Новогодние игрушки, свечи и хлопушки.... Немного истории.

Началась предпраздничная суета и я хотела бы поговорить про Новогодние игрушки. Самое время, правда? Скоро такой долгожданный и замечательный праздник. Я всегда жду чего-то нового, доброго и хорошего.  А как приятно дарить Новогодние подарки и  получать …  По елочным игрушкам можно изучать историю страны, историю народа.

елочные и грушки

   До революции елки украшали ангелами и арлекинами из папье-маше, Вифлеемскими рождественскими звездами из картона. Много игрушек делалось своими руками из ваты – разные фигурки животных, людей. Стеклянные игрушки были только немецкие, и позволить себе их могли очень состоятельные люди.  

новый год

    В советские годы на ёлке «появляются» достижения народного хозяйства. Корабли, паровозы, спутники из стекла и картона.  Они и сегодня, наверняка, скрываются на антресолях и пылятся на чердаках во многих российских домах. И мало кто знает, что за иной снегурочкой коллекционеры гоняются по всем блошиным рынкам. А за человечка из ваты - таких под Рождество в начале прошлого века мастерили в каждой дворянской семье - готовы отдать не одну тысячу рублей. Игрушки хрущевской эпохи можно назвать: «Весь ёлочный мир - в коробке размером с ладонь». Люди переселялись из бараков и подвалов в маленькие квартиры.   И игрушки тоже стали очень маленькими - крошечные гирлянды и флажки, шпиль, стеклянные фрукты и герой своего времени - космонавт. Маленькие пластмассовые ёлочки, которые собирались на такой пластмассовый штырек, и такая маленькая коробочка к ним прилагалась.  

новогодние игрушки

   Традиции украшать ёлку - более 400 лет. Родоначальниками считаются французы. В далеком 1605-м в Эльзасе на Рождество лесную красавицу нарядили розами из цветной бумаги, печеньем и мишурой. Французскому примеру быстро последовала Германия. И первой же впоследствии наладила промышленное производство классических стеклянных игрушек.

   "Вообще, считалось самым престижным нарядить ёлку именно стеклянными украшениями, - говорит автор книги "История ёлочной игрушки" Алла Сальникова. - Они были самыми дорогими. И, как вы понимаете, оно придавало ёлке такой шикарный вид - блеск, мерцание, отражения свет".

Кстати, именно, потому, что главным импортером новогодних украшений была буржуазная Германия, в 1918 году Советская власть наряжать ёлку запретила. Традиция украшать елку вернется только через 18 лет - но станет уже частью агитации и пропаганды.

    Современные игрушки поражают воображение и можно найти на любой вкус и из любых материалов. Я никогда не придерживаюсь никаких модных тенденций и украшаю елку разными игрушками, разных эпох. Рядом могут висеть: красная советская звезда, доставшаяся от мамы и современный расписной шарик или маленький барашек из лихих 90-х, совсем поблекший и очень дорогой моему сердцу, потому, что это первая игрушка, купленная с первой зарплаты))).  Может быть именно поэтому мои дети обожают рассматривать елку и ходят кругами, там так много интересных и разных игрушек и фигурок. Каждый год я покупаю одну-две новые игрушки. Теперь уже одной елки нам мало и мы наряжаем две))).

   Впрочем, чем украсить Новогоднюю ёлку - старинными игрушками или современными, авторскими или фабричными - не столь важно. Главное - наряжать, создавать праздник и важно успеть. Ведь куранты пробьют 12 уже совсем скоро.

В публикации использованы материалы с сайта Вести.Ру.

Комментарии (15)
Lestvica 19.12.2013

Замечательная статья!!! Уважаемые мастера, наряжали ёлку и в старых игрушках нашёлся замечательный стеклянный львёнок на елку, только краска с него почти вся сошла((( Кто-нибудь знает как и чем можно его раскрасить? Очень хочется его на елочку повесить {#}

Как правило, раньше окрашивали изнутри, поэтому достаточно обезжирить поверхность спиртом (водкой), пократь крунтовкой и сверху окрасить акриловыми красками. Если лева окрашен сверху, то ко всем этам добавляется ошкуривание - надо снять старую краску. Лично пробовала реставрировать старые игрушки таким способом, очень хорошо получается.

Татьяна 19.12.2013

А у меня селедка была как на фото и Мороз на прищепке))) Приятно вспомнить, они у меня до сих пор лежат.......а вешать на елку я их перестала, т.к у меня ассоциация с моими бабушкой и дедушкой, когда мы вместе наряжали елку, а их уже давно нет рядом......и так грустно...........а на Новый год грустить нельзя, ведь как встретишь его так и прведешь!!!!! Поэтому я использую большие пластиковые шары авторские расписные, не люблю фабричные....а Вам огромное спасибо за этот рассказ, вот сейчас сижу, а слезки катятся туда.........в далекое детство................{#}

Спасибо, Татьяна. Я рада, что сатья смогла ненадолго вернуть всех нас в теплое детство))

Арина Шустова 18.12.2013

Спасибо!!! Увидела - умилилась, видела такие в детстве, когда мама доставала ещё свои детские ёлочные игрушки. А при переездах они потерялись. Забрала в избранное, покажу - мама прослезится, наверное!

Очень рада, что вам понравилось))

Хотелось бы добавить, что в советское время игрушки из ваты, с лицом из мастики делали артели в 20 - 30-х годах. Они у Вас на 1, 2 и 4 фото. Кстати, у меня таких около 20 шт. в коллекции.)))

С уважением.

Какая прелесть, завидую вам. У меня есть только стеклянные игрушки - звезды, старик с золотой рыбкой, дирижабль.

Ой, а у меня был клоун с флейтой)))

Разбился?((

VladimirovaArt 18.12.2013

Мишка с баяном!!!!{#}{#}Как запахло детством....{#}

И я всегда детство вспоминаю, когда наряжаю елочку))

Спасибо большое!

Класс. На картинках увидела знакомые игрушки: медведь в красных трусах с баяном, старик с неводом и некто в шароварах)).

Спасибо)) И я обожаю старые игрушки. Некоторые мне даже удалось отреставрировать))