Узоры и орнаменты, часть 9.

Узоры и орнаменты, часть 9. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В копилку рукодельницы.

Доброго времени суток, друзья. Я продолжаю серию публикаций фотографий узоров и орнаментов, сделанных мною в разных музеях. Надеюсь, что они пригодятся вам в работе.

В прошлой публикации мы продолжали осмотр убранства воссозданного деревянного Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, остановились в передних сенях женской половины:

http://www.livemaster.ru/topic/524969-uzory-i-ornamenty-chast-8?

Назначение помещений в женской половине такое же, как и в мужской, но они меньше и скромнее.

узоры

Вход - через Передние сени государыни – царицы, где висят портреты обеих жён Алексея Михайловича (Марии Ильиничны Милославской и Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I), его дочери Софии Алексеевны (сестры Петра I), а также Елизаветы Петровны (дочери Петра I, которая родилась именно в Коломенском) и Екатерины II (жены Петра III), чьё правление также отразилось на судьбе дворца. Кстати, в дверном проёме виден портрет Марии Ильиничны Милославской.

Именно в царствование Екатерины II дворец был точно обмерен, составлены точные описи, были подготовлены документы, по которым в наше время дворец восстановили. Но именно Государыня-матушка повелела закончить жизнь дворца; его разобрали "за ветхостию".

Передняя палата.
На потолке – подволочное письмо на библейскую тему, тему книги бытия Эсфири.

орнаменты

русские узоры

русские орнаменты

Эсфирь была разумной и покорной женой царя Артарксеркса, благодаря своему благочестию спасла израильский народ от уничтожения. Так этот эпизод трактовался на Руси в XVII веке.

 Возможно, здесь, в этой палате проходили театральные представления. Пьесы писал Симеон Полоцкий. Одна из его пьес была посвящена Эсфири, в ней разыгрывалось, какой должна быть добродетельная жена. Поэтому здесь восстановили сцену из книги Эсфири. Сидели зрители на лавках, низшие чины во время представления стояли. В антрактах играли музыку, показывали танцевальные номера.

Престольная царицына палата.

В этой палате государыня проводила приёмы по поводу:
- своих именин
- рождения наследника, именин детей
- Пасхи, Рождества и других важных праздников.

На потолке написаны аллегории времён года. Они выполнены в очень интересной манере. Мы привыкли, что части света изображают в женских образах, а здесь четыре времени года изображают мужчины разного возраста. Зима представлена в виде старика, весна –это юноша, почти мальчик, осень – зрелый муж, лето – молодой мужчина.

Изображения для аллегорий взяты с деревянной тарелки XVII века, хранящейся в ГИМ.

Внизу, в нижнем регистре стены впервые в росписи появляются пейзажи – ланчаки (искаженное landscape). Это отголоски западной культуры, когда в искусстве появились пейзажи. При дворе знали, что их следует изображать на стенах, но где – не совсем понимали, поэтому во дворце их осторожно поместили в самый нижний ярус.

Над троном помещена икона Успения Богородицы, под ней подвешена шитая пелена «Голгофский крест». Эта вышивка служит образцом рукоделия, шитья жемчугом знатной женщины XVII века. Таким шитьём занималась и сама государыня-царица.

Сегодня мы на этом остановимся, а в следующей, заключительной публикации осмотрим Царицыну мастерскую палату, где государыня занималась рукоделием.

 часть 1   www.livemaster.ru/topic/358205-uzory-i-ornamenty-chast-1?

часть 2   www.livemaster.ru/topic/360019-uzory-i-ornamenty-chast-2?

часть 5   www.livemaster.ru/topic/436629-uzory-i-ornamenty-chast-5

часть 6  www.livemaster.ru/topic/446745-uzory-i-ornamenty-chast-6?

часть 7  www.livemaster.ru/topic/473457-uzory-i-ornamenty-chast-7

часть 8  www.livemaster.ru/topic/524969-uzory-i-ornamenty-chast-8?

Надеюсь, вам было не скучно.

Ваша Татьяна

P.S. Как всегда оригиналы фотографий размером 3456 х 5184 пикселей, для публикации преобразованы в размер 1024 х 683 пикселя.

Комментарии (13)

Татьяна, спасибо за очередную публикацию! Интересно рассматривать не только орнаменты, но и цветовые сочетания...Благодарю и С Новым Годом!

За вышивку отдельно спасибо...!!!!

Спасибо за публикацию, я как всегда от ваших фотографий в полуобмороке, до чего же красиво! Выкладывайте еще {#}

Вот только бросилось в глаза: неужели современные радиаторы отопления не могли как-то получше оформить, чтобы в тему было...

Спасибо, Татьяна! Красивое легко фотографировать... Обязательно буду делиться!

А с радиаторами (и пр. полезными предметами) у нас пока просто не умеют работать. К сожалению. В зарубежных музеях они, конечно, так в глаза не бросаются... Может быть, со временем научатся и у нас? Ведь интерьеры научились воссоздавать вполне прилично!

Какая красота ! Спасибо , очень интересная информация !

Спасибо за Ваши добрые слова! Всегда рада поделиться!

Слушайте, а мне нравится! Я прямо задумалась на тему желтых обоев и побольше желтого в интерьере - так сразу солнечно на душе стало, как посмотрела фото, и жажда творчества проснулась, несмотря на поздний час{#}

Верно, Ирина! Насчёт жёлтого - подтверждаю! Жёлтый цвет хорошо поднимает настроение и помогает проснуться.

Очень-очень давно я с родителями жила на 5 этаже в комнате с двумя большими окнами, перед которыми была глухая кирпичная стена. Свет в доме был только электрический...
Когда родители оклеили стены жёлтыми обоями (правда, рисунок был... хе-хе... попроще {#}), стало намного веселее.

Удачи!

Какой класс! недавно купила книжку по орнаментам и просто засмотрела ее от корки до корки. Спасибо за отличные публикации и Ваш труд!

Спасибо, Лавандовая Зебра! Я тоже люблю книги по орнаментам, и очень люблю готовые вещи с орнаментами. Их так интересно разглядывать! В голове сразу появляется столько идей!

Огромное спасибо!

И Вам спасибо, Слава, за добрые слова!

МироДрев 28.12.2013

очень интересно, Спасибо {#}

удивили и заставили задуматься два момента:

- узор на потолке, тот который "на тему книги бытия Эсфири"...

вот чем руководствовались люди, изображавшие это на самом пожалуй видном и центральном месте потолка?...почитал я немного о самой "книге Эсфири"...нда..автор неизвестен, написана на древнееврейском с примесью персидских и арамейских слов...

прям канон для писания на потолке в Передней палате...)

- аллегории времён года - зима. форма меча явно не местная... странно как-то немного...{#}{#}

Так бывает,

- утрачивается оригинал, и потом приходится заново что-то придумывать...