История одной картины. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

  • Рубрика: Занимательные истории
  • Виды творчества: Живопись
История одной картины. И. Репин.  Запорожцы пишут письмо турецкому султану | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Картину эту знают все – примелькалась, а вот то, что они там пишут, известно немногим. Славная запорожская братва собралась не просто черкнуть султану пару ласковых от нечего делать, а сотворить ответ на послание Магомета IV, ибо негоже оставлять без такового письмо брата Солнца и Луны. Запорожцы слегка перебрали в количестве матюгальников,

ну что с них возьмешь – хулиганы

И еще – письмо это вряд ли действительно было отослано туркам, скорее это просто народное творчество.

Далее письмо султана запорожцам, их ответ и два варианта "Запорожцев" Репина в полный экран. Историческая справка прилагается.

Письмо турецкого султана к казакам

"Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться."

Подписано: Султан турецкий Мухаммед IV

Ответ Запорожцев Магомету IV-му

"Запорожские казаки турецкому султану!

Ты — шайтан турецкий чёрт, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люцифера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, когда голою сракой ежа не убьёшь? Чёрт высирает, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, ** твою мать.

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас, Армянский свин, Подолянская злодеюка, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, и всего света и подсвета шут, а для нашего Бога — дурак, самого аспида внук и нашего х*я крюк. Свинячья морда, лошадиная *цензура*, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою **!

Вот так тебе запорожцы ответили, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!"

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским

По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Магомета IV. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал её известному историку Д. И. Яворницкому, который однажды зачитал её, как курьёз, своим гостям, среди которых был, в частности, И. Е. Репин. Художник заинтересовался сюжетом, и в 1880 году начал первую серию этюдов.  Во время поездки по Украине, где Репин собирал материал для своих Запорожцев, художник писал Стасову: "До сих пор не мог ответить Вам, а всему виноваты Запорожцы, ну и народец же!! где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму; еще задолго до Вашего письма я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться - веселый народ. Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!"

«Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Художник постоянно менял фигуры, удалял одни, вписывал другие, работал над картиной целыми днями, а иногда откладывал ее на долгий срок. «Работал над общей гармонией картины,- говорил он в одном из писем. - Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия - чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях... Работаю иногда просто до упаду... Очень устаю». В другом письме: «...если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины... чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся - великолепная фигура, - все не удовлетворяло».

Ещё не завершив основной вариант, Репин в 1889 начал работу над вторым, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту (2,033,58 м), и является, так сказать, кулуарным экземпляром. Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.

илья репин, картина, юмор

художник, история искусства, хорошее настроение

Комментарии (10)

В Краснодаре есть шикарный памятник на основе этой картины. Можно даже присесть рядом с казаказами за стол и поучаствовать в написании письма :)

Добавлю. Третьяков не смог купить это полотно, потому что сумма была велика. Картину купил император Александр за 30 000 рублей.

Это надо же так - по 12 лет картину писать! Такая увлеченность темой и скурпулезность в работе...

Спасибо за публикацию! Так неожиданно приятно почитать про историю картины. Она для меня особенная, т.к. это любимая картина моего деда, она много лет у него висела. Как воспоминание детства, все лица там знакомые. Но теперь ее нет и хочется дома копию повешать, но я не разу не встречала ее. Спасибо, что напомнили о ней{#}

Спасибо! Узнала много нового! всегда знала, что казаки были веселые ребята, но чтоб настолько ))

В детстве меня на лето возили к бабушке, и на автовокзале в городке Ичня висела копия картины. Я немогла оторваться от её, готова была рассматривать часами, настолько она интересна, какие костюмы, лица, цвета, сюжет. И конечно-же интересно чего-же такого они там пишут... и тут включается воображение. Смотря на лица козаков представьте как они диктуют писарю "... голою сракою ежа не убьешь..." и дружное ГА-ГА-ГА разносится над сечью....

Спасибо за публикацию, прочитала с большим удовольствием. Утаскиваю в избранное.

Да уж. Веселые ребята! Спасибо за публикацию ,узнала интересные подробности {#}{#}.

на фоне революции в Киеве как-то грустно.

Vrana Raven 22.01.2014

Письмо шедеврально! =)

Спасибо вам за комментарии! Рада, что вам понравилось! Эта картина лучший антидепрессант, сразу улучшается настроение,появляется на лице улыбка. Вот такой позитиффчик!