение помещения было точно воссоздано. Окно комнаты было расположено под таким же углом к солнцу, как и мастерская Вермеера в Дельфте (Delft), а за окном был возведен ложный фасад голландского здания, стоявшего на другой стороне канала, напротив дома художника.

Процесс работы оказался намного более трудоёмким, чем изначально предполагал Дженисон. Выяснилось, что современные линзы не подходят для воссоздания изображения с помощью камеры обскура. Изобретателю и их пришлось делать своими руками, изучив технологию плавления и шлифовки стекла 17-го века. Для палитры были использованы только пигменты, доступные художникам в 1600-х годах, некоторые из них Дженисон сам добывал из минералов.

Крайне трудоёмким оказалось и создание самого изображения – оно заняло ровно 100 дней, от первого до последнего мазка.

Когда Тим Дженисон начинал свою работу, он на 80% был уверен, что Вермеер использовал камеру обскура. Когда изобретатель закончил свой эксперимент, его уверенность выросла до 90%.

Исследование Дженисоном подлинника картины с помощью хирургических линз повысило его уверенность до 95%.

Но были ещё 5%, которые сильно смущали экспериментатора – это был контраргумент, приводимый в противовес теории Хокни. Если Вермеер использовал такой сложный оптический прибор, как ему удавалось хранить это в тайне? Почему не сохранилось никаких свидетельств или описаний этого факта?

Фрагмент картины Тима Дженисона Изображение: Tim Jenison      

 Фрагмент картины Вермеера Дельфтского (1662-65) Изображение: Web Gallery of Art

 Урок музыки. Около 1662-1665. Холст, масло. 74,6 х 64,1 см. Королевское собрание, дворец Сейнт Джеймс, Лондон

Камера обскура в своем самом простом варианте известна с античности — ее описание приводят Аристотель и Евклид. Подобное устройство было известно и в Китае. В средневековой Европе камера обскура была известна уже схоласту Роджеру Бекону в XIII веке, ее также использовал Леонардо да Винчи.

Что такое камера обскура?

В простейшем представлении она представляет из себя обычный ящик или короб, в одной из стенок которого имеется небольшое отверстие. Суть в том, что световые лучи, проходя через это отверстие дают на противоположной стенке перевернутое изображение того, что находится перед камерой-обскурой. Примерно то же, что и в фотоаппарате. (Кстати, камера-обскура и была прототипом обычного фотоаппарата.)

Для большей наглядности вы можете проделать простой опыт. Возьмите кусок картона или плотной бумаги, прорежьте в нем посередине отверстие диаметром приблизительно 5 мм. Затем поднесите его к противоположной от окна стене на некотором расстояние так, чтобы лист был параллелен плоскости стены. На «глухой» стене вы увидите уменьшенное и перевернутое изображение окна с некоторыми дополнительными деталями (занавеска, цветы на подоконнике и т.п.).

В-общем,думайте сами, решайте сами....

Картина Яна Вермеера "Дама у спинета"

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email