Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Всё о продажах > О ремесле и искусстве, или должен ли художник быть голодным?

О ремесле и искусстве, или должен ли художник быть голодным?

Виды творчества:   Разные виды творчества
О ремесле и искусстве, или должен ли художник быть голодным? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Задумалась я на тему ремесла и искусства.
Когда-то в ужасные кризисные годы конца прошлого века многие москвичи учились у Сасыкова Шамиля вырезать шкатулки. И я пошла на эти курсы резьбы по дереву. Руки у меня растут откуда надо, я за два месяца прошла полугодовой курс и начала работать. Но, как оказалось, учиться мне нравится больше, чем ремеслинничать. Сдавая шесть шкатулок с одинаковым орнаментом, я сказала приемщице, что мне надоело резать "березку" и я хочу делать что-то другое. На что мне было сказано: "а нам нужна березка! а вы что хотели? это РЕМЕСЛО!"
Это был наш последний разговор, последнее наше свидание. Больше стамески я в руки не брала. Как отрезало.

Почему же так произошло?
Мне поставили строгие рамки, хотя я без того была связана формой заготовки. Сейчас, в керамике, я могу создавать ту форму, какую захочу, и резать по глине, как по дереву то, что мне вздумается.

Но попробуем разобраться, что такое ремесло, и чем оно отличается от искусства.

Ремесло, гласит Википедия, — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Обращаемся к тому же источнику и читаем об искусстве: Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Почувствуйте разницу!
А она, эта разница, собственно, в восприятии художником самого себя. То есть либо вы себя чувствуете художником - либо ремеслинником. Так я думаю. Это мое мировосприятие, мое видение. Возможно, у вас другое мнение, мне интересно его узнать.

Еще есть такая расхожая фраза, что художник должен быть голодным. Тут смысл опять многосоставный, и прочитать ее можно по-разному. Шилов, Глазунов, Церетелли, Никас Сафронов - все наши замечательные художники, и они не производят впечатление недоедающих.

Как же художнику не "быть голодным"? Либо работать на заказ, наступая на горло своей песне, чувствуя себя ремеслинником, либо иметь спонсора, либо занять нишу "дорогого мастера".

Разберем первый вариант. Я работаю на заказ, заказчиков своих очень люблю. Работа эта всегда индивидуальная и творческая. Она часто служит толчком, дает новое направление мысли и развития. Да и художники, пишущие, например, портреты, отнюдь не ремесленники. А уж если кто назовет портретиста "ремеслинником", то это будет синоним "халтурщика". То есть здесь все совсем не однозначно.

Рассмотрим третий вариант. Позиционировать себя как "дорогого мастера" - этот вариант мне тоже не нравится. Это все равно что к покупателю в карман заглядывать. И кроме того, очень ограничивает круг покупателей. Часто слышу советы: "Представьте себе подробно, для кого вы работаете". Ну как я представлю, для кого я делаю, к примеру, кружку с котом? Это точно кошатник, как и я, - и это все! Пол, возраст, социальное положение могут быть любыми. Все, что я знаю про своего будущего покупателя - его чувство прекрасного совпадает с моим чувством прекрасного. Так что когда я делаю кружку, вазу, тарелку - я делаю их как для себя. И это не просто слова.

Больше всего мне нравится второй вариант. Когда можно вдохновенно работать, не напрягаясь, что надо свое творение продать вот прямо сейчас. Тогда можно полностью вкладываться в каждую вещь не торопясь и не нервничая. Достоевский всегда завидовал Тургеневу, что тот барин, что над ним не висят сроки и кредиторы, что тот имеет возможность работать без пресса. Однако этот постоянный временной и финансовый цейтнот не помешал Федору Михайловичу стать величайшим писателем.

Вот как много написала. Извините за сумбур. Чукча не писатель, чукча художник!:)

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email