Знакомьтесь : японский лак уруши и его притягательность

Знакомьтесь : японский лак уруши и его притягательность | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Япония всегда поражает . На этот раз хочу познакомить мастеров с древнейшим видом художественной отделки различных материалов потрясающим материалом - лаком уруши. Его возможности как космос безграничны. Существует огромное количество техник  отделки предметов лаком уруши, из которых мастеру желающему приобщиться к этому искусству стоит ограничиться лишь на нескольких. Техника покрытия лаком уруши весьма трудоёмка .длительна по срокам ,таит в себе опасности аллергических реакций организма при контакте с ним , но всё же кто "заболел" этой темой приобретает иммунитет и в дальнейшем только открывает новые горизонты своих возможностей . Вот как описывает мастер по работе с уруши ,человек из Питера переехавший в Европу свои мысли о этом уникальном материале...
 Мало кто знает, что материал, используемый на протяжении тысячелетий  в различных странах Азии, до сих пор абсолютно неизвестен среди европейцев. В лучшем случае если кто-то что и слышал, так это что секреты работы с этим лаком недосягаемы для европейцев и что для работы с уруши японцы выходили на лодках в море (чтобы решить проблему с пылью). А сами лаковые предметы представляются как выполненные в золотом лаке пейзажи с цветами, бабочками и гейшами и всё это на отполированном до блеска чёрном или красном фоне.
Моё представление ни чуть не отличалось от вышеупомянутого.Так что, когда я узнал что это такое на самом деле, для меня открылся новый мир, полный неограниченных творческих возможностей.
Так что же такое на самом деле уруши?
Уруши – это сок дерева уруши ( лакового дерева ). Ботаническое название Rhus vernicifera. Это дерево относится к группе Anacardiaceae ( sumac ) и встречается на территории Китая, Кореи, Японии и восточной части Гималаев. Сок этого дерева содержит смолу urushiol, которая при соприкосновении с влажностью в воздухе полимеризируется и превращается в очень прочный, пластичный слой лака.Фактически, уруши является натуральным пластиком. Похожее дерево, со сходными качествами, произрастает в южно-восточной части Азии.
ИСТОРИЯ
Существуют доказательства того, что в каменном веке люди обнаружили полезные свойства сока дерева уруши.Его клеевые качества использовались при изготовлении стрел и копий.
В ранней Японии люди, оценив прочность и блестящую красоту уруши, стали использовать его как покрытие для древесины, керамики, плетёных и костяных объектов.
Начиная с первого использования уруши при изготовлении блюд, тарелок, подносов, чашек для саке, шкатулок, гребней и других объектов  на протяжении веков продолжалось развитие использования уруши в культуре.
В Японии блюдо или чашка, отделанное уруши стало частью гармонии в традиционной церемонии еды.
Техники Маки-е и Раден использовали в элегантной форме золото и серебро для украшения предметов мебели, письменных принадлежностей и игрушек.
Уруши стало также важной частью  в гармонии чайных шкатулок, курительниц и других инструментов и предметов для применения в чайной церемонии. Помимо этого уруши использовалось в Буддистких храмах и при изготовлении оружейных предметов, таких как шлемы, мечи и др. атрибуты.
Во время Эдо периода ( 1600 - 1867г) люди носили украшения в виде красивых инро (коробочка для лекарств), расчёсок и заколок для волос.
В 17 веке  Голландская Восточно - Индийская Компания представила Японские и Китайские лаковые предметы в Европе.
В 18 веке в большом количестве стали импортироваться лаковые ширмы, часто с целью использовать слой лака для изготовления других предметов. Ширмы разделялись на две части по толщине  для использования как декоративные настенные панели или распиливались на части для применения при изготовления мебели.  В музеях и частных коллекциях можно встретить много образцов таких мебельных «гибридов».
В начале 20 века во Франции некоторые дизайнеры стали применять японский лак при изготовлении мебели и др. декоративных предметов. Ейлин Грэй и Жан Дюнанд были самыми известными в этом жанре.
В настоящее время наряду с мастерами, изготавливающими традиционные лаковые предметы, всё больше художников применяют уруши как «новый» материал при изготовлении предметов искусства.
СВОЙСТВА И УПОТРЕБЛЕНИЕ
Защита.
Уруши — материал, который можно нанести почти на любую основу — древесину, металл, ткань, керамику и т.д. После затвердевания образуется очень прочный слой лака, защищающий основу от воздействия воды, различных кислот и щелочей. Только длительное воздействие прямых солнечных лучей в итоге может разрушить слой уруши.
Клей.
Первое применение уруши было именно как клея. В преисторические времена люди использовали уруши для крепления каменных и металлических наконечников стрел и копий.В настоящее время клеевые свойства уруши используются для крепления различных материалов, используемых в лаковых техниках, таких как перламутр, металл, листовое золото и серебро и т.п.
Форма.
При смешивании специальной глины с уруши образуется густая масса, которую возможно моделировать в различные формы. Также ткань может принимать различные формы с использованием клея, изготовленного из уруши и рисовой пудры.
Декорация.
Уруши может быть окрашен в различные цвета. Золото и серебро в виде листов или пудры может использоваться для декорирования объектов.Также используется перламутр, коралл, полудрагоценные камни и другие материалы. Особенно в Японии  декоративная «сила» уруши и многообразие техник .

Мастеров по работе с лаком ируши во всем мире можно пересчитать по пальцам рук. От себя могу добавить ,что просто приводит в восторг исскуство мастеров лака ируши. Мастер на протяжении 6 лет работает с этим лаком ,теперь из неизвестного приезжего краснодеревщика из Питера , он стал востребованным мастером и теперь в Европе его работы экспонируются в самых престижных музеях, и выставляются на аукционах Кристи...

Только торопиться не стоит бросаясь после прочтения этого материала в поисках "волшебного лака". Отношение к нему требует осмысления , нужно ли оно Вам , и готовы ли Вы посвятить часть своей творческой жизни этому промыслу....

Комментарии (9)

есть ли мастера работающие с этим волшебным лаком?{#}

Извините Сергей за долгое молчание. Есть безусловно мастера работающие с этим лаком , только их очень мало. Удача кроется в том ,что и наш соотечественник переехав на ПМЖ за рубеж , освоил приемы работы с этим лаком . Теперь он и его работы весьма востребованы зарубежными музеями и аукционными домами.

Александр, что востребованы - это же хорошо! Щас надо быстро освоить это дело!

Востребованы -слабо сказано... Сильно востребованы . Конкурентов нет , а работы по своей красоте "убивают" наповал всех кто видел это чудо. Только быстро освоить не получится ...Погуглите по этой теме на досуге ,много весьма любопытного для себя откроете . Был бы помоложе -впрягся бы в это ремесло . Кому за 50 , по моему мнению поздновато начинать. Если Сергей Вы решитесь освоить это ремесло . то будете вторым в России ,если не первым мастером уруши.

Александр, заманчиво ..{#}

бум пробовать тогда...{#}

А этот Мастер случайно не с ником Intarsio на форуме WoodTools?

Возможно...

Фестиваль Столярного Дела 2014 - Мастер класс Сергея Кирилова (Intasio) - "Работа с лаком Уруши"

http://www.youtube.com/watch?list=PLsC1WCl_QJhwn-I-6mKnxPxGJMJ0aCqKh&v=hhN6IGZJu2Q

Я Вам признателен Евгений за ссылку на видео. К сожалению в этот раз пропустил фестиваль . Мне прислали из Японии шкатулку покрытую лаком уруши ... ( есть чему восторгаться ) знакомый японец живет недалеко от мест где изготавливаются различные предметы которые ремесленники покрывают лаком уруши.